Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля
p align="left">- законность таможенного оформления и таможенного контроля;

- принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования; ст. 14 ТК РФ

- выборочность и достаточность таможенного контроля;

- использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля; ст. 358 ТК РФ

- возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля;

- использование методов анализа рисков для определения и степени проверки;

- выработка стратегии таможенного контроля федеральной таможенной службой;

- сотрудничество с таможенными органами иностранных государств;

- взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями; ст. 358 ТК РФ

- создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу п. 1 ст. 403 ТК РФ;

- недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля ст. 365 ТК РФ;

- безопасность применения технических средств таможенного контроля п. 1 ст. 388 ТК РФ.

Так, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Принцип выборочности означает, что нет необходимости проводить контроль в полном объеме, то есть проверку всех товаров. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации, согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками, а также применяется метод анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

В целях совершенствования таможенного контроля федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

Таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

1.3 Система управления рисками

Система управления рисками - это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений Концепция СУР в таможенной службе РФ:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Концепция СУР в таможенной службе РФ

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

Профиль риска является фактически доведенной до высокой степени конкретизации криминологической и криминалистической характеристикой правонарушения, совершенного или потенциального, включающей меры предотвращения и пресечения. В таком качестве профили риска обладают двумя существенными для практики таможенного дела свойствами.

Во-первых, они становятся информацией для служебного пользования.

Во-вторых, информация, служащая для конструирования профилей риска, может сопрягаться с информацией, используемой в оперативно-розыскной деятельности. При этом профили рисков используют все должностные лица, осуществляющие таможенный контроль, а оперативно-розыскную работу ведут только специализированные подразделения таможенных органов. Таким образом, процессуальное оформление профиля риска определяет законность и обоснованность его применения в целях таможенного контроля.

В системе таможенного контроля ТК РФ вводит базовую категорию риска. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения участниками таможенных правоотношений таможенного законодательства Российской Федерации п. 2 ст. 358 ТК РФ. На основе этой категории строится система управления рисками и методов анализа рисков.

Согласно абзацу 2пункта 2 статьи 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов, то есть представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. Под ресурсами таможенных органов следует понимать профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы.

2. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

2.1 Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

- сокращение времени таможенного оформления;

- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Основные задачи СУР Концепция СУР в таможенной службе РФ:

- создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

- разработка методик (программ) по выявлению рисков;

- определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

- оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

- определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

- разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

- разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

- контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

- оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

- накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

- принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

- принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

- принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования;

- принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

- принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности.

Это позволит таможенным органам:

- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

- оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

- ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

- сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

Элементы системы управления рисками Приложение 1 :

1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

2. Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

- таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

- объектов анализа;

- критериев и параметров, характеризующих риски;

- индикаторов риска;

- оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

- прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

- анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности.

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

Внедрение СУР предполагает следующие этапы Концепция СУР в таможенной службе РФ:

- анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления рисков;

- разработка соответствующей нормативной правовой базы ФТС России, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

- осуществление систематизации принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков;

- определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

- расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;

- внедрение анализа эффективности принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков;

- внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;

- создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.

2.2 Действия должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применения профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене

Все действия должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применения профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене расписаны в приказе ФТС России от 11 января 2008 № 11.

Данный приказ включает в себя:

- общие положения;

- порядок разработки проектов профилей рисков должностными лицами таможенных органов;

- порядок рассмотрения проектов профилей рисков и утверждения профилей рисков ФТС России;

- действия должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, при применении мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков;

- порядок актуализации и отмены профилей рисков на основании предложений структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен;

- порядок разработки, утверждения и направления в таможенные органы срочных профилей рисков ФТС России;

- порядок разработки, утверждения и направления в таможенные органы ориентировок ФТС России;

- действия должностных лиц таможенных органов при выявлении фактов некорректной работы специальных программных средств;

- заключительные положения. Приказ ФТС России от 11 января 2008 № 11

Понятия, используемые при реализации Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене:

Меры по минимизации рисков - комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.

Меры по минимизации рисков применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов при таможенном контроле как в соответствии с указаниями в профилях рисков, так и по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенного органа.

Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска.

Профиль риска содержит указания о применении мер по его минимизации.

Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили риска доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе.

Срочный профиль риска - профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров и (или) транспортным средствам до завершения таможенного оформления.

Ориентировка - информация о риске средней степени, для минимизации которого нецелесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации.

Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Ориентировки доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

Зональный профиль риска - профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты