Основные принципы и методы управления таможенным делом в России
p align="left">Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование - это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенным и органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования. Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме. Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения - их заместители и руководители функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий. В России правом подписи приказов пользуются и заместители руководителя в пределах своих полномочий.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов. Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Основными такими правовыми нормами являются: ТК РФ, Закон "О службе в таможенных органах РФ", Положение о ФТС России, положения о других таможенных органах РФ и ряд других. Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его. Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты. Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и мотивирования. Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения. Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы. Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.

Таким образом, рассмотрев процесс управления таможенным делом, мы можем заключить, что выделенные в первой главе основные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле. Также, помимо общих принципов управления, мы отметили частные, характерные для таможенного дела.

2.3 Проблемы реализации принципов и методов управления

Концепцией развития таможенных органов определены следующие проблемы, стоящие перед таможенным делом на сегодняшний день:

· недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. острыми проблемами в работе таможенных органов российской федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

· не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий.

· не развита система информирования таможенных органов российской федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

· таможенные органы российской федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории российской федерации (контроль на основе методов аудита).

· недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-разыскной, деятельности таможенных органов российской федерации.

· остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов российской федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.

· не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов российской федерации, особенно специалистов в области управления и контроля.

· оплата труда должностных лиц таможенных органов российской федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

· остается высоким уровень коррупции в таможенных органах российской федерации.

Таким образом, мы видим, что проблемы, возникающие при управлении таможенным делом, проистекают из 2 основных источников: особенностей объекта управления и его исторического развития.

К особенностям объекта управления мы отнесли его сферу - государственное управление - и его структуру - множество составляющих элементов, объединенных сложной системой взаимосвязей.

Область государственного управления предъявляет свои требования при реализации принципов и, особенно, методов управления. Так, явно превалируют административные методы, применение экономических методов управления в таможенных органах строго ограничено рамками законодательства о государственной службе, бюджетом, при реализации социально-психологических методов недопустимо применение неформальных методов.

Кроме того, как уже отмечалось, государственное управление исключает заинтересованность субъекта управления в результатах деятельности объекта управления, так как субъект управления не является собственником объекта. Данное обстоятельство приводит к инертности системы и трудностям с оценкой ее эффективности.

Сложная организация таможенного дела диктует необходимость создания громоздкой системы управления. Это обстоятельство в сочетании с принципом системности и комплексности требует учета большого количества факторов при выработке управленческих решений и разработки обширных комплексов мер.

Наряду с этим, данная особенность объекта управления определяет необходимость дифференцированно подходить к реализации того или иного принципа и метода управления в отношении каждого из элементов объекта управления.

Рассматривая исторический аспект в управлении таможенным делом, необходимо отметить, что не смотря на многовековую историю развития таможенного дела в России, фактически после распада СССР таможенную систему пришлось отстраивать с нуля. Такое положение привело к тому, что по целому ряду моментов Россия отстает в области таможенного дела от своих зарубежных партнеров. Так, значительное отставание наблюдается в применении методов на основе информационных технологий.

Одной из основных проблем управления таможенным делом, на которой основывается сама сущность управления, это оценка результатов управления, соотнесение их с затратами и, соответственно, определение эффективности реализации тех или иных мер.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем заключить, что особенности таможенного дела, как объекта управления, порождают ряд проблем, в частности, связанных с реализацией принципов и методов управления таможенным делом.

Таким образом, рассматривая исторический путь развития таможенной системы в России, мы можем отметить, что основные принципы и методы управления таможенным делом начали применяться в том или ином виде на различных этапах, но преимущественно до советского периода.

Изучив процесс управления таможенным делом, мы можем заключить, что выделенные в первой главе основные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле сегодня. Также, помимо общих принципов управления, мы выделили частные, характерные для таможенного дела.

Кроме того, мы отметили, что особенности таможенного дела, как объекта управления, порождают ряд проблем, в частности, связанных с реализацией принципов и методов управления таможенным делом.

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

3.1 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом

Как уже отмечалось выше, ключевую роль в оценке эффективности деятельности любой системы играют поставленные перед ней цели, т.к. представляют собой конкретное состояние отдельных характеристик системы, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Соответственно, ниже мы рассмотрим стоящие перед ФТС России задачи и критерии их достижения.

Деятельность ФТС России, в рамках установленных полномочий, также направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач. Стратегические цели и тактические задачи ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Стратегическая цель № 1.

Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

Актуальность цели определяется тем, что от обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при одновременном повышении уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и таможенного администрирования в части правильности исчисления таможенных платежей, своевременности и полноты их взимания, принятия необходимых мер по сокращению задолженности по их уплате зависит стабильное исполнение доходной части федерального бюджета. Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Степень достижения первой стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями:

· доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами;

· исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей;

· доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

Стратегическая цель №2.

Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Актуальность цели определяется тем, что оптимизация таможенных процедур, повышение их прозрачности, расширение практики информирования и консультирования участников ВЭД, а также развитие таможенной инфраструктуры и увеличение пропускной способности, технической оснащенности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации способствует созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления таможенных услуг юридическим и физическим лицам, как участникам внешнеэкономической деятельности, и оказывает влияние на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения.

Степень достижения второй стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями.

· время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования.

· время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

· доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объёме государственных услуг и функций ФТС России.

· доля участников внешнеэкономической деятельности, в целом положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных.

Стратегическая цель №3.

Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.

Актуальность цели определяется необходимостью участия таможенных органов в обеспечении интересов экономической безопасности государства. В условиях существующей степени криминализации внешнеэкономической деятельности, сложной оперативной и криминогенной обстановки в приграничных регионах такое явление, как контрабанда, представляет не только значительную угрозу интересам экономической безопасности, но и создает предпосылки для деятельности международной преступности, в том числе связанной с международным терроризмом, наркобизнесом.

Степень достижения третьей стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями:

· доля ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, в отношении которых таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в общем количестве ввезенных товаров.

· доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Ниже приведено обоснование взаимосвязи стратегических целей ФТС России и целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Таблица 1 Соответствие целей ФТС России целям социально-экономического развития Российской Федерации

Наименование целей ФТС России

Наименование целей социально-экономического развития Российской Федерации

Обоснование взаимосвязи стратегических целей ФТС России и целей социально-экономического развития государства

1

2

3

Цель 1.

Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации,

3.1Обеспечение макроэкономической стабильности

От уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, от полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, зависит стабильное исполнение доходной части федерального бюджета. Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального

обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов

бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности, в том числе, путем пополнения резервных фондов и иных инструментов воздействия на экономику.

3.2Повышение конкурентоспособности российских предприятий

Стабильное исполнение доходной части федерального бюджета позволит государству создавать и использовать финансовые механизмы повышения конкурентоспособности российских предприятий, как за счет создания условий для их инновационного развития, так и за счет использования мер протекционистской таможенно-тарифной политики.

3.10Развитие международного экономического сотрудничества

Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства создаст более благоприятные условия развития международной торговли, что будет способствовать эффективному решению задач развития международного экономического сотрудничества.

Цель 2.

Повышение качества предоставления услуг таможенными органами,

1.3 Удовлетворение потребностей граждан в образовании

Проводя подготовку специалистов в таможенной сфере, ФТС России способствует удовлетворению потребности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в повышении уровня их образования и компетентности в таможенной сфере.

сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем

Кроме того, повышение уровня качества предоставляемых услуг требует постоянного совершенствования профессиональной подготовки кадрового состава ФТС России. Предоставляя возможность должностным лицам совершенствовать профессиональную подготовку, ФТС России способствует удовлетворению их потребностей в образовании и повышении квалификации.

1.5Повышение обеспеченности населения услугами

ФТС России в соответствии с законодательством Российской Федерации (в числе своих полномочий) предоставляет государственные услуги, оказывающие существенное влияние на лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность. От качества предоставляемых услуг зависит повышение уровня обеспеченности населения услугами.

1.8Обеспечение личной безопасности и реализации прав и свобод граждан

ФТС России в соответствии с законодательством Российской Федерации (в числе своих полномочий) исполняет государственные функции, непосредственно затрагивающие конституционные права и свободы лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность. От качества предоставления услуг таможенными органами, от сокращения издержек

участников ВЭД, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем зависит уровень обеспечения и реализации прав и свобод граждан в экономической сфере.

3.3 Развитие научно-технического потенциала

Проведение и внедрение результатов научно исследовательских работ, экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля, способствует развитию научно-технического потенциала таможенных органов и позволяет оказывать услуги на более качественном уровне.

Цель 3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за

2.3Обеспечение безопасности общества и государства от угроз терроризма

В условиях активизации террористических проявлений, особенно международного характера, выявление и перекрытие каналов нелегальных поставок оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных средств диверсий приобретает особую актуальность в деле обеспечения безопасности общества и государства. Кроме того, в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, выявляя и пресекая контрабанду, ФТС России непосредственно способствует снижению рисков и возможного ущерба

границу Российской Федерации запрещен

от террористических угроз.

2.5Обеспечение политических интересов России и укрепление международного сотрудничества в области безопасности

Деятельность ФТС России по борьбе с международной организованной преступностью, терроризмом на каналах международных сообщений содействует развитию сотрудничества с другими странами в области безопасности, что отвечает политическим интересам России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты