Государственное управление таможенным делом в России
кодексе установлены две цели осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов (ст.151, 157 УПК РФ), выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) обеспечение собственной безопасности.

Для достижения этих целей таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и является исчерпывающим: опрос; наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Основной объем работ в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением возложен на таможенные органы и их должностных лиц.

Ввиду особой управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций, выполняемых ФТС России, ведущего значения данного центрального органа в реализации ТК и выделения его места в самом Кодексе, а также практической организации его таможенной деятельности проанализируем более подробно его правовой статус, состав, структуру и принципиальные вопросы применения положений и норм ТК. К сожалению, в самом Кодексе статус и функции Федеральной таможенной службы России сформулированы весьма схематично и сжато: по существу отсутствует развернутая характеристика правовой и функциональной организации ФТС.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

На сегодняшний день Федеральная таможенная служба осуществляет следующие функции: См.приложения

обеспечивает ведение и опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, подготовку, утверждение и опубликование решений по вопросам, связанным с толкованием Товарной номенклатуры;

выдает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению;

осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1.осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

2.обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

3. осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

5. принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений;

6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

7. принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

8. осуществляет:

8.1. ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

8.2. ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

8.3. ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

8.4. аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

8.5. выдачу лицензий на учреждение свободного склада;

9. ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

10.информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

11. осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

12. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

13.осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

15. осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

16. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

17. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

18. рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

19. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

20. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

21. организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

24. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

25. осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;

26. осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

27. реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации.

и другие функции в пределах своей компетенции.

Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров; определять регион деятельности таможенных органов;

утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;

2.организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

3. запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

5. осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9. разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг. Например, эти ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти органами власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

Глава II. Cтруктура и деятельность Федеральной Таможенной службы РФ

2.1 Cтруктура Федеральной таможенной службы

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком - системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны. В числе такого рода системообразующих факторов называют следующие Б.Н. Габричидзе. Российское таможенное право. - М., 2001. - С. 92:

1. Функциональная общность таможенных органов состоит в том, что все они осуществляют таможенное дело, проводят в жизнь единую таможенную политики. Этот важнейший фактор отражен и юридически закреплен в ст. 1 Таможенного Кодекса (ТК) о том, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, а так же в ст. 403 ТК, в которой закреплены основные функции таможенных органов РФ. То, что все они осуществляют таможенное дело, не означает, что объем функций и конкретная компетенция, в частности, характер полномочий всех звеньев таможенной системы, - одинаковы. Между таможенными органами различных уровней есть существенные различия, что естественно, учитывая характер и место, занимаемое соответствующим таможенным органом в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов - один из наиболее характерных признаков всей таможенной системы.

2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов означает, что каждый орган взаимосвязан с другими выше- и нижестоящими таможенными органами и звеньями, что ни один из них не функционирует сам по себе; только в тесном взаимодействии с другими звеньями он оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия. Этот существенный момент отражен в ст. 401,402, 403, ТК РФ.

3. Единство системы таможенных органов обеспечивается их задачами и целями, а так же едиными организационными принципами построения их деятельности. Каждый таможенный орган - частичка достаточно централизованной системы, функциональным и организационным центром которой является Таможенный Кодекс РФ.

4. Целостность таможенных органов заключается в том, что каждый из таможенных органов - это не автономная единица, а неразрывная составная часть целостного организма, которым является система таможенных органов. Целостность в этой связи означает не нечто искусственное, навязанное, а свойство, обусловленное собственно характером таможенного дела.

При этом важно принять во внимание, что таможенную деятельность характеризует чрезвычайная динамичность, что оказывает немаловажное значение на формирование и функционирование данной системы и ее составных частей.

Особенно это замечание касается развития нормативно-правовой базы таможенного дела, его отдельных блоков: например, развития функций таможенных органов, порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, государственной службы в таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и других направлений таможенного дела.

Динамизм нормативно-правового регулирования надо всесторонне учитывать, обеспечить слежение за коррективами таможенного законодательства в ходе формирования и функционирования системы таможенных органов и ее структурных единиц.

В качестве примера можно привести такие нормативно-правовые акты, как Дисциплинарный Устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396; Инструкцию по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности (утвержденную ГТК РФ 25 января 1999 г. № 38), Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (утвержденную ГТК РФ 16 декабря 1998 г. № 848 - и ряд других нормативно-правовых актов. Только учитывая весь массив нормативно-правовой базы, на основании которой действует в настоящее время система таможенных органов РФ можно представить себе картину, отражающую специфику функционирования системы таможенных органов РФ и ее составных частей.

Прежде всего в этой связи следует отметить тот факт, что все звенья таможенной системы представляют собой органы федеральной власти. Это обусловлено тем, что они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. “ж”, “л” ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации - каждый нижестоящий таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа характерна в целом для органа исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, таможенного дела, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

ФТС России - единый функционально-организационный центр системы таможенных органов. Он возглавляет эту систему, объединяет и направляет деятельность всех остальных ее звеньев. Это отмечено в Положении о ФТС (ст. 2): "Федеральная таможенная служба, предприятия и организации, подведомственные комитету, составляют единую систему Государственного Таможенного комитета.

Для реализации государственной таможенной политики по соответствующим направлениям деятельности создаются управления. Например Главное организационно-инспекторское управление ФТС России. Управление валютного контроля; Управление собственной безопасности Федеральной таможенной службы; Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; Таможенно-тарифное управление, Правовое управление.

Главное управление организации таможенного контроля является структурным подразделением Федеральной таможенной службы. Его задачами является:

разработка и реализация мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области таможенного дела в пределах компетенции Главного управления.

Контроль за выполнением таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов в области таможенного дела.

Организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Обеспечение единообразного применения таможенных технологий в таможенных органах.

Организация и осуществление мер, способствующих повышению эффективности таможенного контроля. Совершенствование организации проведения таможенных процедур таможенными органами.

Разработка технологий производства таможенного оформления и таможенного контроля, совершенствование и упрощение таможенных процедур, в том числе в отношении товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами.

Внедрение новых форм документов, используемых в таможенном деле, в том числе, представляемых в электронном виде и др.

Более конкретно функции, полномочия и структура ФТС России изложены в ТК РФ и в Положении о нем.

ФТС России будучи центральным органом, осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ, несет ответственность за реализацию таможенной политики, обеспечивает соблюдение законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование всей системы таможенных органов. Составной частью системы таможенных органов являются их региональные таможенные управления. Возникновение и функционирование этого промежуточного звена (между ФТС и таможнями) обусловлены сложностью функций и организации управления в сфере таможенного дела. Правовой статус региональных управлений нашел закрепление в типовом положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации. Этим правовым актом введено понятие "таможенный регион", границы которого определяются ФТС. Они могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Третий уровень. Таможни Российской Федерации составляют организационный и производственный фундамент системы - именно здесь производится основная часть собственно таможенных и сопутствующих операций.

Таможня является правоохранительным органом, органом дознания. Таможня является юридическим лицом, она вправе самостоятельно вести хозяйственную деятельность и осуществлять функции государственного заказчика, обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью. Иными словами, задачи и функции РТУ транслируются в оптимальном для таможни объеме с учетом региона деятельности последней и наличия у нее подчиненных таможенных постов. Акцент в деятельности таможни делается в первую очередь на практической реализации функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, на борьбе с контрабандой и иными преступлениями, дознание и проведение неотложных следственных действий по которым отнесено в соответствии с УПК РФ к компетенции таможенных органов, а также с административными правонарушениями, производство по которым в соответствии с КоАП РФ отнесено к компетенции таможенных органов. Таможня также исполняет ряд задач и функций, стоящих перед ней как органом, структурно подчиненным вышестоящему таможенному органу.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты