Экономико-статистический анализ основных показателей деятельности внутреннего водного транспорта
p align="left">Сухогрузные суда используются для перевозки насыпных и навалочных грузов, леса и лесоматериалов, тарно-штучных грузов и др. Кутузов А.Л. Математические методы в экономике и менеджменте. Спб, 2005.

Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом в емкостях, оборудованных в корпусе судна. К ним относятся танкеры, химовозы, газовозы, водолеи и др.

К пассажирским относятся суда, предназначенные для перевозок пассажиров и их багажа на внутренних водных путях, а также для отдыха и туристических путешествий.

К грузопассажирским относятся суда, имеющие помещения для пассажиров и трюмы для перевозки грузов. К ним относятся те суда, перевозки пассажиров на которых разрешены органами надзора за судоходством.

К несамоходным грузовым судам относятся несамоходные баржи, предназначенные для буксировки или толкания и не имеющие самостоятельной двигательной установки; используются для перевозки сухогрузов и наливных грузов.

К буксирным судам относятся тягачи и толкачи, которые по своей конструкции приспособлены для буксировки или толкания несамоходных судов и плотов.

Вспомогательные технические и обслуживающие суда подразделяются на:

занятые на работах по обеспечению перевозок;

занятые на технологических работах в производственных процессах.

К судам, занятым на работах по обеспечению перевозок, относятся:

суда по обслуживанию путевого хозяйства, поддержанию габаритов пути, подходов к причалам (земснаряды, камнеподъемницы, дноочистительные снаряды, плавкраны и другие суда);

суда по обслуживанию перевозок (рейдовые, разъездные, плавмагазины, суда - бункеровщики, суда на паромных переправах с канатной тягой, суда для перевозки почты предприятиями связи, дебаркадеры, ледоколы, пожарные, спасательные, обстановочные катера и другие суда);

суда специального назначения - научно-исследовательские, учебно-производственные, экспериментальные, гидрометеорологические, ассенизационные, по сбору подсланевых вод, дымонагнетательные Беляев Л.С. Решение сложных оптимизационных задач в условиях неопределенности. -- Новосибирск: Наука, 2007. -- 128 с..

К судам, занятым на технологических работах в производственных процессах, относятся:

производственные суда, занятые на основной производственной работе, например, в лесной промышленности - суда, занятые на сортировке леса, перевозке сплоточных единиц, пучков, формировании секций плотов, обслуживании дистанций, на которых ведется молевой сплав леса, перевозке рабочих на дистанции по сплотке и сплаву леса; на предприятиях газовой промышленности - на обработке трубопроводов на дне реки; на предприятиях связи - на развозке людей по линиям, обеспечении ремонтов кабельных переходов; на предприятиях рыбного хозяйства - суда, занятые на рыбообработке (рыбообрабатывающие плавающие базы, производственные рефрижераторы), промысловые (добывающие) суда, предназначенные или приспособленные для ловли рыбы (траулеры, сейнеры, траловые боты и т.п.);

технические суда, занятые на гидростроительных работах;

разъездные суда, занятые на обслуживании производственной (нетранспортной) деятельности предприятия;

плавучие краны, перегружатели, занятые на перегрузочных работах.

Учет судов внутреннего водного транспорта по времени в навигационный период осуществляется по судам, находящимся в эксплуатации (перевозки грузов и пассажиров, рейдовые, вспомогательные, платные работы и аренда) и вне эксплуатации (резерв на холодном отстое, незаконченный зимний ремонт, слипование (докование), капитальный ремонт, в ожидании определения категории ремонта и списания) Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия/Гл. ред. Ю.В.Прохоров. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004..

Навигационный период (продолжительность навигации) - период использования водных путей в транспортных целях (когда можно использовать судно). Различают физическую и фактическую продолжительность навигации. Физическая - период с момента очищения водного пути ото льда до момента появления сала (льда). Фактическая - период от момента прохождения весной первого судна до момента прохождения осенью последнего судна.

Эксплуатационный период - время нахождения судов на транспортной и нетранспортной (вспомогательной) работе в навигационный период.

Учет использования судов по времени производится в сило-сутках, тоннаже-сутках, место-сутках и включает характеристику использования самоходных и несамоходных судов, находящихся вне эксплуатации.

Сило-тоннаже-место-сутки по каждому судну определяются путем умножения мощности (грузоподъемности, пассажировместимости) судна на время использования его в сутках (время, затраченное судном на выполнение каждого вида работ).

Период использования транспортных судов включает время нахождения их в эксплуатации (эксплуатационное время) и время нахождения вне эксплуатиации (внеэксплуатационное время).

Эксплуатационным временем судна считается время с момента принятия его в эксплуатацию по момент вывода из эксплуатации, в течение которого судно использовалось на перевозках грузов и пассажиров, рейдовых, вспомогательных, платных работах и в аренде.

Внеэксплуатационным временем судна считается время его стоянок только в навигационном периоде с момента вывода из эксплуатации до момента ввода в эксплуатацию, в течение которого судно находилось в резерве на холодном отстое или на слиповании (доковании), техническом обслуживании и ремонте Борисов А.Н. и др. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использования/ А.Н. Борисов, О.А. Крумберг, И.П.Федоров; Риж. техн. ун-т. -- Рига: Зинатне, 2005. -- 184 с..

Учет использования судов ведется по следующим показателям:

в эксплуатации:

по количеству судов, а также по их мощности, грузоподъемности, пассажировместимости;

по времени перевозок с разделением его на ходовое время и стоянки, вспомогательные работы - в сило-тоннаже-место-сутках;

по пробегу - в судо-километрах, сило-тоннаже-место-километрах;

по продукции - количеству перевезенных грузов и пассажиров, выполненных пассажиро-тонно-километров; по времени платных работ и аренды у сторонних организаций - в сило-тоннаже-место-сутках;

вне эксплуатации:

в резерве на холодном отстое и на слиповании (доковании), техническом обслуживании и в ремонте во время навигации - в сило-тоннаже-место-сутках по всем судам предприятия;

по количеству судов, их мощности, грузоподъемности, пассажировместимости, по судам, не вводившимся в эксплуатацию в течение всего отчетного периода.

Эксплуатационное время, относимое на перевозки, включает время:

в ходу;

на вспомогательных работах, связанных с перевозками и хозяйственным обслуживанием потребностей предприятия, расходы по которым не возмещаются и должны относиться на перевозки;

на стоянках.

В эксплуатационной статистике единицей наблюдения при учете работы и использования судна является рейс.

Рейсом считается пробег судна, включая все операции от пункта отправления до пункта назначения, связанные с выполнением транспортной работы Дюбуа Дидье, Прад Анри. Теория возможностей: приложения к представлению знаний в информатике / Пер. с фр. В.Б. Тарасова; под ред. С.А. Орловского. -- М.: Радио и связь, 2005. -- 286 с..

Груженый рейс - пробег самоходного грузового судна с грузом от пункта отправления до пункта назначения или (для буксира-толкача) с загруженным несамоходным судном (составом) или с плотом.

Порожний рейс - это пробег судна без груза от пункта отправления до пункта назначения или для буксира-толкача - пробег с порожними судами (составами) от пункта отправления до пункта назначения.

Производительность 1 тонны грузоподъемности речного судна измеряется объемом работы в единицу времени нахождения судна в эксплуатации - валовая и в единицу времени хода с грузом - чистая. Для грузопассажирских и грузовых судов измеряется количеством тонно-километров грузооборота на 1 тонну грузоподъемности, для пассажирских и грузопассажирских - количеством пассажиро-километров пассажирооборота на 1 место пассажировместимости, для буксиров - количеством тонно-километров грузооборота на 1 единицу мощности.

Удельный вес использованной грузоподъемности в общей грузоподъемности подвижного состава определяется как отношение грузооборота на речных и озерных судах (без толкачей - буксиров, буксиров) в тонно-километрах к пробегу этих судов с учетом их грузоподъемности в тоннаже-километрах.

Техническая скорость движения речных и озерных судов определяется путем деления пробега (в сило-километрах, тоннаже-километрах) на время движения (в сило-сутках, тоннаже-сутках).

К внутренним водным путям относятся реки, каналы, озера, заливы и другие водные пространства (кроме морей), которые пригодны для судоходства, и обслуживаемые Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства. По ним осуществляется движение судов и буксировка судов, плотов и других плавучих объектов.

В свободном состоянии (естественные) следует считать природные водные пути - озера и реки, сток которых не зарегулирован; искусственными водными путями - каналы и водохранилища, а также реки с гидротехническими сооружениями, построенными для регулирования стока и создающими подпор на всем протяжении реки или на отдельных его участках.

Протяженность внутренних водных путей измеряется по осевой линии обслуживаемых судовых ходов (фарватеров), из нее выделяются пути со знаками судоходной обстановки и с гарантированными габаритами пути.

Внутренние водные судоходные пути со знаками судоходной обстановки представляют собой пути, на которых установлены береговые и плавучие сигнальные устройства: бакены, буи, створы и другие устройства, обеспечивающие безопасность судоходства как в дневное, так и в ночное время. Из них выделяются пути с освещаемой и светоотражающей обстановкой.

Внутренние водные судоходные пути с гарантированными габаритами - пути, на которых обеспечиваются в течение всей навигации или части ее установленные габариты судового хода. Для обеспечения гарантированных габаритов судового хода производят путевые работы (углубляют судовой ход землечерпательными снарядами).

Причал - сооружение порта, предназначенное для безопасного подхода, швартовки судов, их стоянки во время перегрузочных работ, посадки и высадки пассажиров и других портовых операций. Причалы группируются по специализации (грузовые, смешанные и пассажирские) и материалам постройки (каменнобетонные, железобетонные, металлические, деревянные, естественные). Из числа грузовых и смешанных причалов выделяются механизированные, в том числе оснащенные портальными кранами.

В число грузовых причалов включаются причалы как оборудованные стационарными причальными сооружениями (набережной, стенкой и другими гидротехническими сооружениями), так и не имеющие береговых сооружений (естественный берег).

Длина оборудованного причала в погонных метрах принимается в соответствии с данными балансового учета. Длина необорудованных причалов (естественный берег) в погонных метрах определяется на основании земельного плана по отводу площадки для причала Прикладные нечеткие системы/ Пер. с япон. Ю.Н.Чернышева; под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. -- М.: Мир, 2008. -- 368 с..

К механизированным относятся причалы, включая естественный берег, перегрузочные работы на которых осуществляются береговыми или плавучими перегрузочными машинами и механизмами (кранами, перегружателями и другими перегрузочными установками).

К специализированным перегрузочным комплексам относятся сооружения и устройства, включающие причалы, склады, разгрузочные эстакады, перегрузочные машины (периодического или непрерывного действия) и др., объединенные в одну или более технологические линии для производства перегрузочных работ с однородными грузами. В частности, к этим комплексам относятся:

контейнерные терминалы;

специализированные сооружения с приемными бункерами для разгрузки вагонов и последующей передачи навалочных грузов на судно с помощью непрерывного транспорта.

Объем погруженных и выгруженных грузов в суда (из судов) на собственных причалах предприятий, организаций их силами и средствами показывается по собственным и арендованным судам, судам других организаций.

Объем перегрузочных работ в отчете отражается в физических тоннах Статистика Коммерческой Деятельности / Под ред. Беляевского Ю, Байтной О. Э./Москва, Финстатанформ, 2006г..

Вес грузов в любых контейнерах, а также грузов в пакетах, поддонах, пучках, связках и т.д. учитывается с весом контейнера брутто или с учетом веса средств пакетирования.

Различают объемы выполненных портовых и кооперированных работ.

К портовым относятся перегрузочные работы, выполненные портом при перевозке грузов внутренним водным транспортом, оплаченные грузовладельцем по перевозочному документу по ставкам сборов за погрузку грузов в суда, выгрузку из судов и за перегрузку грузов, перевозимых во внутреннем водном, в прямом водном, смешанном железнодорожно-водном сообщениях, а также внутрискладские перемещения грузов при указанных перевозках.

К кооперированным относятся работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых другими видами транспорта России и всеми видами транспорта других стран, включая страны СНГ, а также с перегрузкой грузов, выполняемой портом при приеме их к перевозке внутренним водным транспортом и при выдаче грузополучателю после завершения перевозки и отдельно оплачиваемой грузоотправителем или грузополучателем сверх платы по перевозочному документу по ставкам сборов за погрузку и выгрузку грузов.

Аварийность на внутреннем водном транспорте характеризуется количеством аварий на внутренних судоходных путях и числом погибших людей.

Учету подлежат аварии, связанные с движением судов и составов, повлекшие за собой гибель людей и судов, госпитализацию пострадавших от аварий людей в количестве более 15 человек, затопление, полное конструктивное разрушение самоходного судна мощностью более 220 кВт (300 л.с.), несамоходного судна водоизмещением более 300 тонн, конструктивное разрушение гидротехнического сооружения, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути, шлюза на 72 часа и более, считая с момента подхода первого транспортного объекта.

Учет производится по авариям с судами, находящимися на учете в Государственной речной судоходной инспекции бассейнов, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности их владельцев, которые расследованы Государственной речной судоходной инспекцией бассейна.

Погибшим считается любое лицо, погибшее на месте транспортного происшествия или умершее от последствий такового.

Различают следующие виды транспортных происшествий:

столкновения;

удар;

затопление судов;

посадка на мель;

повреждение гидротехнических сооружений (шлюзы, плотины, мосты и т.п.);

прочие.

В доходы от перевозок включаются доходы, начисленные и принадлежащие отчитывающемуся предприятию, за выполненные по перевозочным документам перевозки грузов и пассажиров по действующим прейскурантным, договорным и другим видам тарифов.

Доходы отражаются в отчете без налога на добавленную стоимость.

Доходы от работы транспортного флота в заграничном сообщении включают поступления в иностранной валюте за перевозку внешнеторговых грузов, грузов иностранных фрахтователей, прочие доходы.

Предприятия внутреннего водного транспорта, которые кроме перевозок грузов и пассажиров занимаются другими видами деятельности на коммерческой основе на основании имеющихся лицензий, учитывают доходы от буксировки плотов, судов и иных плавучих объектов; складских операций; погрузочно-разгрузочных работ; проводки судов лоцманами; технической (тренажерной) подготовки; транспортно-экспедиторского обслуживания.

В расходы (затраты) от перевозок включаются эксплуатационные расходы, затрачиваемые на перевозку грузов и пассажиров (заработная плата плавсостава, амортизация флота, материальные затраты, топливо, ремонт флота, навигационные расходы и др.).

Средняя себестоимость перевозок есть величина эксплуатационных расходов предприятий внутреннего водного транспорта, приходящихся на единицу продукции (работы) транспорта. На внутреннем водном транспорте за единицу продукции приняты 10 приведенных тонно-километров. Приведенные тонно-километры исчисляются путем суммирования количества тонно-километров и пассажиро-километров. При этом один пассажиро-километр приравнивается к одному тонно-километру. Себестоимость перевозок определяется отношением величины эксплуатационных расходов к величине приведенной продукции. Средняя себестоимость грузовых перевозок исчисляется как величина эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся на 10 тонно-километров грузооборота, а средняя себестоимость пассажирских перевозок - как величина эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 10 пассажиро-километров пассажирооборота.

1.2 Теоретические основы анализа изменения показателей во времени

В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции -- в центнерах и тоннах и т.д. Стратегическое управление: практика принятия системных решений: Учебное пособие / Е.И. Велесько, А.А. Быков, З. Дражек. -- Мн.: Тэхналогiя, 2007. -- 199 с.

Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта -- в тонно-километрах и т.д.

Если некоторые разновидности продукции обладают общим потребительским свойством, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Например, выпуск продукции консервного завода измеряется в ТУБах (в тысячах условных банок).

Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.

Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. Учебник. М.: ГУ ВШЭ. - 2005.. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:

±ДП = П1 - П0,

где П1 -- значение абсолютного показателя в отчетном периоде;

П0 -- значение абсолютного показателя в базисном периоде;

ДП -- абсолютное отклонение (изменение) показателя.

Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).

Относительные величины применяются в разных видах анализа, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

1) коэффициентом (база сравнения принята за единицу)

или

2) выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.

1. Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени. Относительные величины динамики могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу сравнения. Если мы умножим полученный коэффициент в долях единицы на 100%, то получим результат сопоставления в процентах.

Следует добавить, что могут исчисляться как цепные, так и базисные темпы роста и прироста по нескольким временным отрезкам. Цепной прирост -- это отношение последующего значения показателя к предыдущему, а базисный -- отношение к базисной величине Кофман Арнольд, Хил Алуха Хайме. Модели для исследования скрытых воздействий / Пер с исп.; под ред. В.В. Краснопрошина, Н.А. Лепешинского. -- Мн: Выш. шк., 2008. -- 158 с..

2. Относительная величина структуры характеризует долю отдельной части в общем объеме совокупности. Ее рассчитывают как отношение числа единиц в отдельной части совокупности к общей численности единиц (или объему) всей совокупности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей совокупности либо в долях единицы.

3. Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величинами заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческого персонала организации и т.д.

4. Относительные величины наглядности характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. - М.: ДИС, 2007..

Этот вид относительных величин нашел широкое применение в международных сопоставлениях, при сравнении результатов деятельности организаций различных форм собственности, при сопоставлении цен, величин акционерного капитала и т.д.

5. Другой вид относительных величин -- это результат сопоставления разноименных абсолютных показателей. К ним относятся относительные величины интенсивности. В их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопоставление разноименных абсолютных показателей. Например оборачиваемость (отдача) собственного капитала -- это отношение выручки от продажи продукции (товаров) к среднегодовой стоимости собственного капитала, а рентабельность продаж -- это отношение прибыли от продажи к сумме выручки, полученной от продажи продукции. В числителе и в знаменателе этих коэффициентов -- разноименные показатели.

Вертикальный (структурный) анализ -- представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие. М.: ФБК-ПРЕСС. - 2008..

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм финансовой отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Трендовый анализ -- часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд -- это путь развития. Он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

изучить структуру временного ряда, включающую тренд -- закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;

3) построить математическую модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения моделей простой линейной или нелинейной регрессии Крюков А.Ф., Егорычев И.Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №2..

В процессе анализа можно:

опробовать несколько математических моделей тренда и выбрать ту, которая с большей точностью описывает динамику изменения временного ряда;

построить прогноз будущего поведения временного ряда на основании выбранной модели тренда с определенной доверительной вероятностью;

удалить тренд из временного ряда с целью обеспечения стационарности.

В качестве моделей трендов используют различные элементарные функции и их сочетания, а также степенные ряды.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

функциональный и вероятностный;

прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

одноступенчатый и многоступенчатый;

статический и динамический;

пространственный и временной;

ретроспективный и перспективный Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. -- СПб.: Питер, 2005. -- 336 с..

Основными задачами факторного анализа являются:

Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.

Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.

Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.

Моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.

Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Создать факторную систему -- это значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.

1.3 Понятие корреляционно-регрессионного анализа и его использование в экономико-статистическом исследовании

Исследуя природу, общество, экономику, необходимо считаться со взаимосвязью наблюдаемых процессов и явлений. При этом полнота описания так или иначе определяется количественными характеристиками причинно-следственных связей между ними. Оценка наиболее существенных из них, а также воздействия одних факторов на другие является одной из основных задач статистики.

Формы проявления взаимосвязей весьма разнообразны. В качестве двух самых общих их видов выделяют функциональную (полную) и корреляционную (неполную) связи. В первом случае величине факторного признака строго соответствует одно или несколько значений функции. Достаточно часто функциональная связь проявляется в физике, химии. В экономике примером может служить прямо пропорциональная зависимость между производительностью труда и увеличением производства продукции Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. -- М.: Финпресс, 2005. -- 272 с..

Корреляционная связь (которую также называют неполной, или статистической) проявляется в среднем, для массовых наблюдений, когда заданным значениям зависимой переменной соответствует некоторый ряд вероятных значений независимой переменной. Объяснение тому - сложность взаимосвязей между анализируемыми факторами, на взаимодействие которых влияют неучтенные случайные величины. Поэтому связь между признаками проявляется лишь в среднем, в массе случаев. При корреляционной связи каждому значению аргумента соответствуют случайно распределенные в некотором интервале значения функции.

Например, некоторое увеличение аргумента повлечет за собой лишь среднее увеличение или уменьшение (в зависимости от направленности) функции, тогда как конкретные значения у отдельных единиц наблюдения будут отличаться от среднего. Такие зависимости встречаются повсеместно. Например, в сельском хозяйстве это может быть связь между урожайностью и количеством внесенных удобрений. Очевидно, что последние участвуют в формировании урожая. Но для каждого конкретного поля, участка одно и то же количество внесенных удобрений вызовет разный прирост урожайности, так как во взаимодействии находится еще целый ряд факторов (погода, состояние почвы и др.), которые и формируют конечный результат. Однако в среднем такая связь наблюдается - увеличение массы внесенных удобрений ведет к росту урожайности Заде Лофти. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. -- М.: Мир, 2006. -- 168 с..

По направлению связи бывают прямыми, когда зависимая переменная растет с увеличением факторного признака, и обратными, при которых рост последнего сопровождается уменьшением функции. Такие связи также можно назвать соответственно положительными и отрицательными.

Относительно своей аналитической формы связи бывают линейными и нелинейными. В первом случае между признаками в среднем проявляются линейные соотношения. Нелинейная взаимосвязь выражается нелинейной функцией, а переменные связаны между собой в среднем нелинейно.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты