Мусульманское право

Мусульманское право

I

Введение

Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе

основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в

западных сранах.

Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое

влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока.

Ислам- являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых

религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в

большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с

государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право

и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на

международную политику. Выделяя государственный характер ислама,

мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой

норм воспринималось еще и как универсальная политико- правовая доктрина.

Мусульманское право возникло в период разложения родо- племенного

строя и становления раннефеодального государтства на западе Аравийского

полуострова, и как система юридических норм образовалось не сразу. В

начальный период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс

создания государства и классового общества еще не завершился, практически

не различались юридические и иные правила поведения в едином мусульманском

социально- регулятивном комплексе. К тому же в это время тесно

переплетались мусульманская догматика- богословие и правоведение, не

составляя самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Ситуация

изменилась в середине X века, когда правоведение отделилось от

мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-

правовые школы. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального

мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и

становление мусульманского права как системы юридических правил поведения,

выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального

теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.

Характерной чертой мусульманского права является то, что государство

непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно

выполняло свою правотворческую роль косвенно- путем санкционирования

выводов мусульманско- правовых толков (масхабов). Роль основного источника

мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а

государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая

на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка.

Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу

мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из

"божественного откровения" и преданий о жизни Пророка (Сунны). 1

Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы,

представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический

интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в

правовом развитии, политике и идеологии страм Востока, наглядно

подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно

действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность

приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в

правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает

изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и

влияния на современное законодательство. Актуальность данной проблемы также

заключена в межгосударственных и межнациональных вопросах.

1. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.,

1986. стр. 230

События, происходящие сегодня на Балканах, Ближем Востоке требуют

граммотного подхода и анализа происходящего. Имеет место вражда народов на

основе религиозных и этнических разногласий, и потому, и политическая роль

мусульманского права представляет собой особый интерес.

Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных

сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама.

Среди них можно выделить работы В. В. Бартольда "Работы по истории ислама и

Арабского Халифата", З. И. Левина "Зарубежнй Восток: религиозные традиции и

современность", И. П. Петрушевского "Ислам в Иране в VII- XV веках" и

других. Однако, большинство авторов таких работ рассматривали мусульманское

право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему

чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В

конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже

сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась

характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как

юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не

позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как

юридического явления. К тому же, практика правового развития исламских

стран свидетельствует, что юридические правила поведения в данной системе

занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков

обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов

становилось все более отчетливым. Особенности мусульманского права как

юридического явления, раскрытые с позиций общей теории права исследовались

в своих трудах А. С. Боголюбовым "Пресечение и наказание в мусульманском

праве", а также в его историко- филологических исследованиях, А. Л.

Могилевским "Правосознание и религия", М. С. Хайдаровой "Основные

направления и школы мусульманского права.- Мусульманское право". Однако и в

этих исследованиях прослеживается слабая сторона проблематики теории и

практики мусульманского права. Заключается она в том, что в них зачасую не

проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и

теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом- системой

действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих

интересы господствующих социально- политических сил. Немало и зарубежных

правоведов внесли свой вклад в комплексные исследования теории и практики

мусульманского права. В разработке данной проблематики принимали участие

такие крупные исламоведы как И. Гольдциер "Введение в Исламскую теологию и

право", С. Гойтейн "Изучение Исламской истории и институтов". Авторы этих

работ затрагивают вопросы истории и теории мусульманского права, а анализ

юридических особенностей мусульманского права приводят недостаточно полно.

Большое число работ по мусульманскому праву издается в исламских странах.

Однако специфика этих трудов заключается в том, что их авторы недостаточно

критично излагают традиционные мусульманско- правовые концепции. Конечно,

такой подход создает достаточно много препятствий для того, чтобы

объективно анализировать мусульманское право и выявить его роль в

современном правовом развитии стран Востока. Все эти обстоятельства

предопределили цель данной работы. Она заключается в проведении разработки

отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его

соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников

и правотворческой деятельности мусульманского государства. А конечной целью

являестя выявление роли мусульманского права и его приспособления к

современному обществу.

II

ОсновнаЯя Часть

1) Природа мусульманского права

Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки,

выступает как одна из сторон религии ислама. Оно имеет две характерные и

взаимообусловленные особенности- религиозное происхождение ("божественную

природу") и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой

(богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными

нормами ислама в целом. 2 Говоря об универсальном характере ислама и его

нормативных предписаний, приходим к выводу, что ислам - это одновременно

"вера в государство", а мусульманское право (фикх) выступает как

собственным правом, так и религией. В исламе господствует концепция

теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как

служитель установленной религии. Ислам, подчеркивает Рене Давид,- это

религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную,

"божественную" природу. 3

На основе единства и непрерывной связи в исламе "веры и государства",

религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу

свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа,

а юридические нормы, если и совпадают с указанными правилами, то не имеют

самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.

2. См. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М.,

1986. стр. 7

3. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнителное право)

М., 1967. стр. 386, 387

Теология, которую содержит ислам, устанавливает догмы и уточняет, во что

мусульманин должен верить; а шариат, то есть предписание верующим, что они

должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе "путь

следования" и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право

указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя

и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным,

например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к богу-

это молитвы, пост и т. д. Таким образом, шариат основан на идее

обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может

иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего,

является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не

особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами.

Итак, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама,

религиозная основа мусульманского права, его "мусульманский" характер не

вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей

мусульманского права как системы действующих юридических норм.

Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры

прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. К примеру,

нормы "личного статуса"- отрасли, занимающей центральное место в ситеме

мусульманского права действуют главным образом среди мусульман, хотя в

современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип

применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы завещания,

наследования и ограничения правоспособности. Данные нормы запрещают

мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении

брака свидетели должны быть мусульманами.

Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим

собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит

Аллаху. Предание Пророка о том, что некоторые объекты, например вода и

земля, не могут быть предметом частной собственности, широко используется

при проведении аграрной реформы.

Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель

обязательно был мусульманином. Значительная часть полномочий главы

государства носит религиозный характер и связана с защитой интересов ислама

и контролем за выполнением правоверными своих религиозных обязанностей.

Согласно мусульманской политико- правовой теории, законодательная

власть в мусульманском государстве принадлежит маджтахидам- лицам,

являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых

вопросов. Целью мусульманского государства (имамата), имеющего по сути

теократический характер, провозглашается реализация всех предписаний

ислама, утверждение "мусульманского" образа жизни.

В мусульманском судебно- процессуальном праве выделяются нормы, в

соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане,

строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных

предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по

большинству дел. Причем мусульманское право отдает явное предпочтение

показаниям мужчин. В Коране по этому поводу говорится: "И берите в

свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то- мужчину и

двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется

одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели когда их

зовут... ".4 (Коран (II, 282)) Толкуя данное положение священной книги и

конкретизируя его на основе сравнения с многочисленными преданиями о

высказываниях Пророка, ученые юристы пришли к выводу, что по преступлениям,

за которые мусульманское право предусматривает строго определенные меры

наказания, принимаются свидетельские показания только мужчин- четырех по

прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую опасность

для общины верующих.

4. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986.

стр. 216

По менее значительным правонарушениям и обычным спорам показания

одного мужчины могли дополнятся свидетельством двух женщин и лишь в

исключительных случаях, когда речь шла о чисто женских делах, свидетелями

были в праве выступать одни женщины. Особое значение данная отрасль придает

клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою

невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его

признание судом связываются с особенностями религиозной совести

мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней

божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы

является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает

далеко идущие правовые последствия, к примеру, при обвинении мужем своей

жены, в нарушении супружеской верности.

Основной идеей регулирования международных отношений в исламе

является деление всех стран и народов по религиозному признаку на две

группы: "мир ислама" и "мир войны". Внешняя политика мусульманского

государства, согласно такому подходу, строится в зависимости от того,

осуществляется ли она по отношению к мусульманскому или немусульманскому

государству. Заметное место в мусульманском международном праве принадлежит

институту джихада- войны с отступниками от ислама или "неверными",

совершающими агрессию против мусульман, вне зависимости от того, являются

ли они гражданами данного или любого другого государства. И не случайно в

наши дни отдельные мусульманские государства в правовом закреплении основ

внешней политики прежде всего ориентируются на "мусульманскую солидарность"

и даже претендуют на защиту интересов мусульман, проживающих в других

странах.

Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных

правонарушений рассматривает посягательства на "права Аллаха", среди

которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как

правило, к совершившим преступление мусульманам и представителям иных

религий применялись различные меры наказания. Во многох случаях раскаяние

преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести,

освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения в

качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Данная отрасль

мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций

за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали, то есть,

в качестве правовых нередко выступают религиозно- ритуальные или моральные

нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по

мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в

своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Подобное положение характерно и для современного правового развития

мусульманских стран. Например, законодательство многих государств

предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение

поста во время Рамадана. Кроме того, на государственных служащих

возлагается обязанность ежедневной пятикратной молитвы, а мужчинам

запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. А

специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так

называемой моральной деградацией, могут применять наказания за

пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских

норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию

женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Раньше

религиозный характер таких норм проявлялся в том, что они, как правило,

распространялись только на мусульман. Однако сейчас, как показывает

практика, данные нормы имеют определенные требования и к лицам,

принадлежавшим к иным вероисповедованиям.

2) Источники и структура мусульманского права

Доктрина мусульманского права как нормативно- юридической системы

социального регулирования складывалась постепенно, усложняясь и приобретая

дополнительные характерные черты. Новыми элементами постоянно обогащалась и

структура права.

Наука мусульманского права, или, точнее, доктриальное изложение

мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает "корни" и

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты