Гендерная обусловленность социального интеллекта
p align="left">Социальный интеллект - многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:

1. Коммуникативно-личностный потенциал - комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные качества, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это - основной стержень социального интеллекта.

2. Характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.

3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, людей и движущих ими мотивов.

4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность или истощаемость.

Еще один элемент социального интеллекта - социальная компетентность. Понятие социальная компетентность - составная часть длительной исследовательской традиции, связанной с изучением социального интеллекта. Успех личности в процессе социализации и профессионального становления определяется не только академическими знаниями, но и рядом способностей, таких, как компетентность, умение полноценно общаться, решать практические проблемы, адаптироваться к условиям существования, т.е. эффективно справляться с повседневными задачами. Так же компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:

- освоение психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;

- анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения

актуальных психологических проблем;

- овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и др.), и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;

- выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

В работах отечественных и зарубежных ученых рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социальная компетентность и др. Основным критерием компетентности является партнерская позиция в общении или позиция «на равных».

Так, Т. Гордон в коммуникативную компетентность включал различные виды умений:

- умение оказать и принимать знаки внимания;

- реагирование на справедливую критику;

- реагирование на несправедливую критику;

- реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы;

- умение обратиться к другому человеку с просьбой;

- умение ответить отказом на чужую просьбу;

- умение самому оказать сочувствие, поддержку;

- умение принять сочувствие, поддержку;

- умение вступить в контакт;

- реагирование на попытку другого вступить в контакт;

- умение просить и принимать помощь;

- реагирование на собственный успех и неуспех.

Ю.Н. Емельянов определял коммуникативную компетентность как способность к эффективному общению. Не противоречит этому определению и формулировка, данная Л.А. Петровской. Под коммуникативной компетентностью она понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Аналогичное определение предлагает Л.Д. Столяренко.

«Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия» (Столяренко). М.А. Холодная считает, что интеллектуальная компетентность это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности. По мнению автора, знания компетентного человека должны отвечать следующим требованиям:

- разнообразие (множество различных знаний о разном);

- артикулированность (элементы знания чётко выделены, при этом все они находятся в определённых взаимосвязях между собой);

- гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных.

Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию. Говоря о пути повышения коммуникативной компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.

Важным аспектом представляется то, что социальный интеллект и коммуникативная компетентность являются составляющими компонентами в разрешении проблемы самореализации личности как неотъемлемой части ее интеллектуального преобразования. В то же время, сегодня недостаточно исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на установление взаимосвязи между социальным интеллектом и уровнем развития коммуникативной компетентности личности и, в частности, у специалистов, выбравших профессию, требующую для ее эффективного выполнения определенного уровня развития названных свойств.

Для социально компетентного человека характерны способности:

? принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

? забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

? представлять, как следует достигать цели самым эффективным образом;

? правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

? анализировать социальные структуры и учреждения, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

? представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств, себя вести, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

? отдавать себе отчет в том, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

В ходе определения социального интеллекта нами был установлен факт ведущей роли коммуникации в его структуре. Как видно большая часть определений в качестве основного имеет элемент коммуникации. Существует очень тесная взаимосвязь между коммуникацией и эмоциями: и если эмоции могут быть вызваны не только взаимодействием с другими людьми, то коммуникация неразрывно связана с эмоциональными переживаниями. Эмоции являются важнейшей характеристикой коммуникации и сопровождают любой коммуникативный акт. Это могут быть и радость, и грусть, и отвращение, и удивление, и в то же время они могут тесно переплетаться в одном коммуникативном акте либо в отношении одного и того же собеседника.

Некоторые авторы не разграничивают эмоциональный и социальный интеллект, некоторые считают их смежными, существуют различные воззрения на данный вопрос. Однако, очевидно даже на примере коммуникации степень коммуникативного и эмоционального интеллектуальных компонентов фактически не разграничима.

Способность адекватно выражать эмоции - залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.

Российский психолог Д.В. Люсин в своей трактовке эмоциональный интеллект представляет как «...способности к пониманию своих и чужих эмоции и управлению ими». При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта -внутриличностный и межличностный. Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, включает три элемента:

* когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

* представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

* особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.) Способность адекватно выражать эмоции -- залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.(11)

Д.В.Ушакова утверждает, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта.

Также можно выделить два фактора социального интеллекта:

Первый -- это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.

Второй -- социально-когнитивная гибкость. Здесь речь идет о способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.

Характеризуя концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы, описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:

1. Когнитивные:

* социальные знания -- знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

* социальная память -- память на имена, лица;

* социальная интуиция --оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

* социальное прогнозирование -- формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2. Эмоциональные:

* социальная выразительность -- эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

* сопереживание -- способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

* способность к саморегуляции -- умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

* социальное восприятие --умение слушать собеседника, понимание юмора;

* социальное взаимодействие -- способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия -- коллективному творчеству;

* социальная адаптация --умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

Таким образом, из приведенного выше, следует подтверждение о неоднозначности данного понятия. Однако это также не является показателем абсолютной поляризации взглядов указанных авторов. Напротив, из вышесказанного следует, что социальный интеллект - это многослойное явление. Поэтому при изучении социального интеллекта необходимо учитывать как самооценку человека (отсюда уверенность- неуверенность в себе при общении, а это также влияет на ее эффективность), так и его коммуникативно- эмпатические способности (человек является адекватным, интересным собеседником и от того, способен ли чувствовать ситуацию, принимать во внимание как свои , так и чужие интересы).

Как подтверждение этому служат исследования Е.С.Михайловой, которая характеризует индивида с высоким «социальным интеллектом» таким образом: «Лица с высоким социальным интеллектом способны извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Люди с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны: контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность.

Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе».

Ученые выделяют следующие функции социального интеллекта: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлксивно-коррекционную.

Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации.

Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.

Полученная информация находит отражение в проявлении оценочных суждений о возможности ее использования, о реальных уровнях достижения результатов. В целом включается в процесс самопознания, позволяющий человеку, понять самого себя, свою сущность. Включение в этот процесс позволяет проявить себя в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности. В зависимости от своих интеллектуальных возможностей и сложившихся социальных условий приобретает опыт приобретения целей. Таким образом, реализация этой функции позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая ученика в процесс целеполагания (оценочный аспект). Однако, эта функция не позволяет определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.

Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и в свою очередь быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. Н.И. Чуприкова отмечает, что общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю; наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения.

Очевидна взаимосвязь познавательно-оценочной функции социального интеллекта и коммуникативно-ценностной функции. Система ценностей не может рассматриваться как результат оценочного познания. Цель приобретает смысловое значение в определении средств ее достижения при реализации коммуникативно-ценностной функции.

Коммуникация позволяет получить достоверную информацию о социальной среде и осуществить обратную связь в форме ценностных представлений о ней. Ценностный компонент рассматриваемой нами функции позволяет установить отношение к окружающей действительности, что предполагает активность в определении им позиции к происходящему в социальной среде.

С коммуникативно-ценностной функцией тесно связана рефлексивно-коррекционнаяфункция социального интеллекта, которая находит с одной стороны свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности.

Рефлексия обеспечивает связь с социальной средой. Она проявляется, в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом». В.Д. Шадриков интеллект рассматривает как компонент духовных способностей вместе с духовностью. В связи с этим эта функция позволяет не просто оценивать окружающую действительность, но сопоставлять ее духовными компонентами человека и корректировать взаимодействие с социальной средой, определяющее внутренние изменения личности.

Коррекционный аспект функции социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношении с социальной средой, так как социальный интеллект оказывает направляющее действие на творчество, затрагивает смысловые образовательные процессы.

Корректирующая роль социального проявляется не только в области мыслительных процессов, но опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности.

Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков. Проблема заключается в том, кого хотят видеть окружающие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты