Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги
2
Лабораторная работаТема: Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги.Цель: Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги по степени соответствия нормативным требованиям основных транспортно-эксплуатационных показателей дороги, которые приняты за её потребительские свойства.Порядок выполнения работы:Ознакомиться с оценкой потребительских качеств дороги по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния дороги с помощью частных коэффициентов обеспеченности расчётной скорости.Провести измерения и оценку транспортного состояния дороги по частным коэффициентам обеспечения расчетной скорости.Определить частные коэффициенты обеспечения расчетной скорости.Составить линейный график транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.1. Теоретический материалОценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги осуществляют по степени соответствия нормативным требованиям основных транспортно-эксплуатационных показателей дороги, которые приняты за её потребительские свойства.Потребительские свойства дороги - совокупность её транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешёнными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность.Потребительские свойства дороги или её транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дороги.Интегральным показателем, наиболее полно отражающим все основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята скорость движения, выраженная через коэффициент обеспеченности расчётной скорости.Коэффициент обеспеченности расчётной скорости - отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (Vф max), к базовой расчётной скорости (vрасч):За базовую расчётную скорость принята скорость vрасч = 120 км/ч.Конечным результатом оценки является обобщённый показатель качества и состояния дороги (Пд), включающий в себя комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги (КПД), показатель инженерного оборудования и обустройства (Коб) и показатель уровня эксплуатационного содержания (Кэ):Пд = КПд Коб Кэ.Показатели Пд, КПД, Коб, Кз являются критериями оценки качества и состояния дороги.Нормативным считается такое состояние дороги, при котором её параметры и характеристики обеспечивают значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния не ниже нормативного (КПД > КПН) в течение всего осенне-весеннего периода. Допустимым, но требующим улучшения и повышения уровня содержания, считается такое состояние дороги, при котором её параметры и характеристики обеспечивают значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния в осенне-весенний период ниже нормативного, но не ниже предельно допустимого (КПН > КПД > КПП). Недопустимым, требующим немедленного ремонта или реконструкции, считается такое состояние дороги, при котором значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги в осенне-весенний период ниже предельно допустимого (КПД < КПП).Нормативные и предельно допустимые значения обобщённого показателя качества и состояния дороги принимают равными соответствующим значениям комплексного показателя ТЭС АД (таблица 3.1)Пн=КПн и Пп=КПпДорога, находящаяся в эксплуатации, полностью соответствует требованиям к качеству и состоянию, когда Пд > Пн, и находится в допустимом состоянии, когда Пн > Пд > Пп.При других значениях показателей дорога находится в недопустимом состоянии.За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают Коб = 1, который обеспечивается при наличии и соответствии требованиям стандартов и других нормативных документов основных элементов инженерного оборудования и обустройства дорог: дорожных знаков, ограждений, разметки, примыканий, пересечений автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок и площадок отдыха, тротуаров и пешеходных дорожек в населённых пунктах, освещения.За нормативную величину показателя уровня эксплуатационного содержания принимают Кэ = 1, который обеспечивается средним уровнем содержания автомобильных дорог.Таблица 1 - Нормативные значения КПН (числитель) и предельно допустимые КПП (знаменатель) значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорогКатегория дороги | Основная расчётная скорость, км/ч | На основном протяжении | На трудных участках местности | ||
пересечённой | горной | ||||
I-а | 150 | 1,25/0,94 | 1,0/0,75 | 0,67/0,50 | |
I-б, II | 120 | 1,0/0,75 | 0,83/0,62 | 0,5/0,38 | |
III | 100 | 0,83/0,62 | 0,67/0,50 | 0,42/0,33 | |
IV | 80 | 0,67/0,50 | 0,50/0,38 | 0,33/0,25 | |
V | 60 | 0,5/0,38 | 0,33/0,25 | 0,25/0,17 |
Главным этапом оценки качества и состояния дороги является определение показателя ее технического уровня и эксплуатационного состояния или комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния (КПд) которое включает в себя оценку геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, продольной и поперечной ровности, сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.
Для оценки влияния отдельных параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния (КПд) определяют частные коэффициенты обеспеченности расчётной скорости на каждом характерном участке.
Для получения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги (КПд) определяют частные коэффициенты обеспеченности расчётной скорости, учитывающие ширину основной укреплённой поверхности (укреплённой поверхности) и ширину габарита моста - Крс1; ширину и состояние обочин - Крс2; интенсивность и состав движения - Крс3; продольные уклоны и видимость поверхности дороги - Крс4; радиусы кривых в плане и уклон виража - Крс5; продольную ровность покрытия - Крс6; коэффициент сцепления колеса с покрытием - Крс7 состояние и прочность дорожной одежды - Крс8; ровность в поперечном направлении (глубину колеи) - Крс9; безопасность движения - Крс10.
Значения частных коэффициентов обеспеченности расчётной скорости принимают по таблицам 2 - 12.
2. Определение значений частных коэффициентов обеспеченности расчётной скоростиЧастный коэффициент обеспеченности расчётной скорости Крс1 учитывающий влияние ширины основной укреплённой поверхности дороги, определяют исходя из ширины проезжей части и краевых укреплённых полос, которые вместе составляют ширину основной укреплённой поверхности В1 с учётом влияния в осенне-весенний период года укрепления обочин на фактически используемую для движения ширину этой поверхности В1ф (таблица 2).Таблица 2 - Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости Крс1, учитывающего влияние ширины основной укреплённой поверхности дороги для двухполосных дорогШирина основной укреплённой поверхности В1ф, м | Интенсивность движения, авт,/сут (физических ед,) | ||||
менее 600 | 600-1200 | 1200-3600 | 3600-10000 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
4,50 | 0,58 | 0,25 | - | - | |
4,75 | 0,68 | 0,33 | - | - | |
5,0 | 0,79 | 0,41 | - | - | |
5,25 | 0,88 | 0,50 | - | - | |
5,50 | 1,0 | 0,58 | - | - | |
5,75 | 1,10 | 0,64 | - | - | |
6,0 | 1, 20 | 0,75 | 0,65 | - | |
6,25 | 1,25 | 0,84 | 0,71 | - | |
6,50 | - | 0,93 | 0,78 | 0,61 | |
6,75 | - | 1,0 | 0,85 | 0,68 | |
7,0 | - | 1,07 | 0,91 | 0,75 | |
7,25 | - | 1,13 | 0,98 | 0,82 | |
7,50 | - | 1, 19 | 1,05 | 0,88 | |
7,75 | - | 1,25 | 1,12 | 0,94 | |
8,0 | - | 1,30 | 1,18 | 1,0 | |
8,25 | - | - | 1,25 | 1,05 | |
8,50 | - | - | 1,30 | 1,10 | |
8,75 | - | - | - | 1,15 | |
9,0 | - | - | - | 1, 20 | |
9,25 | - | - | - | 1,25 | |
9,50 | - | - | - | 1,30 |
Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости Крс2, учитывающий влияние ширины и состояние обочины, определяют по величине ширины обочины в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3 - Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости Крс2, учитывающего влияние ширины и состояния обочин
Ширина обочины (включая краевую укреплённую полосу), м | Тип укрепления обочины | ||||
а/б; ц/б; обработка вяжущими | слой щебня или гравия | засев трав | обочины не укреплены | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
0,30 | 0,30 | 0, 20 | 0, 19 | 0, 19 | |
0,40 | 0,34 | 0,24 | 0,22 | 0, 20 | |
0,50 | 0,64 | 0,44 | 0,42 | 0,35 | |
0,75 | 0,71 | 0,60 | 0,52 | 0,40 | |
1,00 | 0,85 | 0,70 | 0,60 | 0,50 | |
1,25 | 0,90 | 0,76 | 0,65 | 0,55 | |
1,50 | 0,95 | 0,82 | 0,70 | 0,60 | |
1,75 | 1,0 | 0,86 | 0,75 | 0,65 | |
2,00 | 1,05 | 0,90 | 0,80 | 0,70 | |
2,25 | 1,10 | 0,95 | 0,85 | 0,75 | |
2,50 | 1,15 | 1,00 | 0,90 | 0,80 | |
2,75 | 1, 20 | 1,05 | 0,95 | 0,85 | |
3,00 | 1,25 | 1,10 | 1,0 | 0,90 | |
3,25 | 1,30 | 1,15 | 1,05 | 0,90 | |
3,50 | 1,35 | 1, 20 | 1,05 | 0,90 | |
3,75 | 1,35 | 1,25 | 1,05 | 0,90 | |
4,00 | 1,35 | 1,25 | 1,05 | 0,90 |
Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости Крс3, учитывающий влияние интенсивности и состава движения, определяют в зависимости от интенсивности и состава движения по формуле
где ДКрс - снижение коэффициента обеспеченности расчётной скорости под влиянием интенсивности и состава движения, значение которого приведено в таблице 4.
Таблица 4 - Значения ДКрс, учитывающего влияние интенсивности и состава движения на двухполосных и трёхполосных дорогах
Интенсивность движения, тыс. авт. /сут | Значения ?Кpc | ||||||||||
для двухполосных дорог при р, равном | для трёхполосных дорог при р, равном | ||||||||||
0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,30 | 0, 20 | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,30 | 0.20 | ||
1 | 0,03 | 0,02 | 0,01 | - | - | - | - | - | - | - | |
2 | 0,05 | 0,04 | 0,03 | 0,02 | 0,01 | - | - | - | - | - | |
3 | 0,08 | 0,06 | 0,05 | 0,04 | 0,03 | 0,05 | 0,04 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | |
4 | 0,11 | 0,08 | 0,07 | 0,06 | 0,05 | 0,06 | 0,04 | 0,03 | 0,02 | 0,01 | |
5 | 0,13 | 0,11 | 0,09 | 0,07 | 0,06 | 0,07 | 0,05 | 0,03 | 0,03 | 0,01 | |
6 | 0,17 | 0,15 | 0,10 | 0,08 | 0,07 | 0,08 | 0,05 | 0,04 | 0,03 | 0,01 | |
7 | 0, 20 | 0,17 | 0,12 | 0,09 | 0,08 | 0,10 | 0,06 | 0,05 | 0,04 | 0,02 | |
8 | 0,23 | 0,18 | 0,15 | 0,10 | 0,09 | 0,11 | 0,07 | 0,06 | 0,04 | 0,02 | |
9 | 0,29 | 0,21 | 0,17 | 0,11 | 0,10 | 0,11 | 0,08 | 0,07 | 0,05 | 0,03 | |
10 | 0,32 | 0,25 | 0, 19 | 0,12 | 0,11 | 0,12 | 0,09 | 0,07 | 0,05 | 0,03 | |
11 | - | - | 0,21 | 0,15 | 0,13 | 0,12 | 0,09 | 0,08 | 0,06 | 0,04 | |
12 | - | - | 0,23 | 0,17 | 0,15 | 0,13 | 0,10 | 0,08 | 0,06 | 0,04 | |
13 | - | - | 0,25 | 0, 19 | 0,17 | 0,15 | 0,11 | 0,10 | 0,07 | 0,06 | |
14 | - | - | 0,27 | 0,22 | 0, 19 | 0,16 | 0,13 | 0,12 | 0,09 | 0,08 | |
15 | - | - | 0,30 | 0,23 | 0, 20 | 0,18 | 0,15 | 0,13 | 0,11 | 0,10 |