Таможенное оформление
p align="left">Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов. Таможенные документы, как правило, заполняются на русском языке (ст. 65 ТК РФ).

1.5 Привлечение к таможенному оформлению заинтересованных лиц

Четвертая группа общих условий - правила о привлечении к таможенному оформлению заинтересованных лиц, предусмотренные ст. 64 ТК РФ. На заинтересованных лиц или их представителей возложена обязанность присутствовать при производстве таможенного оформления, в случае если этого требует таможенный орган. Рассолов М.М., Эрнашвили Н.Д. Таможенное право. С. 85.

1.6 Очередность таможенного оформления

Пятую группу общих условий образуют общие правила очередности таможенного оформления, закрепленные в ст. 66 и 67 ТК РФ. При ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров, таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке. Рассолов М.М., Эрнашвили Н.Д. Таможенное право. С. 86.

Федеральная таможенная служба в соответствии со ст. 68 ТК РФ (в редакции от 31 июля 2004 г.) Российская газета, 2004. - 25 августа устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

- не имеющих на день обращения в таможенный орган о примени в отношении их специальных упрощенных процедур, вступивших в юридическую силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.2, 16.7, 16.9 (ч. 1), 16.12 (ч. 3), 16.15 КОАП РФ;

- ведущих систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом Федеральной таможенной службы, способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в них, и сведения представленные таможенным органом при производстве таможенного оформления товаров;

- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с письменным заявлением об этом. В нем указываются сведения о заявителе и о результатах его внешнеэкономической деятельности. Заявитель должен представить письменное обязательство о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию России, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрошенные процедуры. Рассолов М.М., Эрнашвили Н.Д. Таможенное право. С. 86.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством.

2. Начало производства таможенного оформления

Статья 132 ТК РФ определяет, что таможенное оформление начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа РФ заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. М., 2003. С. 86.

Начало таможенного оформления. Таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование), так и после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов - ст. 72 ТК РФ).

Если товары перемещаются физическими лицами, таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 286 ТК РФ), устного заявления (п. 2 ст. 285, ч. 1 п. 3 ст. 286 ТК РФ, или действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме - п. 4 ст. 286 ТК РФ). Свинухов В.Г. Таможенное дело. С. 37.

При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:

- для применения к товарам таможенных процедур;

- для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом);

- для завершения действия таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);

- для исчисления и взимания таможенных платежей.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение трех дней со дня обращения в таможенный орган и предоставления необходимых документов. Таким образом, установлен предельный срок для выдачи разрешения на совершение таможенных операций, который приравнен к сроку оформления таможенной декларации и проверке товаров.

Согласно ст. 61 ТК РФ разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (пп. 20 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТК РФ. Разрешения на совершение других действии, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке ст. 203, 204 ТК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления и документов, содержащих необходимые сведения.

2.1 Место таможенного оформления

Согласно ст. 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время их работы. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со ст. 406 и 407 ТК РФ. Свинухов В.Г. Таможенное дело. С. 37.

Для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия - экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного (п. 2 ст. 362 ТК РФ).

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 66 ТК РФ).

С началом производства таможенного оформления тесно соприкасается его место проведения. И в этом случае ТК РФ дает определение места производства таможенного оформления без учета последнего как процедуры. Так, согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение. В то же время такая трактовка устанавливает не место таможенного оформления в целом, а место производства таможенного декларирования - ч. 1 ст. 170 ТК РФ (как стадии основного таможенного оформления). Поэтому при определении места производства таможенного оформления необходимо учитывать как место производства предварительного таможенного оформления (предварительных операций), так и место производства основного таможенного оформления (таможенного декларирования).

Таким образом, можно отметить, что таможенное оформление при ввозе товаров на таможенную территорию РФ начинается в регионе деятельности таможенного органа РФ, где находится место пересечения (ввоза) таможенной границы РФ (ч. 1 ст. 139 ТК РФ), и завершается в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится получатель товаров либо его структурное подразделение (ч. 1 ст. 127 ТК РФ). Халипов С.В. Таможенное право. С. 87.

При вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ таможенное оформление начинается в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель товаров (ч. 1 ст. 127 ТК РФ), и завершается в регионе деятельности таможенного органа РФ, где находится место вывоза товара за пределы таможенной территории РФ (ч. 2 ст. 139 ТК РФ).

В случае если лицо, перемещающее товар (отправитель либо получатель товара), находится в регионе деятельности так называемого пограничного таможенного органа РФ, тогда место ввоза и место декларирования товаров, либо наоборот, место декларирования и место вывоза товаров, как правило, совпадают.

Места таможенного оформления транспортных средств, не являющихся товарами, определяются с учетом ч. 2, 3, 4 ст. 170 ТК РФ.

Анализируя определение возможных мест производства таможенного оформления, можно сделать следующие выводы: Халипов С.В. Таможенное право. С. 90.

а) ч. 1, 2 ст. 127 ТК РФ указывают на места производства таможенного декларирования товаров;

б) ч. 3 ст. 127 ТК РФ применяется России как для установления мест производства предварительных операций (места ввоза отдельных товаров через определенные таможенные органы, подача уведомлений и др.), так и для установления мест производства таможенного декларирования.

2.2 Место подачи государственной таможенной декларации

Государственная таможенная декларация (ГТД) может быть подана декларантом любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, однако, в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации ФТС РФ вправе устанавливать определенные таможенные органы (в том числе специализированные таможни или таможенные посты) для декларирования отдельных видов товаров.

Положениями ТК РФ установлено, что этот порядок может вводиться:

1) в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы;

2) в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи); Чермянинов Д.В. Правовое регулирование таможенного дела в РФ: Учебное пособие. Екатеринбург, 2007. С. 152.

3) в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

4) в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

Если в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования, то уполномоченное должностное лицо должно уведомить об этом в устной форме лицо, подавшее таможенную декларацию, сообщить ему наименование и адрес места нахождения таможенного органа, которому должны декларироваться все заявленные в таможенной декларации товары.

В соответствии с п. 13 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 №135673. При несогласии лица, подавшего таможенную декларацию, должностное лицо должно самостоятельно осуществить подачу ГТД в иное место декларирования.

При предварительном декларировании товаров ГТД может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения ВТТ.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

После завершения проверки ГТД и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший ГТД в соответствии изложенными требованиями, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается, что ГТД не подавалась.

Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Чермянинов Д.В. Правовое регулирование таможенного дела в РФ. С. 153.

О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме.

2.3 Время производства таможенного оформления

Таможенное оформление в соответствии с ч. 1 ст. 127 ТК РФ производится во время работы таможенного органа РФ. Временем работы таможенного органа является, как правило, период времени с 9 до 18 часов, т.е. обычный восьмичасовой рабочий день. Однако при больших грузо- и пассажиропотоках таможенное оформление производится практически круглосуточно путем введения посменного дежурства. Это во многом относится к пограничным таможенным органам, которые осуществляют оформление, например, морских и воздушных перевозок. Халипов С.В. Таможенное право. С. 91.

2.4 Период таможенного оформления

Период таможенного оформления - это также промежуток времени, но уже более широкий, нежели время производства таможенного оформления, и представляет собой срок, в течение которого надлежит совершить все необходимые действия (операции) по помещению товаров под избранный таможенный режим. Период таможенного оформления обозначает временные границы действий участников таможенного оформления (таможенных органов, лиц, перемещающих товары, таможенных брокеров и др.).

Примечательно, что в ТК РФ период таможенного оформления четко не обозначен. В то же время установлены сроки совершения отдельных действий, составляющих процедуру таможенного оформления, как, например, сроки доставки (ч. 2 ст. 140 ТК РФ) сроки подачи таможенной декларации (ч. 1 ст. 171 ТК РФ) сроки проверки таможенной декларации (ч. 1 ст. 194 ТК РФ) сроки временного хранения (ч. 2 ст. 155 ТК РФ) и др. Очевидно, что безгранично процедура оформления товаров и транспортных средств проводиться не может. Поэтому для определения периода таможенного оформления товаров и транспортных средств следует обратиться к нескольким таможенно-правовым институтам - это временное хранение и доставка под таможенным контролем.

Временное хранение предполагает нахождение товаров и транспортных средств до завершения таможенного оформления в специальных местах - складах временного хранения. Предельный срок пребывания на таких складах не может превышать 2 месяцев (ч. 2 ст. 155 ТК РФ). Именно в этот период и следует принять все возможные меры по выпуску товаров и транспортных средств в соответствии с выбранным таможенным режимом, т.е. задекларировать товар.

В случаях, когда склад временного хранения, куда должен быть помещен товар либо транспортное средство, расположен вне региона деятельности таможенного органа, где находится место ввоза на таможенную территорию РФ, используется процедура доставки под таможенным контролем. При этом в срок нахождения товаров на складе временного хранения не входит время, необходимое для доставки товаров и транспортных средств на данный склад.

Таким образом, под сроком (периодом) таможенного оформления следует понимать предельно допустимый срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения, а также возможный период времени, необходимый для доставки под таможенным контролем. Халипов С.В. Таможенное право. С. 92.

Обозначая круг участников таможенного оформления, следует иметь в виду, что данные категории лиц относятся одновременно к участникам таможенно-правовых отношений. Поэтому основным критерием должны выступать нормы таможенного законодательства, регулирующие деятельность участников операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств (как при перемещении через таможенную границу РФ, так и при изменении таможенного режима).

Далее всех участников таможенного оформления можно условно разделить на две группы: основные и возможные (факультативные). К основным участникам таможенного оформления относятся таможенные органы, а также перевозчики (п. 11 ст. 18 ТК РФ) и лица, перемещающие через таможенную границу РФ товары и транспортные средства. Именно на этих лиц изначально возложена обязанность осуществления необходимых оформительских процедур.

В качестве возможных участников следует рассматривать таможенных брокеров, представляющих интересы лиц, перемещающих товары; таможенных перевозчиков; владельцев складов временного хранения, обеспечивающих сохранность товаров до завершения процедуры таможенного оформления; специалистов, оказывающих содействие таможенным органам при осуществлении таможенного оформления; экспертов, дающих необходимые заключения в отношении перемещаемых товаров; переводчиков. Халипов С.В. Таможенное право. С. 92.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты