Мусульманское право

объясняет каким образом и благодаря каким источникам возник комплекс

правил, составляющих божественный закон - шариат; и изучает "содержание",

то есть решения, содержащие нормы материального мусульманского права. По

всей структуре, по своим категориям и понятиям мусульманское право весьма

оригинально по сравнению с иными правовыми системами.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего

Коран - священная книга ислама, затем Сунна, или традиции, связанные с

посланцем бога, в- третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского

общества, и, наконец, в- четвертых, кийас, или умозаключения по аналогии.

2.1 Коран

Основой мусульманского права, как и всей мусульмаснкой цивилизации

является священная книга ислама- Коран, состоящая из высказываний и

проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету.

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята).

Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500

стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.

При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые

(в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются

религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит

казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, содержащие

правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления имеют

весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от

того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-

богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно

свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а

нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.5

5. См. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О.

П., ч. 1, М., 1996. стр. 420, 421

Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов в пользу правил,

установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется

следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".6 Коран-

бесспорно, первый источник мусульманского права.

2. Сунна

Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права

является Сунна, состоящая из рассказов о бытии и поведении пророка,

примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна - это сборник

адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета,

воспроизведенных целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама - Эль-

Бокхари и Мослем- в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы

выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и

рядом других авторов того же периода, создала солидную основу, хотя сегодня

вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к

Магомету. 7

Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны)- свод

текстов, описывающих жизнь Магомета, его слова и дела, а в широком смысле-

сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и

почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или

мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне- важная часть

религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей- один

из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

6. Будда. Конфуций. Магомед, Франциск Ассизский. Савонарола.

Библиографическая библиотека. Павленкова Ф. Г. М., 1995. стр. 165- 166

7. См. Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. стр. 384

По степени определенности, согласно мусульманской доктрине, все нормы

Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно

точные и недопускающие различных толкований установления, среди которых

значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие

взаимоотношения людей. Эта категория норм представляет собой понятные и

однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно

приментяться на практике.

Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные

предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и

предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе

иджтихада (рационального приема), в результате которого правоведы -

маджтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации

эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены

для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные

отношения.

Иджма

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма,

составленная по единодушному согласию докторов ислама. Ни Коран, ни Сунна

не могли дать ответ на все вопросы. Чтобы восполнить пробелы в тех случаях,

когда нет ответа на какой- либо вопрос, а так же объяснить некоторые

видимые изъяны, появилась и получила развитие догма непогрешимости и

единства мусульманского общества. "Мое общество, - гласит один из адатов,-

никогда не примет ошибочного решения". По другому адату, "то, что

мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Иджма,

основанная на этих двух положениях, позволила признать авторитет решений,

которые не вытекали непосредственно из Корана и сунны. Для того чтобы норма

права была допущена иджмой, необязательно, чтобы эта норма соответсвовала

единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с

"обычаем" европейского права. Она складывалась из совпадающих мнений по

религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками

Магомеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-

правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Единогласное мнение

компетентных лиц- докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию,

обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт

права, получает значение и силу юридической истины.

Коран, Сунна и иджма- вот три источника мусульманского права, но это

источники разного плана. Коран и Сунна- основные источники, и, исходя из

содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы

шариата. Но на сегодня это только исторические источники права: судья не

должен использовать непосредственно Коран и сунну, так как их окончательное

толкование дано в иджме. Таким образом, только книги права, одобренные

иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права.

Кийас

Но как бы ни была богата казуистика, разработанная докторами права,

конечно, они не имели возможности предусмотреть все, что могло возникнуть в

конкретной жизни, но, поскольку мусульманское право претендовало на то,

чтобы быть полной системой, надо было предусмотреть способ урегулирования в

будущем и таких вопросов, готового решения которых нельзя найти в книгах

права. Всеобщим согласием был признан законный характер суждения по

аналогии- кийас. Представляя собой простую форму умозаключения, он был

возведен мусульманским обществом в ранг источника права. Согласно кийасу

правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к

делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кийас не

только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и

способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического

налета. Суждение по аналогии можно рассматривать лишь как способ толкования

и применения права. Мусульманское право основано на принципе авторитета.

Несмотря на то, что в виде суждения по аналогии был допущен рациональный

метод толкования, при помощи данного метода невозможно было создавать

основополагающие нормы абсолютного характера, которые можно было бы по их

природе сравнивать с нормами традиционных сборников, установленными в X

веке. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно, исходя из норм

права, найти решение, которое должно быть принято в данном частном случае.

Нельзя надеяться приспособить при помощи этого метода мусульманское право к

нуждам современного общества. Однако эта задача не занимала докторов

ислама. Таким образом, к рациональным способам развития права ислам

относится с большой подозрительностью и обычно их осуждает. В частности, не

допускается, чтобы личное мнение верующего (раи) могло служить основой

решения по мусульманскому праву; обоснования решения с ссылками на разум

или справедливость также недостаточно, чтобы придать ему необходимый

авторитет и основание, в силу того, что мусульманское право имеет основу не

рациональную, а религиозную и божественную.

Фирманы и кануны

И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были

указы и распоряжения халифов- фирманов. В последующем в некоторых

мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в

качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую

роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить

принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими

деятельность государственной власти с населением. 8

По содержанию все нормы мусульманского права его доктрина подразделяет на

две основные группы. Первая включает предписания, содержащие оценку того

или иного поступка человека. Так, тесная связь права с теологией ислама

нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий и

поступков мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и

морально- религиозный смысл.

8. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О. П. ч.

1. М,. 1996. стр. 422

В этом отношении все поступки принято делить на пять категорий:

обязательные;

рекомендуемые;

дозволенные;

порицаемые, но не влекущие за собой применения наказания;

запрещенные и подлежащие наказанию;

А единственным основанием отнесения деяний людей к той или иной категории

выступает религиозный критерий- отношение к ним шариата, выражающего в

конечном счете "волю Аллаха". Без такого сопоставления, полагают

мусульманские юристы, поступки человека сами по себе не могут быть

определены в понятиях добра и зла. Хорошими считаются те действия, которые

не противоречат воле Аллаха и одобряются им. А плохими такие, которые он

порицает.

Ко второй группе относятся нормы, формулирующие правила поведения в

определенных ситуациях, а также определяющие условия и последствия деяний.

Примером могут служить предписания, в соответствии с которыми за умышленное

убийство предусмотрена смертная казнь, или договор, заключенный

умолешенным, признается ничтожным и т. п.

Позитивное мусульманское право в значительной мере носит казуальный

характер и представляет сосбой совокупность решений крупнейших правоведов

по конкретным делам. Особенностью структуры мусульманского права является

то, что все выводы одной школы, содержащиеся в канонизированных трудах

юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут

противоречить друг другу. 9

9. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М.,

1986. стр.87

3) Приспособление мусульманского права к современному обществу

Направление и глубина воздействиая мусульманского права на современное

правовое развитие того или иного государства обусловлены достигнутым ею

уровнем экономического и культурного развития. Нельзя поэтому игнорировать

очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в

правовой надстройке отдельных стран. Например, наиболее широко оно

продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского

залива, сохраняя свои позиции и действуя универсально в своем традиционном

виде.

Мусульманское право давало широкий простор для судейского выбора. И вплоть

до настоящего времени мусульманском судьям при молчании закона в

большинстве случаев предписывается приментять не просто определенный толк,

а его "наиболее предпочтительные выводы". Эта же особенность структуры

мусульманского права позволяет при закреплении его норм в современном

законодательстве выбирать из множества противоречивых предписаний те,

которые наилучшим образом отвечают интересам социально- политических сил,

стоящих у власти в той или иной мусульманской стране. Коренная перестройка

правовых систем, которые в большинстве стран к середине XX в. оказались

сориентированы на восприятие западных правовых моделей, а также широкая

кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса)

способствовали изменению структуры действующего мусульманского права по

двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века

мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее

место в правовой надстройке определенной группы стран, то в современных

условиях в большинстве из них можно наблюдать лишь применение отдельных

норм, институтов, конкретное юридическое содержание которых формировалось

под прямым влиянием фикха. В результате приходится иметь прямое дело не

столько с собственно с мусульманским правом,

сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.10

Мусульманское право оказывает влияние на современное общественное развитие

многих государств не только в виде системы действующих юридических норм, но

и в качестве важного идеологического фактора. Проблемам мусульманского

права придается важное значение современными политическими движениями,

выступающими под лозунгамми ислама, в которых социально- политические

аспекты становятся доминирующими. И если учесть, что мусульманское право

традиционно рассматривается как главное средство практической реализации

сложившихся в исламе представлений о "мусульманском образе жизни" и

общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую

отводят ему различные политические силы при обосновании своих требований.

Мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного

мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульман.

Однако, многие государства с мусульманским населением начали быстро

модернизироваться. Итак, как же усваивается мусульманское право с

эволюцией, которая предполагает установление политических режимов нового

типа, а также смелые реформы в сфере частного права?

Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей.

Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя

этими чертами нет никакого противоречия. При всей своей неизменности

мусульманское право предоставляет такие возможности обычаю, соглашению

сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого

права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного

общества.

10. См. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М.,

1986. стр. 100- 101

Очень распространенным средством, используемым для приспособления

мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство

господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент,

является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея

возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и

должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия.

Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые

применяются в данной связи властями. 11

Стремление модернизироваться характерно для рационально мыслящих

представителей мусульманского мира, не склонных подчиняться традиционной

властной установке. Однако не легко убедить в этом неподготовленную массу

мусульман. Она не хочет отказываться от подхода, который как бесспорный

существовал в течении веков. Поэтому для приспособления мусульманского

общества к современной жизни желательны способы, находящиеся как бы вне

мусульманского права (обычай, соглашение, регламенты), но не противоречащие

ему.

Глубокое влияние на право любой страны оказывает правовая культура,

уровень правосознания, правовая идеология и психология. Все эти особенности

наложили глубокий отпечаток на психологический механизм действия

мусульманского права: его нормы в глазах широких масс нередко, особенно в

сфере личного статуса, выступали и выступают в виде единых правил поведения-

одновременно и юридических, и моральных, и религиозных. 12

11. См. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. стр.

396

12. См. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М.,

1986. стр. 109

III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческя роль мусульманского права определяется в первую очередь

характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на

себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и

запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания

как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют

объективные основания для акцента как на пережиточных, так и на

относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тото факт, что

наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком

средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер

ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из

характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.

Вместе с представлением о едином боге- Аллахе- утвердилась идея единого

правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульмаснкое право на

первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип.

Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы

шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и

превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало

своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его

природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим

правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право

церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее

идут существенные различия между мусульманским правом и правом

каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического

права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные

сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве

всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом

ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших

деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер

откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому

праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто

оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из

общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для

мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью

которых является мусульмаское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока,

распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на

Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго- Восточной

Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным

методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не

только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они

живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели

объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элеменеты

как традиционного происхождения, так и взаимствованные из западных стран.

После трех значительных феномена- вестернизации, кодификации и упразднения

специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX- XX

веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в

наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции

законодательству, основанному на взаимствовании заподных правовых моделей.

За мусульмаским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным

образом отношений "личного статуса".

Однако, в целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть

положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права

сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической,

международной точек зрения.

Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыта природа мусульманского

права, структура и основные источники мусульманского права, представлена

общая характеристика шариата, а так же рассмотрены возможные пути

приспособления мусульманского права к условиям современного общества.

IV

Список использованной литературы

Источники и справочные издания

Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая

библиотека Павленкова Ф. Г. Москва. "Республика". 1995

Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Кима Г. Ф.

Москва. "Наука". 1995

Ислам. Религия, общество, государство. Под ред. Грязневича П. А., Прозорова

С. М. Москва. "Наука". 1984

Книга о Коране. Его происхождение и мифилогия. Под ред. Климовича Л. И.

Москва. "Издательство политической литературы". 1986

Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. "Аванта +". 1996

Юридическая энциклопедия. Под ред. Тихомирова М. Ю. Москва. 1997

Литература

Давид Рене. Основные правовые системы современности (сравнительное право).

Москва. "Наука". 1967

Давид Рене. Основные правовые системы современности. Москва. "Прогресс".

1988

История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. Галазны П.

Н. Москва. "Юридическая литература". 1980

История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О. П. Часть

1. Москва. "Норма". 1996

Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва.

"Наука". 1986

"Ал- Баян". Газета N 6154 от 24 апреля 1997. ОАЭ Дубай.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты