Экспертиза в таможенном деле Республики Беларусь
p align="left">ТмЭ имеет свои субъекты, объекты, предмет, цель, задачи и виды.

Субъектами ТмЭ являются эксперты, уполномоченные Государственным Таможенным комитетом (ГТК) Республики Беларусь и аттестованные на проведение экспертизы, или лица, привлеченные для этой цели ГТК из других аккредитованных структур.

Объекты - материализованные источники информации: товары и предметы, перемещаемые через границу, а также их пробы, отбираемые для исследований, объекты контрабанды и нарушений таможенных правил, сопроводительные документы, используемые при таможенном оформлении и контроле.

Общим предметом ТмЭ является определение вида, состояния и назначения объекта, классификация согласно Товарной номенклатуре, определение таможенной и рыночной стоимости товаров, исходя из качественных показателей, характера товара, страны происхождения, нормы выхода готового продукта и идентификации сырья в ней.

Конкретными предметами могут выступать наркотические, драгоценные, антикварные и другие объекты[9].

Целью является установление (оценка) соответствия товара, перемещаемого через границу, данным нормативных и товаросопроводительных документов.

В процессе экспертизы решаются следующие задачи:

1) идентификация товаров (см. п. 3.3);

2) диагностика - выявление механизма событий, явлений, способа и последовательности действий, причинных связей. Сюда можно отнести технологическую экспертизу, определение норм выхода, источников сырья и готовой продукции;

3)экспертная профилактика - деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и преступлений в таможенном законодательстве, и разработке мер по их устранению. Сюда можно отнести деятельность по накоплению в коллекциях и исследованию фальсификатов и прогнозированию появления криминально опасных товарных позиций в таможенном тарифе[9].

Для решения этих задач таможенная экспертиза как подвид товарной использует следующие экспертизы, которые назначаются и применяются в таможенном деле и список которых не является исчерпывающим:

1. идентификационная (в т.ч. сертификационная);

2. материаловедческая;

3. классификационная;

4. химическая;

5. товароведческая;

6. оценочная (стоимостная);

7. сертификационная;

8. минералогическая;

9. определение страны происхождения;

10. криминалистическая;

11. бухгалтерская;

12. искусствоведческая;

13. биологическая;

14. гемологическая;

15. медицинская (психиатрическая);

16. дактилоскопическая;

17. технологическая;

18. экономическая;

19. судебно-правовая;

20. экологическая и др.

Последние четыре являются общими видами экспертиз, которые также могут включать вышеперечисленные, но они выделены отдельно исходя из практического их применения.

Так, технологическая экспертиза исследует технологию обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции; соответствие продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию. Кроме того, экспертиза изучает использование сырья, последовательность технологических процессов, методы их выполнения. А непосредственно это необходимо таможенной экспертизе для расчета норм выхода продукта переработки и расходования сырья и идентификации продукта переработки.

3.2 Условия и порядок производства экспертизы

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Законодательной основой, которая определяет условия и порядок производства экспертиз является Положение об организации таможенных исследований и экспертиз в таможенных органах Республики Беларусь, утвержденное приказом ГТК от 19.12.94 №377-ОД [10].

В процессе производства таможенных исследований и экспертиз разрешаются вопросы по установлению:

- кода товара согласно Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь;

- страны происхождения вещей;

- идентификации товаров, в том числе, сырья после проведения операций по его переработке;

- стоимости вещей;

- марки, сорта, вида и качества товаров (вещей);

- технологии производства вещей;

- источников сырья для производства товаров;

- норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров;

- физической и химической структуры вещей;

- принадлежности вещей к наркотическим средствам, психотропным, сильнодействующим, радиоактивным, взрывчатым, ядовитым и отравляющим веществам, а также к специальным материалам и техническим изделиям военного назначения;

- эксплуатационной и экологической безопасности вещей;

- принадлежности вещей к предметам, представляющим художественную, историческую, культурную и научную ценность, а также другие вопросы, требующие специальных познаний.

Согласно ст.135 ТК РБ «в целях таможенного оформления таможенные органы Республики Беларусь вправе брать пробы и образцы товаров и поводить их исследование (экспертизу)»[Приложение В].

О взятии проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, устанавливаемой ГТК РБ [Приложение Г] и проводится в целях таможенного оформления, проверки достоверности заявляемых о вещах сведений и обеспечения защиты интересов и здоровья населения.

Для производства экспертизы в таможенную лабораторию должны быть представлены:

- постановление (определение, решение) о назначении экспертизы [Приложение Д];

- протокол изъятия проб и образцов установленной формы [Приложение Г];

- пробы, образцы и документы (объекты исследования) в упакованном и опечатанном виде [Приложение Е].

В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы, (исследования) помимо указанных выше материалов, в таможенную лабораторию представляются заключения предыдущих экспертиз (исследований).

Сроки производства таможенных экспертиз, назначенных таможенными органами, устанавливаются руководителем лаборатории (структурного подразделения) в пределах 20 дней с момента поступления материалов в лабораторию.

При проведении экспертизы несколькими экспертами, они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты придут к общему заключению, последнее подписывается всеми экспертами. В случае разногласия каждый эксперт дает свое заключение отдельно.

Если в целях всестороннего исследования обстоятельств дела требуется привлечение экспертов или специалистов в разных областях знаний для формулирования общего вывода (выводов) на основе совместного обобщения и оценки результатов проведенных ими исследований, то организуется производство комплексной экспертизы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При производстве в таможенной лаборатории комиссионной или комплексной экспертизы руководитель лаборатории назначает ведущего эксперта, который обеспечивает организацию и координацию деятельности группы экспертов.

По завершении таможенного исследования или экспертизы должностному лицу, ее назначившему, направляется соответственно заключение специалиста или эксперта, оформленное согласно Приложений В, Г или Д.

Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Во вводной части заключения указываются: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа и должностного лица, назначившего экспертизу; сведения об эксперте (экспертах); должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в таможенную лабораторию и дата подписания заключения, основание для производства экспертизы (поручение, решение, постановление или определение, когда и кем оно составлено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов и других объектов исследования, способ их доставки в таможенную лабораторию и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке печатей (пломб); сведения о сохранности упаковки объектов исследования и данные их маркировки; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значения для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о представлении дополнительных материалов, заявленные экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы, если это было необходимо (фамилия, инициалы, процессуальное положение); место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.

В исследовательской части излагаются:

- состояние объектов экспортного исследования;

- методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицам, не имеющим специальных познаний, и подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив исследование;

- справочно-нормативные материалы (стандарты, инструкции, постановления и пр.), которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов с указанием даты и места их издания;

- результаты действий (экспериментов, исследований, осмотров и т.п.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;

- ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;

- экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу.

Специальные термины должны разъясняться.

Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы изложены во вводной части заключения.

Выводы об обстоятельствах, в отношении которых эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

Установленные экспертом обстоятельства профилактического характера отражаются в исследовательской части заключения, а предложения по предупреждению правонарушений - в его заключительной части.

Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, что удостоверяется печатью таможенной лаборатории, и направляется должностному лицу, назначившему экспертизу, руководителем таможенной лаборатории.

3.3 Оценка соответствия и идентификация товаров

Соответствие -- соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге. Оценка соответствия предполагает сопоставление фактически достигнутого уровня качества установленным требованиям.

Различают несколько видов деятельности по соответствия качества товаров: оценка качества, контроль качества и сертификация соответствия [4, стр.7].

Оценка качества -- совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с базовыми.

Контроль качества -- проверка соответствия установленным НД требованиям. Контроль качества проводится представителями компетентных контрольных органов (государственного, ведомственного или внутрифирменного контроля).

Сертификация -- действия третьей стороны, создающие уверенность в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям [4, стр.8].

Идентификация как начальный этап оценочной деятельности предусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифицирована.

Идентификация - определение фактических значений показателей качества, а затем сопоставление их либо с аналогами для подтверждения подлинности товара, либо с базовыми показателями, образцами, эталонами.

В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая) и товарно-партионная (товарной партии) [4, стр.12].

Ассортиментная (видовая) идентификация -- это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования.

Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при сертификации товаров.

Видовая идентификация одновременно служит методом выявления несоответствия, что определяется как фальсификация товаров.

Фальсификация (от лат. falsifico -- подделываю) -- действия, направленные yа обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств.

Качественная (квалиметрическая) идентификация -- установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов и установить градации качества.

Товарно-партионная (товарной партии) идентификация -- один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) конкретной товарной партии.

Средствами идентификации товаров являются документы: нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические (чертежи, руководства по эксплуатации, паспорта и др.) Кроме того, к ним следует отнести маркировку и товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения и др.).

Назначением указанных средств является регламентация критериев идентификации. В большей мере этому требованию должны отвечать нормативные документы.

Критерии идентификации - это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке и/или в нормативных, товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными НД.

В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые отвечают следующим требованиям:

· типичность для конкретного вида, наименования или однородной группы продукции;

· объективность и сопоставимость;

· проверяемость;

· трудность фальсификации.

Среди перечисленных требований наибольшую значимость имеет типичность, которая может характеризоваться комплексными или, что реже, единичными показателями, дополняющими друг друга и отличающимися разной степенью достоверности.

Критерии идентификации должны быть объективными и независящими от субъективных данных испытателя (ею компетентности, профессионализма, учета интересов изготовителя или продавца и др.), а также условий проведения испытаний.

Проверяемость принятых для идентификации критериев -- одно из важнейших требований. Оно означает, что при повторных проверках независимо от субъектов, средств и условий проведения идентификации в отношении показателей идентифицируемого объекта будут получены одни и те же или близкие результаты (в пре делах ошибки опыта).

Трудность фальсификации объекта по идентифицирующим критериям может служить гарантией надежности и достоверности идентификации. Поэтому важно в качестве критерия идентификации выбрать такие характеристики, при подделке которых фальсификация бессмысленна. При этом затраты на нее будут настолько значительны, что полученная прибыль не окупит расходы на фальсификацию.

Таким образом, идентификация товаров должна носить характер комплексной оценки, при которой наибольшую значимость имеют типичные и труднофальсифицируемые критерии.

Итак, конечный результат идентификации --это подтверждение соответствия товара требованиям, предусмотренным для определенного аналога, вследствие чего устанавливается подлинность товара. При выявлении несоответствия (отрицательный результат) констатируется фальсификация товара. Оба результата -- положительный и отрицательный -- имеют решающее значение для определения дальнейшей судьбы товара.

3.4 Определение кода по ТН ВЭД

Постоянный рост мирового товарооборота, расширение ассортимента товаров, поставляемых на мировой рынок, необходимость сопоставления национальных уровней таможенного обложения импорта при двусторонних и многосторонних межправительственных переговорах вызвали объективную необходимость разработки единой международной классификации и кодирования товаров.

Основным классификатором товаров в Республике Беларусь является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), введенная в действие на территории республики с 1 января 1992 г.

ТН ВЭД разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского Экономического Сообщества (КН ЕЭС).

Она состоит из 21 раздела и 97 групп. При группировке товаров в ТН ВЭД, так же как и в ГС, использованы признаки: по назначению, по виду исходного материала, по происхождению, по химическому составу.

В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к определенному разделу, группе, позиции. Однозначное понимание классификационных группировок является не только преимуществом ТН ВЭД, но и необходимым условием при:

* определении ставок таможенных пошлин и иных платежей;

* определении таможенного режима товаров;

* сопоставлении данных по внешней торговле различных стран и проведении экономико-статистического анализа.

Структура ТН ВЭД включает три колонки: кодовое обозначение товара, текстовое описание товара и обозначение дополнительной единицы измерения при ее наличии. Основной единицей измерения количества товара в республике признана единица массы -- килограмм.

Каждый товар по ТН ВЭД имеет 9-значный цифровой код. Первые две цифры кода означают товарную группу, первые четыре -- товарную позицию, пятая и шестая -- субпозицию, седьмая, восьмая и девятая подсубпозицию.

Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим правилам [8]:

ПРАВИЛО 1

Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если только такие тексты не требуют иного, в соответствии со следующими положениями.

ПРАВИЛО 2

а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться, в том числе, и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции, как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества, должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.

ПРАВИЛО 3

В случае, если в силу Правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарные позиции с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к отдельным частям товара, представленного в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них и дает более полное или точное описание товара.

б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров, при условии, что этот критерий применим.

в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

ПРАВИЛО 4

Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

ПРАВИЛО 5

В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:

а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара (упаковка), имеющая особую форму и предназначенная для хранения соответствующих изделий или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должна классифицироваться совместно с упакованными в нее изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре (упаковке), которая, образуя с упакованными изделиями единое целое, придает последнему существенно иной характер.

б) Согласно положениям вышеупомянутого Правила 5 (а), упаковочные материалы и упаковочные контейнеры, поставляемые вместе с товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или упаковочные контейнеры со всей очевидностью пригодны для повторного использования.

ПРАВИЛО 6

Для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

3.5 Определение страны происхождения

Определение страны происхождения таможенными органами осуществляется по данным маркировки (цифровому ряду штрих-кода) и/или данным ТСД.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.

Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:

а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пунктах “а” - “з”.

Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

а) Правила изменения товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товара.

В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны критерии достаточной переработки особо не оговариваются, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков.

б) Правила выполнения производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место. Например, операции, которые считаются не отвечающими достаточной переработке:

1) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) простые сборочные операции;

4) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;

5) комбинации из двух или более операций, указанных в подпунктах “1” и “4” настоящего списка.

в) Правило адвалорной доли -- изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты