Соотношение государства и права
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дипломная работа
по
Теории государства и права
Выполнил: _________
__________________
__________________
СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Проверил: ________
_________________
_________________
Тамбов 1999 г.
План:
1. Предмет теории права и государства:
1. Теория права и государства в системе общественных наук;
2. Теория права и государства в системе юридических наук;
2. Методология теории права и государства;
3. Определение государства и права.
4. Происхождение государства и права:
1. Общая характеристика теорий происхождения государства;
2. Возникновение права;
5. Государство в политической и правовой системе общества:
1. Гражданское общество и политическая организация общества;
2. Государство в правовой надстройке
6. Соотношение права и государства:
1. Методологические подходы к проблеме;
2. Воздействие государства на право. Воздействие государства на права.
3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом.
7. Использованная литература.
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Теория права и государства в системе общественных наук
Теория права и государства существует и развивается как один из
важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе.
Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук.
Между общественными, естественными и точными науками существует тесное
взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и
государства не может быть ограничен областью чисто юридических
представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о
праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектов
права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных
обстоятельствах.
Общественные науки изучают закономерности изменения социальных
условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной
действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного,
естественного научного знания.
На развитие всех отраслей обществоведения, будь то экономика,
философия или право, бесспорно, оказывают самое прямое воздействие открытия
в познании природы, в технических науках или, наоборот, их неудачи. У всех
на памяти проекты переброски стока северных рек на юг или трагедия
Чернобыля. Настоятельное требование времени – отход от технократических
подходов, «самоизоляции» естественнонаучных проблем следует привлекать и
экономистов и социологов, философов и юристов, психологов и историков,
представителей других отраслей общественной науки.
Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации
невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и
трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического
прогресса, интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такие
крутые повороты – они бывали в истории многих стран, - когда именно
общественные науки – государствоведение, правоведение, экономика,
политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика
и другие – должны показать выход из тупика этнических, религиозных,
национальных конфликтов. Без цивилизованных решений межгосударственных
осложнений трудно получить простор естественным и точным наукам. Именно на
стыке различных наук оказываются наиболее плодотворными исследования как
фундаментального, так и прикладного характера.
В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и
сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.
Поэтому отдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны
общественной науки изучают те или иные стороны общественных явлений,
необходимые и существенные связи и отношения.
Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если
есть общий объект исследования – государство и право. Каково же соотношение
между ними, где место среди этих наук теории права и государства?
Возьмем философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, во
всей совокупности, внутренней взаимозависимости его сторон, отношений,
процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного
развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия
исследует такие общественные явления, как право и государство, не для того
чтобы подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы,
опираясь на данные и выводы науки, определить место государственно-правовой
надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит
теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в
целом общественных наук.
Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки
зрения является необходимой предпосылкой творческого развития юридической
науки, дальнейшего совершенствования действующего законодательства,
укрепления законности. На основе достижений философской науки могут быть
вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их
трансформации, механизма функционирования, формы их регулирования. На базе
философии разрабатываются основные категории юридических наук.
Теория права и государства в системе юридических наук
Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому,
что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или
иные стороны, элементы и черты государственно-правовой деятельности в
определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как
сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество
разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их
структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов,
подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и
подразделяются юридическими науками.
Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке
схеме, делится на три большие группы: фундаментальные историко-
теоретические, отраслевые и специальные юридических науки. Действующая в
настоящее время классификация юридических наук, утвержденная Высшей
аттестационной комиссией страны, предусматривает следующие разделы:
1) теория и история государства и права, история политических и правовых
учений;
2) государственное право и управление, государственное строительство,
административное право, финансовое право;
3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное
частное право;
4) хозяйственное право, арбитражный процесс;
5) трудовое право, право социального обеспечения;
6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,
экологическое право;
7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;
8) уголовный процесс и криминалистика;
9) международное право;
10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро
меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из
них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское
право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право,
трудовое право и др.) отделяются от гражданско-правового цикла (гражданское
право, семейное право и др.).
Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и
специальным юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей
руководящее, направляющее, методологическое значение. Она нужна для
разработки специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми
и специальными юридическими науками. Общая теория права и государство
обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая
их в арсенал собственных научных идей.
Таким образом, теория права и государства – это общественная наука о
закономерностях возникновения, развития и функционирования права,
правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в
частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности,
содержании, формах, функциях и конечных судьбах.
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой
метод. Имеет его и теория государства и права.
Методология (от греческих слов «метод» – путь к чему либо и «логос» –
наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов
познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.
Государственно-правовые явления изучаются с различных философских,
мировоззренческих позиций:
а) метафизики;
б) диалектики (материалистических и идеалистических).
Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой
либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые – с сознанием
человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и
право результатом согласования воли, договора людей (субъективный
идеализм); третьи – акцентируют внимание на материально-диалектических
причинах; четвертые – связывают формы государства и права с географическими
характеристиками территории, этническими и национальными особенностями
людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие
государство и право явлениями постоянными и неизбежным, глубоко не
связанными друг с другом и иными общественным явлениями. Религиозные теории
отвергают саму возможность познания государства и права, утверждают примат
веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы,
категории.
Учения о формах и методах теоретического мышления исторически
развивалось в рамках философии. Диалектическая логика не существует в не
материалистической диалектики. Она раскрывает значения наиболее общих
законов развития объективного мира для движения мышления к истине, т.е.
является наукой о совпадении содержания знания с объектом, раскрывает форму
мышления с точки зрения их строения, не отвлекается от выраженного в них
конкретного содержания, берет их не в застывшем, не в изолированном виде, а
во взаимосвязи, в движении, в развитии. Если формальная логика анализирует
уже сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы
перехода к новому знанию, исследует образованию и развитию теории.
Основные требования диалектической логики:
а) всесторонний предметов мышления;
б) рассмотрение предмета «в его развитии», «самодвижении»;
в) привлечение всей человеческой практики для полного «определения»
предмета;
г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда
конкретна.
Диалектика как методология не сводится к подбору примером из
предметной области для иллюстрации истинности её положений, так как она в
своих категориях формирует законы познания и ею нельзя овладеть, обращаясь
только к сумме примеров и фактов.
Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории
выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее
методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания,
являются одновременно и логическими категориями.
Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т.е. как
диалектическая логика, включает:
. общие категории, т.е. понятия о наиболее общих законах развития природы,
общества, мышления (например, «содержание», «форма», «сущность»,
«явление», «причина»);
. категории, отражающие специфические связи в процессе познания («материя»
и «сознание»);
. принцип познания (единство исторического и логического, восхождение
абстрактного к конкретному);
. общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез, индукция
и дедукция);
Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно.
Это – «остов», «скелет» знаний и инструментов приобретения новых. Категории
логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение
для всякого нового познания и составляют методологию науки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и
что такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и
право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого
человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -
"общество и власть".
Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.[1]
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой
систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории[2].
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не
утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными
отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных
факторов (демократические общества);
b) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном в результате использования действующей внешней
силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и
тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других
лиц (подвластных)[3].
Определяющей чертой власти является возможность одних людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле
и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила -
в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной",
т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из "просто" организации политической
власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть
функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в
соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может
быть отличен и ряд других:
"уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника;
развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий
правовой режим;
все большее преобладание республиканской формы правления;
эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все
большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной