Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя
ри графическом методе из начала координат проводится луч ОС под углом ° к оси абсцисс, а также лучи OD и OE под определенными углами и к оси ординат:; (1.55); (1.56); ;Политропа расширения строится при помощи лучей ОС и ОЕ. Политропа сжатия строится при помощи лучей ОС и ОD.Производим построение теоретической индикаторной диаграммы.При построении действительной диаграммы углы фаз газораспределения принимаются ориентировочно на основе статистических данных для современных четырехтактных автомобильных двигателей.Таблица 1.2 - Ориентировочные значения углов поворота коленчатого вала, определяющих положение характерных точек действительной индикаторной диаграммы
|
Угол п.к.в. (точка) диаграммы) | Тип двигателя | |
| Бензиновый | |
?1(r') | 20 | |
?2(a") | 65 | |
?(c') | 40 | |
??1(f) | 10 | |
??2(zд) | 10 | |
Y1 (b') | 60 | |
Y2 (a') | 25 | |
|
Для нанесения характерных точек действительной индикаторной диаграммы на теоретическую диаграмму используем метод Брикса.Поправка Брикса:
где ; - радиус кривошипа; - длина шатуна.Для автомобильных и тракторных двигателей:
?=(0,23 - 0,3);принимаем:
? = 0,28.Под индикаторной диаграммой строим вспомогательную полуокружность с диаметром равным ходу поршня. От центра полуокружности в сторону н.м.т. откладываем поправку Брикса. Согласно метода Брикса наносим характерные точки действительной индикаторной диаграммы, затем производим скругление индикаторной диаграммы.
2. Расчет и построение скоростной характеристики двигателяПостроение кривых скоростной характеристики ведется в интервале частот вращения коленчатого вала от = 780 миндо = 6600 мин (значение = 5500 мин), где - частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности.Расчетные точки кривых эффективной мощности и эффективного удельного расхода топлива определяются по следующим зависимостям через каждые 582 мин:
где ,, - соответственно номинальная эффективная мощность (кВт), удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности (), частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности (мин);, , - соответственно эффективная мощность (кВт), удельный эффективный расход топлива (), частота вращения коленчатого вала (мин) в искомой точке скоростной характеристики; - коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально (см. табл. 2.1).Таблица 2.1 - Значение эмпирических коэффициентов для расчета скоростной характеристики двигателя
|
Эмпирический коэффициент | | | | | | |
Значение | 1 | 1 | 1,2 | 1 | 0,8 | |
|
Точки кривых эффективного крутящего момента (Нм) и часового расхода топлива (кг/ч) определяются по формулам:
Аналогично производим расчеты для остальных значений . Результаты вычислений заносим в таблицу 2.2Коэффициент приспособляемости
К:
где - эффективный крутящий момент при номинальной мощности.Таблица 2.2 - Расчеты внешней скоростной характеристики.
|
№ точки | Частота вращения коленчатого вала в искомой точке скоростной характеристики, об/мин | Эффективная мощность, кВт | Эффективный удельный расход топлива, | Эффективный крутящий момент, Нм | Часовой расход топлива, кг/ч | |
1 | 780 | 13,5 | 250,8 | 165,4 | 3,4 | |
2 | 1362 | 25 | 233,8 | 175,4 | 5,8 | |
3 | 1944 | 36,9 | 221 | 181,4 | 8,2 | |
4 | 2526 | 48,7 | 212,4 | 184,2 | 10,3 | |
5 | 3108 | 59,8 | 207,9 | 183,8 | 12,4 | |
6 | 3690 | 69,6 | 207,6 | 180,2 | 14,4 | |
7 | 4272 | 77,5 | 211,5 | 173,3 | 16,4 | |
8 | 4854 | 82,8 | 219,6 | 163 | 18,2 | |
9 | 5436 | 85 | 231,9 | 149,4 | 19,7 | |
10 | 6018 | 83,4 | 248,4 | 132,4 | 20,7 | |
11 | 6600 | 77,5 | 269 | 112,2 | 20,8 | |
|
По полученным значениям производим построение внешней скоростной характеристики.
3 Динамический расчет КШМ двигателя3.1 Расчет сил давления газовСила давления газов, Н:
где - атмосферное давление, МПа;, - абсолютное и избыточное давление газов над поршнем в рассматриваемый момент времени, МПа;
- площадь поршня, м2;
Величины снимаются с развернутой индикаторной диаграммы для требуемых
? и заносятся в сводную табл. 3.1 динамического расчета. Соответствующие им силы рассчитываются по формуле (3.1) и также заносятся в табл. 3.1Для определения сил непосредственно по развернутой индикаторной диаграмме, а также для случая, когда на ее координатной сетке строятся графики других сил, масштаб диаграммы пересчитывается. Если кривая построена в масштабе (МПа в мм), то масштаб этой же кривой для будет:
3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизмаДля упрощения динамического расчета действительный КШМ заменяется эквивалентной системой сосредоточенных масс , которая состоит из массы (кг), сосредоточенной в точке А и совершающей возвратно-поступательное движение, и массы (кг), сосредоточенной в точке В и совершающей вращательное движение:
где - масса поршневой группы; - часть массы шатуна, приходящаяся на возвратно-поступательную движущуюся массу, кг; - часть массы шатуна, приходящаяся на вращающуюся движущуюся массу, кг; - часть массы кривошипа, сосредоточенной в точке В. Для приближенного определения значений
, и можно использовать конструктивные массы
т' (кг/м2), т.е. массы, отнесенные к площади поршня .Исходя из определения конструктивных масс, значения
т', выбранные по справочнику, умножили на площадь (м2) для получения искомых величин
т.
Таким образом, имеем:
3.3 Расчет сил инерцииСилы инерции, действующие в КШМ, в соответствии с характером движения приведенных масс подразделяются на силы инерции поступательно движущихся масс , и центробежные силы инерции вращающихся масс , Н:
где
j - ускорение поршня, м/с2; - угловая скорость вращения коленчатого вала для расчетного режима;
Для рядного двигателя центробежная сила инерции является результирующей двух сил:силы инерции вращающихся масс шатуна
и силы инерции вращающихся масс кривошипа
Силы , рассчитанные для требуемых положений кривошипа (углов
?), заносятся в табл. 3.1.
3.4 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизмеСуммарные силы, действующие в КШМ, определяют алгебраическим сложением сил давления газов и сил возвратно-поступательно движущихся масс, Н:
Суммарная сила , как и силы и , направлена по оси цилиндра и приложена к оси поршневого пальца . Воздействие от силы Р передается на стенки цилиндра перпендикулярно его оси и на шатун по направлению его оси.Сила
N (Н), действующая перпендикулярно оси цилиндра, называется нормальной силой воспринимается стенками цилиндра:
где, - угол отклонения шатуна от оси цилиндра.Сила
S (Н), действующая вдоль шатуна:
От действия силы
S на шатунную шейку возникают две составляющие силы:сила, направленная по радиусу кривошипа (Н)
тангенциальная сила, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа (Н):
Производим расчеты для всех положений коленчатого вала.Рассчитанные для требуемых углов
? значения
Р, N, S, К, Т заносятся в табл. 3.1.
3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого валаАналитически результирующая сила, действующая на шатунную шейку рядного двигателя, учитывается действие сил со стороны только одного из двух расположенных рядом на шейке шатунов, Н:
где - сила, действующая на шатунную шейку по кривошипу.Значения вычисленные для требуемых
? , заносятся в табл. 3.1.Таблица 3.1
- Результаты вычисления сил, действующих в КШМ
|
?, град | ?PГ, Мпа | PГ, Н | Pj, Н | P, Н | N, Н | S, Н | K, Н | T, Н | PК, Н | RШШ, Н | |
0 | 0.105 | 520 | -12709 | -12189 | 0 | -12189 | -12189 | 0 | -19514 | 19514 | |
30 | -0.014 | -69 | -9989 | -10058 | -1422 | -10158 | -7999 | -6261 | -15324 | 16554 | |
60 | -0.014 | -69 | -3574 | -3643 | -911 | -3755 | -1033 | -3610 | -8358 | 9104 | |
90 | -0.014 | -69 | 2780 | 2711 | 791 | 2824 | -791 | 2711 | -8116 | 8557 | |
120 | -0.014 | -69 | 6355 | 6286 | 1571 | 6479 | -4504 | 4658 | -11829 | 12713 | |
150 | -0.014 | -69 | 7209 | 7140 | 1010 | 7211 | -6688 | 2696 | -14013 | 14270 | |
180 | -0.014 | -69 | 7149 | 7080 | 0 | 7080 | -7080 | 0 | -14405 | 14405 | |
210 | -0.0091 | -45 | 7209 | 7164 | -1013 | 7235 | -6711 | -2705 | -14036 | 14294 | |
240 | -0.007 | -35 | 6355 | 6320 | -1580 | 6514 | -4528 | -4683 | -11853 | 12745 | |
270 | 0.14 | 693 | 2780 | 3473 | -1013 | 3618 | -1013 | -3473 | -8338 | 9032 | |
300 | 0.42 | 2079 | -3574 | -1495 | 374 | -1541 | -424 | 1482 | -7749 | 7889 | |
330 | 0.84 | 4157 | -9989 | -5832 | 825 | -5890 | -4638 | 3630 | -11963 | 12502 | |
360 | 3.605 | 17841 | -12709 | 5132 | 0 | 5132 | 5132 | 0 | -2193 | 2193 | |
370 | 7.98 | 39493 | -12391 | 27102 | 1319 | 27134 | 26461 | 6005 | 19136 | 20056 | |
390 | 4.2 | 20786 | -9989 | 10797 | 1527 | 10904 | 8587 | 6721 | 1262 | 6838 | |
420 | 1.96 | 9700 | -3574 | 6126 | 1531 | 6314 | 1737 | 6071 | -5588 | 8251 | |
450 | 1.12 | 5543 | 2780 | 8323 | 2428 | 8670 | -2428 | 8323 | -9753 | 12822 | |
480 | 0.56 | 2771 | 6355 | 9126 | 2281 | 9407 | -6538 | 6763 | -13863 | 15425 | |
510 | 0.245 | 1213 | 7209 | 8422 | 1191 | 8506 | -7889 | 3180 | -15214 | 15543 | |
540 | 0.14 | 693 | 7149 | 7842 | 0 | 7842 | -7842 | 0 | -15167 | 15167 | |
570 | 0.07 | 346 | 7209 | 7555 | -1068 | 7630 | -7077 | -2852 | -14402 | 14682 | |
600 | 0.035 | 173 | 6355 | 6528 | -1632 | 6729 | -4677 | -4838 | -12002 | 12940 | |
630 | 0.035 | 173 | 2780 | 2953 | -861 | 3076 | -861 | -2953 | -8186 | 8702 | |
660 | 0.035 | 173 | -3574 | -3401 | 850 | -3506 | -964 | 3370 | -8289 | 8948 | |
690 | 0.035 | 173 | -9989 | -9816 | 1388 | -9914 | -7807 | 6110 | -15132 | 16319 | |
720 | 0.035 | 173 | -12709 | -12536 | 0 | -12536 | -12536 | 0 | -19861 | 19861 | |
|
3.6 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизмеГрафики изменения сил, действующих в КШМ, в зависимости от угла поворота кривошипа
? строятся в прямоугольной системе координат по данным табл. 3.1 Построение графика (?) ведется как в прямоугольной системе координат, так и в виде полярной диаграммы с базовым направлением (полярной осью) по кривошипу.При построении графика (?) прямоугольных координатах по расчетным данным табл. 3.1 минимальное и максимальное значения силы (а также необходимые значения в точках перегиба кривой) определяются по полярной диаграмме. Н; Н; Н;
3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейкиНа основании полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку коленчатого вала производится построение диаграммы износаРезультирующие величины заносятся в таблицу 3.2. По их значениям определяется величина износа в определенной точке шатунной шейки. Масштабный коэффициент для построения диаграммы износа Мр = 10 кН/мм.Таблица 3.2 - Определение суммарных сил, обуславливающих характер износа шатунной шейки.
|
RШШ i | Значение RШШ i (Н) для лучей | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
RШШ 0 | 19514 | 19514 | 19514 | | | | | | | | 19514 | 19514 | |
RШШ 30 | 16554 | 16554 | 16554 | | | | | | | | | 16554 | |
RШШ 60 | 9104 | 9104 | 9104 | | | | | | | | | 9104 | |
RШШ 90 | 8557 | 8557 | | | | | | | | | 8557 | 8557 | |
RШШ 120 | 12713 | 12713 | | | | | | | | | 12713 | 12713 | |
RШШ 150 | 14270 | 14270 | | | | | | | | | 14270 | 14270 | |
RШШ 180 | 14405 | 14405 | 14405 | | | | | | | | 14405 | 14405 | |
RШШ 210 | 14294 | 14294 | 14294 | | | | | | | | | 14294 | |
RШШ 240 | 12745 | 12745 | 12745 | | | | | | | | | 12745 | |
RШШ 270 | 9032 | 9032 | 9032 | | | | | | | | | 9032 | |
RШШ 300 | 7889 | 7889 | | | | | | | | | 7889 | 7889 | |
RШШ 330 | 12502 | 12502 | | | | | | | | | 12502 | 12502 | |
RШШ 360 | 2193 | 2193 | 2193 | | | | | | | | 2193 | 2193 | |
RШШ 370 | | | | | | 20056 | 20056 | 20056 | 20056 | | | | |
RШШ 390 | | | | | | | | 6838 | 6838 | 6838 | 6838 | | |
RШШ 420 | 8251 | | | | | | | | | 8251 | 8251 | 8251 | |
RШШ 450 | 12822 | | | | | | | | | 12822 | 12822 | 12822 | |
RШШ 480 | 15425 | 15425 | | | | | | | | | 15425 | 15425 | |
RШШ 510 | 15543 | 15543 | | | | | | | | | 15543 | 15543 | |
RШШ 540 | 15167 | 15167 | 15167 | | | | | | | | 15167 | 15167 | |
RШШ 570 | 14682 | 14682 | 14682 | | | | | | | | | 14682 | |
RШШ 600 | 12940 | 12940 | 12940 | | | | | | | | | 12940 | |
RШШ 630 | 8702 | 8702 | 8702 | | | | | | | | | 8702 | |
RШШ 660 | 8948 | 8948 | | | | | | | | | 8948 | 8948 | |
RШШ 690 | 16319 | 16319 | | | | | | | | | 16319 | 16319 | |
| 282571 | 261498 | 149332 | 0 | 0 | 20056 | 20056 | 26894 | 26894 | 27911 | 191356 | 282571 | |
Величина износа, мм | 28.3 | 26.1 | 14.9 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2.7 | 2.7 | 2.8 | 19.1 | 28.3 | |
|
3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателяКрутящий момент (Н м), развиваемый одним цилиндром двигателя в любой момент времени, прямо пропорционален тангенциальной силе
Т ; ; (3.20)где Т, Н;
R, м.При равных интервалах между вспышками в цилиндрах двигателя построение кривой
(?) производится в следующей последовательности: график
(?) (или
Т(?) при соответствующем выборе масштаба) разбивается на число участков, равное числу цилиндров двигателя; все участки совмещаются на новой координатной сетке длиной
? и суммируются. Для четырехтактного двигателя:
?=720° /i =
720/4=180° ; (3.21)Производим расчет суммарного крутящего момента, результаты расчетов заносим в таблицу 3.3.Таблица 3.3 - Определение суммарного крутящего момента
|
Угол поворота коленчатого вала, ° | Крутящий момент для цилиндра, Н·м | Суммарный крутящий момент, Н·м | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
30 | -248.56 | -107.39 | 266.82 | -113.22 | -89.13 | |
60 | -143.32 | -185.92 | 241.02 | -192.07 | -88.21 | |
90 | 107.63 | -137.88 | 330.42 | -117.23 | 300.17 | |
120 | 184.92 | 58.84 | 268.49 | 133.79 | 512.25 | |
150 | 107.03 | 144.11 | 126.25 | 242.57 | 377.39 | |
180 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
|
Принимаем масштабный коэффициент для суммарного крутящего момента:Мр = 7,6737 (Н·м)/мм .Производим построение графика суммарного крутящего момента. По графику определяем среднее значение суммарного крутящего момента:; (3.22)где F1, F2 - соответственно положительная и отрицательная площади, заключенные между кривой и линией ОА, мм2 . Н·м.По величине определяем эффективный крутящий момент , снимаемый с вала двигателя:; (3.23) Н·м.Производим сравнение полученного значения с величиной полученной в тепловом расчете ( Н·м):.
ЗаключениеВ данном курсовом проекте мы систематизировал и закрепил наши знания, полученные при изучении теоретического курса дисциплины «Силовые установки транспортных средств», а также освоил методику и получил практические навыки теплового и динамического расчета автомобильного двигателя.
Литература1. Автомобильные двигатели / Под. ред. М.С. Ховаха - М.: Машиностроение, 1977.-591с.2. Артамонов М.Д. и др. Основы теории и конструирования автомобильных двигателей. - М.: Высш. шк., 1976. - 132 с.3. Болтинский В.Н. Теория, конструирование и расчет тракторных и автомобильных двигателей. - М.: Сельхозиздат, 1962. - 390 с.4. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. -- М.: Машиностроение, 1984. - 383 с.5. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. - М.: Машиностроение, 1983. - 375 с.6. Железко Б.Е. и др. Расчет и конструирование автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1987. - 247 с.7. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей:Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2003. - 496 с.8. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей.- М.: Высш. шк., 1968. - 389 с.
Страницы: 1, 2