Понятие, сущность и назначение государства

есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно

выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его

единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же

время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать

права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в

обществе.

Признаки государства.

П

онятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии

признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных

организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет

знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой

формы организации общества и важнейшего общественно-политического

института. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной

власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе

принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или

предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной

территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-

организованном обществе кровнородственный принцип организации населения

потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной

организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую

распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,

превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,

пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой

институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только

возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А

потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и

др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны,

распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии

объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем

или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется

потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени

всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была

непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и

использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни

в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной

(государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в

чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из

которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный

аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть

представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная

власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой,

которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в

реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным

учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет»

появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить

государственную власть от церковной и придать ей исключительное,

монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства.

Страна, его не имеющая,— это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается

в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а)

универсальность ее властной силы, которая распространяется на все

население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее

прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным

всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает

закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая

общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и

др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой

другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,

монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах

государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни

независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в

жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей

партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин

глубокого кризиса общества и государства.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство

существовать не может. Право юридически оформляет государство и

государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит

функционирование государства и государственной власти в рамки законности,

подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности

государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства.

С

ущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его

содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим

в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и

функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства —

это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее

осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная (проблема является

остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в.,

считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять

общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно

принадлежать верхушке общества—элите до тех пор, пока одну властвующую

элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая

теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут

и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны

определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути

его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они

страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической

доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти

является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна

быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит

экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда

усматривается классовая сущность государства как машины (орудия),

посредством которой экономически господствующий класс становится

политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не

ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное

завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие

ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно

использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств,

по меньшей мере, теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности

государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность

государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей

лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая

эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда

возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от

взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем

самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет

определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится

эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не

насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само

существование государства в наше время связано не столько с классами и

классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами,

что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе

противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство

полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план,

перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона.

Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении

социального компромисса, на управлении делами общества.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции,

действовать в интересах всего общества. И любое государство не только

является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или

социальной группы, но и представляет все общество, является средством его

объединения, способом его интеграции.[21]

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой,

чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ

сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них

сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым

началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже

националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в

руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но

такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные

и общенациональные.

Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

Понятие функций государства.

Л

юбое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо

пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и

назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых,

помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое

предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно

очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных

исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования

организационной структуры государства для качественного осуществления

государственного управления.

Функции государства — это основные направления его деятельности,

выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по

управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее

существенные признаки функций государства.

Функция государства не любое, а именно основное, главное направление

его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе

либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это

устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной

сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в

государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность

государства, его многосторонние связи с обществом.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним

задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую

направленность.

Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели

государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и

особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены

закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у

последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение

государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных

последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет

осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет

дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не

означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль

субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда

функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют

объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны

объективные общественные потребности, а уж затем определены функции

государства и механизм осуществления. Причем все это обеспечивается

сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании

государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения

зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его

эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует

разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение.

Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не

тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными

становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные

его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних

функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое

содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика,

культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты

и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций

показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной

сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного

органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного

органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от

функций государственных органов функции государства выполняются всеми или

многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные

государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле

осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от

нападения извне - главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям

государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность

государственных органов должна протекать в русле основных функций

государства.

Классификация функций государства.

П

роблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных

исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их

можно классифицировать по некоторым общим для них признакам (см. схему в

приложении № 1).

Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние

оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две

основные стороны, два начала — общесоциальное и классовое. Общесоциальное

начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое — его

классовыми противоречиями.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства

вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и

быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало

представление о взаимодействии общества и государства. В действительности

даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный

организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои

населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации

такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может

не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего

общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-

деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию

— организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин,

осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки

регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику

протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и

здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без

которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты