Соотношение государства и права

Соотношение государства и права

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дипломная работа

по

Теории государства и права

Выполнил: _________

__________________

__________________

СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Проверил: ________

_________________

_________________

Тамбов 1999 г.

План:

1. Предмет теории права и государства:

1. Теория права и государства в системе общественных наук;

2. Теория права и государства в системе юридических наук;

2. Методология теории права и государства;

3. Определение государства и права.

4. Происхождение государства и права:

1. Общая характеристика теорий происхождения государства;

2. Возникновение права;

5. Государство в политической и правовой системе общества:

1. Гражданское общество и политическая организация общества;

2. Государство в правовой надстройке

6. Соотношение права и государства:

1. Методологические подходы к проблеме;

2. Воздействие государства на право. Воздействие государства на права.

3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом.

7. Использованная литература.

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Теория права и государства в системе общественных наук

Теория права и государства существует и развивается как один из

важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе.

Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук.

Между общественными, естественными и точными науками существует тесное

взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и

государства не может быть ограничен областью чисто юридических

представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о

праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектов

права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных

обстоятельствах.

Общественные науки изучают закономерности изменения социальных

условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной

действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного,

естественного научного знания.

На развитие всех отраслей обществоведения, будь то экономика,

философия или право, бесспорно, оказывают самое прямое воздействие открытия

в познании природы, в технических науках или, наоборот, их неудачи. У всех

на памяти проекты переброски стока северных рек на юг или трагедия

Чернобыля. Настоятельное требование времени – отход от технократических

подходов, «самоизоляции» естественнонаучных проблем следует привлекать и

экономистов и социологов, философов и юристов, психологов и историков,

представителей других отраслей общественной науки.

Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации

невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и

трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического

прогресса, интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такие

крутые повороты – они бывали в истории многих стран, - когда именно

общественные науки – государствоведение, правоведение, экономика,

политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика

и другие – должны показать выход из тупика этнических, религиозных,

национальных конфликтов. Без цивилизованных решений межгосударственных

осложнений трудно получить простор естественным и точным наукам. Именно на

стыке различных наук оказываются наиболее плодотворными исследования как

фундаментального, так и прикладного характера.

В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и

сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.

Поэтому отдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны

общественной науки изучают те или иные стороны общественных явлений,

необходимые и существенные связи и отношения.

Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если

есть общий объект исследования – государство и право. Каково же соотношение

между ними, где место среди этих наук теории права и государства?

Возьмем философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, во

всей совокупности, внутренней взаимозависимости его сторон, отношений,

процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного

развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия

исследует такие общественные явления, как право и государство, не для того

чтобы подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы,

опираясь на данные и выводы науки, определить место государственно-правовой

надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит

теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в

целом общественных наук.

Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки

зрения является необходимой предпосылкой творческого развития юридической

науки, дальнейшего совершенствования действующего законодательства,

укрепления законности. На основе достижений философской науки могут быть

вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их

трансформации, механизма функционирования, формы их регулирования. На базе

философии разрабатываются основные категории юридических наук.

Теория права и государства в системе юридических наук

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому,

что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или

иные стороны, элементы и черты государственно-правовой деятельности в

определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как

сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество

разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их

структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов,

подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и

подразделяются юридическими науками.

Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке

схеме, делится на три большие группы: фундаментальные историко-

теоретические, отраслевые и специальные юридических науки. Действующая в

настоящее время классификация юридических наук, утвержденная Высшей

аттестационной комиссией страны, предусматривает следующие разделы:

1) теория и история государства и права, история политических и правовых

учений;

2) государственное право и управление, государственное строительство,

административное право, финансовое право;

3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное

частное право;

4) хозяйственное право, арбитражный процесс;

5) трудовое право, право социального обеспечения;

6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,

экологическое право;

7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;

8) уголовный процесс и криминалистика;

9) международное право;

10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро

меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из

них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское

право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право,

трудовое право и др.) отделяются от гражданско-правового цикла (гражданское

право, семейное право и др.).

Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и

специальным юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей

руководящее, направляющее, методологическое значение. Она нужна для

разработки специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми

и специальными юридическими науками. Общая теория права и государство

обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая

их в арсенал собственных научных идей.

Таким образом, теория права и государства – это общественная наука о

закономерностях возникновения, развития и функционирования права,

правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в

частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности,

содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой

метод. Имеет его и теория государства и права.

Методология (от греческих слов «метод» – путь к чему либо и «логос» –

наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов

познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Государственно-правовые явления изучаются с различных философских,

мировоззренческих позиций:

а) метафизики;

б) диалектики (материалистических и идеалистических).

Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой

либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые – с сознанием

человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и

право результатом согласования воли, договора людей (субъективный

идеализм); третьи – акцентируют внимание на материально-диалектических

причинах; четвертые – связывают формы государства и права с географическими

характеристиками территории, этническими и национальными особенностями

людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие

государство и право явлениями постоянными и неизбежным, глубоко не

связанными друг с другом и иными общественным явлениями. Религиозные теории

отвергают саму возможность познания государства и права, утверждают примат

веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы,

категории.

Учения о формах и методах теоретического мышления исторически

развивалось в рамках философии. Диалектическая логика не существует в не

материалистической диалектики. Она раскрывает значения наиболее общих

законов развития объективного мира для движения мышления к истине, т.е.

является наукой о совпадении содержания знания с объектом, раскрывает форму

мышления с точки зрения их строения, не отвлекается от выраженного в них

конкретного содержания, берет их не в застывшем, не в изолированном виде, а

во взаимосвязи, в движении, в развитии. Если формальная логика анализирует

уже сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы

перехода к новому знанию, исследует образованию и развитию теории.

Основные требования диалектической логики:

а) всесторонний предметов мышления;

б) рассмотрение предмета «в его развитии», «самодвижении»;

в) привлечение всей человеческой практики для полного «определения»

предмета;

г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда

конкретна.

Диалектика как методология не сводится к подбору примером из

предметной области для иллюстрации истинности её положений, так как она в

своих категориях формирует законы познания и ею нельзя овладеть, обращаясь

только к сумме примеров и фактов.

Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории

выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее

методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания,

являются одновременно и логическими категориями.

Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т.е. как

диалектическая логика, включает:

. общие категории, т.е. понятия о наиболее общих законах развития природы,

общества, мышления (например, «содержание», «форма», «сущность»,

«явление», «причина»);

. категории, отражающие специфические связи в процессе познания («материя»

и «сознание»);

. принцип познания (единство исторического и логического, восхождение

абстрактного к конкретному);

. общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез, индукция

и дедукция);

Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно.

Это – «остов», «скелет» знаний и инструментов приобретения новых. Категории

логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение

для всякого нового познания и составляют методологию науки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и

что такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и

право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого

человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,

страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -

"общество и власть".

Общество - это общность людей на определенной территории,

характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью

организации жизни.[1]

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой

систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,

охватывающий все население на той или иной территории[2].

Выделяются две разновидности общества:

1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не

утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными

отношениями, институтами.

2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися

отношениями, и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

a) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных

факторов (демократические общества);

b) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном в результате использования действующей внешней

силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и

тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других

лиц (подвластных)[3].

Определяющей чертой власти является возможность одних людей,

организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле

и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;

2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила -

в партиях, в общественных объединениях и т.д.

Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной",

т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного

государственного принуждения.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся

системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,

характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -

постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,

основанная на частной собственности, участие личности в управлении

обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии

государство превращается из простого, из "просто" организации политической

власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного

образования в политическое общество, организованное, где власть

функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в

соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому

государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода

личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может

быть отличен и ряд других:

"уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной

жизни, от выполнения функций собственника;

развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих

политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий

правовой режим;

все большее преобладание республиканской формы правления;

эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все

большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда

противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты