Формы таможенного контроля в Российской Федерации

Формы таможенного контроля в Российской Федерации

2

Содержние

  • Введение
    • 1. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
    • 1.1 Принципы и сроки проведения таможенного контроля в системе управления рисками
    • 1.2 Объекты таможенного контроля
    • 1.3 Зоны таможенного контроля
    • 2. Формы таможенного контроля.
    • 2.1 Формы таможенного контроля, основанные на получении информации
    • 2.2 Визуальные формы таможенного контроля
    • 2.3 Таможенная ревизия, как форма таможенного контроля
    • 3. Анализ нормативной правовой базы федеральной таможенной службы Российской Федерации, принятой во исполнение положений нового Таможенного кодекса Российской Федерации, в части применения форм таможенного контроля
    • Заключение
    • Библиографический список
    • Список сокращений
Введение

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Таможенный кодекс Российской Федерации (далее РФ) 1993 года, был принят до принятия Конституции РФ и основных законов в сфере регулирования внешнеторговых отношений. На начальном этапе экономических преобразований в России создать стабильные таможенные правила было практически невозможно. Таможенный кодекс 1993 года содержал большие, "рамочные" положения, отдавая большие возможности для установления правил перемещения товаров и транспортных средств Государственному таможенному комитету РФ (далее ГТК России).

В конце 90-х годов в России стали требоваться более стабильные правила для развития бизнеса. Вместо ведомственных актов во многих сферах деятельности стали приниматься законы прямого или максимально прямого действия, направленные на дебюрократизацию экономики, сокращение ведомственного произвола, создание понятных и прозрачных требований для осуществления различных видов деятельности. Кроме того, РФ на протяжении последних лет ведет активные переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию. На переговорном процессе торговые партнеры России выдвигали определенные претензии к российскому таможенному законодательству и практике его применения отдельными таможенными органами. Определенным стимулом для обновления таможенного законодательства России явилось одобрение Всемирной таможенной организацией (далее ВТО) новой редакции Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в 1999 году.

Для России, провозгласившей в области таможенного дела принцип гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой, положения этой Конвенции стали основным ориентиром для построения нового законодательства. Кроме того, таможенное законодательство затрагивает сферу отношений, подпадающую под правовое регулирование другими законами. Принятые после Таможенного кодекса 1993 года (Налоговый, Гражданский и другие кодексы) создали определенные правовые коллизии.

Вступление с 01 января 2004 года в силу новой редакции Таможенного кодекса (далее ТК РФ), значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством РФ на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (далее СУР). Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.
Киотская конвенция в редакции 1999 года // ДГУП «Ростаможинформ». - М. - 2001.

Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (Федеральная таможенная служба России (далее ФТС России), региональные таможенные управления (далее РТУ), таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной системы таможенного контроля на основе СУР.

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.

Следующие основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур ВТО (Киотская конвенция 1999 года):

таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

при выборе форм таможенного контроля используется СУР;

таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в РФ, в соответствие ниже перечисленным критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами ВТО:

сокращение времени таможенного оформления;

прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД);

партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками ВЭД.

Целью дипломной работы является анализ нормативной правовой базы ФТС России, принятой во исполнение положений нового ТК РФ, в части применения форм таможенного контроля, с учетом применения СУР.

Основными задачами дипломной работы являются:

Анализ нормативной правовой базы, определяющий формы и объем таможенного контроля, принятой в исполнение нового ТК РФ.

Анализ эффективности применения форм таможенного контроля в условиях работы по новому ТК РФ за период 2004 - 2005 года.

Разработка предложений по повышению эффективности применения форм таможенного контроля, в соответствии с новым ТК РФ.

Актуальность данной работы состоит в том, что принятие и вступление в силу с 01 января 2004 года нового ТК РФ кардинально изменило принципы работы таможенной службы РФ. От принципов тотального контроля осуществляется переход к принципам выборочности и сотрудничества, что в свою очередь влечет практически полное изменение нормативной правовой базы по таможенному делу, и самое главное требует изменения психологии должностных лиц таможенных органов при взаимодействии с участниками ВЭД, и это самая большая проблема стоящая перед таможенной службой на данном этапе ее существования.

Уровень разработанности исследуемой темы в юридической литературе и в правоприменительной практике очень низок, что объясняется недавним вступлением в силу нового ТК РФ.

Основными источниками по этой теме выступают правовые акты - в первую очередь это Таможенный кодекс РФ, подписанный Президентом РФ В. Путиным 28 мая 2003 года № 61-ФЗ, федеральные законы принятые в соответствии с этим Кодексом (акты таможенного законодательства), указы Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ, изданные на основании и во исполнение актов таможенного законодательства и указов Президента РФ. Также в качестве источников использовались правовые акты ГТК России и ФТС России - органа, уполномоченного в области таможенного дела - приказы, распоряжения и указания. При написании данной работы использовались данные из периодических изданий Баландина Г. Первые шаги по новым правилам // Таможня. - 2004. - №1-2.

Попов А. Новые принципы контроля. Нормы требуют разъяснений. // Таможня. - 2004. - №24.

Азаров Ю.Ф. Быстрее, проще, прозрачнее. ФТС выстраивает стратегию на завтра // Таможня. - 2005. - №5. Сафаров Э. Тотальный контроль уходит в прошлое // Таможня. - 2005. - №20.

Азаров Ю.Ф. ТК РФ: практические вопросы // Таможня. - 2005. - №22. , содержащих аналитические материалы и статистические данные по рассматриваемой теме.

1. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю

1.1 Принципы и сроки проведения таможенного контроля в системе управления рисками

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // ДГУП «Ростаможинформ». - М. - 2003. - С.15.

Существуют следующие основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ:

все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами РФ;

товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ;

порядок перемещения через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ;

товары, запрещенные в соответствии с законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории РФ, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (в соответствии со статьей 362 ТК РФ), за счет лиц, указанных в статье 16 ТК РФ. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 ТК РФ;

товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ;

товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории РФ;

товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории РФ, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ;

все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ;

при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ;

требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства;

никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ;

после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом;

обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено ТК РФ, несут, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом - лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ, иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными правовыми актами РФ, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 ТК РФ.

Основным принципом таможенного контроля, на современном этапе, является его проведение на основе управления рисками. Это позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.1

СУР основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.

Основными задачами СУР являются:

создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

разработка методик (программ) по выявлению рисков;

определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

В целях совершенствования таможенного контроля ФТС России, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

ФТС России и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками ВЭД, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // ДГУП «Ростаможинформ». - М. - 2003. - С. 240.

При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда ТК РФ установлены более короткие сроки.

Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.

1.2 Объекты таможенного контроля

Объектами таможенного контроля являются товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ. Данные объекты считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы РФ, при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

выпуска для свободного обращения;

уничтожения;

отказа в пользу государства;

обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 ТК РФ;

фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.

Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством.

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы.

Таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее с таможенной территории РФ российских товаров и транспортных средств либо об обратном ввозе продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов в порядке, предусмотренном разделом IV ТК РФ, если такие товары (продукты переработки) подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством РФ.

1.3 Зоны таможенного контроля

В целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением таможенный орган принимает решение о создании зоны таможенного контроля.1

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях