Аварии и эвакуация пассажиров из самолета
p align="center">9.8.4 Спорость надувания спасательной лодки

При вычислении оптимального времени, необходимого для посадки пассажиров в лодки, время, необходимое для надувания спасательной лодки, было принято равным 44,3 сек. В других случаях это время составляло 35, 40, 50, 55 и 60 сек. при температуре воздуха от 1° до 16°С. Одновременное надувание спасательных лодок дает значительный выигрыш во времени. Время для надувания лодки углекислым газом определяется не столько временем для непосредственного надувания, сколько временем

для превращения углекислоты в газообразное состояние и доведения давления газа до требуемой величины. Время для надувания лодки углекислым газом до необходимого давления увеличивается с понижением температуры. Это имеет место даже в том случае, когда лодки хранились в теплом помещении. Для надувания лодки, хранившейся внутри самолета при температуре 21° С и спущенной на воду при температуре воздуха 1° С, потребуется 60 сек. Надувание лодок углекислым газом при низких температурах вообще представляет большие трудности. Для надувания лодки в таких условиях требуется более 100 сек.

9.8.5 Действительное время, необходимое для пересадки пассажиров с самолета на спасательные лодки

Для того чтобы определить время, затрачиваемое на пересадку в спасательные лодки в реальных условиях, необходимо учесть ряд факторов, увеличивающих время пересадки. О наличии таких факторов, замедляющих пересадку пассажиров, свидетельствуют проводившиеся испытания, а также сведения о действительно имевших место вынужденных посадках самолетов на воду.

Итак, время пересадки на спасательную лодку 20 пассажиров в реальных условиях составит:

Название операции Время, сек.

Расчетное оптимальное время 96,8

Расстегивание крепления и снятие лодки с места хранения 4,0 Подноска лодки к выходу (расстояние 7 м, скорость 0,8 м/сек) 8,0

Дополнительное время, обусловленное неспокойным состоянием моря и страхом пассажиров (по данным пожарных испытаний--по 1,7 сек. на человека) 34,0

Всего 142,8

Экспериментальные данные эвакуации пассажиров из горящего самолета, а также данные, полученные при спуске спасательных лодок с аварийного самолета DG-4, показывают, что посадка пассажиров в лодки при выходе их через окна занимает больше времени, чем при выходе через заднюю основную дверь. Использование любого другого выхода займет всегда больше 142,8 сек.

9.8.6 Другие факторы, влияющие на продолжительность пересадки пассажиров

До сих пор основное внимание было обращено на несоответствие между временем затопления самолета и временем, необходимым для пересадки пассажиров из самолета на спасательные лодки. Однако имеются также другие факторы, которые могут сильно влиять на продолжительность пересадки пассажиров в лодки. Приведем для примера четыре из них:

Ветер и состояние моря.

Задержка пассажиров вне самолета перед посадкой в лодку.

3. Взаимное положение тонущего самолета и спасательных лодок.

4. Замедление посадки за счет подбирания пассажиров, плавающих в воде.

Нормальное состояние моря.

Ветер, дующий со скоростью 35 км/час, является обычным явлением на море. Он поднимает волны высотой до 3 м. Часто одновременно с волнами на море имеет место зыбь высотой до 2,5 м. Временами волны этих двух видов складываются, образуя огромную волну, захлестывающую плавающий самолет. Волны перекатываются через крылья, накрывают переднюю часть фюзеляжа и уносят от самолета плохо прикрепленные к нему лодки и людей. Если экипаж самолета может справиться с посадкой пассажиров в таких условиях, то не может быть сомнения, что при спокойном море или при небольшой волне все пассажиры будут спасены.

Влияние ветра и волн на тонущий самолет.

Нельзя с полной уверенностью утверждать, что самолет, совершивший вынужденную посадку на воду, обязательно развернется против ветра, тем более что хвостовая часть его при посадке на воду часто отламывается. Вследствие этого экипаж и пассажиры должны быть готовыми к тому, что волны и зыбь будут набегать на самолет с любого направления. Под действием волн, разбивающихся о самолет с наветренной стороны, самолет будет то медленно подниматься на волне, то опускаться, зарываться носом, разворачиваться вправо и влево, крениться, пока не затонет. В течение всего этого времени выходы будут находиться то над водой, то под водой, то на одном уровне с ней.

Расположение спасательных лодок в крыльевых отсеках.

На некоторых самолетах спасательные лодки размещаются в крыльевых и (или) фюзеляжных отсеках. Они могут спускаться на воду действием из кабины пилота, где имеется специальный рычаг управления ими. При включении механизма спуска каждая лодка выбрасывается из отсека и одновременно надувается. Спасательные лодки прикрепляются к самолету с помощью троса длиной 6 м, который заканчивается шнуром, обрывающимся при отделении лодки от самолета от усилия в 20 кг. В том случае, когда невозможно произвести выброску лодок при помощи механизма спуска, действуя из кабины пилота, их можно выбросить непосредственно из крыльевых отсеков, пользуясь ручкой сброса, специально предусмотренной на этот случай.

Вполне понятно, что на самолетах, оборудованных такой системой сбрасывания спасательных лодок, время для пересадки пассажиров в лодки значительно сокращается.

Положение лодок относительно самолета.

По мере того как самолет заполняется водой, он становится все более инертным и слабее реагирует на волнение моря. Надутая же спасательная лодка, наоборот, очень подвижна на воде, причем ее колебания на воде не совпадают с колебаниями самолета.

Казалось бы, что плохо надутая лодка должна быть менее подвижной и поэтому более управляемой. Однако на самом деле это не так. Слабо надутая лодка трудно поддается управлению при любом состоянии моря и имеет тенденцию прогибаться и складываться. Лодки следует удерживать, стремясь располагать их бортом к выходу из самолета.

Посадка пассажиров в лодки с крыла самолета.

Пассажиры, пользующиеся надкрыльными люками, могут быть легко смыты с крыла волной. Поэтому они должны пользоваться веревкой или другими средствами, позволяющими им удерживаться на крыле до момента посадки в лодку. Некоторые авиакомпании специально для этой цели снабжают свои самолеты веревками. При посадке пассажиров в лодки с крыла самолета от членов экипажа требуется большая ловкость и сноровка.

Посадка в лодки пассажиров из воды.

Так как очень часто пассажиры и члены экипажа перед посадкой в лодки падают в воду, поэтому и те и другие должны иметь спасательные жилеты. Спасательный жилет является важнейшим средством, помогающим человеку держаться на поверхности воды. Однако он не может защитить человека от действия волн, которые могут захлестнуть его с головой или отнести в сторону от самолета или спасательной лодки. Спасительный жилет обеспечивает достаточную безопасность при спокойном море, но он не может заменить спасательную лодку.

Время, в течение которого человек может продержаться в воде с помощью спасательного жилета, зависит как от качеств жилета, так и от способности человека выдержать периодическое погружение в воду при набегании волн. В том случае, когда пассажира снесло волной, ему трудно оказать помощь, так как надувные лодки не могут двигаться против волн. Поэтому необходимо прилагать все усилия, чтобы удержать пассажиров на крыле самолета или в лодке.

9.8.7 Выводы

Изучение вынужденных посадок сухопутных самолетов на воду приводит к следующим выводам:

Удар самолета о воду при посадке.

Если в момент вынужденной посадки самолета на воду все пассажиры сидят на своих местах, пристегнувшись должным образом ремнями, то при ударе самолета о воду могут серьезно пострадать лишь немногие пассажиры. При таких посадках случаев гибели пассажиров не отмечалось. Даже при посадках, когда самолет получает серьезные повреждения, случаи гибели пассажиров очень редки.

Выход из тонущего самолета.

Подавляющее большинство пассажиров успевает выйти из тонущего самолета. Только немногие тонут вместе с самолетом, не успев выйти из кабины.

3. Спасение пассажиров в лодках.

Все пассажиры, которые смогли добраться до спасательных лодок, остаются в живых до прихода помощи.

Переход из самолета в лодки.

Практика показывает, что самым опасным моментом является переход пассажиров из самолета в лодки. Именно в это время происходит большая часть потерь людей (если не считать катастрофы в районе острова Уэйк, во время которой погибли все 58 человек, находившиеся на борту самолета).

Основная причина гибели пассажиров.

Основной причиной гибели людей является недостаток времени для выхода из самолета, усугубляемый в большинстве случаев сильным волнением на море. Существует большое несоответствие между фактически имеющимся временем для пересадки пассажиров с самолета на спасательные лодки ц необходимым временем, требующимся для снятия и спуска на воду лодок, их надувания, выхода пассажиров и посадки их в лодки. Поэтому большая часть спасающихся оказывается не в лодках, а в воде. Так, во время одной из вынужденных посадок па воду условия не позволили спустить спасательные лодки. В других случаях вынужденных посадок многие из пассажиров, прыгнувших в воду, не смогли добраться до спасательных лодок и погибли до того, как пришла помощь.

Спасение пассажиров.

Во всех случаях спасательные средства подбирали всех находившихся в лодках, а если они успевали прибыть вскоре после аварии, то спасали и тех, кто плавал в воде. Разумеется, удалось бы спасти больше людей, если бы оказавшиеся в воде могли добраться до лодок [47].

10. Обязанности членов экипажа при вынужденной посадке самолета на сушу или на воду

10.1 Общие положения

Распределение обязанностей между членами экипажа на случай вынужденной посадки на сушу или на воду зависит в большой степени от численности экипажа и от типа терпящего бедствие самолета. На всех рейсовых и на большинстве нерейсовых транспортных самолетах экипаж состоит как минимум из трех человек: командира корабля, второго пилота и бортпроводника. На многоместных самолетах, таких, как ДС-6 или «Супер Констэллэйшн», экипаж состоит из командира корабля, второго пилота, бортмеханика и трех бортпроводников.

Очень немногие из многомоторных самолетов торговой и промышленной авиации имеют экипаж, состоящий из трех человек. На большинстве таких самолетов, например на DG-3, «Лоудстар» и «Туин Бич» (D18S), экипаж состоит из двух человек: командира корабля и второго пилота или командира корабля и пилота-механика. Некоторые авиационные компании имеют на самолетах этих типов экипаж только из одного человека -- пилота. Такое положение является нежелательным и допустимо только при оптимальных условиях, когда возможность аварии исключается. Экипаж легких двухмоторных самолетов, таких, как «Аэро Коммандэр», «Пайпер Апаш», «Туин Бонанза» и «Туин Несена», рассчитанных на перевозку 3--5 пассажиров, может состоять только из одного пилота.

При любой вынужденной посадке на сушу или на воду, независимо от типа самолета, необходимо, чтобы самолет, пассажиры и экипаж были подготовлены к моменту удара самолета о землю (воду) и последующей за этим эвакуации. Можно считать, что чем больше па самолете хорошо натренированных членов экипажа и хорошо проинструктированных пассажиров, тем больше при прочих равных условиях шансов на спасение всех пассажиров после вынужденной посадки.

Ниже перечислены обязанности каждого члена экипажа в случае вынужденной посадки многомоторного самолета, рассчитанного на перевозку большого числа пассажиров. Для других типов самолетов и при другой численности экипажа эти обязанности соответственно должны распределяться применительно к своим условиям.

10.2 Обязанности членов экипажа в случае вынужденной посадки самолета на сушу

Командир корабля.

1. Вызывает радиостанцию компании или связную радиостанцию Администрации гражданской авиации и

Сообщает б своем местонахождений, характере бедствия и требующейся помощи.

Дает указание членам экипажа действовать в соответствии с правилами при аварийном положении самолета.

Включением сигнала «Застегнуть ремни» сообщает бортпроводникам о готовящейся вынужденной посадке, пользуясь при этом переговорным устройством, если оно имеется.

После посадки ставит все переключатели и рычаги управления в требуемое положение и, если возможно, выпускает полностью щитки.

Покидает самолет, захватив с собой переносный огнетушитель. Тушит пожар, если это возможно.

Помогает пассажирам выходить из самолета.

Проверяет наличие пассажиров; оказывает первую помощь; заботится об удобствах пассажиров.

Второй пилот.

Помогает первому пилоту в установлении и устранении причины аварии.

Собирает и складывает в грузовые отсеки и уборные все незакрепленное оборудование, багаж и тяжелые предметы.

Открывает выходы из кабины экипажа перед посадкой или после нее, по указанию командира корабля.

После посадки помогает командиру корабля ставить переключатели и рычаги в требуемое положение.

Помогает проводить эвакуацию пассажиров.

Привлекает пассажиров для помощи в проведении высадки и в выполнении других задач.

Помогает командиру корабля при проверке пассажиров. Заботится об удобствах пассажиров.

Бортмеханик.

Разгерметизирует самолет.

Помогает в установлении и устранении причины аварии.

После посадки выключает зажигание, перекрывает основные и аварийные краны подачи горючего. Ставит рычаги и переключатели в требуемое положение.

Открывает выход из кабины экипажа до или после посадки в зависимости от направления распространения пожара и других условий.

5.' Выходя из самолета, захватывает с собой переносный огнетушитель. Помогает командиру корабля в тушении пожара, если он может быть потушен. Помогает пассажирам выходить из самолета или спускаться на землю с крыла.

Привлекает пассажиров для помощи в проведении высадки и выполнении других задач.

Помогает пилоту при проверке наличия пассажиров. Оказывает первую помощь и заботится об удобствах пассажиров.

Старший бортпроводник.

Получив от командира корабля уведомление о предстоящей вынужденной посадке, знакомит пассажиров с обстановкой, предупреждает Их о необходимости строго выполнять указания членов экипажа.

Дает указание пассажирам туго застегнуть ремни, снять очки и не курить.

Собирает и складывает в уборных незакрепленное оборудование, багаж и тяжелые предметы.

Помогает раздавать одеял г и другие мягкие вещи для защиты при ударе. Дает указание пассажирам принять требуемое положение перед посадкой для защиты от удара и оставаться на местах до окончательной остановки самолета.

Следит за тем, чтобы были открыты выходы из кабины.

Спускает аварийную веревку, аварийную лестницу или аварийный скат.

Направляет пассажиров к соответствующему выходу, следя за порядком.

Оказывает первую помощь и заботится об удобствах пассажиров.

Младший бортпроводник.

Получив сообщение о вынужденной посадке, помогает знакомить пассажиров с обстановкой; просит их выполнять все указания членов экипажа.

Дает указание туго застегнуть ремни, снять очки и не курить.

Помогает собирать и складывать в уборных всё незакрепленное оборудование, багаж и тяжелые предметы.

Помогает раздавать одеяла и другие мягкие вещи для защиты пассажиров при ударе. Дает указание пассажирам принять соответствующее положение перед посадкой и оставаться на местах до окончательной остановки самолета.

Открывает аварийные выходы и направляет пассажиров к соответствующим выходам.

Помогает оказывать первую помощь и заботится об удобствах пассажиров.

10.3 Обязанности членов экипажа при вынужденной посадке на воду

Командир корабля.

Перед посадкой:

Дает указание членам экипажа приготовиться к посадке на воду.

Определяет курс на ближайшую точку берега или на ближайший корабль и дает указание передать сообщение о бедствии.

Надевает спасательный жилет (в самолете не надувает). Застегивает привязные и плечевые ремни, закрывает окна.

Сбрасывает посадочные ракеты и дает указание о сливе горючего (пользоваться ракетами при сливе горючего нельзя).

Устно предупреждает о предстоящей посадке и включает сигнал «Застегнуть ремни».

За 30 сек. до момента посадки дает пассажирам сигнал принять защитное положение перед посадкой. Совершает посадку с убранным шасси, с выпущенными щитками и с нормально поднятым носом (примерно 5°).

После посадки:

Оценивает обстановку, принимает решение о том, какими выходами следует пользоваться, руководит спуском спасательных лодок и выходом пассажиров.

Во время и после выхода из самолета:

Выносит из самолета на лодку запас воды и ироде» вольствня, ракетницу и аптечку первой помощи.

9. Берет на себя командование спасательной лодкой, на которой он находится, отделяет от самолета трос, удерживающий лодку, и группирует все лодки вместе.

Второй пилот.

Перед посадкой:

Надевает спасательный жилет (в самолете не надувает).

Передает по радио сообщение о бедствии, указывая местонахождение самолета, курс, характер бедствия и решение командира.

Закрепляет все предметы в кабине. Закрывает окна.

Пристегивается привязными и плечевыми ремнями.

После посадки:

Помогает спускать на воду спасательные лодки и оказывает помощь пассажирам при выходе из самолета.

После выхода:

Дает указания пассажирам надуть спасательные жилеты.

Берет на себя командование лодкой, на которой он находится.

Бортмеханик.

Перед посадкой:

Надевает спасательный жилет (в самолете не надувает).

Разгерметизирует кабины. Помогает пассажирам надевать спасательные жилеты.

Помогает бортпроводникам снимать и подносить к выходам спасательные лодки.

Садится, пристегивается привязными и плечевыми ремнями.

После посадки:

Помогает бортпроводнику открывать аварийные выходы в пассажирской кабине. Выходит из самолета через соответствующий аварийный выход, одновременно сбрасывая на воду спасательную лодку. Надувает лодку и наблюдает за эвакуацией пассажиров.

Во время и после выхода'.

Дает указание пассажирам надуть спасательные жилеты.

Берет на себя командование лодкой, на которой он находится, отделяет от самолета трос, удерживающий лодку.

Старший бортпроводник.

Перед посадкой:

Раздает пассажирам спасательные жилеты. При наличии времени демонстрирует на одном из пассажиров правильный способ надевания жилета. Предупреждает, чтобы не надували жилеты в самолете.

Следит за тем, чтобы пассажиры туго застегивали привязные ремни.

Помогает снимать и подносить к выходам спасательные лодки.

Привязывает незакрепленные предметы на кухне. Убирает незакрепленные вещи из пассажирской кабины и с верхних сеток, складывает их в уборных и запирает двери. Докладывает командиру корабля о готовности к посадке. Спрашивает у пилота разрешения открыть аварийные выходы.

Надевает спасательный жилет (в самолете не надувает). Занимает место в задней части кабины (если возможно) и плотно пристегивается привязными ремнями.

Остается на месте до полной остановки самолета.

После посадки:

Спускает на воду спасательную лодку и надувает ее. Руководит эвакуацией пассажиров из своей части кабины.

Во время и после выхода из самолета:

Дает указания пассажирам надуть спасательные жилеты вне- кабины самолета.

Берет на себя командование лодкой, на которой находится, отделяет от самолета трос, удерживающий лодку.

Младший бортпроводник.

Перед посадкой:

Раздает пассажирам спасательные жилеты. Демонстрирует на одном из пассажиров правильный способ надевания жилета.

Следит за тем, чтобы пассажиры хорошо застегивали привязные ремни.

Помогает снимать и подносить к выходам спасательные лодки.

Привязывает все незакрепленные предметы на кухне и помогает убрать незакрепленные вещи из кабины.

Надевает спасательный жилет (не надувает в самолете). Занимает место возможно ближе к хвосту. Застегивает привязные ремни.

Остается на месте до полной остановки самолета.

После посадки:

Спускает на воду спасательную лодку и надувает ее. Руководит эвакуацией пассажиров в своей части кабины.

Во время и после выхода из самолета:

Дает указания пассажирам надуть спасательные жилеты вне самолета.

Если на самолете имеется 5 спасательных лодок, то берет на себя командование одной из лодок; отделяет от самолета трос, удерживающий лодку. Если лодок меньше 5, то сам занимает место в соответствующей лодке.

Примечание. Одна из авиационных компаний снабжает экипажи своих самолетов специальным комплектом карточек по числу членов экипажа. Размеры карточки позволяют хранить ее в нагрудном кармане рубашки. На карточке перечислены обязанности каждого из членов экипажа в случае вынужденной посадки самолета, подобно тому, как это сделано в данном разделе. В дополнительной карточке указаны номера и места размещения в самолете всех предметов, относящихся к спасательному снаряжению. Весь комплект карточек для удобства пользования содержится в футляре из прозрачной пластмассы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты