Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя
Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Гродненский государственный университет
им. Я. Купалы
Курсовой проект
по дисциплине “Силовые установки транспортных средств”
на тему “Тепловой и динамический расчет двигателя”
Гродно 2010
СодержаниеВведение1. Тепловой расчет двигателя1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания1.2 Определение параметров рабочего тела1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов1.4 Расчет параметров процесса впуска1.5 Расчет параметров процесса сжатия1.6 Расчет параметров процесса сгорания1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска1.8 Определение индикаторных показателей двигателя1.9 Определение эффективных показателей двигателя1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя1.11 Построение индикаторной диаграммы2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя3. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя3.1 Расчет сил давления газов3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма3.3 Расчет сил инерции3.4 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала3.6 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейки3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателяЗаключениеЛитература
ВведениеЦелью курсовой работы является систематизация и закрепление знаний, полученных студентами при изучении теоретического курса дисциплины «Силовые установки транспортных средств», а также при выполнении практических и лабораторных работ; освоение методики и получение практических навыков теплового и динамического расчета автомобильного (тракторного) двигателя.Приведенная в настоящем курсовом проекте последовательность расчета двигателя базируется на известных методиках, изложенных в литературе.Помимо указанных данных при выполнении курсовой работы студенту необходимо самостоятельно выбрать ряд величин, используя сведения о принятом прототипе двигателя.
1 Тепловой расчет двигателя1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгоранияДля бензинового двигателя с впрыском в соответствии с заданной степенью сжатия () октановое число используемого бензина находится в пределах от 90 до 100. Выбираем следующие виды бензинов: “Регуляр-91”, “Регуляр-92”, “Премиум-95”, “Супер-98”, Низшая теплота сгорания жидкого топлива, кДж/кг:
где - массовые доли углерода, водорода и кислорода в одном килограмме топлива.
1.2 Определение параметров рабочего телаТеоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:
Количество свежего заряда:
где - коэффициент избытка воздуха; = 115 кг/кмоль - средняя молярная масса бензина.
При не полном сгорании топлива () в состав продуктов сгорания входят: оксид углерода , углекислый газ, водяной пар, водород и азот .Количество отдельных компонентов продуктов сгорания жидкого топлива при :1. Оксида углерода:
2. Углекислого газа:
3. Водяного пара:
4. Водорода:
5. Азота:
Общее количество продуктов сгорания жидкого топлива:
1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газовПри работе двигателя без наддува давление и температура окружающей среды:Давление остаточных газов:
Температура остаточных газов:
1.4 Расчет параметров процесса впускаДавление газов в цилиндре определяется по формуле:
где, - потери давления за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре.Величина с учетом некоторых допущений определяется из уравнения Бернулли, МПа:
где, - коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра; - коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению;
- средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило, в клапане или продувочных окнах), м/с; - плотность заряда на впуске (при отсутствии наддува )
, кг/м3.По опытным данным в современных автомобильных двигателях с электронным управлением на номинальном режиме:Плотность заряда на впуске:
где, = 287 Дж/(кгград) - удельная газовая постоянная воздуха.
Коэффициент остаточных газов характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания; с его ростом уменьшается количество свежего заряда, поступающего в цилиндр двигателя в процессе впуска:
где ,
- температура подогрева свежего заряда при его контакте со стенками впускного трубопровода и цилиндра; - степень сжатия.Температура подогрева свежего заряда принимается в зависимости от типа двигателя:
Температура заряда в конце процесса впуска:
Коэффициент наполнения без учета продувки и дозарядки четырехтактного двигателя:
1.5 Расчет параметров процесса сжатияПо опытным данным при жидкостном охлаждении величина показателя политропы сжатия для бензиновых двигателей: Давление и температура конца процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем :
1.6 Расчет параметров процесса сгоранияЦелью расчета процесса сгорания является определение температуры и давления в конце видимого сгорания.Температура , определяется путем решения уравнения сгорания, которое имеет вид:
где - коэффициент использования теплоты; - теплота сгорания рабочей смеси, кДж/кмоль раб.см; - средняя мольная теплоемкость свежего заряда при постоянном объеме, кДж/кмоль град;- средняя мольная теплоемкость продукта сгорания при постоянном объеме , кДж/кмоль град; - действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.По опытным данным значения коэффициента для двигателей c электронным впрыском при их работе на номинальном режиме: Теплота сгорания рабочей смеси, кДж/кмоль раб.см.:
где - количество теплоты потерянное вследствие химической неполноты сгорания, кДж/кг:
Тогда имеем:
Средние мольные теплоемкости:свежего заряда
продуктов сгорания, :
Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
Уравнение сгорания (1.19) после подстановки аналитических выражений всех рассчитываемых параметров и последующих преобразований можно представить в виде уравнения второго порядка относительно :
где A, B и C - коэффициенты уравнения второго порядка относительно :
Решение уравнения второго порядка относительно имеет вид:
Теоретическое давление:
Действительное давление:
Степень повышения давления:
1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпускаПо опытным данным средние значения величины при номинальной нагрузке:Давление и температура конца процесса расширения:
Правильность предварительного выбора температуры остаточных газов проверяется с помощью выражения:
Погрешность менее 10%, соответственно температура остаточных газов выбрана верно.
1.8 Определение индикаторных показателей двигателяТеоретическое среднее индикаторное давление, МПа:
Действительное среднее индикаторное давление:
где - коэффициент полноты диаграммы, который принимается равным:Индикаторный КПД двигателей, работающих на жидком топливе:
Индикаторный удельный расход жидкого топлива:
1.9 Определение эффективных показателей двигателяПри проведении предварительных расчетов двигателей величина (МПа) приближенно определяется в зависимости от средней скорости поршня по эмпирическим формулам вида:
где выражено в м/с;a, b
- коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально.Для высокофорсированного двигателя с впрыском топлива и электронным управлением имеем:а = 0,024 МПа;b = 0,0053 (МПаc)/м;Средняя скорость поршня:
где S - ход поршня, мм;
n - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин1. Для заданного прототипа ход поршня S составляет 80 мм.
Среднее эффективное давление:
Механический КПД () представляет собой отношение среднего эффективного давления к индикаторному:
Эффективный КПД двигателя:
Эффективный удельный расход жидкого топлива:
1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателяПо эффективной мощности, частоте вращения коленчатого вала, тактности и эффективному давлению определяется литраж двигателя:
где
- тактность двигателя; - эффективная мощность для номинального режима, кВт; - среднее эффективное давление, МПа;
- обороты коленчатого вала на номинальном режиме, .
Рабочий объем одного цилиндра:
где, - число цилиндров двигателя. Диаметр цилиндра:
Ход поршня, мм:
По рассчитанным значениям D и S определяем основные параметры двигателя:литраж двигателя:
эффективная мощность:
эффективный крутящий момент:
часовой расход топлива:
Средняя скорость поршня:Проверяем правильность предварительного расчета средней скорости поршня:
1.11 Построение индикаторной диаграммыПостроение индикаторной диаграммы ДВС производится в координатах (давление - объем) или (давление - ход поршня) на основании данных расчета рабочего цикла.В начале построения на оси абсцисс откладывается отрезок
АВ, соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня в масштабе , который в зависимости от величины хода поршня принимаем 1:1.Отрезок
ОА (мм), соответствующий объему камеры сгорания:
ОА=АВ/(?-1); (1.54)
ОА = 79,4/(10,8-1) = 8,102 мм.При построении диаграммы масштабы давлений (
Мр = 0,07
МПа в мм).Построение политроп сжатия и расширения можно осуществлять аналитическим или графическим методом. Для аналитического метода точки политроп сжатия и расширения приведены в таблице 1.1Таблица 1.1 - Определение точек политроп сжатия и расширения аналитическим методом
|
№ точки | Ox, мм | OB/Ox | Политропа сжатия | Политропа расширения | |
| | | | px, Мпа | рх/Mp, мм | | px, Мпа | рх/Mp, мм | |
1 | 8,102 | 10,8 | 26,361 | 2,452 | 35 | 20,29 | 9,577 | 136,8 | |
2 | 16,924 | 5,2 | 9,649 | 0,897 | 12,8 | 8,049 | 3,799 | 54,3 | |
3 | 25,746 | 3,4 | 5,38 | 0,5 | 7,1 | 4,702 | 2,219 | 31,7 | |
4 | 34,569 | 2,5 | 3,525 | 0,328 | 4,7 | 3,187 | 1,504 | 21,5 | |
5 | 43,391 | 2 | 2,594 | 0,241 | 3,4 | 2,403 | 1,134 | 16,2 | |
6 | 52,213 | 1,7 | 2,074 | 0,193 | 2,8 | 1,957 | 0,924 | 13,2 | |
7 | 61,035 | 1,4 | 1,588 | 0,148 | 2,1 | 1,531 | 0,723 | 10,3 | |
8 | 69,858 | 1,3 | 1,434 | 0,133 | 1,9 | 1,394 | 0,658 | 9,4 | |
9 | 78,68 | 1,1 | 1,14 | 0,106 | 1,5 | 1,128 | 0,532 | 7,6 | |
10 | 87,502 | 1 | 1 | 0,093 | 1,3 | 1 | 0,472 | 6,7 | |
|
Страницы: 1, 2