Анализ практики ценообразования на авторынке
Темпы роста прибыли значительно опережают темпы роста выручки (положительная тенденция);

· Темпы роста себестоимости отстают от темпов роста выручки (положительная тенденция);

· Опережающий рост коммерческих расходов объясняется ростом заработной платы персоналу и возросшими маркетинговыми усилиями, что в целом можно отметить как положительную сторону менеджмента, поскольку рост этих расходов судя по всему окупается

· Прочие доходы и прочие расходы в целом прибыли не дают, что может стать пищей для дальнейших размышлений для совершенствования управления предприятием.

В таблице 5 представлен состав производственной себестоимости товара.

Таблица 4

Состав производственной себестоимости: (тыс. руб.)

Элементы затрат

2006

2007

2008

Материальные затраты

14877

25692

Затраты на оплату труда

150

288

Отчисления на социальные нужды

39

75

Амортизация

262

1417

Прочие затраты

3268

5050

Итого:

18596

32522

Видно, что себестоимость выросла и выросли все ее составные элементы. При этом, видно, что удельный вес заработной платы и отчислений на социальные нужды является незначительным, и львиная доля затрат падает на так называемые «Материальные затраты» - то есть на стоимость закупки автомобиля у производителя или торгового посредника.

Позиция «Прочие затраты» отражает высокий размер расходов на перегонку автоманиш из Брянска, Москвы и г. Тольятти, а так же расходы по растормаживанию иномарок.

Исследуемое предприятие начав работать на авторынке с апреля 2007 года к концу 2008 года стало основным продавцом автомобилей Тольятинского АВТОВАЗа в г. Клинцы и в западных районах Брянской области (они граничат с Украиной и Беларусью). С точки зрения географии, г. Брянск расположен на западе области, а г. Клинцы располагается в ее центре этим и объясняется возможность конкурировать с фирмами г, Брянска. Кроме того, г. Клинцы удачно расположен вблизи федеральной трассы Гомель-Москва и поэтому может получать товары из Европы и из России как по автодороге так и по железной дороге. До января 2009 года ООО специализировалось исключительно на продажах новых отечественных и импортных автомобилей.

Кризис на авторынке привел к тому, что продажи новых автомобилей резко упали, изменились приоритеты по подержанным автомобилям и резко возросла потребность в услугах по авторемонту.

Это означает, что если в ближайшее время ООО "Клинцы-Лада" не освоит услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей «Лада» и «Ока» и др. марок, производимых ОАО "АвтоВАЗ", все потенциальные заказчики «уйдут» в Брянск к конкурентам, которых уже имеется по крайней мере 3 юридических лица в г. Брянске и это не считая других конкурирующих фирм и частных предпринимателей в самих Клинцах.

Таким образом, если раньше до января 2009 года на данном предприятии занимались только ценообразованием на новые и поддержанные автомобили, то с января 2009 года появилась необходимость определять стоимость на услуг по техосмотру, гарантийному ремонту, автомойке, шиномонтажу и т.д.

3. Структурные подразделения занимающиеся вопросами ценообразования

На ООО «Клинцы-Лада» нет специального структурного подразделения, которое бы занималось ценообразованием, поскольку само предприятие относится к группе малого бизнеса. Вместе с тем, оперативно решает вопросы ценообразования директор, при этом основную функцию в процессе ценообразования играет менеджер по продажам, который по совместительству выполняет функции маркетолога. Кроме того, принимает участие в планировании цен и гл. бухгалтер (у нее сосредоточена информация по ценам на закупку товара и текущим издержкам).

Штатная численность работников в ООО «Клинцы-Лада» по стоянию на 1.04.09 составляла 24 человека. Однако, фактически среднесписочная численность меньше, поскольку с 1.01.09 произошло снижение покупательной способности жителей региона и некоторые ценные работники оказались временно незадействованы.

Рисунок 2Организационная структура ООО «Клинцы-Лада»

Рисунок 3 Участники процесса ценообразования и их функции

4. Внешние факторы

Считается, что на размер цены влияют две группы факторов: внутренние и внешние Баздникин, А. С. Цены и ценообразование.: Учеб. пособие /А. С. Баздникин. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 336 с.. В свою очередь, с точки зрения маркетинга и менеджмента эти внешние факторы можно разделить на две части:

Внешние факторы дальнего воздействия:

1. Состояние экономики. На отечественный авторынок влияет кризисное состояние отечественной экономики.

2. Политическая среда. Государство и правительство явно занимается протекционистской политикой в отношении отечественных автомибестроителей и в частности в отношении АВТОВАЗа

3. Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государства. Авторынок и рынок сопутствующих товаров (топливо, запчасти и аксессуары) - это рынок, где были получены достаточно большие доходы бюджета, в частности при помощи прямых и косвенных налогов (акцизы и НДС). Однако современное состояние дел приводит к тому, что производители автомобилей испытывают трудности со сбытом. Рынок перенасыщен.

4. Политика государственных регулирований цен. Государство практически всегда активно вмешивалось в процесс формирования цен на авторынке.

5. Внешнеэкономическая политика государства. К январю законодательно утверждена следующая политика: протекционизм отечественным производителям и ряд сдерживающих мер в отношении импортных автомобилей.

Внешние факторы ближнего воздействия Беляева, И.Ю. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд. доп./ О.В. Беляева, В.В. Панина и др. - М.: КНОРУС, 2005. - 176 с.:

Рисунок 4 Факторы внешней среды ближнего воздействия, влияющие на процесс ценообразования

1) В Клинцовском районе данная компания занимает позицию чистой монополии в отношении продукции Автоваза, но в Брянской области тип конкуренции - это олигополия. Поэтому имеет место классический сговор по уровню цен в рамках региона.

2) К началу 2009 года главным психологическим фактором является: степень полезности автомашины и ее способность приносить доход, до этого главным фактором была престижность владения автомобилем. Экономический фактор со стороны потребителей: снижение доходности населения в регионе.

3) Процесс товародвижения в отношении автомобилей ВАЗа в основном смешанный, это существенно влияет на уровень цен. Однако, в течении 2008 года предпринимались попытки организации прямого канала товародвижения (перегонка машин напрямую с завода в Тольятти), но в результате к январю 2009 скопилось около десятка непроданных автомашин, которые трудно сбыть и приходится применять скидки. В результате предприятие вернулось в использованию косвенного канала товародвижения.

На наш взгляд, получать автомобили от ОАО «Брянск-Лада» и ООО Фирма «Сотис-Волга» не совсем выгодно, поскольку есть возможность получать товар прямо у производителя без оптовой наценки: ОАО «АвтоВАЗ» г. Тольятти.

Таблица 5

Оценка степени виляния внешних факторов на принятие решения о ценах на легковые автомобили

Название фактора

Степень

влияния (%)

1

2

Состояние экономики.

13

Политическая среда.

10

Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государства.

10

Политика государственных регулирований цен.

5

Внешнеэкономическая политика государства.

20

Потребители

20

Рыночная среда

10

Процесс товародвижения

12

Итого

100

5. Цели и задачи ценообразования

Цель ценообразования:

- Завоевание лидерства по показателю «доля рынка» в Клинцовском районе и западных районах Брянской области

Задачи ценообразования:

- Получение стабильной прибыли,

- Привлечение постоянных покупателей и создание положительного имиджа компании.

6. Виды цен и методы ценообразования

Предприятие применяет разные виды цен на разные товары и услуги Беляева, И.Ю. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд. доп./ О.В. Беляева, В.В. Панина и др. - М.: КНОРУС, 2005. - 176 с.

Таблица 6

Виды цен, применяемые предприятием

Вид товара

Вид цены

Проявление

1

2

3

Автомобиль ВАЗ

Розничные

Свободные

Подвижные

Сбыт населению

Государством не регулируется

Цены изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка и вкусами покупателя

Автомасла, автозапчасти

Розничные

Свободные

Твердые

Сбыт населению

Государством не регулируется

Цены практически не меняются длительное время (завоевание репутации надежного партнера)

Ремонтные услуги

Розничные

Свободные

Цена проникновения на рынок

Сбыт населению

Государством не регулируется

Цены устанавливаются в зависимости от того, какие цены устанавливают конкуренты в рамках региона (сравнительно новая услуга)

Известно, что существуют три группы методов ценообразования: затратные, параметрические и рыночные.

Таблица 7

Методы ценообразования, применяемые предприятием

Вид товара

Методы ценообразования

Проявление

Автомобиль ВАЗ

Рыночные

Цена устанавливается в зависимости от спроса, предложения и степени популярности марки

Автомасла, автозапчасти

Параметрические

Цена устанавливается в зависимости от марки товара и его уникальных свойств

Ремонтные услуги

Затратные

Цена формируется в зависимости от фактических затрат на эти услуги

Кроме того, достаточно часто применяются смешанный метод ценообразования, например совмещение рыночных методов и затратных.

7. Ценовая стратегия и тактика, меры страхования от неблагоприятных внешних воздействий

Ценовая стратегия. Поскольку в настоящее время предприятие реализует не только новые автомобили, но и ряд услуг и сопутствующих товаров, а так же в связи с кризисным состоянием авторынка, то оно вынуждено применять сразу несколько ценовых стратегий Цены и ценообразование. Учебник для вузов. 5-е изд. перер. И доп. / Под ред. проф. В.Е. Есипова. СПб. 2008. - 464 с:

Таблица 8

Основные стратегии ценообразования, применяемые предприятием

Товар, услуга

Стратегия

В чем выражается

1

2

3

Автомобили новые отечественные: новая модель

Следования за лидером

Цены устанавливаются в соответствии с ценами ведущего дистрибьютора сети и требованиями производителя

Автомасла

Психологическая цена

Цена некруглая, потребитель должен получить впечатление, что цена абсолютно правдивая и низкая

Автомобили импортные и все подержанные автомобили

«Связанного» ценообразования

Цена учитывает «цену потребления» взаимосвязь между ценой товара и расходами на ее эксплуатацию

Автомобили новые отечественные старые марки

Стратегия льготных цен

Применение различных скидок

Услуги авторемонта

Стратегия средних цен

Учитывает наличие конкурентов на данном сегменты рынка сбыта и ориентируется на их цены

Тактика предприятия выражается в том, что бы в краткосрочный период не произошло падения прибыли и было привлечено как можно больше новых потребителей. С этой целью вводятся бонусы, скидки и система подарков. Кроме того, тактика заключается в создании имиджа надежности для старых покупателей.

Предприятие мало занимается страхованием своего товара, исключение составляют иномарки. Договоров страхования на инфляционное повышение или падение цен не заключалось. Страхование товара в пути (при доставке большой партии из Тольятти) производилось не регулярно.

В месте с тем, в долгосрочные контракты с отложенной поставкой автомобилей вноситься инфляционная оговорка, что снижает инфляционный риск предприятия.

8. Пример расчета цены на автомобили ВАЗ

Расчет цены на автомобиль ВАЗ с учетом роста цен и скидок для новых покупателей, который применяется после января 2009 года, когда цены были повышены, а спрос резко упал Пресс-обзор межрегионального агентства информации "Вся Россия" 30 (2298) 21 февраля 2009 г. http://www.severinform.ru/?page=pressa&pressid=1092:

Цена на данный автомобиль до начала 2009 года = 210 тыс. руб.

Рассчитываем цены на автомобили, которые отражают рост цен, исходя из реального состояния дел на авторынке: при этом используются цены конкурентов и информация из официальных источников.

Индекс-дефлятор (i) используемый для корректировки цены как правило равен 0,17 (то есть темп предполагается как инфляции на уровне 17% в год).

Р2009 = Р2008 х (1+ i)

Цена на автомобиль в 2009 году = 210 х (1+0,17)= 245,7. Эта цена округляется и вноситься в прайс-лист = 246 тыс. руб. или 250 тыс. руб.

И дальше применяется скидка (r) для покупателя, которая не должна быть больше 16%.

Р2009 сс = Р2009 х (1 - r)

Как правило, скидка составляет 10-12%.

Таким образом, фактическая цена продажи не опускается ниже уровня цен прошлого года (то есть цена как правило колеблется в районе от 212 до 230 тыс. руб.). Это позволяет возместить все расходы на закупку автомобиля в прошлом году и на текущие расходы предприятия, а так же позволяет даже делать подарки покупателям. То есть стоимость подарка + скидка с новой цены должна равняться не менее чем цена прошлого года.

210 + объявленная скидка + подарок = 246 тыс. руб.

Подарок покупателю на этот тип автомобилей обычно колеблется от 1 до 6 тыс. рублей.

От сюда: скидка может достигать 30 тыс. руб. (246-6-210=30)

9. Предложения по совершенствованию практики ценообразования

Расчет цены на автомобиль ВАЗ может осуществляться смешанным методом, который учитывает с одной стороны конъюнктуру рынка, а с другой стороны необходимы уровень затрат и прибыли предприятия Пресс-обзор межрегионального агентства информации "Вся Россия" 30 (2298) 21 февраля 2009 г. http://www.severinform.ru/?page=pressa&pressid=1092.

Метод можно назвать «затраты-результаты».

Расчет производится в два приема:

На первом этапе производится расчет разницы между установившейся на рынке ценой на данный тип автомобилей и его закупочной ценой.

Таблица 9

Структура цены на машину ВАЗ

Цена закупки

Коммерческие расходы (издержки обращения)

Прибыль

Косвенные налоги

Ро

КР

П

Н

Себестоимость товара (СТ)

Торговая наценка (ТН)

Розничная цена на автомобиль (Рр)

Пример расчета:

1 этап:

1) Определяем торговую надбавку исходя из среднего размера сложившейся на рынке цены:

Рр = 250 тыс. руб. (цена, сложившаяся на рынке) Ро = 200 тыс. руб.

ТН = Рр - Ро = 250-200 =50.

(предварительный размер торговой надбавки)

2) Определяем размер НДС на данный автомобиль исходя из сложившейся цены:

НДСа = = = 38,14 тыс. руб.

(определяем размер НДС данного автомобиля методом «обратного счета»)

3) Определяем сумму прибыли и коммерческих расходов на 1 автомобиль исходя из сложившегося уровня цен.

П+КР = ТН - НДСа = 50 - 38,14 = 11,86

На втором этапе, эта разница анализируется и вычисляется степень ее достаточности. И если эта разница слишком мала (и не покрывает минимальных затрат и минимального размера прибыли) - то цена продажи увеличивается.

1) Определяем объем сбыта автомобилей за месяц

2) Определяем общий размер коммерческих расходов за месяц

3) Определяем необходимый уровень прибыли за месяц

4) Исчисляем размер достаточной торговой надбавки по одному автомобилю

5) Корректируем предварительную розничную цену.

2 этап:

Qm - объем сбыта автомобилей за месяц

КРм - месячные коммерческие расходы

Пм - прибыль за месяц.

Пример расчета:

1) Используя фактические данные бухгалтерского учета определяем вышеуказанные данные на 1 месяц.

Qm = 15 шт.

КРм = 3912 /12 = 326 тыс. руб.

Пм = 784/12 = 65,33 тыс. руб.

2) Суммируем и пересчитываем их на один автомобиль.

Птн+КРтн = = 26,09 тыс. руб.

таким образом, мы нашли сумму прибыли и коммерческих расходов минимально необходимых по одному автомобилю.

3) Сравниваем с ранее полученной цифрой:

(Птн+КРтн) - (П+КР) = 26,09 - 11,86 = 14,22

4) Корректируем номинальную розничную цену = 250 + 14,22 = 254,22.

5) Корректировка цены с учетом скидок и подарков. Такая корректировка может быть осуществлена традиционным методом:

То есть, если мы решили предоставить скидку на уровне 35 тыс. руб. и подарить в качестве подарка запчасти на 10 тыс. руб. То в прайс-лист вноситься цена = 300 тыс. руб. (255 +35+10), а фактическая цена продажи составит: 265 тыс. руб. (300-35).

Цены на другие товары и услуги так же могут устанавливаться смешанными методами, которые учитывают и конъюнктуру рынка и реальные расходы предприятия, а так же необходимость в инвестициях (то есть прибыль, направляемая на инвестиции).

Заключение

Таким образом, мы попытались раскрыть все вопросы, поставленные перед нами в Методических Указаниях к контрольной работе.

На основании анализа практики ценообразования конкретного хозяйствующего субъекта мы сделаем ряд выводов. Выводы к которым мы пришли: данное предприятие является типичным представителем авторынка и испытывает все те же трудности, что и другие автосалоны, специализирующиеся только на продажах новых автомобилей. В связи с этим, предприятие вынуждено диверсифицировать свой бизнес и несколько изменить методы ценообразования на основной профильный товар.

К отрицательным чертам ценообразования относится: отсутствие системы страхования колебания цен.

Мы предложили методику формирования цены на автомобили, которая учитывает цены, сложившиеся на конкурентном рынке и реальные текущие издержки данного предприятия.

Перечень использованной литературы

1. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование.: Учеб. пособие /А.С. Баздникин. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 336 с.

2. Беляева, И.Ю. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд. доп./ О.В. Беляева, В.В. Панина и др. - М.: КНОРУС, 2005. - 176 с.

3. Журнал: "Новости авторемонта" http://www.remontauto.ru/?p=26&g=3

4. Маховикова, Г.А., Желтякова, И.А., Пузыня, Н.Ю. Цены и ценообразование. Учебное пособие. / Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н. Ю. Пузыня. - СПб: Издательство «Питер». 2009. - 176 с.

5. Международная Ассоциация Дилеров ОАО "АВТОВАЗ" (МАД) http://www.infomad.ru/about/

6. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. 5-е изд. перер. И доп. / Под ред. проф. В.Е. Есипова. СПб. 2008. - 464 с

7. Пресс-обзор межрегионального агентства информации "Вся Россия" 30 (2298) 21 февраля 2009 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты