Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
p align="left">Таким образом, требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Квалификационным справочником специалист по социальной работе наделяется разнообразными должностными обязанностями. Специалисты по социальной работе могут входить в следующие категории работников: управленцы высшего и среднего звена и практики. Они трудятся в самых разных сферах общественной жизни. Главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают. Одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, защита его прав и интересов, а также прав каждой семьи. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек - семья - общество».

Для соотношения особенностей подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе с требованиями, предъявляемыми к нему в профессиональной деятельности, в следующем параграфе будет рассмотрено применение специалистом по социальной работе теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом.

1.3. Применение теоретических и практических знаний

в самостоятельной работе с клиентом

Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет специалист по социальной работе, не рядоположены и не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образо-вание в самой практической деятельности обусловлена ее направлен-ностью, содержанием тех задач, решение которых требует этих знаний в их определенной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способа-ми практической деятельности. В этой ситуации процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает живую мысль, ведет от частного к общему, от практики к теории и наоборот. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза: Учебное пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. - 258с.

Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов. Для достижения намеченных целей такой специалист по социальной работе умеет сочетать в своей деятельности и теорию, и практику.

В функциональном назначении любого специалиста по социальной работе на первое место выдвигается его «умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением», «умение активизировать усилия подопечных по решению своих проблем». Социальная работа имеет дело с человеком и его окружением, нужные «знания развития и поведения человека» в конкретной среде необходимы любому и каждому специалисту по социальной работе, кем бы ни был его клиент - ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид. Птицына, Н. О взаимодействии социального работника и клиента / Н. Птицына // Социальное обеспечение. - 2004. - №3. - С. 34-38.

Можно сказать, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте специалиста составляет базовую основу его функциональной грамотности, подготовленности.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем клиента. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом ситуации).

Например, опираясь на практический опыт специалиста по социальной работе, работающего с инвалидами и пожилыми людьми в доме-интернате, можно выделить следующие характеристики специализации: способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью или семьей престарелых, инвалидов, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связывающего звенья между личностью и микросредой, личностью и родственниками и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность соучаствовать с клиентом в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность. Рокавин, Л.М. Социальный работник: содержание и организация труда. Выдержать чужое горе / Л.М. Рокавин // Работник социальной службы. - 2006. - №1. - С. 51-58.

Что невозможно при отсутствии у специалиста по социальной работе определенных теоретических знаний.

Роль специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы облегчить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, так же преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств, специалист по социальной работе может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и так далее. Закатова, И. Готовим профессионалов для социальной сферы / И.Закатова // Социальная работа. - 2003. - №4 . - С. 41.

В этих обстоятельствах специалист по социальной работе, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. Роль специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям.

В результате анализа вариативных характеристик специалиста в различных областях социальной практики, определяющие сущность социально-педагогической компетентности, которая требуется в той или иной сфере профессиональной деятельности, определены такие параметры: профессиональная подготовленность; эрудированность в области политики, экономики, социального развития, культуры; коммуникабельность; профессиональный такт и деликатность; эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам; толерантность, доброжелательность и внимание к людям; умение принимать решения и отвечать за их последствия; способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности. Социально-педагогическая некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста, призванного оказывать помощь на дому одиноким старикам, инвалидам, вести социальную работу с детьми и их семьями. Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы / Н.Ю. Клименко // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 23-24.

Поэтому наблюдается текучесть кадров в социальных службах из-за неудовлетворенности и клиентов, и специалистов социальной сферы результатами деятельности.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что он не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе; обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентиров. Терехов, П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы / П.П. Терехов // Педагогика. - 2003. - №1.

Таким образом, профессиональная компетентность специалиста по социальной работе - это знания, способность профессионально решать практические задачи по развитию личности и формированию практических умений деятельностной самореализации.

Профессионализм - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие высокое качество труда и результатов. Профессиональные знания составляют когнитивный компонент профессионально-педагоги-чес-кой культуры специалиста. Профессиональные умения помогают специалисту применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Общие профессионально-педагогические умения специалиста по социальной работе группируются следующим образом: гностическая группа заключается в поиске, восприятии и отборе информации; проектировочная - в постановке целей и задач, прогнозировании; конструктивная - в подборе и сочетании содержания методов и средств; организаторская - в создании условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых; коммуникативная - в контактности, общении, взаимоотношении; оценочная - в восприятии и критическом анализе действий субъектов педагогического процесса; рефлексивная - в самоанализе собственной личности, деятельности и общения. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001. Профессиональные умения специалиста социальной сферы отражают специфику его профессиональной деятельности.

Обладая коммуникативными знаниями и умениями специалист по социальной работе может с эффективностью вступать в контакты с детьми и взрослыми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к детям; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности в детском и взрослом коллективах; быть тактичным и уважительным в работе; побуждать детей и взрослых к действию, творчеству, проявлению эмпатии; влиять на общение, отношения между людьми в коллективе; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Теоретические организаторские умения, применяемые в практике, позволяют ему ставить конкретные задачи, направленные на развитие, обучение и воспитание ребенка, социализацию личности в общество; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности по достижению результатов; планировать индивидуальную работу с детьми; организовывать отдельные виды педагогической деятельности, выполнение программ и проектов; выявить и поддержать полезную инициативу, создать условия для ее реализации; объединять людей для реализации общих целей и задач общества.

Полученные в результате обучения аналитические умения помогают специалисту по социальной работе в его профессиональной деятельности изучать личность клиента, его семью; анализировать результаты процесса; проектировать конечный результат деятельности; сопоставлять полученные результаты с исходными данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы других специалистов; творчески перерабатывать необходимую информацию.

С использованием в работе педагогических умений специалист может обучать подопечных умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности; стимулировать положительные проявления, гуманность в поступках людей, их поведении, отношении к другим людям; осуществлять выбор средств, методов, приемов педагогического руководства деятельностью.

Умения саморегуляции позволяют управлять и контролировать свои эмоции в любой ситуации; управлять своим настроением; предъявлять к себе повышенную требовательность; поступаться своими интересами ради интересов человека; снимать психологическое напряжение. Карпова, Ю.В. Профессиональная подготовка специалиста социальной сферы / Ю.В. Карпова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №3. - С. 15.

Следовательно, имея в своем арсенале необходимые теоретические знания и умения, специалист по социальной работе имеет возможность с большей эффективностью проявить себя в различных направлениях социальной работы.

На основании вышесказанного можно заключить, что признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способа-ми практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. То есть, применяя имеющиеся теоретические знания в своей профессиональной деятельности, специалист по социальной работе обеспечивает высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

Таким образом, готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности определяется в особенности его подготовки в ВУЗе, в, предъявляемых реальной практикой, требованиях, а также в умении применять специалистом, полученные во время обучения, теоретические знания в своей профессиональной деятельности.

Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности

Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая поддается рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Во-вторых, методология - это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. В последних двух случаях идет речь о риторике дисциплины. И, наконец, не менее важное значение имеет этика - нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания.

Многочисленны мнения о том, что дело социолога - тщательно фиксировать то, что происходит в действительности и обобщать полученные данные. Методология делает эту простую задачу практически неразрешимой. То, что происходит в действительности, нередко оказывается при внимательном рассмотрении весьма призрачным и зыбким. Нужна значительная методическая работа, чтобы быть уверенным: полученные факты есть то, что они есть.

Методика конкретного социологического исследования - сумма приемов, позволяющих применить какой-либо метод к изучаемому объекту. В современной социологии разработаны десятки методов и техник сбора и анализа данных. При проектировании социологического исследования готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности были решены следующие задачи: определены цель, задачи и объект исследования; сформулированы гипотезы; построено пространство признаков и разработан проект выборки; разработана форма представления исходных данных (анкета); составлены макеты таблиц и программа анализа данных.

Одной из важнейших процедур методической части данного социологического исследования явилось определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решался вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могли быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), нерационален. Поэтому социологическое исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности имело не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбиралось определенное количество людей, отражающих по таким признакам, как специальность, полученная в учебном заведении («специалист по социальной работе»), по времени, прошедшему после окончания учебного заведения (от момента окончания до трех лет), по стажу работы (до трех лет) структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название «выборка». От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.

Технологический процесс подготовки и проведения исследования включает ряд разнородных этапов. На диаграмме (рис. 1) представлены его основные функции.

Рис. 1. Основные функции системы анкетирования

По сравнению с некоторыми другими методами получения информации (например, интервью), анкетирование обладает рядом преимуществ. Анкетер общается с анкетируемым опосредованно. Тем не менее, исключается влияние анкетера на характер ответов опрашиваемого. Респондент, от которого следует получить информацию, остается с анкетой наедине, что дает ему возможность непринужденно, самостоятельно и правдиво сформулировать ответы на вопросы. Это способствует объективности получаемой информации. Анкета имеет много преимуществ и в случае использования ее при массовом опросе. Ведь опросить быстро большое число людей не под силу ни одному интервьюеру. А привлечение большого числа интервьюеров обойдется слишком дорого, что неприемлемо для небольших редакционных коллективов. В связи с этим данное социологическое исследование было проведено с применение метода - анкетирование, несмотря на то, что достоинства анкетирования являются и его недостатками. А именно, человека, оставшегося наедине с анкетой, ничто не может заставить адресовать редакции не пустые слова, а действительно важную информацию. Никто не может заставить его отвечать искренне, если респондент этого не захочет. Никто не поможет разъяснить ему непонятный вопрос или дать совет, как лучше изложить свою мысль. Тертычный, А. Анкетирование -- метод ёмкий / Тертычный, А. // Журналист. - 2006. - №7. - с. 76.

«Эффект одиночества» наедине с анкетой иногда мешает правильным ответам на вопросы.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают несколько видов анкетирования: по способу общения между исследователем и опрашиваемым, по месту проведения, по уровню стандартизации. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособие/Новикова С.С.-М.: СпортАкадемПресс, 2000.-102с.

По способу общения между исследователем и опрашиваемым - прессовый (вопросник печатают в газете, журнале); почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно. По месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым или аудиторным. По уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми). Анализ вышеописанной классификации видов анкетирования, при изучении готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности позволил выбрать наиболее подходящие виды анкетирования: почтовый, то есть анкеты были разосланы по почте, и анкетирование по месту работы специалистов по социальной работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты