Эксплуатация и техобслуживание дорожных машин и автомобилей
p align="left">Количество технических воздействий в год на весь парк автомобилей одной марки составит:

По КР - ; (3.9)

По ТО-2 - ; (3.10)

По ТО-1 - ; (3.11)

По ЕО - . (3.12)

Для КР принимают акр = 0, а для ТО-2 и ТО-1 соответственно

; .

Суточная программа по видам технических воздейст-вий определяется:

, (3.13)

где - суточное количество технических воздействий по каждому виду в отдельности;

- годовое количество технических воздействии по ЕО, ТО-1, ТО-2;

Драб.гi - число рабочих дней в году по соответствующе-му виду ТО.

Количество рабочих дней в году зон ТО-1 и ТО-2 принимают обычно равным 253 или 305. Для ЕО режим ра-боты зоны будет зависеть от режима работы автомобилей на линии: 305 или 365 дней.

3.5 Расчет годового объема работ

В годовой объем работ, выполняемых в эксплуатаци-онном предприятии, включают работы по ТО и ремонту СДМ, автомобилей и работы, связанные с обслуживанием самого предприятия. Для строительно-дорожных машин включают объемы работ по ТО-1, ТО-2 и ТР. На основе этих объемов определяется численность рабочих производ-ственных зон и участков.

Для расчета годовых объемов работ выбрал нормативы трудоемкости ТО и ТР и провести их кор-ректирование. Расчет годовых объемов ЕО, ТО-1 и ТО-2 производится исходя из годовой производственной про-граммы данного вида и трудоемкости обслуживания. Годо-вой объем ТР определяется по годовому пробегу парка ав-томобилей и удельной трудоемкости ТР на 1000 км пробега.

3.5.1 Выбор и корректирование нормативных значений трудоемкости

Нормативные значения удельной трудоемкости по ви-дам и типам СДМ выбирают из /1/, для автомобилей - /2/. Нормативы трудоемкости и периодичности приведены для I категории условий эксплуатации, для других условий норма-тивы трудоемкости ТО и ТР корректируются соответствую-щими коэффициентами.

Для строительно-дорожных машин:

трудоемкость ТО - ; (3.14)

трудоемкость ТР - , (3.15)

где t- нормативная трудоемкость технического обслу-живания строительных и дорожных машин, чел-ч.;

t- нормативная удельная трудоемкость текущего ре-монта строительных и дорожных машин, чел-ч.;

К - коэффициент корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от числа машин и уровня спе-циализации парка (таблица 3.8/1/);

К - коэффициент корректирования ТР в зависимости от природно-климатических условий эксплуатации строительных и дорожных машин (таблица 3.9/1/).

Экскаваторы

Бульдозеры

Скрепер

Для автомобилей трудоемкость ЕО, согласно /2/, при применении механизированных моечных установок должна быть уменьшена за счет исключения из общей трудоемкости ЕО моечных работ, связанных с применением ручного труда. Расчетную трудоемкость ЕО определяют по формуле

, (3.16)

где t- нормативная трудоемкость ЕО, чел- ч.;

К2, К5, Км - коэффициенты, учитывающие соответствен-но модификацию подвижного состава, число автомобилей на автотранспортном предпри-ятии (АТП), снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО

, (3.17)

где М - доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом (для грузовых автомобилей М = 35).

Расчетная нормативная скорректированная трудоем-кость ТО-1, ТО-2 для автомобилей:

, (3.18)

где t - нормативная трудоемкость ТО-1 или ТО-2, чел-ч.

Удельная нормативная скорректированная трудоем-кость текущего ремонта:

, (3.19)

где t - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел-ч/1000 км;

К1, К3, К4 - коэффициенты, учитывающие соответствен-но категорию условий эксплуатации, климатический район, пробег автомобиля с начала эксплуатации (таблицы 3.2, 3.4, 3.7).

Трудоемкость сезонного обслуживания:

, (3.20)

где ? - доля работ сезонного обслуживания (50% - для авто-мобилей, работающих в очень холодных и очень жарких районах, 30% - холодных и жарких, 20% - остальных).

3.5.2 Годовой объем работ по ТО и ТР

Объем работ в человеко-часах по всем видам техниче-ских воздействий определяется раздельно по каждому типу машин (бульдозеры, экскаваторы, краны, автомобили и т. д.). Годовой объем работ по КР для автомобилей не опре-деляют, поскольку капитальный ремонт производится на авторемонтных предприятиях. Годовые объемы работ опре-деляются в чел-ч:

а) для парка автомобилей -

; (3.21)

; (3.22)

; (3.23)

; (3.24)

; (3.25)

, (3.26)

где К, К, К, К, К- соответственно годовое число ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2 на парк автомобилей;

t, t, t - скорректированная трудоемкость соответст-венно ЕО, ТО-1 и ТО-2;

Lг - годовой пробег автомобиля, км;

А - списочное число автомобилей;

tтр - удельная скорректированная трудоемкость ТР, чел-ч на 1000 км пробега;

б) для парка строительно-дорожных машин (экскаваторы, автогрейдеры, краны и т.д.)

; (3.27)

; (3.28)

; (3.29)

, (3.30)

где К, К, К, К - количество ТО и ремонтов за планируемый период эксплуатации (i-го типа машин);

t, t, t, t - скорректированная трудоемкость соответственно ТО-1; ТО-2; ТР и КР.

Экскаватор

Бульдозеры

Скреперы

3.5.3 Годовой объем работ по самообслуживанию предприятия

На эксплуатационных предприятиях, кроме работ по ТО и ТР, выполняются вспомогательные работы, в состав последних входят работы по самообслуживанию предпри-ятия (обслуживание и ремонт технологического оборудова-ния зон и участков, содержание инженерных коммуникаций, содержание и ремонт зданий, изготовление и ремонт нестан-дартного оборудования и инвентаря), которые выполняются в самостоятельных подразделениях или соответствующих производственных участках.

Годовой объем работ по самообслуживанию предпри-ятия Псам устанавливается в процентном отношении от годо-вого объема вспомогательных работ:

, (3.31)

где - суммарный годовой объем работ по всем видам технических воздействий, чел-ч

3.6 Распределение годовых объемов работ по производственным зонам и участкам

Годовой объем работ реализуется в зонах ТО, ТР и производственных участках, на местах производства работ передвижными средствами обслуживания. Необходимо учи-тывать особенности распределения годовых объемов работ по СДМ и автомобилям. Общий объем работ по ТО и ре-монту СДМ выполняются в зоне ТО (профилактории) и в зоне ремонта, при этом 40% объема работ ТР выполняется в зоне ТО; в зоне ТР - 60% работ ТР и до 25% объема КР /4/. Часть работ выполняется передвижными средствами на мес-тах производства работ. Объем работ по ТО и ремонту ав-томобилей выполняется в зонах ЕО, ТО и текущего ремонта.

Для определения объема работ по зонам и участкам необходимо распределить объемы ТО и ремонтов по видам и каждому типу машин.

Объем работ ТО, подлежащих распределению по j-му виду СДМ , чел-ч.

. (3.32)

Распределение трудоемкости ТО по видам работ в процентах в зависимости от типа машин приведено в таблице 3.10./1/

Объем работ ТО автомобилей, подлежащих распреде-лению по видам работ, не учитывает работы ТР и по виду автомобиля:

, чел-ч. (3.33)

Результаты расчетов по распределению объемов работ целесообразно приводить в форме таблицы 3.11./1/

Экскаватор

Бульдозер

Скреперы

Автомобили

Таблица № 1 - Распределение годовых объемов работ по видам машин

Вид работ

Годовой объем ТО, %

Суммарная про

грамма

работ зоны ТО

Пзто

Экскаватор колёсный

Бульдозер

гусеничный

Скрепер

колёсный

Автомобиль

Постовые

1. Уборочно-моечные

2. Крепежные

3. Смазочные

4. Контрольно-

диагно-стические

5. Регулировочные

3189/13

4416/18

4662/19

4171/17

1226/5

2448/10

5631/23

5141/21

3917/16

1713/7

4636/13

6419/18

6775/19

6062 /17

1783/5

283/10

481 /17

510 /18

595/21

170/6

10556 16947

17088 14745

4892

Итого:

17664

18850

25675

2039

59336

Участковые

6 .Электротехнические

7. Аккумуляторные

8. Систем питания и гидравлики

9. Шиномонтажные

1226/5

490/2

3680/15

1472/6

1468/6

489/2

3672/15

-

1783/5

713/2

5349/15

2139/6

141/5

85/3

340/12

226/8

4620

1778

13042

3838

Итого:

6873

5632

9987

795

23278

Всего:

24537

24482

35662

2834

82614

Текущий ремонт машин выполняется на стационарной базе в зоне ремонта на постах и в производственных цехах. При работе тяжелых и крупногабаритных машин на значи-тельном расстоянии от базы ремонт их проводят силами ремонтных бригад с помощью передвижных ремонтных мас-терских.

Ремонт машин производится одним из двух методов: агрегатным и индивидуальным. При агрегатном методе на строительных объектах производится замена агрегатов, а агрегаты и узлы ремонтируют на стационарной базе.

Весь объем работ текущего ремонта подразделяется на разборочно-сборочные (постовые) работы и производствен-но-участковые. Постовые работы текущего ремонта выпол-няются на универсальных и специализированных постах передвижными средствами обслуживания и ремонта. Капи-тальный ремонт агрегатов, узлов и сложных полнокомплектных СДМ организуют на специализированных ре-монтных заводах, ремонт простых машин - на эксплуатаци-онном предприятии. Объем работ, как правило, не превыша-ет 25% нормативной трудоемкости капитальных ремонтов парка СДМ.

Объем работ, подлежащих распределению по каждому виду СДМ, составит: Экскаваторы

Бульдозеры

Скреперы

Таблица № 2 - распределение трудоемкости ТР по видам работ

Вид работ

Трудоемкость, %

экскаваторы

бульдозеры

скреперы

Автомобили

сумма

Постовые

1. Разборочно-сборочные

2. Регулировочные

3. Крепежные

ИТОГО:

4. Ремонт агрега-тов и узлов

5. Слесарно-механические

6. Ремонт системы

питания

7. Электротехнические

8. Шиномонтажные и вулканизационные

9. Аккумуляторные

10. Медницкие

11. Жестяницкие

12. Сварочные

13. Кузнечные

14. Столярные

15. Обойные

16. Малярные

ИТОГО:

ВСЕГО:

8920/29

1230/4

1230/4

11380/37

5844/19

4921/16

1230/4

2153/7

615/2

307/1

615/2

307/1

1538/5

922/3

307/1

307/1

307/1

19382/63

30762/100

7325/30

732/3

732/3

8789/36

5127/21

3906/16

976/4

1465/6

-

244/1

732/3

488/2

976/4

732/3

244/1

244/1

488/2

15629/64

24418/100

11558/29

1594/4

1594/4

14746/37

7572/19

6377/16

1594/4

2790/7

797/2

398/1

797/2

398/1

1992/5

1195/3

398/1

398/1

398/1

25111/63

39857/100

6955/30

1391/6

463/2

8809/38

4636/20

2318/10

695/3

1622/7

695/3

231/1

695/3

463/2

695/3

459/5

463/2

231/1

463/2

14374/62

23183/100

34758

4947

4019

43724

23179

17522

4495

6399

2107

1110

2839

1586

5201

4008

1412

1180

1656

72694

116418

Распределение трудоемкости и ТР по видам работ в процентах в зависимости от типа машин приведено в таблице 3.12./1/ По автомобилям распределению подлежит годовой объем работ, рассчитанный в разделе 3.5.2.

Работы по самообслужи-ванию проектируемого предприятия выполняются в зонах и на участках, поэтому годовой объем работ, рассчитанный в разделе 3.5.3, подразделяется по видам соответствующих производственных участков следующим образом:

электротехнические - 25%,

слесарно-механические - 26%,

кузнечные -2%,

сварочные - 4%,

жестяницкие -4%,

медницкие -1%,

трубопроводные - 22%,

ремонтно-строительные -16%.

Рассчитанные объемы работ текущего ремонта, участ-ковых работ ТО и по самообслуживанию необходимо све-сти в сводную таблицу 3.13. /1/

Таблица № 3 - Годовой объем работ по отдельным зонам и участкам

Вид работ

Трудоемкость участковых работ, чел-час.

зоны

ТР

зоны

ТО

По самообслужива

нию

Всего

1. Ремонт агрегатов и узлов

2. Слесарно-механические

3. Ремонт системы питания

4. Электротехнические

5.Шиномонтажные и вулканизационные

6. Аккумуляторные

7. Медницкие

8. Жестяницкие

9. Сварочные

10. Кузнечные

11 .Столярные (деревообделочные)

12. Обойные

13. Малярные

14.Трубопроводные

23179

17522

4495

6399

2107

1110

2839

1586

5201

4008

1412

1180

1656

-

-

-

13042

4620

3838

1778

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6630

-

6375

-

-

255

1020

1020

510

4080

-

-

5610

23179

24152

17537

17394

5945

2888

3094

2606

6221

4518

5492

1180

1656

5610

3.7 Режимы производства и фонды времени

Режим работы подразделений эксплуатационного предприятия (мобильные средства ТО и ТР, производствен-ные участки, посты ТО и ТР) определяются количеством рабочих дней в году, количеством рабочих смен в сутки и продолжительностью рабочей смены в часах. Количество рабочих дней в году зависит от назначения предприятия. Обычно стационарные предприятия работают в течение все-го года с перерывами в выходные и праздничные дни. Про-должительность смены устанавливают 8 часа при пяти-дневной рабочей неделе.

Количество рабочих смен зависит от производствен-ных условий и программы предприятия и устанавливается, исходя из объема работ.

Различают номинальный и действительный фонды времени.

Номинальный годовой фонд времени (Тфн) характеризует максимально возможное время работы рабочего и определя-ется по формуле:

, час, (3.35)

где Дк- количество календарных дней в году;

Дв - количество выходных и субботних дней в году;

Дп - количество праздничных дней в году;

Псм - продолжительность смены в часах (8 ч), ч.

Действительный (расчетный) фонд времени (Тфд) характеризует фактическое количество часов работы одного рабочего:

Тфд = (Дк - Дв - Дп - До) ·Псм ? ?, чаc, (3.36)

где До- длительность отпуска, дн.;

? - коэффициент, учитывающий потери рабочего време-ни по уважительным причинам, ? = 0,96...0,98

В эксплуатационных предприятиях для расчета чис-ленности рабочих используют коэффициент штатности (?ш):

. (3.37)

Значение ?ш лежит в пределах 0,90...0,95; а в тех случа-ях, когда ?ш отклоняется от указанных пределов, следует со-вмещать профессии, объединяя технологически сходные ра-боты.

Годовой фонд времени рабочего поста (Тфн) определя-ется по формуле:

, час, (3.38)

где m - количество одновременно работающих на посту (принимается 2-5) чел;

n - число смен.

Действительный (расчетный) годовой фонд времени ра-боты оборудования (Тфо) характеризует время, в течение ко-торого оборудование может быть полностью загружено:

, час, (3.39)

где ?о - коэффициент использования оборудования по вре-мени.

Значение ?о составляет 0,75...0,80 для металлообраба-тывающих станков; 0,60...0,75 - для нагревательных и терми-ческих печей; 0,85...0,90 - для кузнечных горнов и сварочного оборудования.

Фонд времени работы специализированной бригады (звена) (Тфз) рабочих передвижных средств ТО и ремонта определяется по формуле:

Тфз=(Р1??З+Р2) ·Тфн, (3.40)

где Р1-число постоянных рабочих специализированного зве-на, чел;

Р2 - число машинистов, участвующих в ТО СДМ;

?3- коэффициент, учитывающий время, затрачиваемое рабочими

бригады на вспомогательные работы (переезды, подготовка к работе, оформление доку-ментов, пополнение запаса деталей, топлива и т.д.),

?3 = 0,5....0,7.

Тфз= (5 · 0,5+1) · 2208=7728

Фонды времени необходимы для определения количе-ства производственных рабочих, рабочих постов, технологи-ческого оборудования.

3.8 Расчет численности производственных рабочих

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы ТО и ТР машин. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих. Технологически необ-ходимое число рабочих обеспечивает выполнение суточной, а штатное - годовой производственных программ по ТО и ТР.

Технологически необходимое (явочное) количество ра-бочих (Рт) рассчитывается по формуле:

, (3.41)

где - годовой объем работ в i-ой зоне ТО и ТР или i- го вида работ (в цехе), чел-час.;

Tфн - номинальный годовой фонд времени рабочего (или технологически необходимого рабочего), час.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Штатное (списочное) количество производственных рабочих (Рш) определяется по соотношению:

, (3.42)

где Тфд - годовой фонд времени штатного (расчетного) рабо-чего.

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Пользуясь приведенными формулами по суммарной программе постовых работ зоны ТО Пзто (таблица 3.11), зоны ТР Пзтр (таблица 3.12), и

годовому объему работ по отдельным видам П (таблица 3.13), рассчитывается штатное количество рабочих по зонам и цехам, которое сводится в таблицу.

Кроме производственных рабочих, участвующих в операциях ТО и ремонта машин, на предприятии имеются вспомогательные рабочие, ИТР, служащие и младший об-служивающий персонал (МОП). Число вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием основного производства (кладовщики, уборщики и т.д.), составляет 25-30% от произ-водственных рабочих. Число ИТР

определяется в пределах 10-15% от количества производственных и вспомогательных рабочих. К категории служащих относятся административ-но-хозяйственные работники, учетчики, табельщики и т. д., их количество составляет 4-6% от производственных и вспо-могательных рабочих, МОП (вахтеры, гардеробщики, теле-фонисты, дворники и т.д.) - 2...3%.

3.9 Расчет количества постов ТО, ТР и передвижных средств обслуживания и ремонта

Количество постов воздействий рассчитывают исходя в годового (суточного) количества ТО и ремонтов, продол-жительности выполнения одного ТО и ТР, годового производственного фонда времени поста с учетом (коэффициентом) неравномерности поступления машин на посты и по производительности поста для данного вида воз-действия (Т0-1, Т0-2). Для смешанного парка машин наиболее приемлем метод расчета количества постов по программе работ ТО и ремонта.

Исходя из принятого метода организации работ, количество постов ТО СДМ рассчитывают по формуле:

, (3.43)

где Пзто - годовая суммарная трудоемкость постовых работ зоны ТО СДМ, ежедневно возвращающихся на ба-зу (таблица 3.11), чел-час.;

Тфп - годовой фонд времени рабочего поста (раздел 3.7), час.

Количество передвижных средств для ТО СДМ опре-деляют по Пзто немобильных, в основном, гусеничных ма-шин:

, (3.44)

где Тфз - годовой фонд рабочего времени звена рабочих по обслуживанию передвижных средств, час.

При незначительной программе работ возможно со-вмещение постов ТО СДМ и автомобилей. В практике экс-плуатационных предприятий обслуживание автомобилей производится раздельно от СДМ. Возможно обслуживание разнотипных автомобилей на поточной линии или на тупи-ковом посту. В первую очередь по суточной программе ТО автомобилей необходимо определить возможность органи-зации ТО на поточной линии. При несоответствии автомобильного парка проектируемого предприятия крите-риям организации ТО на поточной линии, число тупиковых постов необходимо рассчитывать, как для СДМ. При обслу-живании автомобилей на поточной линии, число линий об-служивания рассчитывают по такту линии и ритму произ-водства /1/.

Число постов ТР СДМ и автомобилей рассчитывают по величине постовых работ зоны ТР (Пзтр):

, (3.45)

где - 60% суммарного объема работ текущего ремонта СДМ, выполняемых на постах (разборочно-сборочные, крепежные и регу-лировочные из таблицы 3.12), чел-час.;

? - коэффициент, учитывающий неравномерность по-ступления машин в зону ремонта (? = 1,2...1,5). Меньшее значение рекомендуется для крупных пар-ков с количеством машин более 400;

Тфп- годовой фонд времени рабочего поста, час.

Трудоемкость текущего ремонта автомобилей полно-стью реализуется в стационарной базе. Разборочно-сборочные, крепежные, регулировочные (постовые) работы текущего ремонта автомобилей выполняются на рабочем посту.

Число постов ТР автомобилей определяют по формуле:

, (3.46)

где - годовая суммарная программа постовых работ зоны ТР автомобилей (таблица 3.12), чел-час.

Число передвижных мастерских для выполнения не-плановых текущих ремонтов агрегатно-узловым методом можно рассчитать по формуле:

, (3.47)

где - 40% суммарного объема постовых работ ТР, чел-час.

3.10 Расчет площадей производственных помещений

Площади основных и вспомогательных помещений должны быть компактными, но достаточными для обеспече-ния нормальных условий и высокой производительности труда работающих.

3.10.1 Расчет площадей зон технического обслуживания и текущего ремонта

Площади помещений для выполнения ТО и ТР опреде-ляют, исходя из количества рабочих постов и площади, за-нимаемой строительно-дорожными машинами или автомо-билями, проездами, проходами и рабочими местами.

Общая площадь зон ТО и ТР равна:

, (3.48)

где Хо - количество постов для ТО и ТР;

fo - площадь, занимаемая в плане СДМ или автомобилями, м2;

Ко - коэффициент плотности расстановки СДМ или авто-мобилей (для постов ТО и ТР Ко = 4...5).

По удельной площади на одного производст-венного рабочего из числа одновременно работающих на участке:

, (3.49)

где - удельная площадь на первого работающего (таблица 3.14)/1/, м2;

- удельная площадь на последующих работающих (таблица 3.14)/1/, м2;

- количество технологически необходимых рабочих, одновременно работающих в первую смену, чел.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

3.11 Расчет площадей складских помещений

Для расчета площади складских помещений предвари-тельно по нормативам определяется количество (запас) хра-нимых запасных частей и материалов, исходя из суточного расхода и продолжительности хранения. По количеству хра-нимого подбирается оборудование складов (емкости для хранения смазочных материалов, насосы, стеллажи и пр.) и определяется площадь помещения, занимаемая этим обору-дованием. Затем рассчитывается площадь склада.

Площади складских помещений можно рассчитать по удельной площади на 1 млн. км пробега. При этом методе расчета учитывается тип, списочное число и разномарочность подвижного состава. Площадь склада:

, (3.51)

где - годовой пробег, км;

Асп- списочное количество подвижного состава;

fуд - удельная площадь данного вида склада на 1 млн. км пробега, (таблица 3.16), м2;

Кр - коэффициент, учитывающий количество подвижно-го состава;

Кпс - коэффициент, учитывающий тип подвижного состава;/1/

Краз - коэффициент, учитывающий разномарочность подвижного состава.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

3.12 Расчет площадей зон хранения

В состав проектируемого предприятия наряду с зонами ТО, ТР и участками, входит зона хранения машин, площадь которой определяется

, (3.53)

где f - площадь горизонтальной проекции машин, м2;

Ххр- число машин для хранения;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты