Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя

Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Гродненский государственный университет

им. Я. Купалы

Курсовой проект

по дисциплине “Силовые установки транспортных средств”

на тему “Тепловой и динамический расчет двигателя”

Гродно 2010

Содержание

Введение

1. Тепловой расчет двигателя

1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания

1.2 Определение параметров рабочего тела

1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов

1.4 Расчет параметров процесса впуска

1.5 Расчет параметров процесса сжатия

1.6 Расчет параметров процесса сгорания

1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска

1.8 Определение индикаторных показателей двигателя

1.9 Определение эффективных показателей двигателя

1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя

1.11 Построение индикаторной диаграммы

2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя

3. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя

3.1 Расчет сил давления газов

3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма

3.3 Расчет сил инерции

3.4 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме

3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала

3.6 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме

3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейки

3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателя

Заключение

Литература

Введение

Целью курсовой работы является систематизация и закрепление знаний, полученных студентами при изучении теоретического курса дисциплины «Силовые установки транспортных средств», а также при выполнении практических и лабораторных работ; освоение методики и получение практических навыков теплового и динамического расчета автомобильного (тракторного) двигателя.

Приведенная в настоящем курсовом проекте последовательность расчета двигателя базируется на известных методиках, изложенных в литературе.

Помимо указанных данных при выполнении курсовой работы студенту необходимо самостоятельно выбрать ряд величин, используя сведения о принятом прототипе двигателя.

1 Тепловой расчет двигателя

1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания

Для бензинового двигателя с впрыском в соответствии с заданной степенью сжатия () октановое число используемого бензина находится в пределах от 90 до 100. Выбираем следующие виды бензинов: “Регуляр-91”, “Регуляр-92”, “Премиум-95”, “Супер-98”,

Низшая теплота сгорания жидкого топлива, кДж/кг:

(1.1)

где - массовые доли углерода, водорода и кислорода в одном килограмме топлива.

1.2 Определение параметров рабочего тела

Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:

(1.2)

Количество свежего заряда:

(1.3)

где - коэффициент избытка воздуха;

= 115 кг/кмоль - средняя молярная масса бензина.

При не полном сгорании топлива () в состав продуктов сгорания входят: оксид углерода , углекислый газ, водяной пар, водород и азот .

Количество отдельных компонентов продуктов сгорания жидкого топлива при :

1. Оксида углерода:

(1.4)

2. Углекислого газа:

(1.5)

3. Водяного пара:

(1.6)

4. Водорода:

(1.7)

5. Азота:

(1.8)

Общее количество продуктов сгорания жидкого топлива:

(1.9)

1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов

При работе двигателя без наддува давление и температура окружающей среды:

Давление остаточных газов:

(1.10)

Температура остаточных газов:

1.4 Расчет параметров процесса впуска

Давление газов в цилиндре определяется по формуле:

(1.11)

где, - потери давления за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре.

Величина с учетом некоторых допущений определяется из уравнения Бернулли, МПа:

(1.12)

где, - коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра;

- коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению;

- средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило, в клапане или продувочных окнах), м/с;

- плотность заряда на впуске (при отсутствии наддува ), кг/м3.

По опытным данным в современных автомобильных двигателях с электронным управлением на номинальном режиме:

Плотность заряда на впуске:

(1.13)

где, = 287 Дж/(кгград) - удельная газовая постоянная воздуха.

Коэффициент остаточных газов характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания; с его ростом уменьшается количество свежего заряда, поступающего в цилиндр двигателя в процессе впуска:

(1.14)

где , - температура подогрева свежего заряда при его контакте со стенками впускного трубопровода и цилиндра;

- степень сжатия.

Температура подогрева свежего заряда принимается в зависимости от типа двигателя:

(1.14)

Температура заряда в конце процесса впуска:

(1.15)

Коэффициент наполнения без учета продувки и дозарядки четырехтактного двигателя:

(1.16)

1.5 Расчет параметров процесса сжатия

По опытным данным при жидкостном охлаждении величина показателя политропы сжатия для бензиновых двигателей:

Давление и температура конца процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем :

(1.17)

(1.18)

1.6 Расчет параметров процесса сгорания

Целью расчета процесса сгорания является определение температуры и давления в конце видимого сгорания.

Температура , определяется путем решения уравнения сгорания, которое имеет вид:

(1.19)

где - коэффициент использования теплоты;

- теплота сгорания рабочей смеси, кДж/кмоль раб.см;

- средняя мольная теплоемкость свежего заряда при постоянном объеме, кДж/кмоль град;

- средняя мольная теплоемкость продукта сгорания при постоянном объеме , кДж/кмоль град;

- действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.

По опытным данным значения коэффициента для двигателей c электронным впрыском при их работе на номинальном режиме:

Теплота сгорания рабочей смеси, кДж/кмоль раб.см.:

(1.20)

где - количество теплоты потерянное вследствие химической неполноты сгорания, кДж/кг:

(1.21)

Тогда имеем:

Средние мольные теплоемкости:

свежего заряда

(1.22)

продуктов сгорания, :

(1.23)

Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:

(1.24)

Уравнение сгорания (1.19) после подстановки аналитических выражений всех рассчитываемых параметров и последующих преобразований можно представить в виде уравнения второго порядка относительно :

(1.25)

где A, B и C - коэффициенты уравнения второго порядка относительно :

(1.26)

(1.27)

(1.28)

Решение уравнения второго порядка относительно имеет вид:

(1.29)

Теоретическое давление:

(1.30)

Действительное давление:

(1.31)

Степень повышения давления:

(1.32)

1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска

По опытным данным средние значения величины при номинальной нагрузке:

Давление и температура конца процесса расширения:

(1.33)

(1.34)

Правильность предварительного выбора температуры остаточных газов проверяется с помощью выражения:

(1.35)

Погрешность менее 10%, соответственно температура остаточных газов выбрана верно.

1.8 Определение индикаторных показателей двигателя

Теоретическое среднее индикаторное давление, МПа:

(1.36)

Действительное среднее индикаторное давление:

(1.37)

где - коэффициент полноты диаграммы, который принимается равным:

Индикаторный КПД двигателей, работающих на жидком топливе:

(1.38)

Индикаторный удельный расход жидкого топлива:

(1.39)

1.9 Определение эффективных показателей двигателя

При проведении предварительных расчетов двигателей величина (МПа) приближенно определяется в зависимости от средней скорости поршня по эмпирическим формулам вида:

(1.40)

где выражено в м/с;

a, b - коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально.

Для высокофорсированного двигателя с впрыском топлива и электронным управлением имеем:

а = 0,024 МПа;

b = 0,0053 (МПаc)/м;

Средняя скорость поршня:

(1.41)

где S - ход поршня, мм;

n - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин1.

Для заданного прототипа ход поршня S составляет 80 мм.

Среднее эффективное давление:

(1.42)

Механический КПД () представляет собой отношение среднего эффективного давления к индикаторному:

(1.43)

Эффективный КПД двигателя:

(1.44)

Эффективный удельный расход жидкого топлива:

(1.45)

1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя

По эффективной мощности, частоте вращения коленчатого вала, тактности и эффективному давлению определяется литраж двигателя:

(1.46)

где - тактность двигателя;

- эффективная мощность для номинального режима, кВт;

- среднее эффективное давление, МПа;

- обороты коленчатого вала на номинальном режиме, .

Рабочий объем одного цилиндра:

(1.47)

где, - число цилиндров двигателя.

Диаметр цилиндра:

(1.48)

Ход поршня, мм:

(1.49)

По рассчитанным значениям D и S определяем основные параметры двигателя:

литраж двигателя:

(1.50)

эффективная мощность:

(1.51)

эффективный крутящий момент:

(1.52)

часовой расход топлива:

(1.53)

Средняя скорость поршня:

Проверяем правильность предварительного расчета средней скорости поршня:

1.11 Построение индикаторной диаграммы

Построение индикаторной диаграммы ДВС производится в координатах (давление - объем) или (давление - ход поршня) на основании данных расчета рабочего цикла.

В начале построения на оси абсцисс откладывается отрезок АВ, соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня в масштабе , который в зависимости от величины хода поршня принимаем 1:1.

Отрезок ОА (мм), соответствующий объему камеры сгорания:

ОА=АВ/(?-1); (1.54)

ОА = 79,4/(10,8-1) = 8,102 мм.

При построении диаграммы масштабы давлений (Мр = 0,07 МПа в мм).

Построение политроп сжатия и расширения можно осуществлять аналитическим или графическим методом. Для аналитического метода точки политроп сжатия и расширения приведены в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Определение точек политроп сжатия и расширения аналитическим методом

№ точки

Ox, мм

OB/Ox

Политропа сжатия

Политропа расширения

px, Мпа

рх/Mp, мм

px, Мпа

рх/Mp, мм

1

8,102

10,8

26,361

2,452

35

20,29

9,577

136,8

2

16,924

5,2

9,649

0,897

12,8

8,049

3,799

54,3

3

25,746

3,4

5,38

0,5

7,1

4,702

2,219

31,7

4

34,569

2,5

3,525

0,328

4,7

3,187

1,504

21,5

5

43,391

2

2,594

0,241

3,4

2,403

1,134

16,2

6

52,213

1,7

2,074

0,193

2,8

1,957

0,924

13,2

7

61,035

1,4

1,588

0,148

2,1

1,531

0,723

10,3

8

69,858

1,3

1,434

0,133

1,9

1,394

0,658

9,4

9

78,68

1,1

1,14

0,106

1,5

1,128

0,532

7,6

10

87,502

1

1

0,093

1,3

1

0,472

6,7

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты