Технология и организация перевозочных работ
b>
5. Определение частоты и интервалов отправления судов и составов из пунктов погрузкиЧастота отправления представляет собой количество отправлений судов или составов в одни сутки и определяется по формуле, от/сут; Интервал отправления является обратной величиной частоты отправления и определяется отношением периода отправления и соответствующего размера судопотока или составопотока. Он равен времени между двумя последовательными отправлениями судов (составов) на линии, сут, ; При освоении грузопотоков обоими видами флота расчетное значение интервала отправления было округлено в меньшую сторону, поэтому необходимо уменьшить темп отправления судов и составов путем организации пропусков в отправлениях судов. Интервал пропуска в отправлениях определяется по формуле (с округлением до целого большего числа кратного принятому интервалу отправления), сут Вывод: при работе грузовых судов и толкаемых составов на линии в некоторых случаях производится уравнивание до ближайшего целого числа интервала отправления судов и составов из портов. В этом случае происходит изменение темпа отправления судов: в рассматриваемом случае увеличение (необходимо компенсировать пропусками в отправлении судов (каждое 5 отправление судов и каждое 18 отправление составов не производится)).
6. Расчет продолжительности круговых рейсов судов и составовКруговой рейс судна или состава представляет собой совокупность всех транспортных операций, выполняемых ими между двумя одноименными, последовательно выполняемыми операциями в одном и том же пункте. Продолжительность круговых рейсов определяется как сумма затрат времени на обработку судов в пунктах загрузки и разгрузки и времени нахождения их в пути в прямом и обратном направлениях, сутЗатраты времени на обработку грузовых судов в пунктах загрузки и разгрузки складывается из технических, грузовых и технологических операций, сутгде - затраты времени на технические операции (принимается по п.1), сут; - затраты времени на грузовые операции в пунктах обработки, сут; - затраты времени на технологические операции (операции ожидания), сут. Продолжительность грузовых операций определяется отношением загрузки судов к соответствующим судо-часовым нормам, сутгде - фактическая загрузка судна, т (принимается по табл.3); - судо-часовая норма погрузки или выгрузки груза (принимается по п.1), т/ч. Уголь: ; Лес: ; Грузовая обработка секций состава производится одновременно на смежных причалах порта. Время нахождения судов и составов в пути складывается из чистого времени хода в прямом и обратном направлениях и затрат времени на технические и технологические операции в пути следования, сут,где - протяженность i-го участка пути, км (принимается по п.1); - норма скорости движения судна или состава на i-ом участке пути, км/сут; - затраты времени на технические и технологические операции в пути следования, которые обусловлены необходимостью шлюзования судов и составов в п. Б, сут (равны 0,25 сут за круговой рейс). При организации движения флота по линейной форме с персональным закреплением судов за грузовыми линиями (транспортно-технологические системы) продолжительность кругового рейса должна быть кратна принятому интервалу отправления. При достижении этого условия одновременно определяются затраты времени на технологические операции в пунктах обработки. Время на технологические операции грузовых самоходных судов в пунктах грузовой обработки определяется в следующей последовательности:определяется продолжительность кругового рейса судна без учета времени на технологические операции в пунктах грузовой обработки: ;производится согласование продолжительности кругового рейса путем округления его расчетного значения в большую сторону до числа кратного принятому интервалу отправления, т.е. до 12,0 сут;определяется общее время технологических операций судна в портах: полученное значение распределяется между портами грузовой обработки судна: Толкаемые составы работают по незакрепленной схеме (толкач не всегда находится вместе с составом). Время на технологические операции толкаемых составов в портах определяется в следующем порядке:определяется продолжительность кругового рейса толкача: производится согласование продолжительности кругового рейса толкача путем округления его расчетного значения в большую сторону до числа кратного принятому интервалу отправления, т.е. до 10,0 сут;определяются суммарные затраты времени на технологические операции толкача в портах за круговой рейс поэтому затраты времени толкача на технологические операции в различных портах грузовой обработки составят: определяется общее время стоянки составов в пунктах грузовой обработки при наиболее совершенной форме организации движения: Порядок и результаты расчетов приводятся в форме табл.6. Вывод: время кругового рейса самоходных грузовых судов, толкачей и барж состава определяется по-разному. Время кругового рейса самоходных и несамоходных грузовых судов складывается из времени грузовых работ, времени на технические и времени на технологические (ожидание подачи к причалу, ожидание комплексного обслуживания, ожидание толкача) операции. Время кругового рейса самоходного грузового судна составляет 12 сут. Время кругового рейса толкача зависит от формы организации его работы: раскрепленная (толкач не ожидает в порту ту баржу, с которой пришел) и закрепленная (толкач ожидает окончания обработки баржи, с которой пришел, в порту). Определение формы работы толкача производится расчетом. В курсовом проекте рассматривается работа толкача по раскрепленной форме организации движения. В этом случае время кругового рейса толкача равно 10 сут, а секций состава - 16 сут.
7. Определение среднесуточной потребности во флотеСреднесуточная потребность во флоте в единицах судов определяется по формулегде - расчетная частота отправления судов и составов, ед/сут (принимается по п.5); - продолжительность кругового рейса, сут (принимается по табл.6); - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени, которые не учитываются в составе кругового рейса (ввод и вывод судов из эксплуатации, навигационный ремонт, стоянки по метеоусловиям и др.); можно принять для самоходных судов, равным 0,05, а для несамоходных - 0,08. Расчетная величина среднесуточной потребности во флоте, как правило, имеет дробное значение и не округляется до целого числа. Это означает, что не все суда заняты на заданных перевозках в течение всего периода отправления. Они могут быть использованы и на других перевозках с учетом длительности их эксплуатационного периода. При использовании на перевозках толкаемых составов определяется среднесуточная потребность толкачей и составов отдельно по той же формуле. Различие в потребности толкачей и составов обусловлено, как правило, разностью продолжительности круговых рейсов, а также коэффициентов, учитывающих дополнительные затраты времени. Для рассматриваемых условий среднесуточная потребность во флоте составляет: Таким образом, для освоения заданных грузопотоков необходимо иметь в наличии в первом варианте 9,83 единиц самоходных грузовых судов пр.1565, а во втором варианте -4,62 единиц толкачей пр.428 и 7,6 единиц секционных составов пр. Р-156.
8. Расчет показателей сравнительной эффективности и выбор оптимального вида флотаВыбор оптимального проектного решения осуществляется по показателям сравнительной эффективности, в качестве которых могут быть использованы различные экономические показатели. При выборе оптимального вида флота для перевозок грузов в качестве критерия оптимальности принимается максимум уровня рентабельности производственных фондов, которая учитывает как единовременные затраты на строительство флота, так и текущие навигационные расходы, связанные с эксплуатацией судов. Уровень рентабельности выражается в% и определяется по формулегде П - прибыль от перевозок грузов, руб; - стоимость основных производственных фондов (флота), руб; - размер оборотных средств, необходимых для организации перевозок, руб. (равны 0,1 от стоимости основных фондов). Прибыль от перевозок определяется разностью доходов от перевозок и эксплуатационных расходов по флоту, руб. Доходы от перевозок представляют собой провозную плату, которая в общем виде определяется произведением соответствующих тарифных ставок за перевозку одной тонны груза и количества предъявляемого к перевозке груза. Однако в современных условиях тарифные ставки имеют весьма динамичный характер изменения во времени. Поэтому в данной работе размер доходов следует принять из условия предельного допустимого уровня рентабельности текущих затрат, установленного государством в размере 35%. При этом размер доходов, рассчитанный для первого варианта освоения перевозок, т.е. самоходными грузовыми судами, фиксируется и для второго варианта при освоении перевозок толкаемыми составами. Доходы от перевозок составят, руб. Эксплуатационные расходы на содержание флота за плановый эксплуатационный период определяются по формулам: а) для самоходных грузовых судов пр.1565, руб. б) для толкаемых составов типа 2000+2Ч5000, руб. где - среднесуточная потребность во флоте соответственно самоходных грузовых судов, толкачей и несамоходных грузовых составов, ед. (принимается по п.7); - среднесуточная норма расходов на содержание одной единицы соответственно самоходного грузового флота, толкачей и барж, тыс. руб/судо-сут (принимается по п.1); - коэффициент, учитывающий расходы на содержание рейдового флота (принимается равным 1,05). Стоимость основных производственных фондов представляет собой суммарную строительную или балансовую стоимость потребного флота и рассчитывается по вариантам: а) для самоходных грузовых судов пр.1565, руб. б) для толкаемых составов типа 2000+2Ч5000, руб. где - балансовая стоимость одной единицы соответственно самоходного грузового флота, толкачей и барж, тыс. руб. (принимается по п.1). Вывод: оптимальным видом флота при освоении заданных перевозок являются толкаемые составы типа 2000+2Ч4375, т.к уровень рентабельности в этом случае увеличивается на 92,63%.
9. Расчет эксплуатационных показателей работы флотаДля выбранного (оптимального) варианта освоения перевозок рассчитываются эксплуатационные показатели работы флота и экономические показатели общей эффективности. В составе эксплуатационных показателей работы флота рассчитывается нагрузка по пробегу, техническая скорость движения с грузом, коэффициент использования времени на ход с грузом, продолжительность среднего оборота, средний пробег с грузом за оборот и валовая производительность. Подготовка исходных данных для расчета показателей и сам расчет производится: в таблице 7 - для определения показателей работы грузового флота, таблице 8 - для определения показателей работы буксирного флота. Таблица 7Исходные данные и расчет плановых эксплуатационных показателей работы грузового флота
|
№ пп | Наименование показателей | Размерность | Обозначение и порядок определения | Значение показателя | |
1. | Количество перевозимых грузов | тыс. т | | 1200 | |
2. | Грузооборот | млн. т-км | | 1875 | |
3. | Размер груженого судопотока | | | 81 | |
| в прямом направлении | ед. | | | |
| в обратном направлении | ед. | | 81 | |
4. | Тоннаже рейсы с грузом | тыс. т-тнж | | 1620 | |
5. | Продолжительность кругового рейса в том числе время хода с грузом | сут | (табл.4) | 16,0 | |
| | сут | | 8,28 | |
6. | Среднесуточная потребность во флоте | ед. судов (составов) | | 7,6 | |
7. | Продолжительность эксплуатационного периода | сут | (задание) | 195 | |
8. | Тоннаже-километры с грузом | млн. тнж-км | | 2511 | |
9. | Тоннаже-сутки | тыс. тнж-сут | | | |
| Всего в эксплуатации | | | 14820 | |
| в том числе на ход с грузом | | | 6706,8 | |
10. | Нагрузка по пробегу | т/т-тнж | | 0,747 | |
11. | Техническая скорость движения с грузом | км/сут | | 374,4 | |
12. | Коэффициент использования времени на ход с грузом | | | 0,453 | |
13. | Продолжительность среднего оборота | сут | | 9,15 | |
14. | Средний пробег с грузом за оборот | Км | | 1550 | |
15. | Валовая производительность | т-км/тнж-сут | | 126,52 | |
| | | | 126,69 | |
| | | | 126,54 | |
|
Таблица 8
Исходные данные и расчет плановых эксплуатационных показателей работы буксирного флота
|
№ пп | Наименование показателей | Размерность | Обозначение и порядок определения | Значение показателя | |
1. | Количество перевозимых грузов | тыс. т | | 1200 | |
2. | Грузооборот | млн. т-км | | 1875 | |
3. | Сило-рейсы с грузом | тыс. л. с. | | 324 | |
4. | Продолжительность кругового рейса в том числе время хода с грузом | сут | (табл.4) | 10,0 | |
| | сут | | 8,28 | |
5. | Среднесуточная потребность во флоте | ед. судов (составов) | | 4,62 | |
6. | Продолжительность эксплуатационного периода | сут | (задание) | 195 | |
7. | Сило-километры с грузом | тыс. сило-км | | 502200 | |
8. | Сило-сутки | тыс. сило-сут | | | |
| всего в эксплуатации | | | 1801,8 | |
| в том числе на ход с грузом | | | 1341,36 | |
9. | Нагрузка по пробегу | т/л. с. | | 3,734 | |
10. | Техническая скорость движения с грузом | км/сут | | 374,4 | |
11. | Коэффициент использования времени на ход с грузом | | | 0,745 | |
12. | Продолжительность среднего оборота | сут | | 5,56 | |
13. | Средний пробег с грузом за оборот | км | | 1550 | |
14. | Валовая производительность | т-км/сило-сут | | 1040,63 | |
| | | | 1041,52 | |
| | | | 1040,95 | |
|
10. Определение показателей общей эффективностиСебестоимость перевозок определяется отношением эксплуатационных расходов и грузооборота, руб/ткм Кроме того, себестоимость перевозок может быть определена по формуле, руб/ткмЗатраты на рубль доходов определяются отношением эксплуатационных расходов и доходов от перевозок, коп/рубФондоотдача показывает размер грузооборота или доходов, приходящихся на рубль стоимости основных фондов: Производительность труда работников плавсостава определяется также в натуральном и стоимостном выражении: Уровень рентабельности текущих затрат определяется отношением прибыли и эксплуатационных расходов и выражается в%:
11. Производственно-финансовый план работы суднаПлановое задание экипажу каждого транспортного судна на навигацию устанавливается в документе, который называется производственно-финансовым планом. Он состоит из трех разделов, в которых отражаются общие сведения о судне и характере предстоящей работы, производственные и экономические показатели. В составе производственных показателей экипажу судна устанавливаются продолжительность эксплуатационного периода по календарным датам ввода и вывода из эксплуатации (принимается по заданию), продолжительность рабочего периода и грузооборот. Продолжительность рабочего периода определяется по формуле, сутгде - время планового навигационного ремонта (принимается равным 3 сут), сут; - прочие стоянки, не входящие в круговой рейс и обусловленные метеорологическими и прочими причинами, сут (принимаются равными 4 сут). Плановый грузооборот для транспортного судна представляет его провозную способность и определяется в нашем случае по формуле, ткм: В составе экономических показателей экипажу транспортного судна, работающего на закрепленном участке работы, устанавливаются прямые эксплуатационные расходы и себестоимость содержания нормо-часа. Прямые эксплуатационные расходы определяются по статьям затрат, включающих фонд оплаты труда, рацион бесплатного питания, топливо, материалы и смазку, износ малоценного инвентаря, зимний ремонт и отстой, навигационный ремонт и докование, амортизацию и прочие прямые расходы. В данной курсовой работе прямые эксплуатационные расходы определяются итоговой строкой по формуле, тыс. руб. где - среднесуточная норма расходов на содержание толкача, руб. /судо-сут; - коэффициент, учитывающий распределяемые расходы в составе среднесуточной нормы расходов (в нашем случае для толкачей принимается равным 0,1). Себестоимость содержания нормо-часа определяется по формуле, руб/н-чОбразец:
ЗаключениеОдним из конкурентных преимуществ в условиях рыночной экономики является более низкая цена на аналогичные услуги (продукцию). В связи с этим плановые отделы компаний производят специальные расчеты, направленные на устранение недостатков в процессе выполнения услуг (производстве продукции). В курсовом проекте требовалось оптимизировать процесс освоения речным транспортом двух корреспондирующих грузопотоков - угля (650 тыс. т) и леса (550 тыс. т). Для рассмотрения было предложено использовать два вида флота - самоходные грузовые суда проекта 1565 и толкаемые составы. В результате произведенных расчетов было получено, что для освоения заданных грузопотоков необходимо использовать 9,83 ед. судов, 4,62 ед. толкачей и 7,6 ед. составов (толкач работает по раскрепленной системе). Сравнение вариантов производилось на основании комплексного показателя, отражающего как прибыль от осуществления транспортной работы, так и капитальные вложения в покупку флота - уровень рентабельности. В результате было получено, что оптимальным вариантом освоения грузопотоков является использование на перевозке грузов толкаемых составов, состоящих из толкачей проекта 428 и секционного состава Р-156. При использовании оптимального вида флота себестоимость перевозок составляет 4,64 коп/10т-км, затраты на рубль доходов 35,02 коп., производительность труда 358,5 тыс. руб/чел-нав., рентабельность текущих затрат 185,51%.
Страницы: 1, 2