Основные законы регулирования внешнеэкономической деятельности РФ

Основные законы регулирования внешнеэкономической деятельности РФ

2

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование ВЭД

2. Механизм государственного регулирования ВЭД

2.1. Методы государственного регулирования ВЭД

2.2. Субъекты ВЭД

2.3. Регламентирование ВЭД

3. Таможенная политика

3.1. Содержание таможенной политики

3.2. Реализация государственной таможенной политики

3.3. Государственное программирование ВЭД

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Россия очень давно вступила в международные экономические отношения. Однако, в зависимости от господствующей в стране социально-политической и экономической системы, роль различных субъектов общества в участии и управлении внешнеэкономической деятельностью менялась. Сегодня в России значение открытости и интеграции в мировое хозяйство бесконечно возрастает.

Материальной формой внешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

В связи с желанием российских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства за проведением внешнеторговых операций в России сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов.

1. Государственное регулирование ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного регулирования ВЭД - это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые, часто противоречивые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.

Государственное регулирование ВЭД - это продолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особой форме; это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально-государственными интересами, целями, задачами Андрейчук, Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов; Российская таможенная академия; Владивосток-ский филиал. - Владивосток: ВФ РТА, 2006. - С.34 ISBN 5-9590-0059-8.

Функции государственного регулирования ВЭД:

1) системообразующие:

* разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;

* формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;

* формирование порядока осуществления ВЭД;

2) системоутверждающие:

* структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;

* рост уровня и качества жизни;

3) системовоспроизводящие:

* достижение устойчивого экономического развития;

* обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;

* упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.

Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста; социальная - в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная - в интеграции в мировую экономику как полноправного члена.

Механизм государственного регулирования ВЭД - совокупность правовых, финансово-экономических и организационно-управленческих форм, методов и инструментов, с помощью которых государство стимулирует, координирует и регламентирует деятельность субъектов в сфере внешнеэкономических связей соответственно целям и задачам.

Причины, которые обусловливают регулирование ВЭД:

· интенсификация международных экономических связей и необходимость интеграции в мировую экономику;

· потребность использования преимуществ международного разделения труда и возможностей мирового рынка;

· ускорение рыночного реформированиястраны для повышения эффективности национальной экономики.

Цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации Андрейчук, Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов; Российская таможенная академия; Владивосток-ский филиал. - Владивосток: ВФ РТА, 2006. - С.36 ISBN 5-9590-0059-8:

- формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

- стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внеш-неэкономических сделок по приоритетным направлениям;

- обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;

- координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;

- совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;

- регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;

- обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;

- регулирование платежного баланса страны;

- формирование благоприятного имиджа страны, ее регионов и фирм.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

· единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

· единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

· перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

· четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

· обеспечение равенства всех участников ВЭД.

2. Механизм государственного регулирования ВЭД

Специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

Сам механизм государственного регулирования ВЭД может быть структурирован следующим образом (см. рис.1) «Структура механизма ВЭД» http://leasingworld.ru [электронный носитель]:

Рис. 1. Механизм государственного регулирования ВЭД

Механизм целеобразования представляет собой совокупность принципов и нормативов, предопределяющих состав и величину целевых параметров по всей совокупности интересов - общегосударственного, корпоративных, частных (см. табл. 1). Призван определить, на что направлено государственное воздействие, каков должен быть результат.

Экономический механизм образует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭД и представлен системой экономических отношений, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных, индивидуальных целей и интересов.

Механизм управления представляет собой направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы. Таким образом, в механизм управления ВЭД включены государственные органы власти, нормативные правовые основы и инструменты воздействия.

Таблица 1. Цели и интересы участников ВЭД по уровням

Уровень целеобразования

Цели и интересы

Общегосударственный

Политическая и социальная стабильность Обеспечение устойчивого развития экономики страны

Региональный

Эффективное функционирование систем жизнеобеспечения населения Наполнение бюджета Социальная защита населения Экологическая безопасность Комплексное развитие региона

Корпоративный

Обеспечение эффективного развития Максимизация прибыли

Индивидуально-частный

Стабильный доход семьи

Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на макро-, мезо- и микроуровнях регулирования (см. приложение А) «Структура механизма ВЭД» http://leasingworld.ru [электронный носитель].

2.1. Методы государственного регулирования ВЭД

К методам государственного регулирования ВЭД относятся административно-правовые и экономические методы Андрейчук, Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов; Российская таможенная академия; Владивосток-ский филиал. - Владивосток: ВФ РТА, 2006. - С.36 ISBN 5-9590-0059-8.

Административно-правовые методы включают:

- законодательное обеспечение ВЭД (принятие законов, разработка процедур и установление норм);

- контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;

- принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и др.);

- выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим методам относятся:

- воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

- осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ;

- перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

В современном мире провозглашен приоритет экономических средств регулирования Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебник / под ред. проф. Е.П. Пузаковой, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономистъ, 2008. - С. 147 ISBN: 5-98118-102-8. В то же время в условиях переходной экономики России содержание мер государственного регулирования ВЭД должно определяться прагматическим путем в контексте макроэкономической и микроэкономической стратегии развития народного хозяйства с учетом его реальной структуры. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования. Российская экономика все еще переживает сложный переходный период она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал воз-можных средств государственного регулирования ВЭД.

В качестве инструментов регулирования ВЭД правительства используют таможенный тариф, нетарифные ограничения, кредитные средства форсирования экспорта, налоговые льготы и субсидии.

Объектами государственного регулирования ВЭД являются ее участники (физические и юридические лица) в сферах:

- внешняя торговля;

- международное движение капитала;

- международные валютные и кредитные отношения;

- научно-технический и культурный обмен;

- международное перемещение рабочей силы;

- туризм.

2.2. Субъекты ВЭД

Субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности представлены федеральными и региональными органами управления. На федеральном уровне это Президент Российской Федерации, Законодательное собрание, Правительство, Центральный Банк, Министерство экономического развития и торговли, независимые организации (национальные союзы и ассоциации) и др. На региональном уровне это администрации субъектов Федерации и их структурные подразделения.

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями «Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности» http://globbusiness.ru [электронный носитель]:

осуществлять общее руководство государственной внешнеэконо-мической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

регулировать военно-техническое сотрудничество;

определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, рас-щепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и ко-миссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслу-шивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет следующие функции «Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности» http://globbusiness.ru [электронный носитель]:

проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осу-ществляет разработку соответствующих программ;

участвует в организации и проведении международных перегово-ров;

участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

регулирует величины ставок таможенного тарифа;

принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

* разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов
Президента РФ.

Специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; учас-тие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импорт-ных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координа-ция действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД;

совер-шенствование институциональной организационной структуры управ-ления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);

оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнкту-ры;

участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэко-номической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД;

формирование еди-ной информационной системы, выпуск соответствующих специаль-ных изданий;

консультирование участников ВЭД; содействие про-ведению выставок, ярмарок, презентаций);

создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов;

участие в деятель-ности соответствующих международных организаций;

борьба про-тив дискриминации российских экспортеров, обеспечение равно-правной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);

руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппа-ратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппа-ратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

В систему МВЭС входят:

1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финан-совый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).

Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнетор-говую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая под-готовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для рабо-ты в международных экономических организациях.

Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный инсти-тут (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйст-венных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные рабо-ты, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). Объединение информационного обеспечения и автоматизирован-ной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным под-рядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспе-чивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, вне-дрении автоматизированной системы валютного и экспортного контро-ля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального ап-парата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты