Разделительные полосы следует предусматривать с разрывами длиной 30 м через 2 - 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 - 25 м.
Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таб. 5.
Таблица 5
Поперечный уклон, ‰ | |||||
Категория дороги | Дорожно-климатические зоны | ||||
I | II, III | IV | V | ||
I-а и I-б: а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части | 15 | 20 | 25 | 15 | |
б) при односкатном профиле: | |||||
первая и вторая полосы от разделительной полосы | 15 | 20 | 20 | 15 | |
третья и последующие полосы | 20 | 25 | 25 | 20 | |
II - IV | 15 | 20 | 20 | 15 |
4. Элементы дороги в плане и продольном профиле
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны - не более 30‰ ;
расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м;
радиусы кривых в плане - не менее 3000 м ;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 70000 м ;
вогнутых - не менее 8000 м ;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 300 м ;
вогнутых - не менее 100 м .
Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона 5 % и более на дорогах I и II категорий, 10 % и более на дорогах III категории и 20 % и более на дорогах IV и V категорий следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
Если по условиям местности выполнение требований связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов. При этом предельно-допустимые нормы принимаем по таблице 6. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий - 4000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела "Ландшафтное проектирование".
Таблица 6.
Расчетная скорость, км/ч | Наибольшие продольные уклоны | Наименьшее расстояния видимости, м | Наименьшие радиусы кривых, м | ||||||
Для остановки | встречного автомобиля | в плане | в продольном профиле | ||||||
основные | в горной местности | выпуклых | вогнутых | ||||||
основные | в горной местности | ||||||||
150 | 30 | 300 | - | 1200 | 1000 | 30000 | 8000 | 4000 | |
120 | 40 | 250 | 450 | 800 | 600 | 15000 | 5000 | 2500 | |
100 | 50 | 200 | 350 | 600 | 400 | 10000 | 3000 | 1500 | |
80 | 60 | 150 | 250 | 300 | 250 | 5000 | 2000 | 1000 | |
60 | 70 | 85 | 170 | 150 | 125 | 2500 | 1500 | 600 | |
50 | 80 | 75 | 130 | 100 | 100 | 1500 | 1200 | 400 | |
40 | 90 | 55 | 110 | 60 | 60 | 1000 | 1000 | 300 | |
30 | 100 | 45 | 90 | 30 | 30 | 600 | 600 | 200 |
Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать по сравнению с нормами табл. 10 согласно табл.7.
Таблица 7.
Радиус кривой в плане, м | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 | |
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм, указанных в таблице 10, ‰ не менее | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
Длина участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в табл.8.
Таблица 8.
Продольный | Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м | ||||
уклон, ‰ | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | |
60 | 2500 | 2200 | 1800 | 1500 | |
70 | 2200 | 1900 | 1600 | 1300 | |
80 | 2000 | 1600 | 1500 | 1100 | |
90 | 1500 | 1200 | 1000 | - |
На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60 ‰) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл. 8.
Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов, и , как правило, у источников воды.
Не зависимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
5. Дорожная одежда
Дорожная одежда - многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или подстилающий грунт. Состоит из верхнего слоя - дорожного покрытия, нижнего слоя - дорожного основания и дополнительных слоев - морозозащитных, теплоизоляционных, дренирующих и пр.
Дорожная одежда по сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств подразделяется на жесткую и нежесткую. Жесткая дорожная одежда работает как плита. К такому виду одежды относятся дорожные одежды с цементно-бетонным, а также с асфальтобетонными покрытиями или усовершенствованными мостовыми на бетонных основаниях. Нежесткая дорожная одежда работает как слоистая система. К нежестким относятся одежды со слоями из асфальта, дегтебетона, минералов и грунта.
По виду и качеству верхних покрытий автомобильные дороги делятся также на пять групп и обозначаются русской буквой "Д" с цифровым символом, соответствующим группе вида и качества покрытий:
Д1-капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;
Д2-из битумоминеральных смесей (асфальт), в том числе со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;
Д3-из щебеня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками, из дегтебетона;
Д4-из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;
Д5-естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.
Покрытия группы Д1 используется для дорог I-III категорий; Д2-II-IV категорий; Д3-III-IV категорий; Д4-IV-V категорий; Д5-V категории.
Для автомобильных дорог с многополостной проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.
6. Земляное полотно
Земляное полотно - основной элемент дороги, которое устраивается чуть выше окружающей поверхности, даже тогда, когда дорога проходит в выемке. Оно строится исходя из категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунта и пр.
Земляное полотно включает следующие элементы:
- верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);
- тело насыпи (с откосными частями);
- основание насыпи;
- основание выемки;
- откосные части выемки;
- устройства для поверхностного водоотвода;
- устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, селений, лавин, оползней и т.п.).
7. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог
1) Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 9.
Таблица 9.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам | Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2, не более | Сроки ликвидации повреждений, сут., не более | |
А | 0,3 (1,5) | 5 | |
Б | 1,5 (3,5) | 7 | |
В | 2,5 (7,0) | 10 |
Примечание. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине -- 60 см и глубине -- 5 см.
Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15.
2) Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной "Правилами дорожного движения" скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 -- шиной, имеющей рисунок протектора.
Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, приведенных в таблице 10.
Таблица 10
Работы по повышению сцепных качеств покрытия | Время, необходимое для выполнения работ, сут., не более | |
1. Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума | 4 | |
2. Очистка покрытия от загрязнений | 5 | |
3. Повышение шероховатости покрытия | 15 |
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно -- эксплуатационных характеристик приведены в таблице 11.
Таблица 11
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам | Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч | |
А | 4 | |
Б | 5 | |
В | 15 |
Примечание. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки -- с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
3) Расчетная скорость. Наибольшая возможная скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Расчетные скорости движения установлены СНиПом и принимаются по таблице12.
Таблица 12.
Категория дороги | Расчетные скорости, км/ч | |||
основные | Допускаемые на трудных участках местности | |||
пересеченной | горной | |||
I-а | 150 | 120 | 80 | |
I-б | 120 | 100 | 60 | |
II | 120 | 100 | 60 | |
III | 100 | 80 | 50 | |
IV | 80 | 60 | 40 | |
V | 60 | 40 | 30 |
4) Интенсивность движения. Принимается суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий.
5) Число полос движения.
Список литературы:
1. "Автомобильные дороги" под редакцией Порожнякова Б.С., 1983г.
2. http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/posobie/s4_1.htm;
3. СНиП 2.05.02-85 (1997) АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ;
4. ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Страницы: 1, 2