Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля
p align="left">Региональный профиль риска - профиль риска, действующий в регионе деятельности одного РТУ.

Общероссийский профиль риска - профиль риска, действующий на всей таможенной территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ.

Профили рисков, выявляемых автоматически (автоматические профили рисков), - профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствами.

Профили рисков, выявляемых в автоматизированном режиме (автоматизированные профили рисков), - профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично, и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных индикаторов риска.

Неформализованные профили рисков - профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно, исходя из области риска.

Актуализация профиля риска - изменение области риска действующих профилей рисков, перечня мер по минимизации рисков, а также продление срока действия профилей рисков.

Степень риска - результат количественной оценки риска.

Шкала градации степени риска - интервальное распределение степени риска.

Количественная оценка риска - процесс присвоения значений вероятности риска.

Целевая методика выявления рисков - порядок проведения анализа информации с преимущественным использованием математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов.

Субъект ВЭД - лицо, указанное в таможенных, транспортных и коммерческих документах в качестве получателя, отправителя товаров, лица, ответственного за финансовое урегулирование, декларанта, принципала, перевозчика, таможенного брокера, владельца СВХ либо таможенного склада, или иное лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела. Приказ ФТС России от 11 января 2008 № 11

В функции ФТС России при применении СУР входит:

а) выработка методологии функционирования СУР;

б) организация информационного обмена с таможенными органами иностранных государств, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также с субъектами внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями);

в) создание информационной системы для выявления и управления рисками на различных уровнях таможенной службы путем:

- определения необходимого состава информации о деятельности таможенных органов, субъектов ВЭД, о товарах и транспортных средствах;

- упорядочения видов и форм электронных справочников нормативно-справочной информации (НСИ);

- унификации заполнения электронных форм таможенных документов;

- разработки специальных программных средств;

- модернизации (доработки) штатных программных средств, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле;

- установления новых либо изменения существующих регламентов передачи, сбора, обработки и хранения информации из таможенных органов и иных источников;

г) выработка методологии выявления рисков и управления ими, согласование целевых методик выявления рисков, разработанных РТУ и таможнями;

д) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, в том числе в разрезе регионов деятельности таможенных органов и субъектов ВЭД;

е) разработка общероссийских, региональных и зональных профилей рисков, в том числе срочных профилей рисков, а также обобщение, анализ и доведение до таможенных органов отдельных профилей рисков, проекты которых разработаны РТУ и таможнями;

ж) контроль исполнения таможенными органами общероссийских, региональных и зональных профилей рисков, анализ их эффективности, а по результатам анализа - их актуализация или отмена;

з) выработка предложений об изменении стратегии таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков, а также о совершенствовании технологий таможенного оформления и таможенного контроля;

и) разработка ориентировок, доведение их до таможенных органов, а также осуществление анализа их применения и актуальности;

к) организация на постоянной основе обучения должностных лиц РТУ и таможен методологии выявления рисков и управления ими.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

3.1 Создание и использование профиля риска как основного инструмента механизма минимизации рисков

Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении СУР, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков - это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации.

Важной составляющей эффективного применения механизмов минимизации рисков является нормативное закрепление его составляющих и утвержденная регламентация порядка его применения.

Основным инструментом механизма минимизации рисков при осуществлении должностными лицами таможенных органов ТО и ТК является профиль риска (ПР).

Профиль риска - это совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска п. 2. Концепции СУР в таможенной службе РФ.

В практическом плане профиль риска - это совокупность данных, содержащая формализованное описание области риска, индикаторов риска, указание о применении прямых мер по его минимизации и доводимая до таможенных органов в бумажном виде правовым актом ФТС России и в электронном виде.

В зависимости от региона применения ПР могут быть трех видов:

1. Общероссийский - действует на всей таможенной территории РФ.

2. Региональный - действует в регионе деятельности одного РТУ.

3. Зональный - действует в регионе деятельности одной таможни.

Решение об отнесении профиля риска одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида подписывает:

- общероссийский - руководитель ФТС России или лицо, им уполномоченное;

- региональный - заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.

- зональный - начальник ГУОТОиТК (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с ГУОТОиТК.

В зависимости от сроков действия ПР делятся на виды:

- краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);

- среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);

- долгосрочный (от 3 до 6 месяцев). http://www.customs.ru

Созданию профиля риска предшествует процесс составления и утверждения его проекта.

Информация, представленная в ПР условно делится на четыре раздела: «Общие сведения», «Область риска», «Прямые меры по минимизации рисков» и «Контактная информация»

1. Первый раздел «Общие сведения»:

а) регистрационный номер. Первым пунктом формирования профиля риска (первый подраздел) является присвоение ему регистрационного номера, который состоит из трех элементов:

- код территориальной сферы действия ПР (общероссийский, региональный, зональный) - две цифры;

- дата регистрации ПР в журнале регистрации проектов профилей рисков (ППР) - шесть цифр;

- порядковый номер ПР, присвоенный ему по журналу регистрации ППР,- пять цифр.

б) срок действия. Исходя из объективных обстоятельств выявления данного риска и цели создания профиля, определяется срок его действия. Графа «Вид ПР» содержит код срока действия ПР (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, постоянный) - две цифры;

2. Второй раздел «Область риска». В этом разделе содержится основная описательная часть данных о сфере применения должностными лицами таможенных органов данного ПР. В этом разделе содержится: характеристика и индикаторы риска. В разделе «Область риска» в поле наверху слева необходимо указать код критерия риска в соответствии с Классификатором типовых критериев отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска. Важно учитывать, что один ПР должен содержать только один критерий риска для целей построения базы данных ПР.

«Характеристика риска» - совокупность информации о данном риске - конкретизирует критерий риска с учетом показателей данного ПР.

«Индикаторы риска» (коды и наименования) и их значения - это показатели, при совпадении которых в рабочей ситуации «срабатывает» данный ПР. Таблица индикаторов должна содержат краткие наименования индикаторов. В качестве индикаторов могут выступать следующие показатели:

- код товара в соответствии с ТН ВЭД России;

- вес нетто товара в килограммах;

- количество в основных и дополнительных единицах измерения;

- статистическая стоимость за единицу товара;

- страна происхождения.

Конкретизировать данные показатели можно в поле «Примечание».

Ниже область риска содержит свои основные показатели:

- таможенные процедуры, при которых применяется ПР;

- субъекты ВЭД (наименования, ИНН, КПП, ОГРН/ОГРНИП, вид субъекта);

- дата и номер внешнеторгового контракта, если ПР действует в отношении товаров, перевозимых по данному внешнеторговому контракту;

- наименования и коды таможенных органов;

- наименования и коды таможенных режимов;

- наименования и коды видов транспортных средств

Поле «Исключения из действия ПР» подлежит заполнению, если такие исключения предусмотрены. К исключениям относятся товары с особыми характеристиками, субъекты ВЭД, таможенные органы, таможенные режимы, виды транспортных средств, в отношении которых данный ПР не применяется.

3. Третий раздел «Прямые меры по минимизации» определяет формы таможенного контроля, применяемые к товарам и внешнеторговым операциям, если все условия соответствуют данному ПР.

«Прямые меры по минимизации» - один из ключевых разделов во всем ПР, поскольку определяет тот перечень мер воздействия, которые будут применены. Данный раздел содержит две таблицы, которые относятся к применяемым мерам и таможенному досмотру соответственно. Первая таблица содержит описание и коды прямых мер, а также таможенные процедуры, при которых эти меры применяются. В соответствии с Классификатором прямые меры по минимизации рисков подразделяются на шесть видов: Приказ ФТС России от 11 января 2008 № 11

- формы таможенного контроля;

- использование средств идентификации товаров и транспортных средств;

- использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях;

- применение мер по обеспечению соблюдения законодательства при процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ);

- сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- иные меры по минимизации рисков.

К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:

- проверка документов и сведений;

- устный опрос;

- получение пояснений; таможенное наблюдение;

- таможенный осмотр товаров, транспортных средств, физических лиц и багажа;

- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

- личный досмотр;

- проверка маркировки товаров, специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

- осмотр помещений и территорий;

- таможенная ревизия в общей и специальной формах.

Иные меры по минимизации рисков включают:

- экспертизу товаров, транспортных средств и документов;

- принятие структурными подразделениями таможни решения по отдельным видам документального контроля;

- требование о предъявлении при декларировании товаров групп риска, для которых правовыми актами ФТС России установлены отдельные места декларирования, а также групп «риска» и «прикрытия», перечень которых доводится;

- проведение дополнительного таможенного контроля, в том числе до выпуска товаров, должностными лицами ОКТО (ООТОиТК) РТУ (таможни) при условии их прикомандирования к таможенному органу в месте декларирования товаров;

- направление требования о представлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;

- выгрузка товаров на СВХ;

- принятие решения о выдаче разрешения на ВТТ (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;

- указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;

- решение о выпуске принимает начальник таможенного поста;

- направление копий ГТД и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;

- проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТОиТК таможен).

Стоит отметить, что в целом все данные, содержащиеся в ПР, дублируются их кодовыми значениями, которые указаны в Классификаторах, соответствующих разделам ПР. Кодовые обозначения применяются для обработки информации ПР программными средствами ЭВМ, а также для занесения информации в базы данных ЕАИС ФТС России. Исключения составляют данные описания характеристики риска, которые индивидуальны для каждого ПР.

4. Четвертый раздел «Контактная информация».

Здесь в поле «Ответственные подразделения таможенных органов по контролю за действием ПР» указывается наименования соответствующих

подразделений, на которые возлагается осуществление контроля за применением прямых мер по минимизации рисков, утвержденных в ПР и актуализация ПР. заполняются данные о контактном лице, уполномоченном давать разъяснения по вопросам действия ПР и применения мер по минимизации рисков. Приказ ФТС России от 11 января 2008 № 11

3.2 Перспективы совершенствования таможенного контроля с применением СУР

СУР является одним из основных механизмов для решения задач, стоящих перед таможенной службой РФ, и должна способствовать выполнению контрольных показателей ее деятельности по основным составляющим экономических, фискальных, правоохранительных и инспекционных функций. Однако создание и внедрение СУР является комплексной задачей, которая затрагивает всю деятельность таможенной службы РФ и объединяет в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

В этих целях основными направлениями реализации СУР являются усиление аналитической и экспертной работы по выявлению рисков на всех уровнях таможенных органов как в стратегическом, так и в тактическом и оперативном направлениях, а также разработка целевых методик выявления рисков.

Ключевым составляющим совершенствования таможенного контроля является реализация принципа выборочности.

В перспективе развития технологий таможенного контроля стоит составление и введение в действие реестров, позволяющих контролировать деятельность в области таможенного дела. Данная информация будет содержаться в нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы (НСИ ЕАИС) ФТС России и использоваться должностными лицами таможенных органов в процессе ТО и ТК. Информация же, относящаяся исключительно к ведению правоохранительного блока ФТС России, будет содержаться в составе специализированных программных средств и использоваться исключительно по направлению деятельности.

Основными информационными источниками для должностных лиц при осуществлении таможенного контроля станут:

- центральный реестр субъектов ВЭД (ЦРСВЭД);

- реестр товаров;

- реестр таможенных органов.

Наиболее значимым среди вышеперечисленных реестров для должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, является ЦРСВЭД. Он был создан в целях совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления и реализации Концепции СУР.

ЦРСВЭД создан на основании информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), представляемой ФНС России, а также содержащейся в электронных справочниках ЕАИС ФТС России «Участник ВЭД», «Участники ВЭД, поставленные на учет в таможенных органах», в электронных копиях ГТД. Таким образом лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, а также лицам, осуществляющим перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, присвоены идентификационные таможенные номера (ИТН).

ЦРСВЭД на всех уровнях таможенной системы (ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты) содержит справочный, правоохранительный и аналитический разделы.

Состав информации на уровне ФТС России, РТУ и таможен идентичен. При этом на уровень таможенного поста и ОТО и ТК в составе НСИ доводится информация в сокращенном виде.

В зависимости от вида профилей рисков, результатов анализа, информации, содержащейся в ЦРСВЭД и иных факторов, состав информации может быть дополнен другими сведениями в соответствии с иными правовыми актами ФТС России.

Использование ЦРСВЭД при осуществлении таможенного контроля позволит должностным лицам обоснованно реализовывать принцип выборочности, так как информация, содержащаяся в реестре, облегчает и делает более аргументированным выбор объектов проверок. Повышая таким образом эффективность таможенного контроля, таможенная служба РФ приближается к достижению показателей, установленных в соответствии с целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка и внедрение СУР в ТО и ТК - длительный и кропотливый процесс, требующий разностороннего развития таможенной службы. Необходим также высокий уровень обеспечения (законодательного, методологического, организационного, информационного, технического, материального) на каждом из этапов внедрения СУР. Только при выполнении этих условий таможенная служба РФ сможет в установленные сроки достичь завершающего этапа внедрения СУР - создания Национального центра СУР.

Реализация этого этапа в свою очередь обеспечит таможенной службе РФ массу преимуществ при осуществлении таможенного оформления и контроля: сыграет решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечит информационный обмен, взаимную административную помощь и таможенно-торговое сотрудничество. Максимальная реализация таких критериев суть соблюдения международных рекомендаций ВТО.

Достижение показателей развития таможенной службы РФ в соответствии с Целевой программой трудноосуществимо без своевременного применения механизмов минимизации рисков при таможенном контроле. Процедуры, основанные на управлении рисками, способствуют осуществлению контроля таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить таможенное оформление.

При реализации подобного подхода прямые меры по минимизации рисков строятся на принципах промышленного конвейера: все подразделения, все уровни таможенной системы работают по созданию условий объективного принятия решения инспектором, осуществляющим таможенное оформление. Ключевой составляющей данного механизма является схема взаимодействия подразделений таможенной службы. Она состоит в следующем: функциональные и аналитические подразделения таможенных органов всех уровней, кроме таможенного поста, должны обеспечивать должностных лиц таможенных постов, где производится декларирование товаров, готовыми сценариями применении форм таможенного контроля конкретных партий товаров. Эффективность применения механизмов минимизации рисков зависит также от степени разработки научной базы, соответствия законодательной базы реальным условиям функционирования таможенных органов, технической и материальной возможности реализации основных принципов осуществления современного таможенного контроля.

Однако, исходя из результатов исследования, проведенного в данной работе, а также практики таможенных органов, существующие механизмы минимизации рисков не полностью отвечают требованиям обеспечения эффективного таможенного контроля. В этой связи целесообразно совершенствование механизмов минимизации рисков, по следующим направлениям: разработка и введение в действие условно формализованной базы профилей рисков, активное применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993;

2. Таможенный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ;

3. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации. Утверждена приказом ГТК России «1069 от 26 сентября 2003г.;

4. Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»;

5. Приказ ФТС России от 11 января 2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применения профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»;

6. Приказ ФТС России от 18 июня 2008 № 749 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 11 января 2008 года N 11»

7. Письмо ГТК РФ от 19 мая 2004 г. N 01-06/18051 «О перечне товаров группы «риска» и группы «прикрытия»

8. Шамахов В.А. Таможенный контроль: Учебник.- М.: Софт Издательство, 2008.;

9. Истомин С. И. Таможенное право России: Учебник. - М.: Софт Издательство, 2007.;

10. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право - Юристъ 2009 г.

11. Андриашин Х. А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право: Учебник.- М.: Магистр;

12. Драганов В.Г., Рассолов М.М. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: Юнити,2008.;

13. Халипов С. В. Таможенное право: Учебник.- М.: Юрайт- Издательство, 2009.;

14. Тимошенко И.В. Таможенное право: Справочник для студентов вузов.- М.: Дело, 2008.;

15. Внедрение СУР в процессы таможенного оформления и таможенного контроля // Материалы к заседанию коллегии России 21 октября 2004г. - М., 2004.

16. Правовая система «Консультант Плюс» 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок. Взаимодействие элементов СУР

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты