Механизм государства

и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же

и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции

осуществляют префект и совет префектуры, которые назначаются президентом.

Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в

Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные

правительства, правление местных и областных общин совместно с

представительными органами земель и их административно-территориальных

единиц.

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме

разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном

законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах

деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану

законных прав и интересов граждан и организаций.[9]

В системе государственных властей судебная власть выступает главным

уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие

законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда

включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские,

административные, военные, транспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и

только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется

такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и

судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту,

гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые

во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В

некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей

юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо

назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими

органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением

конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования

конституции.

Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и

местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных

(апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы

назначаются персонально президентом с согласия и одобрения Сената.

Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее

важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.

В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по

гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды.

Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в

составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным

заседанием палат парламента и Высшими общей и административной

магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В

Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены

Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других

странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди

них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а

назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует

независимость судебных органов от других органов государственной власти.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в

других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются

обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям

правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах

обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране.

В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль,

однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в

правовом государстве.

Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых

входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,

засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности.

Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в

Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только

государственными нотариусами, в других — государственными и церковными

нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на

государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а

также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых

муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму

различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению

правового порядка в общественной жизни.

3. Вооруженные силы в механизме государства

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами

(войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и

внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма.

На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия

использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления

выступлений собственного народа, протестующего против проводимой

государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского,

завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских

выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны,

Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые

войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную

роль в решении экономических, политических и других задач государства.

С формированием правовых начал в государственной жизни мирового

сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала

постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают

внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона

страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции

вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией

государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне,

Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).

Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие

представительные органы государственной власти, глава государства или глава

правительства.

В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на

монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим

вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором

функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной

безопасности и другие.

Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет

министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления,

возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран

входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных

сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны,

генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые

занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.

В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную

структуру. В Англии, например, основными органами министерства обороны

являются Совет обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и

департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо,

являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США

осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет

начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными

командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет

по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят

председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны,

министры и начальники штабов видов вооруженных сил.

В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии и военно-

морского флот а. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска,

ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны

и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых

других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные

войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил

США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического

назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.

Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в

организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и

объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках

являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных

силах обычно различают рода авиации: истребительную, бомбардировочную,

разведывательную, военно-транспортную. Военно-морской флот состоит из

надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме

родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерные,

связи, автомобильные и прочие.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах

добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по смешанному

принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности

военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная

служба, которая позволяет дифференцировать граждан, призываемых на военную

службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и

других убеждений. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются

высоким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами

вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высокой боевой готовностью

и высокими боевыми возможностями. Вооруженные силы ряда государств в мирное

время содержатся в сокращенном составе, развертываясь с началом войны путем

мобилизации граждан призывного возраста. Применение национальных и

вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов

осуществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее

специализированных органов. Другими словами, международный аспект

вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообществом на правовых

началах, с учетом коренных интересов противоборствующих стран и их народов.

Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и

департизированы. Их главная задача — защищать суверенитет и территориальную

целостность государства независимо от интересов различных партий и

политических течений.

В современном мире четко проявляется тенденция разблокирования ранее

противостоящих военных союзов. Распад Организации Варшавского Договора,

последующая реформация НАТО, взаимные контакты и договоренности по военным

вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения

мировых военных конфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся

более интенсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их

деятельность концентрируется на решении экономических, социальных и

правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспечении

экологической безопасности человека.

Заключение.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле

этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат

отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле

государственный аппарат понимается как система исполнительно-

распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему

государственных органов (механизм государства), которые в совокупности

образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще

организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который

включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из

органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на

достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго

определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы

государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В

узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы

государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие,

исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые

позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,

задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим

законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых

случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и

правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не

является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система

его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может

подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают

форма правления и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции

и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме

того, органы государства должны располагать соответствующими материально-

техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них

функций - экономических, технических, информационных, идеологических,

организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему,

т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на

основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе

говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия,

которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-

распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет

к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту

материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное

развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их

объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на

международной арене.

Литература.

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

3. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. В.С.

Нерсесянца. - М., 1997.

4. Коваленко А. И. Общая теория государства и права. ТЕИС. 1996.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. –

М.,1998.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.,1997

7. Лазарев В.В. Теория государства и права. -М.: 1998.

8. Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.

9. Макаров С. Д. Лекции по ТГП, М., 1993.

10. Матузов Н.И.; А.В. Малько. Теория государства и права. М., 1997

11. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.

12. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

13. Пиголкин А.С Общая теория права, М., 1996.

14. Сырых В. М. Теория государства и права, М., 1998.

15. Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М.,

1993.

16. Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М.,

1994.

17. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.

18. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.,

1997.

19. Четвернин В.А. Понятия права и государства. М., 1997.

20. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

-----------------------

[1] Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях.

– М.:Юрайт,1998. С.17.

[2] Лазарев В.В. Теория государства и права. -М.: 1998. С. 69.

[3] Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.,

1997. С.114.

[4] Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993,

с. 54

[5] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. С.

271

[6] Хропанюк В. И. Теория государства и права, М., 1993. Гл. VI, с. 105

[7] Марченко М.Н. Теория прав и государства. Ч. 1. М., 1998. С. 183.

[8] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. С.

280.

[9] Хропанюк В. И. Теория государства и права, М., 1993. С. 110.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты