Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Автомобильный транспорт в России имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народного хозяйства промышленность, сельское хозяйство, торговля и так далее. Ежегодно увеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями по городским, пригородным, междугородным и международным маршрутам. Непрерывно возрастает дальность перевозок грузов и пассажиров, благодаря повышению эксплуатационных качеств автомобилей, улучшению дорог и построению новых.
Предприятия автомобильного транспорта призваны осуществлять перевозки пассажиров и груза, а также поддерживать работоспособность автомобилей на должном уровне и заниматься восстановлением утраченной в процессе эксплуатации работоспособности подвижного состава, поэтому все предприятия автомобильного транспорта по своим производственным функциям подразделяются на: автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортные предприятия (АТП) предназначены выполнять перевозочный процесс и имеют в своем составе подвижной состав, одновременно они выполняют определенные работы по поддержанию автомобилей в техническом состоянии. Предприятия, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров, а также выполняют технические работы с автомобилем, относятся к предприятиям комплексного типа.
К производственным функциям комплексного АТП, помимо осуществления перевозочного процесса, относят: хранение автомобилей, проведение профилактических работ и текущего ремонта подвижного состава и обеспечение автомобилей необходимыми автоэксплуатационными материалами.
Техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава следует рассматривать как одно из главных направлений технического процесса при создании предприятий автомобильного транспорта. Механизация работ при ТО и ремонте служит материальной основой условий труда, повышения его безопасности, а самое главное, способствует решению задачи повышения производительности труда.
Основным средством уменьшения интенсивного изнашивания деталей и механизмов и предотвращения отказов агрегатов или узлов автомобиля, то есть поддержание его в технически исправном состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение ТО.
1. Общие сведения об обслуживаемом автомобиле
1.1 Назначение и область применения автомобиля
Автомобиль ЗИЛ 4314 выпускается Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1977 года.. Ранее завод выпускал: с 1962 по 1977 года автомобиль ЗИЛ 130 грузоподъемностью 5 тонн и с 1977 по 1988 года автомобиль ЗИЛ 4314 грузоподъемностью 6 тонн. Кузов автомобилей - деревянная платформа с тремя открывающимся бортами. Кабина - трехместная, цельнометаллическая.
Автомобиль предназначен для перевозки грузов с прицепом ( полная масса прицепа не должна превышать 8000 килограмм) по любым дорогам с твердым покрытием, а также по полевым дорогам, если состояние грунта обеспечивает его нормальную проходимость.
На базе автомобиля ЗИЛ 4314 создали следующие модификации: автомобиль-тягач ЗИЛ 431516 и седельный тягач ЗИЛ 441516. Эти машины предназначены для перевозки различных длинномерных грузов и грузов малой плотностью, а также для буксирования прицепов полной массой 8000 килограмм. На базе перечисленных моделей, завод изготовитель выпускает несколько модификаций, предназначенные для конкретных условий работы автомобилей. Например такие модели как ЗИЛ 431417 в своей конструкции не имеют отопитель кабины, жалюзи радиатора, термостат в системе охлаждения и ряд других деталей, так как эти машины эксплуатируются в условиях тропического климата.
Автомобили рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающей среды от -50 до 40 С, относительной влажностью воздуха до 80% при 20 С, и в районах расположенных на высотах до 3000 метров над уровнем моря, при соответствующих изменениях тягово-динамических качеств. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при безгаражном хранении.
1.2 Техническая характеристика автомобиля
1.2.1 Двигатель
Модель | ЗИЛ 4314 | |
Тип | V-образный, четырехтактный карбюраторный, верхнеклапанный | |
Число цилиндров | 8 | |
Ход поршня | 95 мм | |
Диаметр цилиндра | 100 мм | |
Объем цилиндров | 6 л | |
Степень сжатия | 6,5 | |
Номинальная мощность | 110кВт | |
Максимальный крутящий момент | 41 кГ·м | |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
1.2.2 Трансмиссия
Сцепление | Однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний на ведомом диске | |
Коробка передач | Механическая, с пятью передачами для движения вперед и одной для движения назад, с двумя синхронизаторами. | |
Карданная передача | Открытого типа; карданы - на игольчатых подшипниках | |
Главная передача | Двойная, с парой конических шестерен со спиральными зубьями или одинарная гипоидная | |
Дифференциал | Конический, с четырьмя сателлитами |
1.2.3 Ходовая часть
Рама | Штампованная, клепаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединенными поперечинами | |
Передняя подвеска | Состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов | |
Задняя подвеска | ||
Шины | Пневматические с допускаемой нагрузкой 2030 кгс | |
Давление в шинах | 4,5-5,5 МПа |
1.2.4 Система управления
Рулевой механизм | Реечная -зубчатая | |
Передаточное число | 20:1 | |
Усилитель рулевого механизма | Гидравлический | |
Рабочий тормоз | Колодочный, барабанного типа, действует на все четыре колеса, привод пневматический | |
Стояночный тормоз | Барабанного типа, привод пневмомеханический |
1.2.5 Электрооборудование
Система проводки | Однопроводная | |
Номинальное напряжение в сети | 12 в | |
Маркировка аккумуляторной батареи | 6СТ-90-ЭМС |
1.2.6 Габаритные размеры
Длина | 7250 мм | |
Ширина | 2500 мм | |
Высота | 2500 мм | |
База | 3800 мм | |
Колея | 1800 мм |
1.2.7 Заправочные емкости
Топливный бак | 170 л | |
Система охлаждения двигателя | 8,5 л | |
Система смазки двигателя | 26 л | |
Гидромеханическая передача | 9,5 л | |
Картер двухступенчатого моста | 4,5л | |
Картер гипоидного заднего моста | 10 л |
1.3 Техническая характеристика сборочной единицы
Смазочная система двигателя смешанная (под давлением и разбрызгиванием). Для охлаждения масла двигателя снабжены масленым радиатором, установленным впереди жидкостного радиатора.
Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам вала привода распределителя зажигания и масленого насоса и к толкателям. К втулкам коромысел масло подается под переменным давлением через пустотелую ось коромысел, в которую масло поступает через каналы, от среднего подшипника распределительного вала. К остальным трущимся деталям двигателя масло поступает свободно и разбрызгиванием.
Из масленого картера масло через неподвижный насос через неподвижный маслоприемник поступает масляный насос.
В нижней головке шатуна имеется отверстие. Когда оно совпадает с отверстием шейки коленчатого вала, масло струей подается на стенку цилиндра. Со стенки цилиндра оно снимается маслосъемным кольцом. Затем через отверстие в канавке маслосъемного кольца масло отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего правого конца магистрального канала масло через трубку попадает к компрессору для смазывания разбрызгиванием кривошипно-шатунного механизма.
В средней шейке распределительного вала предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстием в блоке масло подается в головку цилиндров.
Из канала головки цилиндров масло через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел поступает в полость. Из полости масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел, а через канал в коромысле - к сферическому сочленению регулировочных винтов со штангами толкателей. Через имеющиеся зазоры во втулках подшипников масло стекает на поверхность головки цилиндров, откуда через два канала по концам головок сливается в картер двигателя.
Стержни клапанов в направляющей втулке и механизм принудительного вращения впускного клапана смазываются масленым туманом и каплями масла, свободно стекающего из соседний механизма коромысел.
Масленый насос. Используется шестеренный, двухсекционный масленый насос. Верхняя секция насоса подает масло в центробежный фильтр, а затем в смазочную систему двигателя. Рабочее давление, создаваемое в этой секции и в масленой системе, поддерживается редукционным клапаном, установленном в промежуточной крышке насоса и отрегулированным на давление 0,32-0,40 МПа. При увеличения давления редукционный клапан перепускает часть масла из напорной полости масляного насоса во всасывающую, а от туда в картер.
Центробежный масленый фильтр. С реактивным приводом, включенный в масленую систему последовательно.
Масло подаваемое насосом, поступает в канал корпуса фильтра, откуда через кольцевой зазор вокруг трубки и через радиальные отверстия трубки и корпуса ротора масло поступает под ставку. Отсюда часть масла попадает в жиклеры через сетчатый фильтр, предохраняющие жиклеры от засорения, а другая часть, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в центрифуге. Масло, прошедшее через жиклеры, стекает в картер двигателя. Очищенное масло, обогнув сверху вставку, через радиальные отверстия в верхней части корпуса ротора, через кольцевой зазор вокруг оси и радиальные отверстия в верхней части оси, поступает в трубку, а затем в канал корпуса фильтра и в распределительную камеру блока и далее в продольные каналы смазочной системы двигателя.
Масленый картер. На двигателе установлен неразъемный стальной масленый картер. Масленый радиатор. Крепится четырьмя болтами к кронштейну, укрепленным на рамке подвески жидкостного радиатора. Снятый с автомобиля радиатор необходимо промыть, обезжиривающим раствором и горячей водой. Затем проверить герметичность под давлением воздуха 0,4МПа в водяной ванне.
2. Расчётная часть
2.1 Характеристика предприятия и объекта проектирования
Автотранспортные предприятия осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.
Работа АТП обеспечивается функционированием различных служб и отделов, входящих в ее состав.
Объектом проектирования является агрегатный цех, на котором будет проводиться техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ 4314. В данном цехе проводятся работы по разборке, ремонту и сборке узлов и агрегатов трансмиссии автомобилей с последующей их проверкой на стендах и другом оборудовании. Категория условий эксплуатации автомобилей данного предприятия № III - автомобильные дороги грунтовые профилированные и лесовозные. Климат, в котором эксплуатируются автомобили холодный, каждый автомобиль в сутки в среднем проходит 240 километров. Проектируемая автобаза имеет 115 единиц техники модели ЗИЛ 4314.
2.2 Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей
Исходные данные:
Тип подвижного состава | ЗИЛ 4314 | |
Среднесписочный состав автомобилей | 115 единиц | |
Среднесуточный пробег | 240 км | |
Категория условий эксплуатации | III | |
Природно-климатические условия | климат холодный |
Периодичность ежедневного обслуживания (ЕО) автомобиля определяется по формуле:
, км, | (1) |
где - среднесуточный пробег автомобиля, км.
(км).
Периодичность уборочно-моечных работ определяется по формуле:
, км, | (2) |
где - периодичность проведения моечных работ, дней.
Принимаемравное 2 - 4 дня.
(км).
Периодичность технического обслуживания № 1 (ТО-1) и технического обслуживания № 2 (ТО-2) определяется по формуле:
, км, | (3) |
где - нормативная периодичность технического обслуживания (ТО), км;
- коэффициент корректирования нормативов периодичности в зависимости от условий эксплуатации;
- коэффициент корректирования нормативов периодичности в зависимости от природно-климатических условий;
- вид ТО.
Для автомобиля ЗИЛ 4314 = 4000 км; = 16000 км; = 0,8; =0,9.
(км);
(км).
Пробег до капитального ремонта (КР) определяется по формуле:
, км, | (4) |
где - нормативный пробег автомобиля до КР, км;
- коэффициент корректирования нормативов периодичности в зависимости от категории условий эксплуатации;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава;
- коэффициент корректирования нормативов периодичности в зависимости от природно-климатических условий;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от степени изношенности подвижного состава, определяется по формуле:
, км, | (5) |
где и - соответственно процентное количество автомобилей до КР и после КР, единиц;
и - соответственно коэффициенты, учитывающие степень изношенности автомобилей прошедших и не прошедших КР.
Принимаем
(единиц);
= 1; = 0,8.
В зависимости от исходных данных принимаем
= 0,8; = 1,0; = 0,8; = 120000 км.
(км).
После определения расчета периодичности ТО-1 производим окончательную корректировку ее величины по кратности со среднесуточным пробегом автомобиля:
, | (6) |
где - величина кратности;
Окончательно скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 принимает значение:
, км. | (7) |
(км).
Округляем до целых сотен:
После определения расчетов периодичности ТО-2 () проверяем её кратность со скорректированной периодичностью ТО-1 ():
, | (8) |
где - величина кратности.
Окончательно скорректированная величина периодичности ТО-2 принимает значение:
, км. | (9) |
(км).