Теория организации

каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или

характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с

выполнением задач всей организации.

Части должны быть определены не с целью их удобной классификации по

тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и

необходимая функциональная связь друг с другом и с системой в целом.

Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части,

которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.

Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов

организации.

Картина взаимодействия между частями должна отражать постоянное

функционирование взаимных связей, установленных от отдельных членов

организации через ее подсистемы к окружающей среде.

При этом надо иметь в виду “процесс сплавления” организации - процесс

примирения и сплочения этих различных частей и установления единства между

ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организации вопреки

противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, других организаций

и самой рассматриваемой организации.

Более подробно эти моменты мы рассмотрим, когда будем изучать процессы

развития организаций.

Процессы информации и связи.

Основой интеграции отдельных частей организации в единую систему

служат информационные сети или сети связи. Связь стимулирует работу

отдельных элементов организации и обеспечивает координирующий механизм,

соединяющий части системы в синхронизированное целое. Дейч считает, что

организации состоят из подсистем, которые устанавливают связь друг с

другом, обмениваются сообщениями с внешним миром и накапливают информацию.

В совокупности эти сети связи составляют некоторую конфигурацию,

представляющую собой единую систему связи. В кибернетической модели

уделяется большое внимание связи и потокам информации в сложной системе.

Хотя принципы кибернетики использовались в первую очередь для анализа

технических проблем, ее модель обратной связи, управления и регулирования

может быть также успешно применена для анализа биологических и социальных

систем.

Развитие и жизнеспособность.

Проблемы развития и адаптации являются основными для концепции

организации как системы. На каждую систему воздействуют внешние силы,

которые заставляют ее приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Человеческие системы, или социальные организации, испытывают постоянное

давление, приводящее к изменениям. Все мы являемся, например, свидетелями

изменений в социальной этике, касающихся ответственности предприятий перед

обществом. Каким образом организация может обеспечить приспособляемость и

изменения одновременно с постоянным ростом? Проблема поддержания

жизнеспособности организации составляет существенную часть системного

подхода.

Гомеостатическая модель, имеющая большое значение в физиологии,

биологии и естественных науках, представляет собой модель процесса

согласования, уравновешивания внутренних элементов системы в ходе ее

приспособления к изменениям внешней среды. Гомеостатическая модель, в

сущности, аналогична кибернетическому механизму технических систем. За счет

информационной обратной связи система может приспосабливаться к самым

различным ситуациям, т.е. она может обеспечивать равновесие организации в

различных окружающих условиях.

Итак, мы рассмотрели причины, по которым современную

предпринимательскую организацию следует рассматривать как систему.

Основными особенностями организации как системы являются следующие: деление

на организационные элементы, взаимодействие этих элементов между собой и их

окружением, поддержание информационного потока и связи, стремление к росту

и сохранению жизнеспособности, а также необходимость в интегрированных и

эффективных процессах принятия решений.

Подводя итог сказанному в этой части курса мы должны отметить, что

общая теория систем исходит из предположения о существовании сложного

комплекса функционально связанных между собой элементов или частей.

Предпринимательские организации и другие институты, в которых важную роль

играют человеческие взаимоотношения, относятся к числу открытых систем и не

имеют четко выраженной структуры. Это социальные, т.е. созданные человеком,

системы. Только процесс организации позволяет превратить сложный комплекс

людей, материалов, механизмов и других ресурсов в эффективное предприятие.

Простое и легко воспринимаемое определение предпринимательской

организации следующее: организация- это совокупность людей, материалов,

механизмов и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему и

привязанных к цели, которая достигается с помощью ряда последовательных

взаимодействий ее элементов.

Одна из основных особенностей современности состоит в широкой

распространенности человеческих организационных взаимоотношений.

Фундаментом деятельности больших, сложных организаций является

деятельность ряда более или менее неформальных групп, имеющих внутренние

связи. В этом случае общая система (предпринимательская организация) - это

комплекс, который является результатом взаимодействия ряда подсистем. Рост

крупных, сложных организаций был одной из главных особенностей эволюции

современных индустриальных обществ. Многие специальные виды деятельности,

которые ранее выполнялись независимо друг от друга разными специалистами,

теперь интегрируются в больших организациях.

Предпринимательская организация, назначением которой является

производство и перераспределение материальных продуктов или услуг,

представляет собой одну из наиболее высокоразвитых форм человеческих

социальных организаций. Она отличается следующими особенностями:

увеличением размеров и сложности, специализацией, увеличением разнообразия

целей, способностью к изменениям и приспособляемостью к внешним

требованиям.

Современная теория организации развивалась из традиционной концепции

организации, которая подчеркивала важность структуры организации,

иерархических взаимосвязей, власти, специализации, принципа объема

контроля, взаимоотношений линейных подразделений и центральных служб, Эта

традиционная теория существенно измененилась под воздействием теории

человеческих отношений, которая большое внимание уделила индивидуальным и

социальным потребностям членов организации. Эта точка зрения привела к

формированию понятия организации как единой системы, включающей отдельные

личности, неформальные группы, отношения между группами и формальную

структуру.

Однако ни традиционный подход, ни подход с точки зрения человеческих

отношений не обеспечили основу для интегрированной, системной

организационной модели. Современный подход трактует организацию как систему

взаимозависимых частей и переменных, а предпринимательская организация

мыслится в виде социальной системы в еще более широкой, более сложной

системе всего общества. Руководитель должен представлять

предпринимательскую организацию не как изолированные части, а в виде

подсистем; он должен знать взаимосвязи между частями и их возможные

взаимодействия.

Основная задача руководителя предприятия состоит в том, чтобы

объединить эти индивидуальные, часто противоречивые функции в

интегрированную организованную систему, в которой деятельность всех частей

направлена на достижение общих организационных целей.

Развивающиеся системы

“Мы должны быть сами теми изменениями,

которые желаем видеть в мире”.

Махатма Ганди

Тема: Понятие развития

Любая организация или система или объект в процессе своего

существования изменяются. Но изменения бывают разными.

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение

систем.

Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет

процессы развития среди других изменений: обратимость изменений

характеризует процессы функционирования (циклическое. воспроизведение

постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для

случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности

изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для

развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта,

которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е.

возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

Существенную характеристику процессов развития составляет время, т.к.,

во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых,

только время выявляет направленность развития.

Древняя философия и наука не знали идеи развития в точном смысле этого

слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все

процессы воспринимались как совершающиеся по заданной “от века” программе.

Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых

изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился

главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея абсолютно

совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления,

исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих

принципиально новые структуры и связи.

Представления о времени и его направлении меняется с утверждением

христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая

распространялась им, однако, лишь на сферу духа.

С возникновением опытной науки Нового времени идея линейного

направления времени в исследовании природы ведет к формированию

представлений о естественной истории, о направленных и необратимых

изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание

научной космологии и теории эволюции в биологии и геологии. Идея развития

прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится

предметом исследования философии, которая и создает теорию развития.

Глубокую ее разработку дает немецкая классическая философия, в

особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем

развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический

метод, Гегель не только показал универсальность принципа развития, но и

раскрыл его всеобщий механизм и источник. - возникновение и борьбу

противоположностей.

Во второй половине 19 в. идея развития получает широкое

распространение. История общества и развитие науки давали все более

обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов

развития и их механизмов. Прежде всего было опровергнуто представление о

развитии как о линейном прогрессе. Практика социальных движений 20 в.

показала, что исторический прогресс достигается отнюдь не автоматически,

что общая восходящая линия развития общества есть результат сложного

диалектического взаимодействия множества процессов, в которых важнейшая

роль принадлежит целенаправленной деятельности людей.

Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и

общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего

внутренние механизмы развития. Такая переориентация существенно обогатила

общие представления о развитии. Во-первых, биология, а также история

культуры показали, что процесс развития не универсален и не однороден. Если

рассматривать крупные линии развития (такую, например, как органическая

эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие

разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития (прогресс)

переплетается с изменениями, которые образуют т.н. тупиковые ходы эволюции

или даже направлены в сторону регресса. Во-вторых, анализ механизмов

развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения

развивающихся объектов, в частности их организации и функционирования.

Такой анализ оказался необходимым и для выработки объективных критериев,

позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов

развития: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня

организации в процессе развития.

Практика современных исследований показывает, что исследовать процесс

развития любого объекта в полном объеме, т.е. понять не только то, что с

ним происходит, но и почему это происходит и во что эти процессы выльются в

будущем можно только зная, что с ним происходило до его появления. То есть,

оказывается, что прошлое влияет на настоящее.

Однако на настоящее влияет не только прошлое, но и будущее. Так,

например, пытаясь достигнуть какой-либо цели, вы свое сегодняшнее поведение

строите в соответствии с ожидаемым результатом. И идея о том, что будущее

влияет на настоящее становится рабочей не только у нас, но и на Западе.

Так, Т. Буга пишет: “Вторжение будущего в настоящее представляет собой

существенную характеристику современности”. То есть, видение мира

“тождественным самому себе”, представлявшее длительное время незыблемую

основу западной культуры, необратимо изменяется. Таким образом

развивающаяся организация или система или объект постоянно испытывают

влияние и своего прошлого и своего будущего. В том как и почему это

происходит мы разберемся в ходе знакомства с процессом развития.

Тема: Развитие как процесс

Выше уже говорилось о том, что исследование процесса развития должно

начинаться с этапа предшествующего возникновению системы. Этот этап

называется генезисом и может быть определен так: генезис - это процесс

разложения наличных формы бытия (той части реального мира, с которой

система находится во взаимодействии, взпимоотношениях), в ходе которого

возникают предпосылки и условия новых форм реальности, новых объектов, т.е.

процесс существования нового в возможности или на этапе, предшествующем его

возникновению и действительному существованию.

Исследования генезиса системы будет, следовательно, состоять в

выявлении предпосылок и условий ее возникновения.

Мы можем определить предпосылки как такие моменты (объекты)

разлагающихся наличных форм существующей действительности, которые

достигают предела развития в рамках данных форм (отношений,

взаимодействий), но не теряют потенций развития, и, соответственно,

развитие которых разлагает эти формы;

условиями же могут быть названы, складывающиеся по мере разложения

наличных форм бытия, отношения, предполагающие переход к новым формам

развития.

Чтобы понять как это происходит обратимся к принципу отражения. В

соответствии с этим принципом любые взаимодействующие системы изменяют друг

друга. Ну, действительно, воздействие одной системы на другую не может не

изменять обе эти системы. И более того, мы вообще можем зафиксировать эти

воздействия только по их результатам. Как можно говорить о том, что

воздействие имело место, если мы не обнаруживаем результатов воздействия?

Отражением в этой системе взаимодействий будет называться способность

системы фиксировать результаты воздействия на нее изменением собственной

структуры. Но и наоборот, такая система способна изменять взаимодействующие

с ней объекты или системы.

Рассматриваемый через призму принципа отражения, процесс существования

системы предстает как процесс изменения данной системы другими,

взаимодействующими с ней системами и, соответственно, изменение данной

системой других, взаимодействующих с ней систем. Так, например, каждый

человек с рождения и до смерти находится в процессе взаимодействия с

другими людьми или организациями. И каждое такое взаимодействие изменяет

человека как личность. Но и человек, воздействуя на других, изменяет их.

Наиболее наглядно это проявляется во взаимодействиях человека с родителями

или преподавателями.

Содержанием процесса развития системы, таким образом, оказывается

совокупность направленных изменений, которые и подлежат рассмотрению. Нас в

данном случае будут интересовать лишь те изменения системы, которые

формируют условия и предпосылки “вызревающего” в ее недрах нового.

Если изменения данной системы фиксируются ее структурой и имеют

результатом появление у нее новых свойств, то, соответственно, изменения,

привносимые данной системой во взаимодействующие с ней объекты, фиксируются

структурами этих объектов. Совокупность этих изменений мы и рассмотрим в

данной части темы.

Накапливаеме системой изменения будут определять степень ее

организованности и то, как система включается во взаимодействия будет

определятся степенью целесообразности ее организации в данной системе

взаимодействий. Чем более организована, чем более целесообразна система в

данных взаимодействиях, тем больше она оказывается способной влиять на

характер этих взаимодействий. Так, например, не все студенты оказываются

способными включиться в систему отношений и взаимодействий в вузе, но чем

более студент готов к обучению, тем органичнее он вписывается в систему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты