Соотношение государства и права

жизни.

В передовых демократических странах в области политико-государственной

жизни все большее значение приобретают такие тенденции:

1. государство все больше становится "государством человека", в котором

человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,

гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

2. все общество, а не только государственная - выступает в качестве

правового;

3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии -

парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,

федерамум;

4. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в

частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

5. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него

всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта,

ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все

более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование

и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное,

естественное и оптимальное направление, по которому должна идти

политическая жизнь современного общества.

Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется,

так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались

начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это

закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация

публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления

управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой

веления обязательными для населения всей страны.

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно

представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.

Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые,

защищаемые особенными государственными органами.

Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или

возможность поведения, которая признается в обществе.[4] Есть еще и другие

значения этого слова:

1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной

на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,

основанной на принципах добра и справедливости.

3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,

основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри

общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой

субъективным правом, основанной на законе, иных официальных

источниках.

Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:

1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,

конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[5].

2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",

"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности

поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы,

выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское

право), либо как часть (гражданское право).[6]

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в

юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие

права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при

товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,

закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из

естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе

экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении

предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.

Как позитивное право оно:

создается людьми, общественными образованьями, - законодателями, судами,

самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества,

целенаправленной волевой деятельности.

существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной

реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права:

обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой

жизнью форма позитивного права.

Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,

конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных

же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.

прецедентное право.

Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права

путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по

мере развития демократии - представительных.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной

организации, организованности общества, при которой регулируется

демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное

предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в

обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для

развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и

своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано

быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена

важнейшая сторона правового регулирования.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления

существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного

поведения тех или иных субъектов.

охранительная - установление мер юридической защиты и юридической

ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям,

обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое

действие на территорию всей страны, на все население.

2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках

- юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от

усмотрения отдельных лиц.

3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который

раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,

действующих в обществе.

4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том,

что общие правила, которые признаются государством в качестве

правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы -

государственной власти.

Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,

иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным

критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного)

поведения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Познание государства и права следует начинать с вопроса о

происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества

существовал этот социальный институт или же он появился на определенном

этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий

принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства,

его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных

форм жизни общество. Вот почему начинать

приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать

данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о

первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно

обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном

развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до

этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история

многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное

знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном

евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории

Европы и некоторых, прилегающих к ней регионов, а затем эти знания

искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту

научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного

шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно

логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового

развития общества.

В этом новом понимании первобытного общества, прежде всего, следует

выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию

первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество

никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.

Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,

археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность

«представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на

новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей

развития первобытного общества «неолитическую революцию»»[7].

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в

середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,

который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите

от присваивающего к производящему хозяйству.

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни

первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он

справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько

тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном

обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была

социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и

существования использовало человечество. Для теории государства и права

появляется, наконец, возможность также четко определять, какие формы

организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в

обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей

экономики.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической

революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей

человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных

и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной

на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных

и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход

сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу

земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью –

прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и

металлообработкой.

Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным

способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода

к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под

угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей

социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального

экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация

властных отношений – появление государственных образований, раннеклассовых

городов-государств. Итогом “неолитической революции” “явилось

возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих

обществ. На следующем этапе социального экономического развития происходит

расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые

цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ”[8].

Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к

производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу

своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению

общества, появлению классов, зарождению государства.

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно

возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества

и характеризуется как раннеклассовые государства.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором

живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а

соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в

хозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-

хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую

социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь

закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников,

других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат

управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета,

организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

В городе-государстве организуются три центра управления,

административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и

храм.

Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям

функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны:

управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных

ритуальных обрядов.

Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества

возникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечество

к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий

жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.

Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов:

материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-

государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим

развитием «неолитической революции».

Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационно

обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой

деятельности, которая становится отныне условием выживания и

воспроизводства человечества в новых условиях.

Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт,

обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономику

раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.

Сделаем один общий важный вывод. Изложенная выше концепция

происхождения государства существенно отличается то доминировавших ранее в

отечественной теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с

тем она сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепции

используются новые знания, основной упор делается на организационные

функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения

государства и становления производящей экономики.

Ранее в вульгаризированной и догматизированной отечественной теории

государства и права происхождения государства объяснялось по иной схеме. На

этапе перехода к цивилизации в первобытном обществе появляются прибавочный

продукт, частная собственность, оно раскалывается на классы, возникает

господствующий класс, который создает государство с тем, чтобы с его

помощью, путем насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемый

класс. Происходят войны. И поскольку пленников, которых раньше убивали или

даже съедали, стало выгодно использовать на работах. Поэтому первыми

государствами были рабовладельческие государства, а само государство

являлось машиной для поддержания господства одного класса над другим.

В свое время Ф. Энгельс «указал на две пути образования политически

господствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощью

наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с

помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается

исторически наиболее распространенным, типичным»[9].

Таким образом, в конкретно-исторической действительности

раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только

господствующего класса. Оно результат определенного развития общества на

этапе становления производящей экономики, финального развития

земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив

государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовую

природу первичного государства определять как рабовладельческое по своей

социально-экономической сущности?

Во-первых, исторические данные свидетельствует, что общинников-

земледельцев – основную социальную и производительную силу раннеклассовых

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты