Международный туризм и таможенный контроль в Республике Беларусь
ри выезде из Республики Беларусь, также независимо от вида транспорта, таможенный контроль предшествует пограничному контролю, который завершает все виды контроля Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 1, п. 2.. Однако при определённых обстоятельствах порядок проведения всех видов контроля может изменяться по согласованию контролирующих органов.

Использование водного вида транспорта среди туристов не пользуется большой популярностью. Однако для полноты рассмотрения данного вопроса следует упомянуть все возможные, даже самые маловероятные, способы путешествия. Не следует также забывать и о том, что Республика Беларусь это страна рек и озёр.

Таможенный контроль на водном транспорте осуществляется в следующем порядке. При въезде моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается выдачей разрешения на ввоз товаров.

При выезде моментом начала и окончания таможенного контроля считается фактическое перемещение через таможенную границу.

Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями пограничной службы, с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля Основы таможенного дела / По общ. ред. В.Г.Драганова. - М., 1998..

Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных речных портов.

Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов речного флота и погранвойск.

Досмотр вещей пассажиров производится в присутствии владельцев непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, в специально оборудованных досмотровых залах комплекса пассажирского речного вокзала или в досмотровых комнатах на проходных порта.

Железнодорожным видом транспорта пользуются, как правило, туристы, путешествующие индивидуально. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках осуществляется таможенными органами в следующих местах:

на пограничных железнодорожных станциях;

на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;

на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией.

Таможенное оформление физических лиц (туристов) осуществляется; непосредственно в вагонах пассажирского поезда; на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля.

В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу с учетом местных условий руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. - М.: Технология, 1998..

При путешествии на далёкие расстояния или из-за невозможности путешествия на наземных видах транспорта туристами используется авиатранспорт. Таможенный контроль за международными авиационными перевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя: контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении;

контроль товаров, перемещаемых пассажирами в багаже;

контроль воздушных судов;

контроль территории аэропортов.

Таможенный контроль на линиях международного пассажирского авиасообщения и таможенное оформление товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже авиапассажиров, в пассажирских комплексах аэропортов осуществляется в специально отведенных для таможенного оформления местах.

В залах вылета аэропортов линия таможенного контроля традиционно располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпаний.

При вылете пассажир сначала проходит таможенное оформление, затем регистрирует свой вылет и оформляет перевозку сопровождаемого багажа, после чего осуществляется паспортный контроль и, наконец, вся процедура завершается так называемым спецконтролем, т.е. проверкой на отсутствие в ручной клади, одежде и на теле пассажира оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов.

В залах прилета таможенный контроль завершает все виды формальностей. Линия таможенного контроля является последней перед выходом пассажира в зал для встречающих. Прибывшие пассажиры по окончании паспортного контроля получают свой багаж и следуют на линию таможенного контроля.

Зоной таможенного контроля является вся территория аэродрома и международного аэровокзального комплекса, включая места стоянки воздушных судов и площадки технической подготовки и проведения регламентных работ.

Сами воздушные суда также являются объектами таможенного оформления и контроля как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.).

Самым распространённым видом транспорта в туристской среде является автотранспорт. Это связано с его невысокой ценой и относительной быстротой перемещения, однако он является наименее комфортабельным и наиболее опасным Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. - М.: Технология, 1998.

. С точки зрения же таможенных органов, этот вид транспорта является наиболее удобным для проведения таможенного контроля по причине своей массовости. Примером может служит совместное постановлении Государственного таможенного комитета, Государственного пограничного комитета и Министерства спорта и туризма об организации пропуска групп туристов, которое посвящено именно перевозкам с использованием автотранспорта. В отличие, например, от авиатранспорта, для которого установленного законодательством порядка не существует и таможенный контроль осуществляется с использованием общих правил, применяемых в отношении физических лиц.

Таможенный контроль за автомобильными перевозками можно разделить на два вида (имеются в виду случаи перемещения туристов с использованием туристских автобусов или личного автотранспорта):

таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих пассажиров;

таможенный контроль товаров, перевозимые туристами в сопровождаемом багаже.

Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах пропуска, в пути следования и в пунктах назначения.

Товары, перемещаемые в ручной клади и багаже, могут оформляться и контролироваться: непосредственно при нахождении на транспортном средстве; с выгрузкой на перрон; в таможенных залах автопереходов.

Таможенные залы автопереходов оборудуются в зданиях автопереходов для производства углубленного пограничного и таможенного оформления и контроля лиц, следующих через государственную границу, и перемещаемых этими лицами товаров Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. - М.: Технология, 1998..

Должностными лицами таможен осуществляется учет транспортных средств, за исключением транспортных средств, пропускаемых через пункты пропуска, оборудованные технологической системой "красного" и "зеленого" каналов, а также пункты пропуска, включенные в перечень, и товаров, сведения о которых регистрируются в письменном или электронном виде в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 2, п. 6..

Учет лиц, транспортных средств и товаров должностными лицами таможни и пограничной службы может осуществляться с использованием интегрированной автоматизированной системы пункта пропуска, объединяющей автоматизированные системы таможенных органов, пограничной службы и иных контрольных органов. Данная система является инновационной в практике таможенных органов при осуществлении ими контроля. Использование этой системы позволяет многократно увеличить пропускную способность пунктов таможенного и других видов контроля.

Прохождение лицами, транспортными средствами таможенного контроля в автодорожных пунктах пропуска фиксируется путем проставления должностными лицами таможенных органов оттисков печатей (штампов) в пассажирских таможенных декларациях, иных документах, необходимых для таможенных целей, и в контрольном талоне Образец контрольного талона содержится в Приложении 3..

Контрольный талон выдается на каждое транспортное средство или лицо, пропускаемое через границу Республики Беларусь, при въезде в автодорожный пункт пропуска и изымается при выезде. Он предназначен для контроля за проведением таможенного и других видов контроля в автодорожных пунктах пропуска путем проставления должностными лицами контрольных органов в нем отметок с обязательным указанием времени начала и окончания проведения такого контроля.

В качестве меры, содействующей ускорению таможенного контроля туристов, может служить норма, которая предписывает, что должностные лица таможенных органов, осуществляющие деятельность в пунктах пропуска, должны принимать все необходимые меры по ускорению пропуска лиц, товаров и транспортных средств и исключению их необоснованной задержки в пунктах пропуска Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 2, п. 16..

Также установлены и временные рамки для осуществления контроля для каждого вида транспорта в отдельности:

· автобусов с пассажирами - 30 минут;

· легковых автомобилей с пассажирами -15 минут;

· пассажирских железнодорожных транспортных средств в соответствии с графиком движения поезда в зависимости от составности поезда и его маршрута следования - 15 - 40 минут.

При необходимости допускается превышение установленного времени, для проведения проверки лица, транспортного средства и перевозимых товаров. При этом автомобильное транспортное средство должно размещаться в специально установленном месте.

Основанием для выпуска лиц, товаров и транспортных средств за пределы территории автодорожного пункта пропуска является наличие в контрольном талоне отметок о прохождении таможенного и других видах контроля.

Существуют также особенности осуществления таможенного контроля с использованием технологической системы «зелёного» и «красного» каналов, которая может быть применена по отношению к туристам Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2006 г. N 507 «О совершенствовании контроля за пересечением физическими лицами Государственной границы Республики Беларусь, а также перемещением товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности»..

Порядок обозначения и обустройства "красного" и "зеленого" каналов в конкретном пункте пропуска определяется начальником таможни по согласованию с начальником соединения пограничной службы Республики Беларусь в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 августа 2007 г. № 93 «О пунктах таможенного оформления» (в ред. от 13.03.08).

В случае высадки пассажиров из автобуса контроль в отношении лиц и перемещаемых ими товаров производится в помещениях с использованием технологической системы "красного" и "зеленого" каналов при наличии таких каналов в пункте пропуска.

Контроль за правомерностью перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей и транспортных средств при прохождении по "зеленому" каналу носит выборочный характер (выбор объектов и (или) форм и способов их контроля) и осуществляется должностными таможенных органов Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 3, п. 31, 32..

Если хотя бы одно из следующих в транспортном средстве лиц перемещает товары, которые подлежат перемещению по "красному" каналу, данное лицо обязано сообщить водителю транспортного средства о необходимости следования в "красный" канал. Если после получения водителем такой информации транспортное средство следует в "зеленый" канал, лицо, перемещающее товары, которые подлежат перемещению по "красному" каналу, обязано сообщить должностным лицам таможни до момента выезда из "зеленого" канала о необходимости направления транспортного средства в "красный" канал.

Основанием для выпуска лиц, товаров и транспортных средств за пределы пункта пропуска, осуществивших перемещение через "зеленый" канал, является наличие в контрольном талоне отметки о прохождении всех видов контроля.

Следует отметить, что существует ряд особенностей таможенного контроля в отношении туристов из государств - участников Союзного государства. Для осуществления контроля граждан государств - участников Союзного государства в международных пунктах пропуска могут использоваться отдельные направления. Эти направления обозначаются специальными знаками для граждан государств - участников Союзного государства (граждан Республики Беларусь и Российской Федерации)".

Перечень международных пунктов пропуска, в которых осуществляется контроль граждан государств - участников Союзного государства на отдельных направлениях, определяется Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

II. Международный туризм.

1. Туристские формальности.

Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. В международном туризме выделяют две его формы -- въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором -- о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой. Следует отметить, что и в стране отправления, и в стране назначения турист и его багаж являются объектами таможенного контроля Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с. С. 17..

Пересечение государственной границы для туристов связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с. С. 18..

Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля -- введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Необходимость заполнения таможенных деклараций и проведение таможенных досмотров также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок Маринин М. М., Сенин В. С., Хорошилов А. В. Туристские формальности: Учеб. пособие. - М.: 1995.

.

Национальные туристские администрации и многие международные организации включили упрощение формальностей в перечень главных своих задач. Одной из первых к этой проблеме обратилась Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая еще в 1944 г. на Чикагской конференции предложила унифицировать заграничные паспорта. Позднее, в 50--90-е годы, вопросы пограничного, таможенного, медицинского контроля нашли отражение в важнейших документах Совета таможенного сотрудничества (СТС), Международной морской организации, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и др.

ВТО, придавая особое значение упрощению туристских фор-мальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части:

* паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформления заграничных паспортов; введение разумного сбора; установление срока действия паспорта не менее пяти лет с неограниченным числом поездок; хранение заграничного паспорта у владельца без права его конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с по-мощью компьютерных систем;

* визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трех месяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов, с использованием любого вида транспор-та; взаимное признание визы рядом государств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление единого консульского сбора независимо от гражданства туриста;

* валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере, указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации потенциальным посетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размещение соответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране;

* таможенных формальностей: обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при въезде/выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость по отдельным видам товаров и определенному их количеству; включение некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в структуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров, вместо прямого сбора валюты с посетителей;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты