Выбор рационального варианта грузоперевозок
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование маршрутов перевозок, выбор типа подвижного состава и расчет грузооборота
2. Расчет времени и скорости доставки грузов
3. Расчет основных технико-эксплуатационных показателей работы транспорта
4. Расчет основных технико-экономических показателей работы транспорта
5. Выбор рационального варианта перевозок
Список рекомендуемой литературы
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Цель курсовой работы и исходные данные
Целью курсовой работы «Выбор рационального варианта перевозок грузов» является: закрепление теоретических знаний на примере расчета технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей различных видов транспорта; умение выбирать оптимальный вариант перевозки груза по группе наилучших показателей, изучение преимуществ, недостатков и основные показатели работы подвижного состава различных видов транспорта.
Исходными данными являются: маршруты перевозок определенной партии груза, годовой объем груза, вид груза, в приложениях даны возможные характеристики подвижного состава различных видов транспорта.
Вариант исходных данных принимается студентом в соответствии с порядковым номером студента в списке группы.
Таблица 1.1 - Индивидуальные задания для студентов
№ пп | Маршрут движения груза | Вид груза | Объем, млн.т млн.т | |
1 | Тбилиси - Усть-Каменогорск | Мин.вод | 0,5 | |
Усть-Каменогорск - Тбилиси | Свинец | 1,2 | ||
2. Расчет времени и скорости доставки грузов
В данном разделе рассчитываются составные элементы времени и скорости доставки, выполняется сравнение видов транспорта по этим показателям, определяются факторы, влияющие на время и скорость доставки грузов различными видами транспорта.
Условные обозначения, основные формулы и исходные данные:
Тдост - время доставки, час;
Тдв - время движения на сети, час;
Тн-к - время начально-конечных операций, час;
Тп.п. - время путевых потерь, час;
Тп-о - время подвоза-отвоза, час;
lп-о - расстояние подвоза и отвоза соответственно;
Vтex - техническая скорость, км/час;
Vдост - скорость доставки, км/час.
Для любого вида транспорта время доставки складывается:
Тдост =Тдв + Тн-к +Т п.п. + Тпроч (2.2)
в свою очередь:
Тдв= 1 / Vтex (2.3)
где Vтex - техническая скорость, км/час;
Тп.п. - на автомобильном транспорте - это простой в пунктах перецепки, отдых водителя, прочие простои; на речном транспорте - время шлюзования.
Технические скорости движения, Vтех км/час;
ЖТ-38 - 42 км/час;
АТ-38 - 40 км/час;
ВТ- 800 - 950 км/час;
ЖТ: Тдв=4150/42=98,8ч
ВТ: Тдв =3875/800=4,84ч
АТ: Тдв =4575/40=114,38ч
На железнодорожном транспорте это - простой на технических `танцииях Tt.c. (если такие имеются на данном участке сети) и простои на промежуточных станциях Тп.с.
Тт.с = 2 К, (2.4)
где К - количество промежуточных городов на пути следования, т.е. количество технических станций, простой на одной технической станции равен 2 ч.
ЖТ: Тт.с = 2*9=18ч
Тп.с. =Тдв/З (2.5)
ЖТ: Тп.с. =98,8/3=32,9ч
ВТ: Тп.с. =4,84/3=1,61ч
АТ: Тп.с. =114,38/3=38,13ч
Для железнодорожного и воздушного видов транспорта, следует иметь в виду, что, если они работают во взаимодействии с автомобильным транспортом, то во время доставки войдет время подвоза от склада к магистральному виду транспорта и отвоза от магистрального вида к месту назначения;
Время передачи груза с автомобильного транспорта на магистральный и наоборот Тпер.
При этом время подвоза и отвоза определяется по формулам:
Тп-о= l п-о / Vтех (2.6)
Техническая скорость при подвозе и отвозе грузов, Vпотех:
- автомобильным транспортом -- 27км/час;
- железнодорожным транспортом - 30км/час.
ЖТ: Тп-о= 20/30=0,67ч
АТ: Тп-о=6/27=0,22ч
Простои при выполнении начально-конечных операций (за 1 цикл работы транспортных средств) t н-к, час:
AT - 2,5 час;
ЖТ - 48 час;
ВТ - 4 часа.
Время на передачу груза с одного вида транспорта на другой Тпер, час - 24 часа.
Простои в пути, Тпп , час:
на AT предусмотреть простои в промежуточных пунктах через каждые 200км, по 0,5 час;
на ЖТ предусмотреть простои на промежуточных станциях составляют 1/3 от времени движения; простои на одной технической станции - 1ч. количество станций равно количеству промежуточных городов;
на РТ - затраты времени на шлюзование 1,5 - 2,0 часа.
АТ: Тпп =(4575/200)*0,5=11,43ч
ЖТ: Тпп =1+8=9ч
Итак, для железнодорожного, речного видов и воздушного транспорта:
Тдocт = Тдв +Тп-o +Тн-к +Тп.п +Тпер (2.7)
ЖТ: Тдocт = 98,8+48+9+0.67+24=180,47ч
ВТ: Тдocт =4,84+1.61+4=10,45ч
Для автомобильного транспорта:
Тдост = Тн-к + Тдв +Тп.п (2.8)
АТ: Тдocт =114,38+2,5+11,43=128,31ч
Расчет скорости доставки ведется по формуле:
Vдост= 1 / Тдост (2.9)
ЖТ: Vдост=4150/180.47=21,99км/ч
ВТ: Vдост=387/10,45=370,8км/ч
АТ: Vдост=4575/128,31=35,65км/ч
2 маршрут: Усть-Каменогорск -Тбилиси
ЖТ: Тдв=4150/42=98,8ч
ВТ: Тдв =3875/800=4,84ч
АТ: Тдв =4575/40=114,38ч
ЖТ: Тт.с = 2*9=18ч
ЖТ: Тп.с. =98,8/3=32,9ч
ВТ: Тп.с. =4,84/3=1,61ч
АТ: Тп.с. =114,38/3=38,13ч
ЖТ: Тп-о= 20/30=0,67ч
АТ: Тп-о=2/27=0,22ч
АТ: Тпп =(4575/200)*0,5=11,43ч
ЖТ: Тпп =1+8=9ч
ЖТ: Тдocт = 98,8+24+48+9+0,67=180,47ч
ВТ: Тдocт =4,84+24+1,61=10,45ч
АТ: Тдocт =114,38+2,5+11,43=128,31ч
ЖТ: Vдост=4150/9180,47=21,99км/ч
ВТ: Vдост=3875/10,45=370,8 км/ч
АТ: Vдост=4575/128,31=35,65 км/ч
Для первого и второго маршрутов наиболее выгодным вариантом будет воздушный транспорт, поскольку у них на передвижения уходит Тдв =4,84ч и Тдв =4,84ч и груз доставит значительно быстро потому что скорость доставки составляет 370,8км/ч и 370,8 км/ч .
3. Расчет основных технико-эксплуатационных показателей работы транспорта
В данном разделе студент должен научиться определять технико-эксплуатационные показатели использования транспортных средств различных видов транспорта, в том числе:
- рассчитать количество транспортных циклов (ездок), необходимых для выполнения заданных перевозок в каждом направлении;
- рассчитать показатели использования пробега; рассчитать среднее время, затрачиваемое на I цикл (ездку) при перевозках на данном участке сети на каждом виде транспорта;
- рассчитать эксплуатационные скорости и суточные пробеги автомобиля, вагона и речного судна;
- рассчитать часовую производительность автомобиля, вагона и судна в тонно-километрах;
- сопоставить показатели использования первичного состава по видам транспорта и участкам сети;
- сделать вывод.
Условные обозначения, основные формулы и исходные данные:
c - коэффициент использования грузоподъемности;
qn - номинальная грузоподъемность транспортных средств, т;
Loбщ, Lrp - общий и груженый пробег транспортной единицы соответственно, км;
Zmin, Zmax - количество ездок в направлениях, которым соответствуют минимальный и максимальный объемы перевозок;
Тн - время в наряде, час;
Tmin дост , T дост max - время доставки, соответствующее направлению с минимальным и максимальным объемом перевозок соответственно, час;
Тдв min , Тдв max - время движения в «минимальном» и «максимальном» направлениях, час;
Тпроч - время прочих простоев в пути в «минимальном» направлении, час;
Vэ - эксплуатационная скорость, км/час;
1сут - суточный пробег, км.
Количество транспортных циклов (ездок), необходимых для выполнения заданных перевозок определяется по формуле:
Zе=Q / qn (2.10)
ЖТ: qn =60т
ВТ: qn=40т
АТ: qn=15т
ЖТ: Zе = 500000/60*1=8333,3
ВТ: Zе = 500000/40*1=12500
АТ: Zе = 500000/15*1=33333,3
При равенстве числа ездок необходимых для перевозок грузов в прямом и обратном направлениях участка маршрутной сети, порожние пробеги отсутствуют. Поэтому общий пробег равен груженому пробегу, т.е.
Lобщ = Lгр = Zе 2 1 (2.11)
ЖТ: Lобщ = Lгр =8333,3*2*4150=69166390
ВТ: Lобщ = Lгр =12500*2*3875=96875000
АТ: Lобщ = Lгр =33333,3*2*4575=304999695
Если же в одном направлении выполняется Zmax ездок, а в другом Zmin ездок, то часть ездок выполняется без порожнего пробега в прямом и обратном направлении Zmin + Zmax = 2 Zmin, а оставшиеся ездки (Zmax + Zmin) - с порожним пробегом. Поэтому коэффициент использования пробега рассчитывается по следующей формуле:
гр = Lгр / Lобщ (2.12)
ЖТ: гр =4150/69166390=0,00006
ВТ: гр =3875/96875000=0,00004
АТ: гр =4575/304999695=0,000015
На железнодорожном рассчитывается коэффициент порожнего пробега
п = 1-гр = (Zmax - Zmin) / 2Zmax (2.13)
ЖТ: п = 1-0,00006=0,99994
ВТ: п = 1-0,00004=0,99996
АТ: п = 1-0,000015=0,999985
Поскольку на каждом участке маршрутной сети будут совершаться транспортные циклы с порожним обратным пробегом и циклы без порожнего пробега, затраты времени на их выполнение надо считать отдельно, а затем рассчитать среднюю взвешенную величину.
Затраты времени на один цикл без обратного порожнего пробега рассчитывается:
при гр = 1 tц1 = Тдост max + Тдост min (2.14)
Тдост max= Тдост
АТ: Тдост max=128,31
ЖТ: Тдост max =180,47
ВТ: Тдост max=10,45
Тдост min= Тдост - Т н-к
АТ: Тдост min=128,31-2,5=125,81
ЖТ: Тдост min=180,47-48=132,47
ВТ: Тдост min=10,45-4=6,45
АТ: tц1 =128,31+125,81=254,12
ЖТ: tц1 =180,47+132,47=312,94
ВТ: tц1 =10,45+6,45=16,9
Затраты времени на один цикл с обратным порожним пробегом рассчитывается:
при гр=1/2 tц2 = Тдост + (Тдв + Тп.п ) (2.15)
АТ: tц2 =128,31+(114,38+11,43)= 254,12
ЖТ: tц2 =10,45+(98,8+9)=118,25
ВТ: tц2 =180,47+4,84=185,25
Автомобиле-часы, вагоно-часы, судо-часы, в эксплуатации Чэ , ч:
при 1/2<гр <1 Чэ = Zmin tцl + (Zmax - Zmin) tц2 (час) (2.16)
АТ: Чэ =33333,3*254,12=8470658,2
ЖТ: Чэ =8333,3*312,94=2607822,9
ВТ: Чэ =12500*16,9=211250
Среднее время, затрачиваемое на один цикл:
te=Чэ / Zmax (час) (2.17)
АТ: te=8470658,2/33333,3=254,12ч
ЖТ: te=2607822,9/8333,3=312,94ч
ВТ: te=211250/12500=16,9ч
Расчет эксплуатационной скорости и суточного пробега ведутся по формулам:
а) автомобильный транспорт
Vэ = 2 l / tц (2.18)
АТ: Vэ =2*4575/254,12=36ч
lсут = Vэ Тн (2.19)
АТ: lсут =12*36=432
б) железнодорожный, воздушный и речной транспорт
Vэ = 2 l / tц (2.20)
ЖТ: Vэ =2*4150/312,94=26,52
ВТ: Vэ =2*3875/16,9=458,57
lсут = 24 Vэ (2.21)
ЖТ: lсут = 24 *26,52=636
ВТ: lсут = 24 *458,57=11006
Часовая производительность автомобиля, вагона и судна в тонно-кило-метрах рассчитывается по формуле:
Wpчас = qн c l / tц (ткм/час) (2.22)
Номинальная грузоподъемность транспортной единицы qн, т:
- автомобиля - определяется по Краткому автомобильному справочнику в соответствии с выбранной маркой;
- железнодорожного вагона - 70 т;
- воздушного судна - 40 т.
Время пребывания автомобилей в наряде Тн = 10 ч. Работу ЖТ, ВТ считать круглосуточной. Коэффициенты использования грузоподъемности грузов определить на основании данных прейскуранта 13-01-05.
АТ: Wpчас =4,5*1*4575/254,12=81ткм/ч
ЖТ: Wpчас =70*1*4150/312,94=928,29ткм/ч
ВТ: Wpчас =40*1*3875/19,9=9177,6ткм/ч
2 маршрут: Усть-Каменогорск - Новосибирск
ЖТ: Zе = 100000/60*0,6=20833
ВТ: Zе = 100000/40*0,6=31250
АТ: Zе = 100000/15*0,6=83333
ЖТ: Lобщ = Lгр =20833*2*750=31249500
ВТ: Lобщ = Lгр =31250*2*625=39062500
АТ: Lобщ = Lгр =83333*2*2025=337498650
ЖТ: гр =750/31249500=0,00002
ВТ: гр =625/39062500=0,00002
АТ: гр =2025/337498650=0,000006
ЖТ: п = 1-0,00002=0,99998
ВТ: п = 1-0,00002=0,99998
АТ: п = 1-0,000006=0,999994
при гр = 1
Тдост max= Тдост
АТ: Тдост max=58,19
ЖТ: Тдост max =91,49
ВТ: Тдост max=28,78
Тдост min= Тдост - Т н-к
АТ: Тдост min=58,19-2,5=55,69
ЖТ: Тдост min=91,49-48=43,49
ВТ: Тдост min=28,78-4=24,78
АТ: tц1 =58,19+55,69=113,88
ЖТ: tц1 =91,49+43,49=134,98
ВТ: tц1 =28,78+24,78=53,56
при гр=1/2
АТ: tц2 =58,19+(50,63+5,06)=113,88
ЖТ: tц2 =43,49+(17,86+1)=62,35
ВТ: tц2 =0,78+28,78=29,56
при 1/2<гр <1
АТ: Чэ =83333*113,88=9489962,04
Страницы: 1, 2