Экономический потенциал таможенной территории
p align="left">1. Отрасли промышленности, обеспечивающие АПК основными средствами производств - сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для пищевой промышленности, химическая промышленность удобрений и кормов и прочее. 2. Собственно сельское хозяйство. 3. Отрасли транспортировки, заготовки, хранения и переработки сельхоз продукции. Роль АПК огромна - он составляет 30 % основных фондов, 40 % численности работающего населения, 75 % розничного товарооборота. Производится подавляющая часть товаров для жизнедеятельности. С развитием АПК связано повышение уровня жизни населения. С начала 90-х годов находится в кризисе Транспорт Занятость - 4 млн. человек, 11 % основных фондов, 10 % ВВП. В России имеется 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 756 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 84 тыс. км внутренних водных судоходный путей, 800 тыс. км авиалиний, 1 млн. км морских судоходных линий, 180 тыс. км магистральных нефте- и газопроводов. Средняя плотность железных дорог - 0,5 км на 100 кв. км., автомобильных - 4.4 на 100 кв.км. По плотности сухопутных путей отстает от развитых стран. Железнодорожный транспорт в настоящее время один из самых перспективных. Перевозит в год (2006г.) - 1,3 млрд. т грузов (40 % грузооборота в стране), 1,3 млрд. пассажиров (43 % пассажирооборота). 2003-2007г. - 5 млрд. т грузов. Ежесуточно - 3,7 млн. т грузов, 3,8 млн. человек. Капиталовложения: 2003г. - 100млрд. руб. 2007 - 260 млрд. руб.

Снижен износ основных фондов с 64 % до 59 %. Износ парка вагонов - 85 %. В 2003г. создано ОАО «Российские железные дороги». Принята федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на период до 2010г.», которая должна значительно улучшить состояние всей транс-портной системы. Предполагается к 2030г. построить еще 20 тыс. км, грузооборот возрастет на 70 %, пассажирооборот на 30 %. Предполагается закупить23 тыс. локомотивов, около 1 млн. вагонов, 24 тыс. электричек, 30 тыс. пассажирских вагонов. Это благотворно отразится на транспортном машиностроении России. Выгодное географическое положение России (два крупных коридора: Восток-Запад через Транссиб, Север-Юг от Северных морей до Каспия) позволяет укрепить транспортную систему России на глобальном рынке перевозок как со странами ЕС, так и на интерконтинентальном уровне - трансконтинентальный грузовой транзит. В настоящее время объем экспорта транспортных услуг России - 3 млрд. в год (Нидерланды - 20 млрд., Гонконг - 13 млрд. долларов), Россия - 31 место. Рост транзита по Евразийскому направлению способен изменить всю структуру российского экспорта, прежде всего долю железнодорожного транспорта. К 2030 г. Россия по железным дорогам предполагает обслуживать до ?10 % (25 млн.т в год) между Европой и Восточной Азией, Средним Востоком и Индией), увеличит экспорт транспортных услуг в 3,6 раза. Основные термины: отрасль экономики, отраслевая структура, размещение производства, специализация района, территориальная структура национальной экономики, таможенная территория, инфраструктура.

Закономерности и принципы размещения производительных сил таможенной территории. Территориальная дифференциация и экономическое районирование. Экономические зоны и экономические районы РФ

Под производительными силами (ПС) понимается совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Размещение производительных сил подразумевает географическое распределение производительных сил и их организацию на территории страны и ее регионов. Сложившееся размещение ПС отражает длительную историю их развития.

Закономерности размещения ПС - форма проявления, модификация основных экономических законов в области размещения производства. Закономерности проявляются в сложной взаимосвязи производства, населения и географической среды - зависимости от локально-природных условий и ресурсов, уровня развития регионов, технико-экономических различий разных областей и производств и т. д. Основные закономерности размещения ПС: -- рациональное, т. е. наиболее эффективное размещение производства; - комплексное развитие хозяйства экономических районов, всей территории РФ; - рациональное разделение труда между регионами и внутри территорий; - выравнивание уровней экономического и социального развития. Под принципами и размещения понимается кратко сформулированные руководящие положения для практической деятельности по размещению предприятий. Принципы представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике. Принципы размещения развиваются и углубляются на разных этапах развития рыночной экономики. На начальном этапе основные принципы таковы: - приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления; - первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; - оздоровление экологической обстановки, принятие мер по рациональному природоиспользованию и природосбережению; - использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление хозяйственных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

На размещение производств и отдельных отраслей оказывают влияние различные условия и факторы. Под факторами размещения принято считать совокупность различных условий для наиболее рационального выбора места размещения географического объекта, отрасли, ТПК. Факторы прямо оказывают влияние на выбор той или иной территории при размещении производства. Основные Факторы размещения: - природные (оценка природных условий и сырья, их количество и качество, условия добычи); - экономические - анализ стоимости затрат на строительство, сроки и окупаемость объекта, эффективность производства, назначение продукции, инфраструктура; - технические - достигнутый уровень технического прогресса, условия по использованию передовых технологий, научно-технических разработок; - демографический фактор - численность населения и квалификация местных кадров; - социальный и инфраструктурный факторы - уровень развития инфраструктуры и социальной сферы на территории размещения. В районах пионерного освоения эти два фактора выступают на первый план среди факторов. - экологический - анализ состояния природной среды, повышение требования в технологии производства, возможностям утилизации отходов. Существенно ограничивает варианты размещения производства. С ним тесно связан поведенческий фактор - отражает общественное мнение к размещению новых и старых объектов производства (например, негативное отношение общественного мнения к экологически опасным производствам). - управленческий фактор - наличие высококвалифицированных специалистов среднего и высшего звена, возможность их подготовки. - временной фактор - определяет стратегические временные рамки для размещения объекта и его функционирования.

Территориальная дифференциация и экономическое районирование. Экономические зоны и экономические районы РФ

Экономическое районирование - основа территориального управления народным хозяйством России. Экономическое районирование - предпосылка территориального развития экономики и организации регионального управления экономикой. Это отражение и результат территориального разделения труда, оно носит исторический характер и не является застывшим процессом. Современный экономический район - целостная, но незамкнутая территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную спецификацию, прочные внутренние экономические связи. Основные принципы районирования: экономический, национальный, административный. Современная сетка экономического районирования принята в 1961г. и уточнена в 1982г. Крупные экономические районы высшее звено районирования: это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы. Располагают значительной территорией и большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, четко выраженную специализацию - до 5-7 отраслей. Используются для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Россия располагает 11 экономических районов и анклавом Калининградская область. Районы: Северный, Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Все экономические районы отличаются природным, демографическим, финансовым, научно-техническим, производственным и, в целом, экономическим потенциалом, историей развития, уровнем и условиями жизни населения. Среднее звено районирования - управление народным хозяйством на уровне краев, областей, республик. Низшее звено - городские и сельские районы - первичные звенья экономического районирования. Крупные экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями развития. В России имеются 2 зоны: Западная (Европейская часть + Урал) и Восточная - (Сибирь и Дальний Восток). Также районы для выполнения целевых программ и сбалансированности производства и потребления объединяются внутри зон в укрупненные районы: В Западной зоне - 3 укрупненных района - Север и Центр европейской части, Урало-Повольжье, Юг. В Восточной - 2 района: Сибирь и Дальний Восток. В Европейских районах страны концентрируется 70 %основных фондов промышленности и сельского хозяйства, следовательно 70 % промышленной продукции и 77 % сельскохозяйственной. В Восточной зоне концентрируется основная часть минерально-сырьевых ресурсов страны.

Основные термины: таможенная территория, размещение производства, размещение производительных сил, регион, экономическое районирование, экономический район.

Потенциал экономических районов таможенной территории РФ

1 Северо-западный экономический район

Состав района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области; 200000 км2; 8 млн. человек. Общие особенности региона: удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); приморское положение; крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); большая роль ВПК (более 70 %). Природные ресурсы: бокситы; лесные (45 %); торф; водные. Район беден природными ресурсами. Население и трудовые ресурсы: очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); повышенный показатель урбанизации (87 % жителей - городское население); сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет); высокий кадровый уровень. Основные отрасли промышленности: концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. А) Машиностроение (26 % всей продукции района): судостроение; электротехническое машиностроение (турбины); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы). Б) ВПК - оптика, системы наведения. В) Химический комплекс: фармация (положительное развитие - 30-40 % прибыли); производство удобрений). Г) Лесная отрасль - мебель, бумага. Д) Товары народного потребления. Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС). Ж) Транспорт: железнодорожный (более 50 % всех перевозок страны); речной и морской транспорт; ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо); З) Наличие рекреационного хозяйства - музеи, памятники и пр. Основные проблемы: ввоз энергоресурсов; неудачная конверсия; недостаток металла; большая экономическая безработица; высокий криминальный фон.

2 Северный экономический район

Состав района: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия; 1500 тыс. км2; 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район). Общие особенности региона: наличие крупного морского хозяйства; лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь); наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ - Тимано-Печорская нефтегазовая провинция); экстремальные природно-климатические условия. Природные ресурсы: нефть, газ, угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн); железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»); сырье для цветной металлургии: бокситы (Средне-Тиманский рудник); медно-никелевая руда (Кольский п-ов); редкоземельные металлы; алмазы (Архангельск); лес (10 % от всех лесных ресурсов России) - низко технологическое производство; водные ресурсы. Население и трудовые ресурсы: самый малочисленный район, плотность населения 4 чел./км2; высокий уровень урбанизации (76 % городского населения); резкий отток кадров. Основные отрасли промышленности: Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %. Причины: распад хозяйственных связей. Отрасли: лесная - 21 %; черная металлургия - 20 %; электроэнергетика - 13 %; топливная промышленность - 10 %. Лесная: одна из главных, производство бумаги; мебельное производство (слабо конкурентное). Металлургическая промышленность: Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») - 2 место в РФ по удельному весу;4.5 млн. т. стали ежегодно; 1/6 всего российского проката; объем прибыли 300 млн. $; конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. Машиностроение: судостроение для Арктики. Химическая промышленность: фосфатные удобрения из отходов металлургии. Топливно-энергетический комплекс: Концентрируется в Ненецком автономном округе. А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча. Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) - 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи. В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция). АПК: сельхозугодья занимают 2 % территории района; животноводство - 80 % (оленеводство); рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы. Транспорт: железнодорожный - 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП; газопровод «Сияние Севера»; Северный морской путь - лес, металлы, продукты питания. Основные проблемы: северный завоз, его ухудшение; кризис в угольной промышленности; слабая социально-культурная инфраструктура.

3 Центральный экономический район

Состав района: Москва, Московская область, области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.500 т. км2; 30 млн. чел. Общие особенности региона: столичное значение; на пересечении важнейших транспортных путей; мощная промышленность (1 место по ВВП); высокая степень освоенности; высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений. Природные ресурсы: строительные материалы (известняк); железная руда (Тула); имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); торф. Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа. Население и трудовые ресурсы: плотность 62 ч./км2 (Москва - 333 ч./км2); очень урбанизирована (83 %); очень высококвалифицированные кадры; наличие существенной безработицы: ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства. Основные отрасли промышленности: Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); железнодорожное машиностроение (тепловозы - Коломна, пассажирские вагоны - Тверь, вагоны метро - Мытищи); авиапромышленность (Москва) - сложность сбыта; сельскохозяйственное машиностроение (трактора, комбайны - сложность сбыта); станко- и приборостроение. Химическая промышленность: удобрения (Воскресенск) - 10 % от российского производства; нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации); шинное производство. Проблемы с энергией и водой. Легкая промышленность:1/3 всей российской промышленности; основные проблемы: сокращение сбыта; конкуренция импорта; сырьевая проблема. Полиграфическая промышленность: самая крупная полиграфическая база. Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей. Остальные отрасли: наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); АПК: зерновые (50 % площадей); прокормить себя не может. Мощная кондитерская промышленность. Транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово. Продукция бытового культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра. Основные проблемы: ввоз продуктов питания; ввоз энергоресурсов; кризис машиностроительного производства; политические проблемы.

4 Волго-Вятский экономический район

Состав района: Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл. 265 т. км2; 8,5 млн. чел. Общие особенности региона: лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т. е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района). Природные ресурсы: фосфориты (50 % всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы). Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти. Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70 %); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость). Основные отрасли промышленности: Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) - пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привоз-ном металле. Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы. Лесная промышленность: Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти. АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль - растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК - консервирование. Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные. Транспортное хозяйство: железнодорожный транспорт - 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт - 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск - Н. Новгород (нефть)).Отрицательное сальдо торгового баланса. Основные проблемы: дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.

5 Центрально-Черноземный экономический район

Состав района: Области: Белгородская; Воронежская; Курская; Липецкая; Тамбовская. 170 т. км2; 8 млн. чел. Общие особенности региона: самая большая железно-рудная база страны (КМА); АПК хорошо развит - продуктовая база страны. Природные ресурсы: железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии - 600 км., очень богатые руды; медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова); почвы (чернозем). Население и трудовые ресурсы: 47 ч./км2; средний уровень урбанизации (61 %); естественная убыль населения. Основные отрасли промышленности: Черная металлургия (с 17 века) на базе КМА: крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский; дешевое сырье. Машиностроение: сложное и точное машиностроение; авиационная продукция и радиоэлектроника; металлоемкое производство (50 % в Воронежской области): горнорудные и сельхозмашины. Пищевая промышленность: сахар; мясо; плодоконсервирование; Значительный износ основных фондов до 70 %.

Электроэнергетика: 80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская); нехватка нефти, газа, угля, т. е. завоз. АПК: снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ; свекла; подсолнечник; зерно; Транспорт: выгодное положение на пересечении ж/д путей; мощный транспортный комплекс; большой грузопоток. Вывоз: зерно, сахар, ж/руда; Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты. Основные проблемы: спад в АПК; падение сбыта руды и металлов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты