Расчет производственно-технической базы автотранспортного предприятия
31
Курсовой проект
на тему:
Расчет производственно-технической базы
автотранспортного предприятия
Содержание
Введение
1. Исходные данные
2. Расчет производственной программы технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта автомобилей
2.1. Корректировка норм пробега автобусов до технического обслуживания и капитального ремонта
2.2. Приведение автомобилей к одной технологически совместимой группе
2.3. Расчет годовой и суточной программ по видам ТО, Д и КГ
3. Расчет годовых объемов работ по ТО, ТР и Д и самообслуживание предприятия
3.1. Выбор метода организации технологического процесса ТО, ТР, Д и корректировка нормативов трудоемкости ТО
3.2. Годовые объемы работ по ТО, Д, ТР и самообслуживание
3.3. Распределение трудоемкости ТО, ТР и СО по видам работ
4. Расчет численности производственных рабочих и рабочих по СО АТП.
5. Расчет количества универсальных постов ТО, Д, ТР и ЕО
5.1 Расчет количества универсальных постов ТО и Д
5.2 Расчет количества постов ТР
6. Расчет площадей производственно-складских помещений
6.1. Расчет площадей зон ТО, ТР и Д
6.2. Расчет площадей производственных цехов и складов
6.3. Расчет площадей цехов по СО АТП
6.4. Расчет площадей зон ожидания и хранения (посты подпора)
6.5. Расчет площади участка предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Повышение надежности автомобилей и снижение затрат на их содержание составляют одну из сложных проблем в настоящее время. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилей новых конструкций, обладающих большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью), с другой стороны - средствами технической эксплуатации в результате совершенствования методов технической эксплуатации автомобилей, повышения производительности труда (внедрения научных методов), снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, увеличения межремонтных пробегов автомобилей и их агрегатов, что обеспечивается развитием материально-технической базы автомобильного транспорта, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов.
Одновременно большое влияние на совершенствование методов и средств технической эксплуатации оказывает развитие научных исследований в области технической эксплуатации автомобилей, режимов технического обслуживания, нормирования, надежности и долговечности автомобилей.
Целью данной контрольной работы является произведение технологического расчета автотранспортного предприятия ОАО “Silibro”.
АТП “Silibro” занимается перевозкой людей по Челябинской области на Икарусах-280, имея в наличии 20 автомобилей. Имеет базу постоянной дислокации, которая включает в себя отдел по управлению АТП и отдел технического обслуживания АТП.
Отдел ТО занимает большую часть территории АТП, включает в себя цеха, участки, стоянки, боксы.
Задачей данного технологического расчета является определение необходимых данных для разработки планировочного решения АТП (число производственных рабочих, число постов и линий ТО, Д и ТР, размер площадей производственных, складских и др. помещений).
1. Исходные данные
Списочное количество Ас = 20 Икарусов.
Среднесуточный пробег одного Икаруса lСС = 250 км.
Количество дней работы в году АТП Др = 300 дн.
Количество дней работы в году зон и цехов ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2 - 305 дн.
Количество дней работы в году зон и цехов ТР - 300 дн.
Количество смен работы в году зон и цехов ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2, Сi = 1.
Количество смен работы в году зон и цехов ТР, Сi =2.
Продолжительность рабочей смены зоны, цеха Тс = 8 ч.
Категория условий эксплуатации - III:
- тип дорожного покрытия - цементо-бетон;
- рельеф местности - 250 м.;
- условия движения - большой город, более 100 тысяч человек.
Климатические условия эксплуатации - умеренный климатический район.
Доля новых Икарусов - 80%.
Доля старых Икарусов - 20%.
2. Расчет производственной программы технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта автомобилей АТП ОАО Silibro
Расчет производственной программы ТО, Д и ТР автомобилей можно рассчитать различными методами: аналитический, то есть с использованием системы уравнений и учетом времени на списание подвижного состава; с использованием различных таблиц и программ, построенных на основе расчетных условий. Однако они базируются на так называемом цикловом методе расчета. При этом под циклом понимается пробег, и период времени с начала эксплуатации нового или капитального ремонта или списания.
Цикловой метод расчета производственной программы предусматривает выбор и корректирование периодичности ТО-1, ТО-2 и пробега до КР для подвижного состава проектируемого АТП, расчет числа КР и ТО на один автомобиль и весь парк за год.
При разнотипном парке расчет программы ведется по группам одномарочного подвижного состава, в которые включаются модели и модификации, близкие по нормативам периодичности и трудоемкости ТО и ТР автомобилей. Для этого в начале необходимо скорректировать периодичность пробега и трудоемкость для каждого автомобиля, а далее привести автомобили к основной модели, и разбить их на группы.
2.1. Корректировка норм пробега Икарусов до технического обслуживания и капитального ремонта
Нормативная периодичность ТО и средний цикловой пробег Lкр корректируется в зависимости от категории условий эксплуатации, типа и модификации подвижного состава и природно-климатических условий.
LТО = L(н)ТОk1k2, км (2.1)
Lкр = L(н)крk1k2k3, км (2.2)
где LТО - скорректированная периодичность ТО, км.;
Lкр - скорректированная периодичность на средний цикловой пробег, км.;
L(н)ТО1, L(н)кр - нормативная периодичность ТО и КР, соответственно, км.;
k1 - коэффициент учета категории эксплуатации (k1 = 0,8);
k2 - коэффициент учета отличия данного автомобиля от базовой модели (k2= 0,85);
k3 - коэффициент учета природно-климатических условий (k3 = 0,9).
LТО1 = 4 0000,80,85 = 2 720 км.
LТО2 = 16 0000,80,85 = 10 880 км.
Lкр = 150 0000,80,850,9 = 91 800 км.
Цикловой пробег исходя из Lкр определяется:
- пробег автомобиля до первого КР;
n - число циклов, n = 2;
- соответственно доля новых и “старых” автомобилей (“старые” автомобили - автомобили прошедшие КР).
км.
Корректировка периодичности до ТО-1, ТО-2, КР приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Скорректированная периодичность по корректировочным коэффициентам, по кратности с lСС и между собой
Модель | Периодичность пробега по нормативам | Скорректированная периодичность по корректи-ровочным коэффициентам | Скорректированная по кратности с lСС и между собой | |
lСС | 250 | - | - | |
LТО-1 | 4 000 | 2 720 | 16 | |
LТО-2 | 16 000 | 10 880 | 4 | |
КР | 150 000 | 91 800 | 2 |
Так как постановка автомобилей на техническое воздействие осуществляется после целого количества дней эксплуатации, периодичности были скорректированы со среднесуточным пробегом. Корректировка заключается в подборе численных значений периодичности ТО и КР, кратных между собой и среднесуточным пробегом.
2.2. Приведение автомобилей к одной технологически совместимой группе
Разбиваем автомобили на технологически совместимые группы, для каждой из них выбираем базовую марку автомобиля, к которой будем приводить другие марки автомобилей данной группы. В качестве базовых марок выбираем: автобус “Икарус-280”.
Приведение количества автомобилей каждой марки в группе к основной марке производится через коэффициент приведения:
Апрi = Аcikпрi, автобусов (2.3)
где Апрi - число приведенных автомобилей i-той марки;
Асi - списочное число автомобилей i-той марки;
kпрi - коэффициент приведения.
Апр = Ас = 20 автобусов, так как все автобусы изначально были одной и той же марки “Икарус-280”. В дальнейшем технологический расчет ведем по приведенному числу автомобилей с использованием нормативов основных марок.
2.3. Расчет годовой и суточной программ по видам ТО, Д и КГ
Первоначально определяем количество КР и обслуживании каждого вида на один автомобиль за цикл:
(2.4)
(2.5)
(2.6)
(2.7)
LЕОс = lсс = 250 км. (2.8)
где Leoc, Lto-i. Lto-2 - периодичность TO и среднециклового пробега, принятые к расчету, км.
Расчет количества КР и обслуживание каждого вида на один автомобиль за цикл приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2. Количество КР и обслуживание каждого вида на один автомобиль за цикл
Количество автобусов | |||||
20 | 300 | 0,82 ? 1 | 5,89 ? 6 | 20,56 ? 21 |
Годовое количество ТО, КР и Д на весь парк автомобилей находится из уравнений:
Nкр = Nцкр•Ас•?ц (2.9)
NТО-1 = NцТО-1•Апр•?ц (2.10)
NЕОс = NцЕОс•Апр•?ц (2.11)
NЕОм = 1,6(NцТО-1 + NцТО-2) (2.12)
NД-1 = 1,1NцТО-1 + NцТО-2 (2.13)
NД-2 = 1,2NцТО-2 (2.14)
где Ас - списочное количество автомобилей данной группы;
Апр - число приведенных автомобилей;
?ц - коэффициент цикличности;
(2.15)
где Дгр - количество рабочих дней в году;
lсс - среднесуточный пробег автомобиля;
?m - коэффициент технической готовности автомобиля. Этот коэффициент определяется из уравнения:
(2.16)
где ДТО-2 - нормативный простой в ТО-2, ДТО-2 ? 1 дн.;
ДТР - нормативный простой удельный в ТР, дни/1000 км;
Дкр - нормативный простой в КР, дней;
, дн/1000 км. (2.17)
Где ДТО и ТР - нормативный простой подвижных средств в ТО и ТР;
к4 - коэффициент корректирования простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации;
?кр - коэффициент, учитывающий действительную потребность в КР;
(2.18)
где кТО-2, кТР к/г - коэффициенты, учитывающие объемы работ по ТО-2 и ТР, выполняемые в эксплуатационное время;
(2.19)
(2.20)
где ТТО-2, ТТР - число часов работы зон ТО-2 и ТР, совпадающее со временем эксплуатации автомобилей (работы на линии);
ТсТО-2, ТсТР - время работы смены зон ТО-2 и ТР;
СТО-2, СТР - количество смен зон ТО-2 и ТР.
Коэффициент технической готовности, согласно формулы (1.16):
Расчет коэффициента цикличности, согласно формулы (1.15):
Получим годовое количество ТО, КР и Д на весь парк автобусов:
Nкр = 1•20•0,778 = 15,56 ? 16;
NТО-1 = 21•20•0,778 = 326,76 ? 327; NТО-2 = 6•20•0,778 = 93,36 ? 93;
NЕОс = 300•20•0,778 = 4668; NЕОм = 1,6•(21 + 6) = 43,2 ? 43;
NД-1 = 1,1•21 + 6 = 29,1 ? 29; NД-2 = 1,2•6 = 7,2 ? 7.
3. Расчет годовых объемов работ по ТО, ТР и Д и самообслуживание предприятия
Перед расчетом годовых объемов работ необходимо скорректировать нормативные трудоемкости TO и TP согласно «Положению» и принятому методу организации технологического процесса, применения механизации и диагностирования.
3.1. Выбор метода организации технологического процесса ТО, ТР, Д и корректировка нормативов трудоемкости ТО
Исходными величинами для выбора метода организации технологического процесса в i-той зоне ТО служат ритм производства Ri и такт поста ?i которые рассчитываются по формулам:
Ri = Tci•Ci•60/Nci, мин (3.1)
?i = (ti•60/Pni) + Tn, мин (3.2)
где ti - скорректированная нормативная трудоемкость i-го вида обслуживания, чел-ч;
Рni - среднее количество рабочих на посту i-го вида обслуживания;
n - время на установку автомобиля на пост и съезд с поста, Tn = 1 ...3 мин;
Тci - продолжительность смены, ч;
Сi - число смен;
Nci - суточная производственная программа.
Перед вычислением такта поста i-го ТО или Д их нормативные корректируем по «Положению ...» и от варианта сочетания Д с технологическим процессом ТО и ТР автомобилей.
Наиболее распространенным вариантом включения Д-1 и Д-2 в общий технологический процесс ТО и ТР является выполнение их на ТО постах. При этом из нормативных трудоемкостей ТО-1 и ТО-2 вычитаем нормативные трудоемкости Д-1 и Д-2.
Таким образом, предварительная корректировка нормативных трудоемкостей ТО-1 и ТО-2 выглядит следующим образом:
tТО-1 = tцТО-1•k2•k5 - tД-1 (3.3)
tТО-2 = tцТО-2•k2•k5 - tД-2 (3.4)
где tцТО-1, tцТО-2 - нормативная трудоемкость ТО-1 и ТО-2.
Значения нормативных трудоемкостей tД-1, tД-2 принимаем исходя из соотношений:
tД-1 = (0,08-0,15)tцТО-1 (3.5)
tД-2 = (0,07-0,12)tцТО-2 (3.6)
Нижние пределы Д-1 и Д-2 соответствуют автобусам и грузовым автомобилям, верхние - легковым.
tЕОс = tцЕО•k2•k3•k6•kм (3.7)
tЕОм = 0,5•tцЕОс (3.8)
tТР = tцТР•k1•k2•k3•k4•k5•k6 (3.9)
где tЕОm - скорректированная трудоемкость ЕОт ,
tцЕОс - нормативная трудоемкость ЕОС,
k1, k2, k3, k4, k5 - соответственно коэффициенты корректирования нормативов с учетом конкретных условий эксплуатации;
k1 - коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (1,1);
k2 - коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава (1,15);
k3 - коэффициент, учитывающий климатический район (1,2);
k4 - коэффициент, учитывающий число технологически совместимого подвижного состава (1,19);
k5 - коэффициент, учитывающий условия хранения (1,0);
k6 - коэффициент учета диагностирования технического состояния автомобиля, к6 = 0,90...0,85;
kM - коэффициент механизирования и механизированно-ручных работ, км ? 0,15 (при механизации, близкой к полной: вакуумная установка, механизированная установка);
tТР - скорректированная трудоемкость ТР;
tцТР - нормативная трудоемкость ТР.
Нормативные трудоемкости ТО-1, ТО-2, ЕОс и ТР равны соответственно 7,8; 31,2; 0,5 и 6,1 чел-ч.
Корректирование значений трудоемкости по корректировочным коэффициентам приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Скорректированное значение трудоемкости по корректировочным коэффициентам
Марка автобуса | tД-1 | tД-2 | tТО-1 | tТО-2 | tЕОс | tЕОм | tТР | |
Икарус-280 | 0,624 | 2,184 | 8,346 | 33,696 | 0,093 | 0,25 | 9,917 |
Трудоемкость ЕОс не зависит от применения диагностирования, поэтому предварительная корректировка нормативной трудоемкости производим только по «Положению...».
Вычислим ритм производства Ri и такт поста ?i для каждого процесса.
После вычисления ритма производства и такта поста производится выбор метода организации технологического процесса ТО и Д.
Если ?i > 3Ri„ то процесс следует осуществлять на универсальных постах.
Суточная производственная программа рассчитывается по каждому виду обслуживания (EO, TO-I и ТО-2) и диагностирования (Д-1 и Д-2).
;
где Niг - годовая программа по каждому виду ТО или диагностики в отдельности.
; ; ; ;
;
ТО-1:
RТО-1 = 8•1•60/1 = 480 мин.
?ТО-1 = (8,346•60/1) + 2 = 502,76 мин.
Так как 502,76 < 3•480 = 1440, то используем поточную линию.
ТО-2:
RТО-2 = 8•1•60/0,3 = 1600 мин.
?ТО-2 = (33,696•60/1) + 2 = 2023,76 мин.
Так как 2023,76 < 3•1600 = 4800, то используем поточную линию.
ЕО:
RЕО = 8•1•60/15 = 32 мин.