Основные принципы и методы управления таможенным делом в России
p align="left">Достижение стратегических целей ФТС России будет обеспечено решением тактических задач, соответствующих сфере деятельности и функциям таможенных органов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стратегическая цель № 1 "Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов" достигается решением следующих тактических задач.

Задача 1.1. Сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей, в том числе за счет усиления контроля и оптимизации применения мер, предотвращающих возникновений такой задолженности.

Решение этой задачи предполагает организацию и проведение:

· контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей;

· контроля за эффективным функционированием централизованной системы учета и контроля поступления таможенных платежей в федеральный бюджет;

· работ по принудительному взысканию таможенных платежей, пени и штрафов в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;

· ведомственного контроля.

Показателями решения задачи 1.1 являются:

Сумма ликвидированной задолженности по уплате таможенных платежей и пени.

Доля задолженности, образовавшейся в результате неправомерного применения льгот (в том числе нецелевого использования), в общей сумме предоставленных льгот.

Доля задолженности, возникшей по гарантийным обязательствам, в общей сумме действующих гарантийных обязательств.

Задача 1.2. Усиление контроля за достоверностью декларирования товаров.

Решение этой задачи предполагает организацию и проведение:

· работ по обеспечению принятия таможенными органами объективных и обоснованных решений при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

· контроля таможенной стоимости товаров, путем проведения таможенных ревизий и проверочных мероприятий с применением иных форм таможенного контроля;

· контроля за оборотом подакцизных товаров;

· двусторонних консультативных встреч специалистов таможенных органов Российской Федерации и стран - контрагентов с целью сопоставления данных статистики внешней торговли.

Показателями решения задачи 1.2 являются:

Доля взысканных таможенных платежей, в результате корректировок таможенной стоимости товаров, в общей сумме доначисленных таможенных платежей по результатам корректировки таможенной стоимости товаров.

Расхождение между показателями импорта Российской Федерации из стран мира (по данным ФТС России) и экспорта стран мира в Российскую Федерацию (по данным Международного валютного фонда)

Задача 1.3. Повышение эффективности валютного контроля.

Решение этой задачи предполагает организацию и проведение:

· контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

· таможенного контроля за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней с участием контролеров Минфина России;

· контроля за поступлением выручки по экспортным операциям и обоснованностью платежей по импортным, связанным с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

Показателем решения задачи 1.3 является:

1.Выявленные нарушения валютного законодательства Российской Федерации в стоимостном выражении.

Задача 1.4. Совершенствование законодательства Российской Федерации, применение которого относится к компетенции таможенных органов и осуществление контроля его соблюдения. Повышение уровня законности принимаемых (совершаемых) таможенными органами решений действий, (бездействия) в сфере таможенного дела.

Решение этой задачи предполагает организацию и проведение:

· работ по подготовке нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

· мероприятий, направленных на сокращение доли принимаемых неправомерных решений, действий/бездействий должностных лиц в ходе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля за счет осуществления мер, направленных на улучшение работы по отстаиванию позиции таможенных органов в судах.

Показателем решения задачи 1.4 является:

1. Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием/опротестованием, в общем числе возбужденных дел по административным правонарушениям.

Основные показатели эффективности деятельности таможенных органов приведены ниже.

В 2007 году успешно решались задачи по повышению уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечению полноты и своевременности взимания таможенных платежей.

В федеральный бюджет перечислено более 3 трлн. рублей. Исполнение Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в части перечисления таможенных платежей составило 102 %. Для сбалансированного развития экономики Российской Федерации важным является и то, что в 2007 году перечислено таможенных платежей на 13 % больше, чем в 2006 году. Этому способствовало значительное перевыполнение заданий по сбору платежей по импорту, что достигнуто вследствие повышения эффективности таможенного администрирования.

Для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с международными стандартами необходимо опираться на такие формы и методы таможенного администрирования, как предварительное и электронное декларирование, внедрение системы управления рисками, использование упрощенных таможенных процедур, внедрение современных информационных технологий.

В 2007 году проделана значительная работа по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля. Основными результатами этой работы можно считать увеличение количества таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования, приобретение и введение в эксплуатацию инспекционно-досмотровых комплексов в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - АПП), а также разработку концепции таможенного контроля после выпуска товаров.

С учетом трехлетнего опыта применения системы управления рисками проделана большая работа по оптимизации базовых нормативных правовых документов, регламентирующих использование ее технологий. В итоге удалось сократить затраты времени на прохождение процедур таможенного контроля в АПП в среднем до 20 минут. При этом применение предварительного электронного декларирования позволяет довести затраты времени до 12-15 минут.

В 2007 году таможенными органами был предпринят ряд действенных мер по повышению эффективности контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Так, заключено Соглашение о взаимодействии Федеральной таможенной службы с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентами и товарным знакам. Вступил в силу Административный регламент, предусматривающий упрощение процедуры внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, а также расширение полномочий таможенных органов по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, имеющих признаки контрафактных.

Для создания условий, позволяющих повысить эффективность деятельности таможенных органов, проводилась планомерная работа по оптимизации их структуры с учетом интенсивности развития внешнеэкономической деятельности регионов. Подверглась изменениям и структура ФТС России.

Активизировалась работа по совершенствованию таможенного законодательства.

ФТС России подготовила поправки к ТК РФ и к КоАП России в части единой процедуры таможенного транзита, обязательного предварительного информирования, а также других актуальных вопросов. Ведется работа по разработке законопроекта о присоединении России к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Реализация этих проектов будет способствовать унификации таможенного законодательства Российской Федерации с международными стандартами, позволит сократить время прохождения таможенных процедур.

С начала 2007 года ФТС России успешно осуществила переход на использование новой формы грузовой таможенной декларации, унифицированной с единым административным документом, используемым в странах Европейского союза.

Унификация таможенных процедур и правил для обеспечения свободного перемещения товаров и транспортных средств по территории государств-участников интеграционных объединений стала одним из ведущих направлений деятельности таможенных органов по международному таможенному сотрудничеству.

Возобновил работу коллегиальный орган таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности - Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России.

Правоохранительная деятельность таможенных органов была направлена на выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, ограниченных для ввоза в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых из Российской Федерации запрещен.

В 2007 году таможенными органами организованы и успешно проведены мероприятия по пресечению контрабанды валютных ценностей, ювелирных изделий, вооружения, военной техники, продукции и технологий двойного назначения, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных материалов, радиоактивных веществ, объектов интеллектуальной собственности, предметов, представляющих культурную и историческую ценность, а также объектов дикой флоры и фауны, находящихся на грани исчезновения.

Активно развивалось взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами Российской Федерации, других государств, а также с международными организациями.

Реализовывалась аналитическая программа ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 - 2009 гг.".

Доля уголовных дел в части коррупции, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов, в общем количестве уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 83 %.

Результаты деятельности таможенных органов в 2007 году, свидетельствуют об успешном решении поставленных перед ними задач.

3.2 Управление таможенным делом в условиях мирового экономического кризиса

Приведенная выше оценка результатов деятельности таможенных органов свидетельствует о достаточно высокой эффективности основных принципов и методов управления таможенным делом. Однако следует заметить, что данные показатели были достигнуты в условиях роста экономики России и на фоне стабильной ситуации в мировой экономике.

2008 год внес определенные изменения
в такое положение вещей. Мировой экономический кризис в значительной степени повлиял на активность участников внешнеэкономической деятельности. Каким образом данная ситуация отразилась на таможенном деле?

В 2008 году в приходную часть бюджета было перечислено 4 694,5 миллиарда рублей, то есть более 50 процентов всех доходов администрируется ФТС России. Эта сумма составила 101,79 процента от установленного задания, и по сравнению с 2007 годом она больше на 44,27 процента или на 1 440,6 миллиарда рублей.

Прошедший год был очень важным и с точки зрения того, что в 2008 году таможенные органы приступили к реализации второго и заключительного этапа Концепции своего развития, позволяющего сформировать современную основу для обеспечения экономических интересов страны и создать благоприятные условия для внешней торговли. Подготовлен проект Стратегии развития ФТС России до 2020 года. Составной частью Стратегии станет Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе.

В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274 таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронного декларирования.

Большое внимание уделялось и становлению принципиально нового направления таможенного контроля - созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. Это направление будет и в 2009 году оставаться объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам

В режиме эксперимента на многостороннем автомобильном пункте пропуска Бурачки была реализована новая технологическая схема пропуска по принципу "одного окна". Новая технология, предусматривающая исключение дублирования функций и действий контрольных органов за счет минимизации времени проведения контроля, значительно увеличила пропускную способность пункта пропуска. По итогам эксперимента Государственная пограничная комиссия приняла решение о его распространении на другие МАПП, и в конце ноября новые правила контроля на границе были утверждены Правительством РФ.

Также в 2008 году использовалась еще одна передовая технология, а именно - предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы РФ. Большая работа проведена по реализации проекта по предварительному информированию с Комиссией Европейских сообществ (КЕС).

Правоохранительная деятельность таможенных органов характеризовалась в 2008 году высокими показателями обеспечения экономической безопасности государства, выявления правонарушений в таможенной сфере, блокирования устойчивых каналов контрабанды, уверенным пресечением попыток незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Приоритетным направлением явилось выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу леса и продуктов переработки древесины, продукции топливно-энергетического комплекса, морских биоресурсов, товаров народного потребления, произведенных в странах Юго-Восточной и Западной Азии, фальсифицированной и контрафактной продукции, объектов, представляющих культурную и историческую ценность.

По словам главы ФТС России, особое внимание в 2008 году уделялось реализации мероприятий ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)". В рамках федеральной адресной инвестиционной программы в прошлом году было выделено более 10 миллиардов рублей на проектирование и строительство 37 АПП и 11 стационарных ИДК, строительство и реконструкцию 28 служебно-производственных зданий, производственных баз и комплексов. Освоение выделенных финансовых средств составило 99,5 процента. Присутствовавший на заседании руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Дмитрий Безделов призвал таможенную службу к "синхронизированной работе над новой ФЦП, которая будет определять совместную деятельность до 2016 года".

Что касается задач ФТС России на 2009 год, то ее руководитель определил ряд направлений деятельности, на которых будут сосредоточены основные усилия. В их число входят, например: реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе; усиление контроля таможенной стоимости перемещенных товаров, в том числе с применением СУР, в целях борьбы с занижением таможенной стоимости; совершенствование законодательства в сфере таможенного дела, в том числе касающегося перемещения физическими лицами товаров для личного пользования; реализация решений Правительства РФ, Государственной пограничной комиссии, в том числе направленных на совершенствование системы пропуска в МАПП через госграницу РФ, включая внедрение технологий предварительного информирования; развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств; организация работы по таможенному оформлению и таможенному контролю на территориях ОЭС и другие.

По словам Андрея Бельянинова, в 2009 году предстоит большая работа, в том числе и по наполнению государственного бюджета в условиях, когда из-за экономического кризиса снижается товаропоток. Только за два месяца нынешнего года по некоторым товарным позициям его уменьшение составило от 23 до 45 процентов. В то же время, по его словам, "кризис дает нам передышку и возможность проанализировать свою работу, устранить недостатки". Не исключено, что в условиях экономического кризиса претерпит изменения в сторону уменьшения бюджет таможенных органов, однако, по словам Андрея Бельянинова, "это не коснется зарплат и социальной сферы" Таким образом, по результатам деятельности таможенных органов в 2008 - начале 2009 года можно прогнозировать корректировку плановых показателей эффективности деятельности таможенных органов в связи с экономическим кризисом. Однако также отмечаем, что в целом направления работы и цели не изменились, соответственно, основные методы и принципы управления таможенным делом также останутся неизменными, при этом, возможно, сместятся акценты в управлении отдельными элементами таможенного дела.

Итак, анализ показателей эффективности деятельности таможенных органов позволяет нам заключить, что поставленные перед таможенными органами цели в области таможенного дела достигаются, что свидетельствует об эффективности управления таможенным делом в России. Даже в условиях кризиса, который несомненно подтолкнет органы управления к поиску новых подходов в управлении таможенным делом, можем констатировать неизменность основных методов и принципов управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований мы выделили основные принципы управления:

1) научность;

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм (делегирование полномочий);

5) принцип обратной связи.

Также отметили, что в зависимости от объекта управления могут выделяться частные принципы управления.

Таможенное дело как объект управления представляет собой сложно организованный объект состоящий из ряда элементов, требующих дифференцированного подхода при применении принципов и методов управления. При этом один из элементов - таможенные органы - являются в свою очередь субъектом управления и играют решающую роль в управлении таможенным делом, поскольку являются непосредственно реализаторами мер таможенно-тарифного регулирования и применения запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Соответственно, мы рассматривали принципы и методы управления таможенным делом на примере именно таможенных органов.

Таким образом, частные принципы управления таможенным делом включают следующие:

· стандартизация и совершенствование таможенного законодательства

· прозрачность и предсказуемость.

· минимальное вмешательство.

· ориентация на потребителя.

· сотрудничество и партнерство.

· сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

В качестве основных методов управления таможенным делом мы выделили следующие:

1. организационно-распорядительные (административные) (например, регламентирование - Положение о ФТС)

2. экономические (например, метод материального стимулирования должностных лиц на основе оценки результатов их деятельности)

3. социально-психологические (например мотивирование, социальный статус должностных лиц таможенных органов как госслужащих).

Положительная оценка показателей эффективности деятельности таможенных органов позволяет нам заключить, что поставленные перед таможенными органами цели в области таможенного дела достигаются, что свидетельствует об эффективности управления таможенным делом в России. Даже в условиях кризиса, который несомненно подтолкнет органы управления к поиску новых подходов в управлении таможенным делом, можем констатировать неизменность основных методов и принципов управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. №61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

2. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. №5003-I (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

3. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации "О концепции развития таможенных органов Российской Федерации" от 14.12.2005г. №2225-р(с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

5. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. - М.: Юристь, 2003г.

6. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.- практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2004г.

7. Большой экономический словарь. Под ред. А.И. Азрикяна. - М.: 1994г., с. 415-416.

8. Брацун Г.П., Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов под ред. Н.М.Блинова. - М.: "РИОРТА",1996г., с. 70 -77.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1995г.

10. Веснин В.Р. Основы менеджмента - М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 1999г.

11. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2004г.

12. Дзюбенко П.В. Таможенная политика России: проблемы защиты интересов отечественной экономики (концептуальный подход). - М.: 1995г., с. 24.

13. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 1 (VI - начало XX вв.). - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004г.

14. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Н. Козырина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004г.

15. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2004г.

16. Кормаков Г.А. Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела/ "Правосудие в Поволжье", №4, июль-август 2007г.

17. Краткий таможенный словарь. - М.: 1994г., с. 182.

18. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента - М., 1992г.

19. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004г.

20. Молчанова О.В., Коган М.В. таможенное дело. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

21. Правоохранительные органы: учебник для ВУЗов / под ред. Э.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

22. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004г.

23. Сандровский К.К. Международное таможенное право: учеб. 3-е изд., стер. - Киев: Знания, 2002г.

24. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учеб. - М.: Экономистъ, 2005г.

25. Таможенное дело. Словарь-справочник. - СПб.: 1994г., с. 155.

26. Таможенное право: учебник для ВУЗов / под общ. ред. Андриашина Х.А. - М.: "Юстицинформ", 2006г.

27. Таможенное право. Учебник для ВУЗов / Отв. редактор проф. Б.Н.Габричидзе. - М.: 1995г., с. 3-5.

28. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Приоритет, 2003г.

29. Учебное пособие для подготовки специалистов по таможенному оформлению/Д.А. Кириллова, Д.В. Михайлов, Р.Я. Супян. СПб.: Европейский дом, 2003г.

30. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. - М.: Зерцало-М, 2003г.

Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2003г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты