Экономико-статистический анализ основных показателей деятельности внутреннего водного транспорта

Экономико-статистический анализ основных показателей деятельности внутреннего водного транспорта

2

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 2
  • 1 Теоретические основы анализа основных показателей деятельности внутреннего водного транспорта 6
    • 1.1 Объекты, единицы наблюдения, формы наблюдения и основные показатели внутреннего водного транспорта 6
    • 1.2 Теоретические основы анализа изменения показателей во времени 21
    • 1.3 Понятие корреляционно-регрессионного анализа и его использование в экономико-статистическом исследовании 28
  • 2 Экономико-статистический анализ динамики показателей отрасли внутреннего водного транспорта 38
    • 2.1 Исследование абсолютных, средних и относительных показателей внутреннего водного транспорта 38
    • 2.2 Оценка структуры и динамики структуры экономико-статистических показателей внутреннего водного транспорта 56
  • 3 Экономико-статистическое моделирование тенденций и статистических связей показателей внутреннего водного транспорта 70
    • 3.1 Построение трендовых моделей и прогнозирование во времени 70
    • 3.2 Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей, оценка финансовых показателей отрасли внутреннего водного транспорта 88
  • Заключение 91
  • 4 Охрана труда на водном транспорте 97
  • 5 Гражданская оборона 102
  • 6 Охрана окружающей среды 106
  • Список использованной литературы 114
  • Приложения 117

Введение

В настоящее время развитие экономики России отличают негативные тенденции в темпах экономического роста, прежде всего, в реальном секторе экономики, что связано с мировым финансовым кризисом.

Промышленность России находятся в сложном положении, ситуация постоянно меняется.

Одной из важнейших проблем для российских и зарубежных компаний в условиях кризиса является сложность прогнозирования конъюнктуры спроса и предложения на стратегически важных отраслях и рынках (как рынках сбыта готовой продукции, так и рынков сырья и материалов), а также финансово-экономического положения предприятий-контрагентов (наиболее крупных поставщиков и потребителей продукции) и конкурентов.

В 2008 году Правительством были приняты два значимых для отрасли внутреннего водного транспорта документа:

- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;

- Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 гг."

За прошедший год на основных товарных и фрахтовых рынках наблюдалась позитивная ситуация. Однако мировой финансовый кризис отразился на объеме внешней торговли. На предприятиях внутреннего водного транспорта это отразилось в 4 квартале 2008 г.

Минфином России лимиты бюджетного финансирования на 2009 г. доведены не в полном объеме и в настоящее время проводится работа по дальнейшему их сокращению. В создавшихся условиях необходимо очень ответственно подойти к выбору приоритетов, усилить контроль над расходами.

Правительственной комиссией по повышению устойчивого развития российской экономики утвержден Перечень системообразующих компаний, куда вошли от отрасли: Совкомфлот, Дальневосточное, Приморское и Мурманское морские пароходства, Северо-Западное, Московское, Волжское, Обь-Иртышское и Ленское речные пароходства, Новороссийский морской торговый порт, Ростовский порт и ФГУП "Росморпорт".

Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: наливные, металлы и уголь - соответственно 22, 20 и 15% от общего объема перевозок грузов.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено 3,6 млн.т, что на 6% больше уровня прошлого года. Все предъявляемые к перевозкам грузы своевременно обеспечивались тоннажем и доставлялись получателям.

Объёмы перевозок грузов морским транспортом в 2009 г. ожидаем сохранить на уровне 2008 г.

В 2008 году построено 22 судна транспортного флота общим дедвейтом 1,2 млн.т и 3 судна обеспечивающего флота. Под российский флаг принято 7 транспортных судов и 3 судна обеспечивающего флота.

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2009 г. составляет 1486 общим дедвейтом 17,0 млн.т, из которых 65,3% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами.

В 2009 г. запланированы поставки ещё 27 судов транспортного флота суммарным дедвейтом около 2,3 млн.т.

По итогам 2008 г. объём перевалки грузов в морских портах России незначительно, на 1,1 %, но превысил показатель предыдущего года и составил 455 млн.т (при запланированных ранее 485 млн.тонн).

В целом 2008 год для морского и речного транспорта был позитивным. Экспертная оценка показывает, что с учетом антикризисных мер грузооборот морских портов России в 2009 г. может составить 475 млн.т против 515 ранее запланированных, что на 4,4 % выше уровня 2008 г.

Несмотря на ряд объективных факторов, с которыми столкнулись речники - это низкая водность рек восточных бассейнов, рост цен на дизельное топливо - доставка грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности была обеспечена в полном объёме, т.е. отправлено около 25 млн.т грузов, что на 8% больше аналогичного показателя 2007 г.

В 2008 г. объем перевозок пассажиров снизился на 7,9% и составил 19,8 млн.чел.

Общая протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2007 г. увеличена на 10,3% и доведена до 48 тысяч 112 километров.

Важным событием навигации 2008 г. явилось открытие пропуска судов через построенную вторую нитку судоходного шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон. Ввод новой нитки позволил убрать одно из "узких" мест, увеличить пропускную способность и в целом повысить эффективность Единой глубоководной системы.

Серьезным сдерживающим фактором развития перевозок грузов и пассажиров в Европейской части России является наличие ещё двух "узких" мест: Нижнесвирский шлюз и участок р.Волги в районе Городца, а также несоответствие глубин на некоторых участках ЕГС. Эти проблемы планируется решить в рамках реализации программы "Развитие транспортной системы России» в 2010-2015 гг."

Перспективы развития внутренних водных путей и речных портов рассматривались на совещании 15 июля 2008 г. на Кочетовском гидроузле и на совместном совещании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике 17 сентября 2008 г. в Ростове-на-Дону.

Во исполнение принятых решений Росморречфлотом совместно с речной общественностью разработан проект Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, который предусматривает создание администраций речных бассейнов и специализированного хозяйствующего субъекта с целью разделения административно-властных полномочий и хозяйственных функций в системе государственного управления речными портами и водными путями. Предусматривается также передача на баланс создаваемого предприятия федерального имущества в речных портах, что должно повысить эффективность использования федеральной собственности, качественно улучшить систему управления и способствовать привлечению дополнительных инвестиций.

Недостаточная научная проработанность названной проблемы и то существенное значение, которая она приобретает для российских транспортных организаций, в том числе, судоходных компаний, определяет актуальность темы, цель и задачи исследования.

Целью настоящей работы является исследование экономико-статистических показателей деятельности внутреннего водного транспорта РФ. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. охарактеризованы основные методы исследования и анализа экономических показателей развития отрасли;

2. проведен экономико-статистический анализ динамики показателей внутреннего водного транспорта;

3. проведено прогнозирование показателей внутреннего водного транспорта.

Таким образом, объектом данного исследования является внутренний водный транспорт Российской Федерации, предметом - динамика показателей внутреннего водного транспорта.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

1 Теоретические основы анализа основных показателей деятельности внутреннего водного транспорта

1.1 Объекты, единицы наблюдения, формы наблюдения и основные показатели внутреннего водного транспорта

Объектами статистического наблюдения на внутреннем водном транспорте являются перевозки грузов и пассажиров, наличие флота, речных и озерных причалов, протяженность внутренних водных судоходных путей, несохранность перевозимых грузов, аварии на внутренних судоходных путях, перегрузочные работы, показатели использования речных и озерных судов, финансовые результаты от перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на внутреннем водном транспорте.

Единицами наблюдения на внутреннем водном транспорте являются предприятия внутреннего водного транспорта (порты, пароходства, судоходные компании), а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозочную, транспортно-экспедиторскую и другую деятельность на внутреннем водном транспорте на коммерческой основе.

Формами статистического наблюдения на внутреннем водном транспорте являются:

ежемесячная отчетность - о перевозках грузов и пассажиров, об авариях на внутренних судоходных путях;

ежеквартальная отчетность - о перевозках грузов и пассажиров по видам сообщений, о финансовых результатах от перевозочной деятельности;

годовая отчетность - о наличии флота, о протяженности причалов и внутренних водных путей, о размерах действующей обстановки на внутренних водных путях, о перегрузочных работах, о несохранности перевозимых грузов Социально-экономическая статистика / Под ред. Г.Л.Громыко. " М.: Изд-во МГУ, 2009.-398 с..

Сводка данных по перевозкам грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, по протяженности внутренних водных путей осуществляется в целом по России и в территориальном разрезе; по грузопассажирским перевозкам по видам сообщений, по финансовым результатам от перевозочной деятельности, по наличию флота, по протяженности причалов, по размерам действующей обстановки на внутренних судоходных путях, по несохранности и переработке грузов - в целом по России.

Объекты статистического наблюдения на внутреннем водном транспорте характеризуются следующими понятиями и показателями.

Перевозки грузов учитываются по отправлению.

Объектом учета грузовых перевозок служит отправка. Отправкой считается отдельная партия груза, отправленная из одного пункта в другой и оформленная перевозочными документами. Количество отправленных грузов в тоннах определяется исходя из веса, указанного в перевозочных документах, включая вес тары, а также всех приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках.

Грузооборот по отправленным грузам исчисляется по каждой отправке перемножением указанного в перевозочном документе веса отправки на расстояние перевозки, а затем суммированием полученных результатов по всем отправкам.

Перевозки пассажиров по отправлению учитываются по количеству пассажиров, фактически отправленных в отчетном периоде в собственных и арендованных судах. Объектом учета количества пассажиров является каждая поездка одного пассажира между двумя пунктами в одном направлении Хазанова Л.Э. Математические методы в экономике. М.: БЕК, 2007. - 144 с..

Пассажирооборот по отправлению определяется по каждой поездке, исходя из количества пассажиров и расстояния перевозки каждого пассажира от пункта отправления до пункта назначения путем перемножения количества отправленных пассажиров на расстояние перевозки каждого пассажира и суммированием полученных результатов.

Распределение перевозок пассажиров по линиям, а пассажирских линий - по видам сообщений, осуществляется согласно следующих положений.

Под пассажирской линией понимается организация на определенный период навигации или на всю навигацию регулярного движения судов для перевозок пассажиров между определенными пунктами по заранее установленному расписанию с указанием интервалов отправления и времени рейса.

В зависимости от условий перевозок, районов обслуживания, протяженности линий, продолжительности поездок, видов предоставляемых услуг пассажирские линии подразделяются на:

транспортные - линии, предназначенные для обеспечения устойчивых транспортных связей между населенными пунктами при регулярном движении судов по заранее опубликованным расписаниям, с организованной продажей билетов во всех пунктах остановок, предусмотренных расписанием, или непосредственно на судах;

туристские - линии с продолжительностью поездки более суток, предназначенные для организованного отдыха и путешествий граждан по туристским путевкам или другим проездным документам, включающим плату за проезд, питание и туристское обслуживание в пути следования;

экскурсионно-прогулочные - линии при продолжительности поездки не менее одних суток, предназначенные для отдыха или ознакомления пассажиров с памятными или достопримечательными местами с проездом по разовым индивидуальным или групповым проездным билетам (путевкам) Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. В.В.Федосеева. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 391 с..

Транспортные линии подразделяются на:

транзитные - линии, соединяющие города и другие населенные пункты, расположенные в разных административно-территориальных единицах в составе Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономных образованиях);

местные - линии, соединяющие города или другие населенные пункты, расположенные в пределах одной административно-территориальной единицы в составе Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования);

пригородные - линии, соединяющие город с тяготеющими пригородными населенными пунктами, зонами коллективных садов, дачных участков и местами массового отдыха, расположенными на водных путях;

внутригородские - линии, предназначенные для перевозки пассажиров между остановочными пунктами, расположенными в черте города;

переправные - линии, предназначенные для транспортных связей двух пунктов, расположенных на противоположных берегах рек, озер, водохранилищ в местах пересечения с внутренними водными путями других видов наземного транспорта.

Все пассажирские линии распределяются по видам сообщений:

дальнее - сообщение, к которому относятся линии:

транспортные транзитные и местные;

туристские Экономическая статистика / Учебник Под ред. Ю.Н. Иванова/ М: ИНФРА-М, 2008г..

Транспортные транзитные и туристские линии, имеющие пункты назначения в иностранных государствах (за пределами границ России), относятся к заграничному (международному) сообщению;

пригородное - сообщение, к которому относятся линии:

транспортные пригородные;

транспортные переправные, если один из пунктов линии находится в другом населенном пункте;

экскурсионно-прогулочные, если пункты линии находятся в разных населенных пунктах;

внутригородское - сообщение, к которому относятся линии:

транспортные внутригородские;

транспортные переправные, если оба пункта линии находятся в одном и том же населенном пункте;

экскурсионно-прогулочные, если пункты отправления и назначения находятся в одном и том же населенном пункте, или если пункт отправления совпадает с пунктом назначения при поездках без высадки пассажиров на берег в пути следования.

К перевозкам грузов в заграничном (международном ) сообщении относятся перевозки экспортно-импортных грузов государств-участников СНГ и стран дальнего зарубежья, выполняемые в судах, находящихся в ведении отчитывающегося предприятия:

из речных и морских портов (пунктов) России в иностранные порты ближнего (страны СНГ) и дальнего зарубежья (экспорт);

из иностранных портов ближнего и дальнего зарубежья в морские и речные порты (пункты) России (импорт);

между иностранными портами за пределами границ России (МИП);

между иностранными портами через систему внутренних водных путей России (транзит через Россию);

между портами России после перевалки с других видов транспорта или до перевалки на другие виды транспорта, оформленные перевозочными документами заграничного сообщения при перевозках экспортных, импортных грузов России, а также грузов иностранных организаций дальнего и ближнего зарубежья транзитом через территорию России совместно с другими видами транспорта.

К несохранности грузов относятся случаи хищения, недостачи, порчи и повреждения при перевозке или перегрузке грузов, потери древесины и плотов, связанные с буксировкой плотов Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 367 с..

Убытки включают в себя:

суммы по удовлетворенным претензиям и искам за исключением сумм, поступивших на возмещение убытков, а также сумм, признанных другими предприятиями;

суммы, удовлетворенные другими предприятиями за счет отчитывающегося предприятия.

Речной флот - совокупность судов, предназначенных для перевозок грузов и пассажиров, обслуживания судоходства и других целей на внутренних водных судоходных путях и находящихся на учете в Государственной речной судоходной инспекции бассейнов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности их владельцев. Учет наличия судов ведется по количеству (в единицах), по грузоподъемности, пассажировместимости и мощности с распределением на самоходные и несамоходные.

Грузоподъемность речного судна определяется как чистая грузоподъемность - то наибольшее количество груза, которое судно может принять к перевозке при наличии запасов топлива, воды и другого снаряжения.

Мощность судна учитывается в лошадиных силах.

Пассажировместимость - то количество пассажиров, которое обеспечено местами, приспособленными для лежания и сидения, необходимым количеством спасательных средств.

К транспортным судам следует относить самоходные и несамоходные суда, предназначенные для перевозок грузов и пассажиров.

К самоходным относятся суда, которые имеют силовую установку (двигатель) и движитель (гребное колесо, гребной винт, водомет). Они подразделяются на грузовые, буксирные, грузопассажирские и пассажирские суда.

К грузовым относятся суда, предназначенные для перевозок различных грузов. По назначению они подразделяются на сухогрузные и наливные.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты