Правовое регулирование уплаты таможенных платежей

Правовое регулирование уплаты таможенных платежей

2

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Правовое регулирование уплаты таможенных платежей"

Введение

Распад СССР ознаменовал собой потерю монополии государственной власти на всей таможенной территории России. Появились новые экономические отношения - рыночные, вследствие чего в России стремительно стало расти огромное количество самостоятельных хозяйствующих субъектов, что не могло не отразиться на внешнем рынке страны. Увеличивался и объем капитала, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку государство наделило хозяйствующих субъектов достаточной самостоятельностью, оно ввело разрешительный характер на их действия по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Такой разрешительный характер обеспечивается применением различных мер, как, например, меры тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в число которых входит и обязанность по уплате таможенных платежей. Уплата таможенных платежей, согласно Таможенному Кодексу РФ, является обязательным условием для перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Кроме этого, таможенные платежи обеспечивают ограничение по ввозу на территорию Российской Федерации иностранных товаров, поддерживая производство продукции внутри страны, таким образом, таможенные платежи выполняют и протекционистскую функцию.

Таможенные платежи также можно назвать платой за совершаемые таможенными органами действия, направленные на выполнение своих функций по таможенному оформлению и таможенному контролю.

Помимо вышесказанного, наличие таможенных платежей обеспечивает фискальную функцию государства. Известно, что значительная часть федерального бюджета Российской Федерации, а по мнению К.А. Бекяшева, свыше 50% Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное Право. М. - 2006. С. 290., формируется именно на основе уплаченных участниками ВЭД таможенных платежей.

В настоящее время не существует общепринятого определения термина «таможенные платежи», а Таможенный Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в главе 27 не раскрывает этого понятия.

Свинухов В.Г. в двух своих работах дает два определения термину «таможенные платежи»: во-первых, это «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта» Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. М. - 2004. С. 35.; во-вторых, под таможенными платежами он понимает «пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уплата которых является обязательным условием применения таможенных процедур» Свинухов В.Г. Таможенное дело. М. - 2005. С. 251..

Жуковец В.Ю. дает иное определение: таможенные платежи - это «совокупность всех платежей, которые должно уплатить лицо, перемещающее товар через таможенную границу России, таможенным органам в связи с осуществлением этих действий» Жуковец В.Ю., Таможенное право в вопросах и ответах. М. - 2005. С 98..

В работе Романовой Е.В. говорится, что таможенные платежи - это «таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные сборы и другие платежи, предусмотренные таможенным законодательством и взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ в целях осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности» Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб. - 2005. С. 29-30..

Последнее определение дано наиболее четко, т. к., например, уплата таможенных пошлин не является непременным условием ввоза или вывоза товара - в зависимости от выбранного таможенного режима, о чем будет говориться далее в данной работе.

В п. 1. ст. 318 Таможенного Кодекса Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень, относящийся к таможенным платежам. Это:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Рассмотреть правовую природу таможенных платежей, понять, что скрывается за этими терминами и каков порядок уплаты таможенных платежей - и есть цель настоящей работы.

Исходя из цели работы, мы ставим перед собой задачи:

- дать общее представление о таможенных платежах и порядке их уплаты;

- дать определение терминам;

- рассмотреть и охарактеризовать каждый вид таможенных платежей отдельно;

- определить различия и сходства между данными понятиями.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

1. Нормативно-правовая база

Правовая база таможенных платежей состоит из внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов. В случае возникновения противоречия между нормой внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, будет действовать международно-правовая норма.

К основным внутренним источникам права, регулирующим отношения по уплате таможенных платежей относятся: Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О таможенном тарифе» и другие нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Таможенным кодексом («Методические указания о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам»).

Существует огромное количество законодательных актов, обеспечивающих отношения таможенно-тарифного регулирования России на международном уровне. Можно привести некоторые из них: Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании»; Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №252-ФЗ «О ратификации Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» и т.д.

Нормативно - правовая база таможенно-тарифного регулирования в России имеет ряд особенностей, в частности:

- нестабильность и недостаточно высокий уровень систематизации;

- значительный удельный вес подзаконных актов, прежде всего издаваемых ФТС РФ (ранее ГТК РФ);

- должностные лица таможенных органов наделены значительными дискреционными полномочиями, реализуемыми ими по собственному усмотрению.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно - тарифного регулирования. Действующее законодательство устанавливает платный характер услуг по консультированию только в том случае, если текст соответствующего правового акта был опубликован. Если же правовой акт не был опубликован, взимание платы за консультирование не допускается.

Обеспечение их информацией о причинах принятого таможенными органами решения, его действия или бездействия и консультирование по вопросам таможенного законодательства представляют собой важную юридическую гарантию защиты лица, выступающего субъектом таможенных правоотношений, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.

Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.

2. Таможенные пошлины и налоги

2.1 Правовая природа таможенной пошлины

Определение таможенной пошлины дает Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 03.12.2008) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп. от 09.01.2009) в п. 1. ч. 1 ст. 5: «пошлина - таможенная пошлина, а также иные пошлины, предусмотренные настоящим Законом. При этом таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации».

Безусловное установление Законом «О таможенном тарифе» необходимости уплаты таможенной пошлины не согласовано с положениями ТК РФ: многие товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу не подлежат таможенному обложению Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб. - 2005. С. 34..

Ставка, согласно которой взимается таможенная пошлина, устанавливается таможенным тарифом.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 03.12.2008) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп. от 09.01.2009). П. 1. Ст. 2..

Статьей 3 Закона Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению ставок ввозных таможенных пошлин. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от каких-либо факторов, кроме случаев, предусмотренных самим Законом. С этим связано понятие так называемого режима наиболее благоприятствуемой нации или режима наибольшего благоприятствования (РНБ), название которого происходит от английского «the largest favour», и которое подразумевает по собой международно-правовой режим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам Юридическая Энциклопедия. Под. ред. Тихомирова М.Ю. М. - 2005. С.515..

Если товары происходят из стран, отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Законом «О таможенном тарифе».

Если товары происходят из стран, отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Законом «О таможенном тарифе», увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании положений Закона.

Если страна происхождения товаров не установлена, то применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, отношения с которыми предусматривают РНБ.

П. 4 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Например, 10% от таможенной стоимости товаров.

- специфические, которые начисляются в установленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Например, по 4 евро за каждый килограмм товара.

- комбинированные, которые сочетают оба предыдущих вида таможенного обложения. Например, 10% от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм либо 10% от таможенной стоимости товара и по 4 евро за каждый килограмм товара.

П. 1. ч. 1 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» определяется, что к таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

При необходимости оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в 1 календарном году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе товаров, указанных в пункте 4 статьи 3 Закона «О таможенном тарифе» (нефть и некоторые виды нефтепродуктов), не могут превышать указанные в статье размеры.

Помимо сезонных таможенных пошлин Законом также предусматривается наличие и особого вида таможенных пошлин, которые применяются в целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам. К особым пошлинам согл. ст. 7 Закона относятся:

1) специальная пошлина;

2) антидемпинговая пошлина;

3) компенсационная пошлина.

Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Также специальные пошлины могут быть применены как ответная мера на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы других государств или их союзов Жуковец В.Ю., Таможенное право в вопросах и ответах. М. - 2005. С 100-101..

Применение антидемпинговой пошлины обуславливается случаями ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ Бакаева О.Ю. Таможенное право: учебник. М. - 2005. С. 93..

Компенсационные пошлины подлежат применению в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации ФЗ от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 18.02.2006) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (принят ГД ФС РФ 18.11.2003). Ст. 18..

При этом в соответствии со ст. 11 Закона «О таможенном тарифе», применению особых таможенных пошлин предшествует расследование, проводимое специально уполномоченными государственными органами РФ, которые назначаются Правительством РФ. Согласно Постановления Правительства РФ от 27.08.2004 №443 (ред. от 31.07.2006) «Об утверждении положения о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» этим органом является Министерство экономического развития и торговли. Решения основываются на количественно определяемых данных. Ставки устанавливаются Правительством РФ по окончании расследования - для каждого конкретного случая. Однако расследование может быть прекращено на любом этапе без обязательного принятия решения и введения временных или окончательных пошлин.

Вопрос о юридической природе таможенной пошлины до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина - есть налог, а другие приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора.

Например, В.Г. Свинухов указывает на 3 основные функции таможенных пошлин как налога: фискальная, защитная и балансировочная Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. М. - 2004. С.36-40.. Н.В. Милюков выделяет у таможенных пошлин 4 признака, присущих налогам: обязательность, безвозмездность, индивидуальность и абстрактность Милюков Н.В. Таможенная пошлина. М. - 2004. С. 8-9.. Е.В. Романова также обращает внимание на налоговую природу таможенной пошлины и выделяет следующие ее характеристики:

- уплата таможенной пошлины носит обязательный характер;

- таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

- поступления таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога);

- обязанность уплаты пошлины обеспечивается государственно-властным принуждением Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб. - 2005. С. 36..

Ученые, относящие таможенную пошлину к сборам, аргументируют это следующим:

- в отличие от налога таможенная пошлина не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

- обязанность уплаты таможенной пошлины может быть делегирована иным заинтересованным лицам в порядке, предусмотренном ТК РФ, например, таможенному брокеру. Злобин И.Я., Мячин А.Н. Таможенное право. Курс лекций. СПб. - 2006. С.292

Таким образом, таможенная пошлина хоть прямо и не относится к налогам и этот вопрос остается спорным, можно видеть, что таможенная пошлина, безусловно, имеет налоговую природу и, как считают некоторые авторы, ее можно отнести к ряду косвенных налогов, взимаемых при проведении внешнеторговых операций. Но есть отличие - обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами, т.е. интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.

Как уже было сказано, есть случаи, когда уплата таможенных пошлин не являются необходимым условием для перемещения товаров через таможенную границу РФ. На это прямо указывает ст. 319, п. 2. Таможенного Кодекса РФ, согласно которой таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

- товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

- в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

- общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

- до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;

- товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты