- оперативно доводить до водителей сведения о причинах и обстоятельствах известных ему дорожно-транспортных происшествий;
- проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства водителей;
- организовать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством внутренних дел. Водитель, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, обязан проходить предрейсовое медицинское обследование в организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на данный вид деятельности;
- обеспечить учет и анализ данных медицинских обследований водителей, склонных к употреблению алкогольных напитков, наркотиков или страдающих хроническими заболеваниями;
- контролировать сроки прохождения водителями обязательного периодического медицинского обследования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- контролировать пригодность дорожных условий для осуществления автомобильных перевозок и принимать меры по приостановлению и (или) изменению маршрута автомобильных перевозок в случае несоответствия дорожных условий установленным требованиям;
- проводить соответствующие инструктажи водителей;
осуществлять иные действия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для организации работы по обеспечению безопасного выполнения автомобильных перевозок грузов автомобильный перевозчик должен иметь службу безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения автомобильным перевозчиком обязанностей по обеспечению безопасного выполнения автомобильных перевозок грузов, организации и проведению работ по выпуску на линию, приемке с линии, а также приемке после технического обслуживания и (или) ремонта транспортного средства его руководитель несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для проведения учебной и профилактической работы автомобильный перевозчик может оборудовать специальное помещение, оснащенное учебно-наглядными материалами, плакатами, тренажерами.
Повышение квалификации водителей грузовых транспортных средств осуществляется в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Режим труда и отдыха водителей грузовых транспортных средств должен устанавливаться в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утверждаемым Министерством транспорта и коммуникаций.
Работа водителей грузовых транспортных средств в командировке должна быть организована в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Требования к автомобильным перевозчикам, водителям и транспортным средствам при выполнении внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозок грузов
Автомобильный перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации, реорганизации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом). У него должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Автомобильный перевозчик (за исключением выполняющего международные автомобильные перевозки для собственных нужд) должен иметь имущество, стоимость которого составляет не менее:
- 500 евро - на одно грузовое транспортное средство и 250 евро на каждое последующее - для автомобильных перевозчиков, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов;
- 9000 евро - на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро на каждое последующее - для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов.
Документами, подтверждающими экономическую состоятельность автомобильного перевозчика, являются для:
- юридических лиц - бухгалтерский баланс организации;
- индивидуальных предпринимателей - письменная декларация о личном имуществе и денежных средствах, зарегистрированная в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту их жительства.
В случае недостаточности имущества согласно бухгалтерскому балансу или письменной декларации о личном имуществе автомобильный перевозчик может дополнительно представлять поручительство третьего лица.
К выполнению внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов могут допускаться водители, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «В», «С» и (или) «Е» и справку о годности к управлению механическим транспортным средством.
Международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться на:
- транспортных средствах категорий «В» и «С», разрешенный максимальный вес которых не превышает 7500 кг, водителями не моложе 18 лет, с общим стажем работы в качестве водителя транспортных средств категории «В» и «С» не менее двух лет и имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке;
- других транспортных средств категорий «С» и «Е» водителями не моложе 21 года с общим стажем работы в качестве водителя транспортных средств категории «С» и «Е» не менее двух лет, в том числе не менее одного года в качестве водителя категории «Е», имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке.
Водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен знать положения нормативных правовых актов, регулирующих выполнение таких перевозок, и пройти обучение по соответствующей программе профессиональной подготовки, утвержденной в установленном порядке.
Водитель грузового транспортного средства перед рейсом обязан проходить в установленном порядке медицинское обследование с отметкой в путевом листе.
Водитель, выполняющий внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, должен иметь:
- путевой лист;
- товарно-транспортную накладную (ТТН-1);
- свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон -- механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;
документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор пограничного страхования либо действительный на территории Республики Беларусь договор страхования «Зеленая карта»);
- лицензионную карточку на грузовое транспортное средство;
копию договора аренды, если автомобильный перевозчик не является владельцем грузового транспортного средства;
- санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих при их автомобильной перевозке соблюдения специального санитарного режима), за исключением транспортных средств, выполняющих международные перевозки;
- санитарную книжку водителя, за исключением водителей, выполняющих международные перевозки;
- иные документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к перечисленным в части первой настоящего пункта документам должен иметь:
-регистрационные листки (тахограммы) или карточку водителя в соответствии с законодательством Республики Беларусь, требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года, и иными международными договорами Республики Беларусь;
- свидетельство об окончании курсов по выполнению международных автомобильных перевозок грузов автомобильным транспортом;
разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- сертификаты об экологической и другой безопасности грузового транспортного средства (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- сертификат соответствия грузового транспортного средства требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- книжку МДП и в установленном порядке оформленное свидетельство о допуске грузового транспортного средства к международной автомобильной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в г. Женеве 14 ноября 1975 года;
- международный сертификат технического осмотра (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- международный сертификат взвешивания грузового транспортного средства на территории Содружества Независимых Государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- свидетельство о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятым в г. Женеве 1 сентября 1970 года (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима);
- термограммы (листки контроля температурного режима) при автомобильной перевозке скоропортящихся продуктов, требующих поддержания температурного режима;
- ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);
- карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);
- фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
- специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
- разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);
- товарно-транспортную накладную «CMR»;
- сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);
иные документы в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
Водитель, выполняющий автомобильные перевозки скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима, должен иметь спецодежду и соблюдать правила личной гигиены.
Каждое грузовое транспортное средство должно быть зарегистрировано в установленном порядке, иметь регистрационные и отличительный знаки государства регистрации.
Техническое состояние грузового транспортного средства должно соответствовать требованиям Правил безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. № 58 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 194, 8/13520). Техническая исправность грузового транспортного средства должна подтверждаться сертификатом о прохождении государственного технического осмотра.
Соответствие грузового транспортного средства дополнительным экологическим и техническим требованиям, требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта должно быть подтверждено соответствующими сертификатами.
Грузовое транспортное средство должно быть оснащено аптечкой, огнетушителем, противооткатным упором и знаком аварийной остановки.
Грузовое транспортное средство должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.
На грузовом транспортном средстве, выполняющем международные автомобильные перевозки скоропортящихся грузов, должна дополнительно иметься табличка-свидетельство, подтверждающая его соответствие требованиям Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятого в г. Женеве 1 сентября 1970 года.
Грузовое транспортное средство, предназначенное для выполнения международных автомобильных перевозок грузов, должно иметь контрольное устройство (тахограф) в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.
Грузовое транспортное средство с кузовом типа «фургон», предназначенное для выполнения международных автомобильных перевозок грузов по системе МДП, дополнительно к требованиям пункта 347 настоящих Правил должно быть сертифицировано таможенными органами Республики Беларусь в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в г. Женеве 14 ноября 1975 года, а также Положения о порядке выдачи свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и его форме, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2007 г. № 982 «О некоторых вопросах допущения транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 196, 5/25604).
Грузовое транспортное средство, предназначенное для выполнения международных автомобильных перевозок скоропортящихся грузов, должно соответствовать требованиям Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятого в г. Женеве 1 сентября 1970 года, а грузовое транспортное средство, предназначенное для выполнения внутриреспубликанских автомобильных перевозок скоропортящихся грузов, - требованиям, установленным техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Грузовое такси, в котором производится оплата автомобильной перевозки грузов физических лиц наличными денежными средствами, должно быть оснащено зарегистрированным в налоговом органе таксометром, модель которого включена в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем. При этом автомобильный перевозчик должен иметь договор на техническое обслуживание и ремонт таксометра.
2. ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1 ВИДЫ ДОГОВОРОВ
Осуществление предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом невозможно без заключения договора, значимость которого в хозяйственной деятельности нельзя недооценивать. Не секрет, что юридически грамотно составленный договор является средством эффективной защиты прав и законных интересов субъектов гражданского оборота. И напротив, некорректный и непродуманный договор часто влечет за собой возникновение множества проблем, таких как споры по порядку исполнения договора, взыскание штрафных санкций за нарушение условий договора и др.
Классификация договоров перевозки осуществляется на основе несколько иных критериев:
I. В зависимости от пункта назначения выделяют:
а) договор внутренней перевозки (в пределах территории Республики Беларусь);
б) договор международной перевозки.
II. В зависимости от видов сообщения выделяют:
а) перевозки в местном сообщении (перевозки в пределах одной транспортной организации, например железной дороги);
б) перевозки в прямом сообщении;
в) перевозки в прямом смешанном сообщении (перевозка, осуществляемая при наличии одного единого документа на перевозимый груз).
III. В зависимости от предмета, на который направлены услуги по перевозке:
а) договор перевозки грузов;
б) договор перевозки пассажиров;
в) договор перевозки багажа.
IV. В зависимости от правового статуса перевозчика можно выделить:
а) перевозки, осуществляемые транспортом общего пользования;
б) перевозки, осуществляемые иными транспортными организациями.
V. В зависимости от субъектного состава правоотношений, непосредственно связанных с перевозкой:
а) договор перевозки пассажира (пассажир является одновременно и объектом и стороной договора);
б) договор перевозки грузов (стороны - грузоотправитель и перевозчик);
в) договор об организации работ по обеспечению перевозок (сторонами в данном договоре будут выступать различные транспортные организации).
VII. В зависимости от цели договора перевозки можно выделить всего три группы договоров:
а) договоры, направленные на организацию перевозок (цель - определение объема перевозимых грузов и количества используемых транспортных средств, вида транспорта, порядка работы участников обязательства и иных деталей);
б) договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении и др.);
в) договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения.
Однако представляется, что относиться однозначно и категорично к какой-либо из предлагаемых классификаций было бы по меньшей мере недальновидно, ибо общественные отношения, как и их правовое регулирование, находятся в постоянной динамике, а потому и во многих из классификаций зачастую можно усмотреть долю истины и логическое зерно.
Договор перевозки груза - в соответствии со статьёй 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом).