Сравнительный анализ форм правления в зарубежных странах

Сравнительный анализ форм правления в зарубежных странах

Понятие формы правления и государственного режима

o Определение формы правления.

“Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного

государства как особой политической организации, необходимо

проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них

важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие

порядок формирования и организацию высших органов государственной

власти или, иначе говоря, форму правления.

Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия

высших органов государственной власти страны, порядок их образования и

взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании

этих органов и влияния на принимаемые ими решения.”1 Форма правления

исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных

и политических сил соответствующего общества.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения

конституционно-правового регулирования организации и функционирования

государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки,

как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью

которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы

органов государственной власти, установленной конституцией

соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к

определению того, каким образом замещается должность главы государства

- в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения

феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося

ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного

представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую

значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава

государства в стране, а то, как организуются отношения между главой

государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются

их полномочия, - словом, как устроено разделение властей.

o Классификация форм правления.

“История знает два вида органов, обладающих верховной (высшей)

властью - единоличные и коллегиальные. Единоличная власть принадлежит

монарху (царю, императору, королю, шаху), поэтому и форма правления в

таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган - это

парламент, конгресс, Государственная Дума, - избираемый народом и

осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во

главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется

республикой.”2 Разновидности монархии и республики определяются

соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти,

распределенных между главой государства, парламентом и правительством

в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в

отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному

строю нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам

был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы

правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до

настоящего времени. Примечательно, что монархия подчас

восстанавливается в отдельных странах после более или менее

длительного периода республиканского правления. Например, в Испании

монархия пала в 1931 г., а в 1947 г. фашистский диктатор Ф. Франко

объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I

воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 г., причем в 1978 г.

активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.

Монархия

o Понятие.

В переводе с греческого (monarchнa) данный термин означает

единовластие, единодержавие. “В рабовладельческих государствах

выступала, главным образом, как неограниченная деспотия, иногда как

теократия. Однако сейчас она, как правило, существует в виде

ограниченной, конституционной монархии: власть монарха ограничена на

основе конституции, т.е. законодательные функции переданы парламенту,

исполнительные – правительству”3, но юридически монарх считается

носителем исполнительной власти.

Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из ее

первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и

Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Монарх-деспот обладал

неограниченной властью, признавался единоличным правителем,

руководителем ирригационных сооружений, был верховным судьей, во время

войны становился во главе войска.

В современном понимании монархия - не просто власть одного, но

власть наследуемая. Монарх получает “верховную власть по наследству от

своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за

результаты своего правления. Существующими в стране законами не

предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких

обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а

также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.”4

Эта власть нередко обожествляется. Так, в Древнем Египте он

признавался сыном бога солнца. В Японии Император до 1945 г. считался

сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение

власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы

становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в

результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия,

изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и

большинство действующих конституций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 г., "Император

является символом государства и единства народа, его статус

определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть".

Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56

Конституции Испании 1978г.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется

монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой

характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В

зависимости от того, каковы они, мы различаем монархические формы

правления (степень участия населения в формировании органов власти

монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной

в руках монарха).

o Абсолютная монархия.

Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV-XIX

вв., когда была преодолена феодальная раздробленность и созданы

централизованные государства (особенно в период позднего феодализма,

когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального).

Примером такой монархии может служить Россия XVII-XVIII вв., Франция

до революции 1789 г. и др. Однако следует заметить, что абсолютные

монархии — категория исторически ограниченная. Созданные как

альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам

абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве

стран мира либо видоизменились, либо были уничтожены в результате

буржуазных революций (как это произошло в Австрии, России, Польше,

Франции и др.).

Характеризуется монархия тем, что в руках монарха

сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает

законы, может непосредственно руководить административной

деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший

суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридически,

хотя политически, морально-этически, религиозные и иные могут

присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные

изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их

какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия - раритет (чрезвычайная

редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман.

Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные

"конституции" ([<фр. octroyer жаловать, даровать] – конституции,

данные властью монарха, а не установленные парламентом; являются, как

правило, классовым соглашением буржуазии с монархией), однако эти акты

не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не

ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" была, например,

Временная конституция Катара 1970 г.

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими

духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта

власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая

на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия

(наследует не обязательно сын прежнего монарха), может заставить

монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический

режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

“В абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один

орган государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы

государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы

устранения монарха путем заговора (пример тому — эпоха дворцовых

переворотов в России 1725—1761 гг. и убийство императора Павла I в

1801 г.) или добровольное отречение, от престола (в России, например,

императора Константина в 1825 г. и Николая II — в 1917г.).”5

o Дуалистическая монархия.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде

дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Это

первоначальная форма ограниченной (или конституционной) монархии.

Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение

властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от

исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских

состоит в сосредоточении в руках монарха бульших полномочий в сфере

государственной власти.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который

избирается подданными или определенной частью их (если избирательное

право цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который

может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им

правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть

более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно

урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется

правом абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не

позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии

обладает неограниченным правом на издание указов, т.е. может издавать

чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, чем

парламентские, а главное, может распускать парламент, заменяя

фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании

после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы

состоялись лишь в 1989-м.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет

ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.

Последний может воздействовать на правительство, только используя свое

правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и

достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а

кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через

него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска

парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен

авторитарный политический режим. Государственный же режим может

характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая

монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной

верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все

же остается за монархом и его окружением.

o Теократическая монархия

Такая форма монархии встречается довольно редко. Дословно с

греческого она переводится как власть бога (theos – бог + kratos –

власть). “В некоторых монархических государствах (например, в

Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной”6, т.е. власть принадлежит духовенству.

o Парламентарная монархия.

“Население приобретает право на участие в формировании органов

государственной власти в монархии только с момента ограничения власти

монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на политической арене

нового класса — буржуазии. До ее появления абсолютная монархия была

построена на балансе политических сил. Все общество было поделено как

бы на две неравные части. С одной стороны — монарх и класс

рабовладельцев или феодалов (дворянство, помещики), заинтересованных в

укреплении и поддержке власти монарха, поскольку с его помощью они

осуществляют эксплуатацию населения, а монарх через них осуществляет

свою власть. С другой стороны — класс зависимого населения (рабы или

крепостные крестьяне, ремесленники, посадский люд), образующий

категорию подданных монарха, находящихся в его власти и власти более

мелких эксплуататоров.

С вступлением общества в стадию капиталистического развития

полного совпадения интересов буржуазии и монарха, как это было в

случае с дворянством и помещиками, не происходит. Этот класс, опираясь

на частную собственность — основу экономической самостоятельности,

начинает рваться к государственной власти. И монарх, пытаясь сохранить

свою власть, идет или на сознательное ее ограничение путем "дарования"

(октроирования) конституции и создания коллегиального органа

(парламента)”7, получающего огромные полномочия, превращая монарха в

номинальный орган.

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании

принципа верховенства парламента над исполнительной властью,

демократический или по крайней мере либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство,

которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием

парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден

назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте

(нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким

большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит".

Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно

ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет

это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности

действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно

подготавливаются правительством и скрепляются его главой или

соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем

самым глава правительства или министр принимают на себя

ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен

(в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть

неправ").

Главный отличительный признак парламентарной монархии -

политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней

палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит

правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно

уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако

обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства

предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить

новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и

исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит

правительство, то в результате выборов в парламенте образуется

большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не

согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а

правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и

правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм.

Однако этот государственный режим действует только при условии, что в

парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного

большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая

ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в

1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция,

сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты