Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
p align="left">Анкетирование проводится для достижения не одной, а нескольких целей. Важности целей могут быть различными. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Во избежание этого были сформулированы все цели и увязаны в единую систему. В противном случае был риск недоучесть возможные ограничения, пропустить важные вопросы и, в конечном счете, получить не совсем то, что хотелось бы изначально. Анкетирование в целом может рассматриваться как решение некоторой задачи. Выбор средств достижения целей фактически является этапом постановки задачи исследования. Исходя из сформулированных целей и возможностей, разработана форма представления исходных данных (анкета) и выбраны методы, которые могли бы быть применены для решения этой задачи. Для повышения степени достоверности получаемых ответов и обеспечения последующей обработки при разработке анкеты был соблюден ряд простых, но очень важных правил. Анкета содержит небольшое число вопросов, чтобы время опроса не превышало пределов времени, в течение которого опрашиваемый в состоянии сосредоточиться на одной теме и заниматься одним видом деятельности. Формулировка вопросов предельно простая, конкретная и ясная. Варианты ответов покрывают все возможные трактовки и допускают ранжирование по степени наличия или отсутствия некоторого свойства, ассоциируемого с данным вопросом. Из числа первоначально подготовленного списка вопросов устранены те, на которые невозможно получить достоверных ответов. Из списка вопросов убраны такие, на которые все опрашиваемые будут давать один и тот же ответ, независимо от того, положительный он либо отрицательный. Такие вопросы неинформативны, по крайней мере, на выбранном множестве анкетируемых. Вопросы, ответы которые не удается ранжировать, обычно являются комплексными и их желательно разбить на отдельные подвопросы, предполагающие утвердительный или отрицательный ответ, либо допускающие ранжирование, что и было сделано. Абдрахимова, Н.Д., Яр-Мухамедов, И.Г.Компьютерные методы обработки результатов анкетирования / Н.Д. Абдрахимова, И.Г. Яр-Мухамедов // ИИМОП КНУ Анкета включает в себя вопросы, объемлющие разные интересующие стороны проблемы. Причем поставлены вопросы как о характеристиках самого явления (его сущности, количественных и качественных сторонах), так и об отношении к нему анкетируемых. Таким образом, создается большой объем информации, дающий возможность увидеть иногда самые тонкие грани проблемы и отношения к ней аудитории. Правильное построение вопросов анкеты позволяет надеяться на получение достаточно полных ответов, содержащих достоверную информацию.

При составлении анкеты исключительно важно помнить о том, что опрашиваемый даст ответы только в том случае, когда будет уверен, что у авторов ее достаточно серьезные намерения. Чтобы убедить в этом читателя, в анкету включен небольшой раздел -- вступление (обращение составителя к опрашиваемому), содержание которого определили вопросы анкеты как имеющие важное значение для решения вопроса данного социологического исследования. Во вступлении сообщается о намерении ее составителя, объясняются задачи, ради которых проводится анкетирование, указывается, кому адресована анкета, какие данные хотят получить с ее помощью.

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех его этапах. Структурными компонентами плана социологического исследования выступили его этапы. Все они сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый определяют порядок составления программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка-интервью и другое). Второй блок фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических выводах исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария. Третий охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет. Последний блок включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.

В ходе проектирования исследования помимо разработки программы и плана его осуществления подготовлены также вспомогательные документы, которые оформлены в виде инструкции анкетеру (интервьюеру), проводящему опрос. Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2000. - 64 с. Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, тип опроса, форма и характер вступительной беседы, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.

Таким образом, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, а то есть, продумана его общая логика, разработаны методические документы для сбора информации, сформирована исследовательская группа. Социологическое исследование готово для его проведения тогда, когда весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к нему научными требованиями.

2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности

Анализ результатов проводился исходя из общего количества опрошенных респондентов - 28 специалистов по социальной работе, а также, с целью сравнения, результаты были рассмотрены отдельно по группе опрошенных специалистов, имеющих специальное образование, состоящей из 12 человек, и отдельно по группе специалистов, имеющих иные специальности, количество которых составило 16 человек.

Причиной выбора профессиональной деятельности в качестве специалиста по социальной работе в основном послужило получение соответствующего образования (36% всех опрошенных), но данное обстоятельство касается главным образом специалистов, получивших специальное образование «социальная работа»; опрос данной категории специалистов показал, что 75% трудоустроилось именно по вышеназванной причине. Вариант ответа «так сложились личные обстоятельства» выбрали в основном специалисты по социальной работе, имеющие дипломы по иной специальности, их процент составил 38. Таким образом, можно сказать, что выпускники по специальности «социальная работа» чаще устраиваются на работу в социальные службы целенаправленно, тогда как специалисты, не имеющие специального образования, устраиваются на работу в качестве специалистов по социальной работе только в случае невозможности начать трудовую деятельность по образованию в дипломе.

Основные функции специалистов, на основе результатов опроса, следующие: социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное консультирование, выполнять которые должен профессионально подготовленный специалист, владеющий определенными навыками и знаниями в данных областях. Полученные результаты исследования (таблица 2) показали, что основными они являются как для специалистов, имеющих специальное образование, так и для специалистов, не имеющих его, и также они выполняются специалистами независимо от имеющегося у них образования. На вопрос анкеты соответствия выполняемой работы должностной инструкции половина опрашиваемых выбрала вариант ответа «часто выходит за рамки должностной инструкции». Количество ответов среди специалистов со специальным образованием составило 58%, среди специалистов с иным образованием - 44%.

При возникновении затруднений в работе большинство (64%) опрошенных специалистов обращается за помощью к коллегам своего учреждения, хотя в группе специалистов со специальным образованием основная их часть (67%) ищет помощи у сотрудников органов социальной защиты. Группа же специалистов иных специальностей в основном обращающаяся за помощью именно к своим более опытным коллегам составляет 81%. Это означает, что специалисты по социальной работе, имеющие образование по специальности, имеют необходимый набор знаний и подготовлены к работе в своем учреждении, и обращаются за консультациями уже исключительно к работникам вышестоящих организаций.

Уверенность специалистов с социальным образованием в том, что они могут работать более эффективно, очевидна, так как уверено в этом 100% специалистов данной группы, в группе работников иных специальностей сомнение в своей возможности более эффективной работы вызвало только у одного специалиста, остальная же часть (94%) также отметила, что готова работать более эффективно.

Значительной помехой в работе для 36% опрошенных специалистов по социальной работе послужил недостаток профессиональных знаний, данная помеха также является основной в группе (56%) специалистов иных специальностей, тогда как для 42% специалистов с профильным образованием в основном в работе мешает чрезмерная загруженность. Откуда можно заключить, что профессиональных знаний у специалистов, получивших образование по специальности «социальная работа», для более эффективного выполнения возложенных на них должностных обязанностей, достаточно.

Источниками информации, необходимой при выполнении профессиональных обязанностей, для специалистов в основном выступают методические материалы Агентства Республики Коми по социальному развитию, территориальных органов социальной защиты, данные источники используют 71% опрошенных специалистов. Основным он является также в двух исследованных группах специалистов.

Непосредственная профессиональная деятельность группы специалистов, имеющих профильное образование, судя по ответам 42% опрошенных в равных степенях определяется непосредственным начальником и свободно меняет содержание по необходимости. В группе специалистов по социальной работе, не имеющих специального образования, профессиональная деятельность в основном жестко регламентирована нормативными документами, данный вариант ответа выбрало 44% респондентов этой группы. Сложившееся положение показывает, что специалисты по социальной работе со специальным образованием имеют возможность выполнять те обязанности, которые выходят за рамки их должностной инструкции, так как они владеют основами практически во всех областях, связанных с обществом, группами, индивидами.

Клиентами специалистов по социальной работе в основном являются семьи (43%), пожилые люди (36%), все категории населения, находящиеся в трудной жизненной ситуации (29%), 7% выбрали вариант ответа «непосредственно с клиентами не работаю». Большинство (86%) специалистов по социальной работе в основном работают по пятидневной рабочей неделе и по нормированному рабочему дню.

На вопрос: «Достаточно ли Вам для выполнения непосредственных обязанностей имеющихся у Вас профессиональных знаний?» - большинство (61%) респондентов выбрало вариант ответа «да, в какой-то мере», на втором месте - вариант «нет» (25%), и, в последнюю очередь, - вариант «да, полностью» (14%). В разрезе групп ситуация иная. В группе профессионалов - «достаточно, в какой-то мере» также составило большинство (67%), такая же ситуация и в группе специалистов без специального образования (56%), однако среди оставшихся двух ответов расхождение: «да, полностью» - на втором месте у профессионалов (25%), а специалисты иных специальностей выбрали во вторую очередь вариант ответа «нет» - 37%. То есть, специалисты по социальной работе с профильным образованием более подготовлены к профессиональному выполнению непосредственных обязанностей, так как имеют для этого достаточный арсенал знаний.

Большинство респондентов (82%) указывают на то, что в их работе возникают проблемы, с которыми они не справляются из-за недостаточной компетенции, о чем говорит выбор варианта ответа «да, невозможно все предусмотреть». В группе профессионалов данный вариант ответа также основной для 67% опрошенных, но и не малочисленно количество (25%) выбранного варианта ответа «нет, я хорошо выполняю свою работу», в группе специалистов иных специальностей вариант «да, но редко, невозможно все предусмотреть» выбрало 94% респондентов, на вариант «нет, никогда» пришлось всего 6% ответов.

Причинами возникновения проблем из-за недостаточной компетенции 32% специалистов называют в большей степени недостаточность жизненного и профессионального опыта, 21% отметили «недостаточность теоретической подготовки», «недостаточное владение технологиями работы», «усталость от перегрузок». Однако при анализе результатов в группах ситуация следующая: основной причиной возникновения проблем при выполнении своих профессиональных обязанностей из-за недостаточной компетенции среди специалистов со специальным образованием 42% респондентов отмечают «усталость от перегрузок», 17% - «недостаточное владение технологиями работы», 8% - «недостаточность жизненного и профессионального опыта»; из числа специалистов, не имеющих специального образования, половина опрошенных отмечает значительной причиной возникновения проблем «недостаточность жизненного и профессионального опыта», а также не менее значимыми причинами для 37% респондентов являются «недостаточность теоретической подготовки», для 25% - «недостаточное владение технологиями работы», незначительная часть (6%) респондентов данной группы указывает на вариант ответа «усталость от перегрузок». Что опять же доказывает лучшую подготовленность специалистов с профильным образованием к трудовой деятельности.

Мнение респондентов на вопрос: «Каким должно быть образование у специалиста по социальной работе с такими функциональными обязанностями, как у Вас?», следующее: как минимум среднее профессиональное образование важно для 54%, для 25% - обязательно высшее, 18% считают, что можно работать и без профессионального образования, 4% считают необходимым наличие лишь начального профессионального образования. В аналогичном порядке даны ответы обеими группами респондентов.

На вопрос об «идеальном» образовании для специалиста по социальной работе половина респондентов выбрала вариант ответа «нет, профессия требует практических навыков, приобретаемых в процессе работы»; 33% респондентов среди профессионалов; 62% опрошенных из группы специалистов без специального образования. Одинаковое количество ответов (по 25%) были даны обеими группами, это образование по специальности «социальная работа».

Нехватку психологических и юридических знаний ощущает наиболее остро почти треть из общего количества специалистов. Так же были даны ответы специалистами с профильным образованием. Половина же специалистов, имеющих иные специальности, склоняются к нехватке знаний в области теории социальной работы и 44% - технологий социальной работы.

Наиболее эффективными формами повышения квалификации специалистами по социальной работе были выбраны 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, (67,86%), к данному варианту склоняется большинство (58%) специалистов из группы профессионалов, а также 75% респондентов из группы специалистов, не имеющих специального образования. Во вторую очередь, для 29% опрошенных важны семинары, научно-практические конференции. Также считают и обе группы специалистов по социальной работе. Самообразование по мере необходимости отметили 25% респондентов, обучение в вузе по профильной специальности - 21,43%. Аналогичны ответы респондентов, разбитых на две группы. Незначительная часть (7%) респондентов считает, что наиболее эффективной формой повышения квалификации является только личный профессиональный опыт.

Таким образом, в результате исследования были решены поставленные задачи:

1. Определены причины выбора профессиональной деятельности в качестве специалиста по социальной работе, основной причиной для 36% опрошенных послужило получение соответствующего образования, но это в основном касается тех специалистов, которые имеют образование по специальности «социальная работа». Среди специалистов без профильного образования прослеживается для 38% опрошенных главная причина выбора профессии специалиста по социальной работе - это сложившиеся личные обстоятельства.

2. Опрошенные выделили основные функции молодого специалиста по социальной работе: 57% - социальная помощь, 46% - социальная поддержка, 43% - социальное обеспечение и социальное консультирование. Также выявлено, что данные выполняемые функции часто выходят за рамки должностной инструкции.

3. Причинами, приводящими к проблемному выполнению должностных функций молодого специалиста по социальной работе, по результатам исследования, является недостаток профессиональных знаний, причем данная причина очень значительна в группе специалистов иных специальностей, тогда как для специалистов с профильным образованием в основном в работе мешает чрезмерная загруженность. Основной причиной возникновения проблем при выполнении своих профессиональных обязанностей из-за недостаточной компетенции специалисты со специальным образованием отмечают усталость от перегрузок; группа специалистов, не имеющих специального образования, отмечает значительными причинами возникновения проблем - недостаточность жизненного и профессионального опыта, недостаточность теоретической подготовки, недостаточное владение технологиями социальной работы.

4. Получено мнение молодого специалиста по социальной работе о необходимом наборе знаний, умений и навыков, а также о виде образования, необходимых для успешного осуществления их функций: 54% респондентов отметило, что для выполнения должностных обязанностей специалист по социальной работе должен иметь как минимум среднее профессиональное образование, что не существует «идеального» образования для специалистов социальной сферы, профессия требует только практических навыков, приобретаемых в процессе работы, при этом специалистам не хватает психологических и юридических знаний. Специалистам же, имеющим иные специальности, наряду с вышеназванными знаниями, остро необходимы знания в области теории социальной работы и технологий социальной работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации специалистами по социальной работе было выбрано 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой.

Как показывает проведенное изучение готовности молодого специалиста по социальной работе, при выполнении своих профессиональных функций и при работе со своими клиентами, специалистам, не имеющим специального образования, приходится сталкиваться с проблемами из-за имеющихся у них: недостаточной компетенции, недостатка профессиональных знаний и опыта, недостаточной теоретической подготовки, недостаточного владения технологиями социальной работы, которые необходимы для более качественного выполнения работы и оказания эффективной помощи клиентам. Что подтверждает выдвинутую в исследовании рабочую гипотезу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты