Гендерная обусловленность социального интеллекта

Гендерная обусловленность социального интеллекта

Содержание

Введение

Глава 1.Социальный интеллект в контексте гендера

1.1 Состояние проблемы социального интеллекта в современной науке

1.2 Психологическая характеристика социального интеллекта, обусловленного гендером

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерной обусловленности социального интеллекта в межличностном взаимодействии

2.1 Исследование гендерной обусловленности социального интеллекта в межличностном взаимодействии

Заключение

Литература

Введение

Актуальность исследования проводимого в данной работе заключается в следующем. В современном урбанистическом обществе можно наблюдать огромное количество информации, на казалось бы, все интересующие темы. В распоряжении людей огромный спектр информации, это и СМИ, и многочисленные журналы, и огромное количество сайтов в интернете, обучающие программы, курсы и тренинги, и многое другое. Однако, вечной остается проблема межполового взаимодействия в сфере общения между полами. Проходят века, многими философами и теоретиками разных стран мира в разные времена были предприняты попытки объяснения, описания, систематизации взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Между тем, вопросов по данной теме у современного человека все больше, чего только стоят современные феминистические и профеминистические сообщества, все более конфликтующие друг с другом. Вопрос о гармоничном сосуществовании полярных начал существовал всегда, а в последнее время для общества и каждого конкретного его гражданина все больше актуален.

Непосредственная актуальность настоящего исследования определяется необходимостью в получении знаний о механизмах успешного социального взаимодействия людей. Сегодня наблюдается противоречие между необходимостью обладания современной личностью высоким уровнем развития интеллекта и психологической культуры и часто встречающимися трудностями в понимании отношений между людьми, социальной ситуации, в адаптации к обществу. В частности, понимание процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая умственная способность - социальный интеллект, где эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Социальный интеллект является относительно новым понятием в психологии. В его развитие внесли свой вклад такие зарубежные психологи, как Г. Айзенк, Г. Гарднер, Дж.Гилфорд, Г. Оллпорт, М. Салливен, Р. Стернберг, Э. Торндайк, Т.Х ант и другие. Набольший вклад в развитие изучения социального интеллекта был сделан такими учеными как Д. Гилфордом, впервые сосдавшим тест измеряющий уровень социального интеллекта и создавшим факторно-аналитическую модель интеллекта, где особое внимание уделялось социальному. Г. Айзенк так же выделял социальнй интеллект от общего интеллекта, создав трехкомпонентную схему взаимовключающих видов интеллекта. Торндайк ввел понятие социального интеллекта и рассматривал его с точки зрения бихевиоризма, давая более объемное понимание данной категории. Среди отечественных ученых следует выделить Н.А. Аминова, М.И. Бобневу, Е. С. Михайлову, Ю.Н. Емельянова, Н.А. Кудрявцеву, В.Н. Куницыну, М.В.Молоканова, Л.И. Уманского, А.Л. Южанинову, Д.В. Ушакова, и другие ученые. Д.В. Ушаков в своей книге «Социальный интеллект как вид интеллекта» дал разноплановую характеристику социального интеллекта и сформировал структурно-динамическую теорию социального интеллекта. Автор Е. С. Михайлова приводит обзор всех теорий социального интеллекта, описывает методы вербальной и невербальной диагностики социального интеллекта и приводит свежие нормативные значения по тесту Гилфорда. М.И. Бобнева рассматривает подчеркивала большую роль процесса социализации индивида в формировании социального интеллекта. Ю.Н. Емельянова изучала роль влияния культуры и социальной среды на повышение социального интеллекта, отчасти считая этот фактор основным. Работы перечисленных ученых и лягут в основу данной работы. Интересно, что при развитии данной темы, социального интеллекта, различными учеными были выдвинуты и сформированы разносторонние компоненты и определения этому психическому процессу, описанные с различных позиций. Основополагающим теоретико-эксперементальным материалом в развития данной проблемы стали конечно же труды зарубежных авторов. Однако, справедливости ради, важно отметить так же и фундаментальный вклад отечественных ученых.

В данном исследовании мы опирались на не противоречащие, а взаимодополняющие теоретические положения, имеющиеся в психологии, по имеющейся теме разработанные на данный момент. В частности для объемного рассмотрения имеющейся темы были проанализированы труды таких авторов как: В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша «Межличностное общение»; Д. Майерс «Социальная психология», Д.В.Ушаков «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования», Е.С.Михайлова «Социальный интеллект», И.Кон «Мужчина в меняющемся мире», Р.Г. Петрова «Гендорология и феминология», В.И. Козырев «Социальный интеллект как фактор управления организацией», Бендас «Гендерная психология».

Исследователями было установлено, что социальный интеллект принимает непосредственное участие в регуляции социального поведения, выступает как средство познания социальной действительности, объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей), обеспечивает интерпретацию информации, понимание и прогнозирование поступков и действий людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским), показывает, как человек взаимодействует с внешним миром, как он решает и преодолевает каждодневные проблемы, в том числе - и при общении с окружающими. Современной наукой выявлено влияние социального интеллекта на успешность в профессиональной деятельности и на самореализацию человека в целом.

В качестве объекта исследования - социальный интеллект в межличностном взаимодействии.

Предмет исследования - гендерная обусловленность социального интеллекта в межличностном взаимодействии

Целью настоящего исследования является изучение социального интеллекта в межличностном взаимодействии и выявление его гендерной обусловленности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать уже имеющийся теоретический и методологический материал по гендорологии и социальному интеллекту.

2. Выявить особенности и характер гендерных различий индивидов.

3. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование гендерных различий в межличностном взаимодействии индивидов.

Гипотезой исследования предлагается определение равноценности уровня социального интеллекта женщин и мужчин

Теоретико-методологической основой исследования исследовательской работы послужили теории социального интеллекта - Айзенка об общей концепции интеллекта, факторно-аналитическая теория Гифорда, деятельностный подход Емеьянова, структурно-динамической теории Ушакова, информационный подход к изучению интеллекта Айзенка.

В качестве методов исследования используется тестирование и наблюдение.

База эмпирического исследования: 30 человек, разделенных на 2 группы по гендерному признаку по 15 человек в каждой группе. Испытуемые были выбраны в случайном порядке, в основном работающие в сфере торговли. Возраст испытуемых колебался от 18 до 50 лет.

Из вышеизложенного вполне логично заключить, что тема социального интеллекта стала центром внимания достаточно внушительного количества ученых и если обратить внимание на периодизацию развития данной проблемы в работах ученых, интерес к ней все возрастает. Различные ученые, как уже было сказано, выделили различные компоненты социального интеллекта и коммуникативный, и адаптационный к социальной среде, и профессиональный и многие другие составляющие успешного межличностного взаимодействия. Актуальность данной темы возрастает с увеличением социальных требований к индивиду.

ГЛАВА 1. Социальный интеллект в контексте гендера

1.1 Состояние проблемы социального интеллекта в современной науке

Для объемного рассмотрения темы данной работы, как уже сказано выше, необходим ее анализ в работах различных авторов в разное время изучавших эту тему. Для понимания разности социального интеллекта мужчин и женщин целесообразно его разностороннее рассмотрение в общем.

Проблема исследования интеллекта традиционна как для зарубежной, так и для отечественной психологии, но на сегодняшний день психологическая сущность и природа интеллекта изучена недостаточно, и представления об интеллекте остаются противоречивыми. В этой связи представляется важным систематизировать исследования интеллекта в психологии.

Ещё до выделения психологии в самостоятельную науку учёные-философы и естествоиспытатели рассматривали такие характеристики индивидов, которые можно назвать интеллектуальными. Ими обсуждались такие проблемы, относящиеся к интеллекту, как происхождение и эволюция разума (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Т. Браун, Дж. Миль), его связь с сенсорными процессами и чувствами (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Гартли), роль разума в жизни человека (Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон), возможности разума в познании окружающей жизни и себя (Аристотель, Эпикур, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Были выдвинуты гипотезы относительно закономерностей функционирования мышления (Т. Браун, Гартли, Дж. Локк), рассматривались вопросы о сущности и характере интеллектуальной активности (Аристотель, Платон, Т. Гоббс).

На начальном этапе исследования интеллект отождествлялся с психофизиологическими функциями, подчёркивался врождённый (органический) характер интеллектуальных различий между людьми.

Созданная в 1905 году по указанию французского министра просвещения комиссия, сформулировала задачу разработать объективные критерии для выявления отстающих в познавательном развитии детей и не способных обучаться в обычных школах. Этот год стал переломным в изучении интеллекта. А. Бине и Т. Симон создали серию из 30 заданий (тестов) для измерения уровня умственного развития ребёнка. С этого момента началось формирование тестологической парадигмы в исследовании интеллекта

Одно из определений интеллекта звучит, как способность осмысленно преобразовывать, воспроизводить, использовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами. Интеллект объединяет все способности человека: восприятие, память, мышление и многие другие. Каким образом соотносится общий интеллект с социальным интеллектом, что собой представляет, какова его гендерная обусловленность- вот основные вопросы, на которые мы попробуем ответить в данном параграфе.

Согласно Линде Готтфредсон, интеллект -- это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

Еще в начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ).

Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна). Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека.

Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект -- это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у homo sapiens выделило его и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации.

Согласно Валерии Прайд, интеллект человека определяет настоящую и будущую динамику эволюционного развития человека как вида.

Что же касается социального интеллекта индивида, то различные авторы дают множество различных определений социального интеллекта. В обобщенном определении это психическое явление означает способность правильно понимать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Термин социальный интеллект был введен в психологию в 1920 году Э.Торндайком. Однако, в связи со сложностью его диагностирования проблема не утратила своей актуальности. Э.Торндайк определял «социальный интеллект» как способность понимать других и мудро, адекватно вести себя по отношению к ним. Работы Э.Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения. В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям. В его работе «Интеллект животных», написанной в 1898 году Э. Торндайк утверждает, что понятие об интеллекте не должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как это считалось прежде. После введения в психологию этого понятия социальный интеллект получил широкое распространение среди зарубежных (Г. Айзенк, Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Оллпорт, Р. Стернберг и др.) и отечественных психологов( Ю.Н. Емельянов, Н.А. Кудрявцева, М.И. Бобнева, Е.С. Михайлова- Алешина, О.Б. Чеснокова, Г.П. Геранюшкина, Н.А.Кудрявцева и др.).

Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Г. Оллпорт в 1937 году связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Структурно социальный интеллект рассматривается как многокомпонентное образование, хотя разные авторы в составе социального интеллекта выделяют неодинаковые компоненты.

В. Штерн давал определение интеллекта как некоторую общую способность к новым жизненным условиям. Приспособительный акт - решение жизненной задачи с помощью интеллекта - осуществляется посредством действия с мысленным (ментальным) эквивалентом объекта, посредством действия в уме при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез, осуществляется во «внутреннем плане действия». В данном случае «критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней».

В работе Н.А. Кудрявцевой социальный интеллект понимается как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия, а важным компонентом социального интеллекта является самооценка человека.

В ходе развития этого понятия возникла необходимость в применении и привлечении нового диагностического материала для исследования социального интеллекта, ведь расширение рамок измерений социального интеллекта даст возможность иначе взглянуть на этот сложный и многомерный феномен. На этом этапе развития данной темы этой методикой стала проективная методика. Применение же проекции к исследованию личности осуществил Л. Франк в 1939 году. Проективные методики позволяют заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования. Л.Франком была разработана первая классификация проективных методик: конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, рефрактивные, экспрессивные, импрессивные, аддитивные. Исходя из данной классификации, наиболее близкое по отношению к нашей теме имеют значение рефрактивные проективные методики, где скрытые мотивы личности исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк. Однако, как и у других более или менее значимых теорий эта тоже не была обделена вниманием критиков. Одним из их аргументов было то, что данный метод должен быть дополнен в исследовании личности дополнительным исследовательским материалом, так как в одиночку не способен дать полноценный результат.

В последующем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению Б.Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Г.Ю. Айзенк -разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, - это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не материальны, они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций.

В 60-е годы другой ученый - Дж. Гилфорд, - создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Он рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта, и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Согласно его концепции, социальный интеллект - есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты