и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же
и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции
осуществляют префект и совет префектуры, которые назначаются президентом.
Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в
Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные
правительства, правление местных и областных общин совместно с
представительными органами земель и их административно-территориальных
единиц.
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти
Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме
разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном
законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах
деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану
законных прав и интересов граждан и организаций.[9]
В системе государственных властей судебная власть выступает главным
уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие
законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда
включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские,
административные, военные, транспортные и иные суды.
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и
только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется
такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и
судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту,
гласность судопроизводства.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые
во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В
некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей
юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо
назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими
органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением
конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования
конституции.
Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и
местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных
(апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы
назначаются персонально президентом с согласия и одобрения Сената.
Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее
важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.
Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.
В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по
гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды.
Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в
составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным
заседанием палат парламента и Высшими общей и административной
магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В
Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены
Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других
странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди
них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а
назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует
независимость судебных органов от других органов государственной власти.
Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в
других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются
обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям
правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах
обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране.
В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль,
однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в
правовом государстве.
Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых
входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,
засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности.
Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в
Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только
государственными нотариусами, в других — государственными и церковными
нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на
государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а
также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых
муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму
различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению
правового порядка в общественной жизни.
3. Вооруженные силы в механизме государства
Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами
(войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и
внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма.
На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия
использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления
выступлений собственного народа, протестующего против проводимой
государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского,
завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских
выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны,
Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые
войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную
роль в решении экономических, политических и других задач государства.
С формированием правовых начал в государственной жизни мирового
сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала
постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают
внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона
страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции
вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией
государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне,
Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).
Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие
представительные органы государственной власти, глава государства или глава
правительства.
В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на
монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим
вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором
функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной
безопасности и другие.
Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет
министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления,
возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран
входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных
сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны,
генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые
занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.
В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную
структуру. В Англии, например, основными органами министерства обороны
являются Совет обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и
департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо,
являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США
осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет
начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными
командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет
по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят
председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны,
министры и начальники штабов видов вооруженных сил.
В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии и военно-
морского флот а. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска,
ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны
и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых
других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные
войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил
США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического
назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.
Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в
организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и
объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках
являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных
силах обычно различают рода авиации: истребительную, бомбардировочную,
разведывательную, военно-транспортную. Военно-морской флот состоит из
надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме
родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерные,
связи, автомобильные и прочие.
Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах
добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по смешанному
принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности
военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная
служба, которая позволяет дифференцировать граждан, призываемых на военную
службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и
других убеждений. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются
высоким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами
вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высокой боевой готовностью
и высокими боевыми возможностями. Вооруженные силы ряда государств в мирное
время содержатся в сокращенном составе, развертываясь с началом войны путем
мобилизации граждан призывного возраста. Применение национальных и
вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов
осуществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее
специализированных органов. Другими словами, международный аспект
вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообществом на правовых
началах, с учетом коренных интересов противоборствующих стран и их народов.
Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и
департизированы. Их главная задача — защищать суверенитет и территориальную
целостность государства независимо от интересов различных партий и
политических течений.
В современном мире четко проявляется тенденция разблокирования ранее
противостоящих военных союзов. Распад Организации Варшавского Договора,
последующая реформация НАТО, взаимные контакты и договоренности по военным
вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения
мировых военных конфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся
более интенсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их
деятельность концентрируется на решении экономических, социальных и
правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспечении
экологической безопасности человека.
Заключение.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле
этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат
отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле
государственный аппарат понимается как система исполнительно-
распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему
государственных органов (механизм государства), которые в совокупности
образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще
организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который
включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из
органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на
достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго
определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы
государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В
узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы
государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие,
исполнительные органы.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые
позволяют отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,
задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим
законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых
случаях принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и
правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не
является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система
его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может
подвергнуться изменениям и структура органа.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают
форма правления и государственное устройство.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции
и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме
того, органы государства должны располагать соответствующими материально-
техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них
функций - экономических, технических, информационных, идеологических,
организационных и т.д.
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему,
т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на
основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе
говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия,
которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-
распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет
к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту
материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное
развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их
объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на
международной арене.
Литература.
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
3. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. В.С.
Нерсесянца. - М., 1997.
4. Коваленко А. И. Общая теория государства и права. ТЕИС. 1996.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. –
М.,1998.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.,1997
7. Лазарев В.В. Теория государства и права. -М.: 1998.
8. Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.
9. Макаров С. Д. Лекции по ТГП, М., 1993.
10. Матузов Н.И.; А.В. Малько. Теория государства и права. М., 1997
11. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.
12. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.
13. Пиголкин А.С Общая теория права, М., 1996.
14. Сырых В. М. Теория государства и права, М., 1998.
15. Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М.,
1993.
16. Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М.,
1994.
17. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.
18. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.,
1997.
19. Четвернин В.А. Понятия права и государства. М., 1997.
20. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.
-----------------------
[1] Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях.
– М.:Юрайт,1998. С.17.
[2] Лазарев В.В. Теория государства и права. -М.: 1998. С. 69.
[3] Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.,
1997. С.114.
[4] Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993,
с. 54
[5] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. С.
271
[6] Хропанюк В. И. Теория государства и права, М., 1993. Гл. VI, с. 105
[7] Марченко М.Н. Теория прав и государства. Ч. 1. М., 1998. С. 183.
[8] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. С.
280.
[9] Хропанюк В. И. Теория государства и права, М., 1993. С. 110.