Сравнительный анализ форм правления в зарубежных странах

ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции

относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо

партии отозвать своих представителей из правительства, как оно

утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и

зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система

(Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с

одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в

принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между

парламентом и правительством практически превращается в свою

противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за

правительством, однако на деле правительство, которое состоит из

лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней

палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью

контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил

название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной

монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и

министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной

системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно

отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние

монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов

дуалистического государственного режима.

Республика

o Понятие.

Республикой (от лат. res publica - общественное дело) называется

такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит

избранным на определенный срок органам государственной власти. “Как и

монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю.

Она зародилась в древнем мире и наивысшего расцвета достигла в

Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание,

избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное

собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало

судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал

выборный высший орган управления - Совет пятисот. В его ведение

входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных

лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь. Республиканская

форма правления сохранялась и в эпоху средневековья в городах, имевших

право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).”8 Во

Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь

с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.

Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму

правления изначально. Большинство же современных европейских республик

обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных

прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная

национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических

метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму

правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной

системы в середине XX века привели, за единичными исключениями, к

образованию республик.

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая

форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви

власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в

конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует

подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют изощренные разновидности республики,

характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране

происходит государственный переворот, который ставит во главе

государства единоличного диктатора (он может называться как угодно -

президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем

центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма

правления официально может провозглашаться или оставаться

республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это

происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное

должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не

принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить

свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда

узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту

в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., черные полковники в Греции в 1967

г., А. Пиночет в Чили в 1973 г. Примеры, к сожалению, можно

значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии

республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии

демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973

г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая "республика"

отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые

республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и

формально независимых судов, власть президента практически

неограничена (т.н. монократические республики). Смена президентов

здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного

переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок

носят скорее ритуальный чем реальный характер. В Малави, к примеру,

Президент вообще находится в должности пожизненно. "Социалистические"

республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры

генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры

политбюро ее центрального комитета.

o Парламентарная республика.

К этой форме правления относится все сказанное выше о

парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Он избирается парламентом (парламент не только является высшим

законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на

представительный характер своей власти, формирует органы

исполнительной власти (избирает президента или формирует

правительство)). При подобной конструкции, хотя и существует

разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную

(президент и (или) правительство) и судебную (верховный,

конституционный и другие суды), положение исполнительной власти

зависит от решения парламента.

Положение президента в парламентской республике отдаленно

напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции

главы государства носят чисто номинальный, формальный характере (вместо

слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого президента), большей

реальной властью в стране обладает глава правительства — премьер-

министр (в ФРГ — канцлер). Чисто парламентарных республик в мире

сравнительно немного (Индия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия,

Эстония, Италия и некоторые другие). Обширные полномочия, которыми

порой конституция наделяет президента парламентарной республики,

осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего

главы или министра контрассигнует акты президента.

Показательно, что ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Индия 1949 г.

в редакции 42-й и 43-й поправок прямо установила обязанность

Президента следовать советам правительства.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной

монархии, - политическая ответственность правительства перед

парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная:

недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет

отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство

может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю

палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также возможны два государственных

режима - парламентарный или министериальный.

В тех странах, где многопартийность обуславливает действие

парламентарного государственного режима, следствием его являются

частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство

удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав

правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки

незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы

правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже,

что на этот раз не останутся безрезультатными.

o Дуалистическая (президентская) республика.

В отличие от парламентарных президентские республики возникают

преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой

многопартийной системой. Эта форма правления несколько напоминает

дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее

примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической

монархией), однако имеет существенные отличия от нее.

В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди)

республике населением избирается не только высший законодательный

орган государственной власти, но и глава государства — президент,

который одновременно является и главой исполнительной власти.

Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в

своих действиях и независимостью от парламента, нежели в

парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует

большая вероятность установления авторитарного режима в виде

диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий

коллегиальных представительных органов государственной власти,

приостановление деятельности политической партий, ограничение

политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого

существует сложная система взаимоотношения между ветвями власти,

которая строятся на базе принципа так называемых сдержек и

противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры

каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как высшие

должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с

согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из

политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных

качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц

исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя

заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не

желает.

Главный признак данной формы правления - отсутствие

ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую

политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не

нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в

политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках

мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент

принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти

не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом

должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента

может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные

правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в отлагательном

вето, налагаемым президентом на законы, принятые парламентом, тем

самым “тормозя” законодательную деятельность парламента, которое может

быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов обеих

палат парламента. Т.е. депутаты могут объявить импичмент (англ.

impeachment- досрочное отрешение от должности) президента, судебный

контроль за его деятельностью и др.

Верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению

президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может

отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.

Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и

президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как

законодательной, так и исполнительной властью.

Государственный режим при этой форме правления - только

дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль

конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее,

но качество государственного режима это не меняет.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта

форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит

за конституционные рамки (несмотря на сдержки и противовесы), и, в

частности, латиноамериканские президентские республики

характеризовались исследователями как суперпрезидентскими. В последние

10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и

приближаться к конституционному эталону.

o Смешанная (полупрезидентская) республика.

“Смешанная (полупрезидентская) республика характе-ризуется

сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления,

а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов

республики черт.

В частности для республик смешанного типа правления характерно

отсутствие прямой юридической связи между президентом и

правительством. В ряде государств всенародно избранный президент,

будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается

отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция

страны возлагает на правительство (характерный пример — Россия). В

этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней

палаты парламента по отношению к формируемому президентом

правительству. Одним из признаков, присущих исключительно республикам

смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны

возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе

президента (в случае возникновения непреодолимого конфликта между

органами исполнительной власти и парламентом одного уровня такое

правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и

Франции).”9 По Конституции Французской Республики 1958 г. Президент

избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для

президентской республики. В то же время назначаемое им правительство

должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального

собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем

Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,

что не характерно ни для той, ни для другой разновидности

республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что

правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент

придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между

Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским

большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения

которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно

для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему

возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на

практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия,

Ирландия, Исландия.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается

парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность

правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и

государственный режим, следовательно, дуалистический.

Заключение.

Подчас мы не всегда можем с легкостью определить, с каким

государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Иногда

мы видим элементы и республики (глава государства избирается на срок),

и монархии (он сам должен быть монархом). Например, в Малайзии часть

субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть -

республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается

монархами субъекта федерации из своей среды на пятилетний срок.

Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Такую форму

правления обычно называют выборной монархией.

В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая

классификация в той или иной мере условна, не существует чётких границ

между, скажем, ограниченной монархией и республиканской формой, они

очень близки по содержанию. И сегодня, при анализе формы правления

конкретного государства, нас, прежде всего, интересует не то,

республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или

монархии здесь установлена, особенности, отличающие форму правления

данного государства от других (похожих) разновидностей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты