включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,
верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и
государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования
в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено
законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке
исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое
государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского
курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с
аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое
государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания
"социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический"
указывает на господствующую форму собственности и на определенную
идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от
мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового
государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную
собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается
попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее
в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних
характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие
конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть
правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии
законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а
полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере
законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие
законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть
основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-
казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов
к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,
культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов,
свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для
удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно
строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,
моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь
форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном)
государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как
политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть
подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных
независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером
против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие
гражданского общества подразумевает не только "гражданственность",
известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т. е.
экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук
государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко
ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса
институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,
необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования представительных органов,
выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального
самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое
и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках,
включая исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям -
каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и
потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует
возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2)
заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве
сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не
запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить
равноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать
инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество -
переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные,
сущностные предпосылки формирования правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -
обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за
правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо
духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где
обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед
законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы
человека и где в основу организации государственной власти положен принцип
разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в
котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении
власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий
уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В
правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать
и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в
частности в формировании и функционировании политических партий,
общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.
п. Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная
защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового
государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового
нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой
грамотности; - появление действенной способности противостоять произволу; -
разграничение партийных и государственных функций; - установление
парламентской системы управления государством; - торжество политико-
правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых
традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,
трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося
законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование
общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть
противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой
государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и
законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные
перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии
(авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-
реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная
технократия - демагогически-популистские силы).
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав
и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое
государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как
демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,
либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в
общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С
помощью разделения властей государство организуется и функционирует
правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.
Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в
политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается
отличие правового государства от государства как такового? Государство как
таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой
государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия
со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него
правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона,
действует строго в определенных границах, установленных обществом,
подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает
социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое
государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые
сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения
внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную
на соответствующем социально-экономическом 0базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией
на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.
Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа
разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.
Наделенные властными полномочиямми, структурные части и элементы правового
государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю
общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою
деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.
Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на
права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-
правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового
государства. Механизм правового государства является способом его
существования. Функции правового государства реализуются с помощью его
механизма.
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от
бюрократизма и административно-командных методов управления. Его
демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на
службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное
выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и
общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем,
поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по
отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи
определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап
развития правового гражданского общества - это становление рыночной
экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой
информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение
рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение
социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности
средств массовой информации.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные
признаки, необходимо непосредственно перейти к верховенству права в
правовом государстве и его закреплении в Конституции 1996 г. в Украине.
4. Верховенство права в правовом государстве, его закрепление в Конституции
Украины 1996 г.
В процессе внедрения положений Конституции Украины как юридической
основы законотворчества, создания современной законодательной системы,
осознание сути прогресса в национальном праве, соотношения законодательства
с системой права и национальной правовой системой методологическими
ориентирами должны быть конституционные принципы «верховенства права»
относительно его обязательности в законотворческой деятельности;
«верховенства Конституции» относительно законодательных и иных правовых
актов, а также «верховенства закона» в иерархии всех иных нормативных
актов[3] . Необходимо подчеркнуть, что эти принципы могут служить базовыми
основами как в процессе правотворчества, так и правоприменения лишь в своей
взаимосвязи, взаимосогласованности, диалектическому взаимодействию.
Нельзя абсолютизировать значение ни принципа верховенства права, ни
принципа верховенства закона, как нельзя абстрактно рассматривать категории
«право» и «закон», безапелляционно утверждая, что «ни абстрактная и
размытая категория права, а именно закон является главной точкой отсчета
для установления правопорядка в стране» . [4] Необходимо помнить, что
тоталитарные правопорядки тоже строятся на законе, на принципе диктатуры
закона.
Признание и применение в законотворческой деятельности, и в особенности
в процессе обеспечения законности и справедливости, в правоприменении
принципа верховенства права предопределяет в первую очередь необходимость
глубокого осознания меры саморазвития права как явления негосударственного
происхождения и меры его производности от государства[5]. А это в свою
очередь актуализирует научную разработку проблемы методологии как познания
права, так и правотворчества (в частности, законотворчества)
иправоприменения[6].
Сущность диалектического взаимодействия конституционных принципов
верховенства права и верховенства закона (ст. 8 Конституции Украины)
состоит прежде всего в том, что она является проявлением общего и особого в
праве. Юридический закон или положительное (уставное) право, которое
вытекает из воли законодателя, - это конкретная государственная нормативно-
юридическая форма выражения права как сложного объективного социально-
культурного явления. Корень права, настоящие его истоки спускаются в
объективный природный порядок вещей, глубину реального социального бытия,
общественные индивидуальные и коллективные потребности и интересы,
отношения общественного производства (материального и духовного). [7] В
этом плане «право в его общем понимании, - как справедливо подчеркивала
известный российский ученый-юрист Г.Ф. Шершеневич, - есть понятие
социологическое, а не юридическое. Если право есть человеческое
образование, то осознание его сущности невозможное без понимание природы
человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека,
ее способности, стремление»[8] .
Юридический закон - это определенное выражение внешней формы правовой
природы вещей, которые непосредственно наблюдаются, то есть внешних
проявлений человеческих взаимоотношений. Как раз поэтому, писал К. Маркс,
правовая природа вещей не может «приноравливаться к закону -закон,
наоборот, должен приноравливаться к ей». Законодатель путем
законотворчества, то есть установления норм права, которые он должен
выводить из реально существующих общественных отношений, жизненно
необходимых потребностей предоставляет праву «в себе», как отмечал Гегель,
форму всеобщности и истинной определенности. Тем не менее это не означает,
что свобода законодателя сама по себе и есть правом, она есть лишь способом
его объективизации, конкретизации и реального применения. Как раз поэтому
существует объективное различие между правовым полем и пространством
действия закона. Действие закона распространяется сверху к низу, а влияние
права совершается и от низа к верху, и сверху к низу. «Право, -
подчеркивает Г.Дж. Берман, - синхронно растет от низа к верху, от структуры
и обычаев всего общества, и двигается сверху к низу под влиянием политики и
ценностей людей, которые находятся при власти. Право помогает
интегрировать и то и другое».
Признание главными принципами законотворчества в Украине принципа