Автомобильные дороги
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский государственный технический университет
Кафедра автомобильных дорог
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Иркутск 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация автомобильных дорог
2. Технические категории дорог
3. Основные параметры поперечного профиля дороги
4. Элементы дороги в плане и продольном профиле
5. Дорожная одежда
6. Земляное полотно
7. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог
1. Классификация автомобильных загородных дорог
Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной интенсивности и их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на следующие категории:
Категория дороги | Расчетная интенсивность движения, авт./сут. | Народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог. | ||
Приведенная к легковому автомобилю | В транспортных единицах | |||
I-а | Св. 14000 | Св. 7000 | Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения). | |
I-б, II | Св. 14000 Св.6000 до 14000 | Св.7000 Св.3000 до 7000 | Автомобильные дороги общегосударственного значения ( не отнесенные к I-ой категории), республиканского, областного (краевого) значения. | |
III | Св. 2000 до 6000 | Св. 1000 до3000 | Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения ( не отнесенные к I-б и II-ой категории), дороги местного значения. | |
IV | Св. 200 до 2000 | Св. 100 до 1000 | Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II-ой и III категориям) | |
V | До 200 | До 100 | Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям). |
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
2. Технические категории дорог
Дорожные условия определяют режимы работы агрегатов автомобилей. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности (расположением дороги по высоте над уровнем моря).
Категории автомобильных дорог отличаются значениями показателей, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП 2.05.02-85)1 | |||||||
Показатели | Категория дороги | ||||||
I | II | III | IV | V | |||
I-а | I-б | ||||||
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут | Более 7000 | Более 7000 | 3000- 7000 | 1000- 3000 | 100- 1000 | Менее 100 | |
Расчетная скорость движения, км/ч: основная для трудных участков пересеченной местности для трудных участков горной местности | 150 120 80 | 120 100 60 | 120 100 60 | 100 80 50 | 80 60 40 | 60 40 30 | |
Число полос движения | 4;6;8 | 4;6;8 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3 | НР | |
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м | 15 22,5 30 | 15 22,5 30 | 7,5 | 7,0 | 6,0 | 4,5 | |
Ширина обочин, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2,0 | 1,75 | |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м | 6,0 | 5,0 | НР | НР | НР | НР | |
Ширина земляного полотна, м | 28,5 36 43,5 | 27,5 35 42,5 | 15 | 12 | 10 | 8 | |
Наибольшие продольные уклоны, %: основные на трудных участках пересеченной местности на трудных участках горной местности | 3,0 4,0 6,0 | 4,0 5,0 7,0 | 4,0 5,0 7,0 | 5,0 6,0 8,0 | 6,0 7,0 9,0 | 7,0 9,0 10,0 | |
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м: основное на трудных участках пересеченной местности на трудных участках горной местности | НР 450 250 | 450 350 170 | 450 350 170 | 350 250 130 | 250 170 110 | 170 110 90 | |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м: основные в горной местности | 1200 250 | 800 125 | 800 125 | 600 100 | 300 60 | 150 30 | |
Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кривых (в продольном профиле), м: основные в горной местности | 30000 5000 | 15000 2500 | 15000 2500 | 10000 1500 | 5000 1000 | 2500 600 | |
Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кривых (в продольном профиле), м: основные в горной местности | 8000 1000 | 5000 600 | 5000 600 | 3000 400 | 2000 300 | 1500 200 | |
1 Условное обозначение : НР - не регламентируются. |
3. Основные параметры поперечного профиля дорог
Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 2.
На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м.
Таблица 2.
Параметры элементов дорог | Категории дорог | ||||||
I-a | I-б | II | III | IV | V | ||
Число полос движения | 4; 6; 8 | 4; 6; 8 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3 | - | |
Ширина проезжей части, м | 2х7,5; 2х11,25; 2х15 | 2х7,5; 2х11,25; 2х15 | 7,5 | 7 | 6 | 4,5 | |
Ширина обочин, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2 | 1,75 | |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,5 | 0,5 | - | |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м | 6 | 5 | - | - | - | - | |
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м | 1 | 1 | - | - | - | - | |
Ширина земляного полотна, м | 28,5; 36; 43,5 | 27,5; 35; 42,5 | 15 | 12 | 10 | 8 |
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 3.
Таблица 3.
Рельеф местности | Интенсивность движения, прив. ед/сут | Число полос движения | |
Равнинный и пересеченный | Св. 14 000 до 40 000 | 4 | |
" 40 000 " 80 000 | 6 | ||
" 80 000 | 8 | ||
Горный | Св. 14 000 до 34 000 | 4 | |
" 34 000 " 70 000 | 6 | ||
" 70 000 | 8 |
Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.
Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0/00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ - при длине участка свыше 0,5 км.
Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл. 4.
Таблица 4
Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут | 3000 | 5000 | 6500 | 8000 и более | |
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м | 50 | 100 | 150 | 200 |
Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м - для дорог остальных категорий.
Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и принимать равной: для дорог I-а категории - не менее 13,5 м, для дорог I-б категории - не менее 12,5 м.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.
Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Страницы: 1, 2