Государственная семейная политика в России и за рубежом
результате преждевременной смертности в стране увеличивается число вдов, вдовцов и детей-сирот.

Если до 1991 г. младенческая смертность в России постепенно снижалась, то с 1993 г. она стала расти и к концу года составила 20 умерших на 1000 родившихся детей. Однако в 2009г. по сравнению с 2008г. число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось, а показатель младенческой смертности на 1000 родившихся снизился на 0,3 процентного пункта, или на 3,5%. Показатель младенческой смертности за первые два месяца 2009 года составил 8,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми. Несмотря на снижение, по показателю младенческой смертности Россия отстает от развитых стран. Так в Японии аналогичный показатель составляет от 4,8 до 6 случаев на 1000 новорожденных, а в Израиле - 6,2 случая [19].

С 1992 г. началась депопуляция населения России за счет превышения числа умерших над числом родившихся. В 1995 году естественная убыль населения страны составила по официальным данным 785,4 тыс. человек и по сравнению с 1992 годом увеличилась в 3,6 раза. Но в настоящий момент прослеживаются положительные сдвиги. По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010г. составила 141,9 млн. человек и за прошедший год увеличилась на 23,3 тыс. человек (с учетом миграционного прироста за счет мигрантов, зарегистрированных на год и более), или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 104,8 тыс. человек, или на 0,07%). Естественная убыль населения в 2009г. уменьшилась по сравнению с 2008г. на 112,7 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 9,8%. [20]

В странах ЕС так же наблюдается такая негативная тенденция, как сокращение рождаемости. В 2007 г. число новорожденных едва достигло 5,2 млн. Это почти на 1 млн (920089), или на 15%, меньше, чем в 1982 г. Драматический спад рождаемости произошел в 1990-1995 гг. С тех пор ситуация практически не изменилась. В 1995-2007 гг. рождаемость увеличилась всего на 2,1%.

Растет число семей беженцев и вынужденных переселенцев, испытывающих тяжкие страдания.

Обследования специалистов показывают, что отказ части семей от рождения детей из-за неблагоприятных экономических и психологических условий может при продолжении социально-экономического кризиса перерасти в новые репродуктивные установки, выражающиеся, в частности, в резком снижении ценностей детей для родителей, что приведет в дальнейшем к новому витку депопуляции - например, сокращению численности населения и трудовых ресурсов, а также к безнадзорности и запущенности детей.

Ухудшается психологический климат в обществе, что напрямую связано с ростом насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. И семья, являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. И как следствие число неблагополучных семей увеличивается.

2.3 Формирование и реализация государственной семейной политики в России

В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи специально не учитывались. Государство исходило из своих экономических, производственных, оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости обеспечения страны массовой и дешевой рабочей силой. При этом женщины максимально включались в общественное производство, дети - в систему общественного воспитания. Члены семьи проводили большую часть своего времени вне дома, занимаясь производственными и общественными делами.

В 90-е годы, в изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции, Семейном кодексе Российской Федерации, в отраслевом законодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейных прав граждан (пособия на детей налоговые, другие льготы).

Важным этапом развития официальной парадигмы семейной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при Совете Министров РСФСР (1991 г) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993 г). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритет; интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса. Только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента "Об основных направлениях государственной семейной политики" (от 14 мая 1996 г. № 712), которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики [8].

Согласно Конституции Российской Федерации [1], семья, материнство, детство находятся под защитой государства. На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами "Об опеке и попечительстве", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г. (Национальный план действий в интересах детей)", федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, иными нормативными правовыми актами. Однако рост разводов, увеличение числа детей-сирот и рожденных вне брака, ухудшение экономического положения семей заставило государство задуматься о разработке новой стратегии государственной политики в данной области [17].

2008 год был объявлен в России годом семьи и призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. Был принят Указ Президента России от 14 июля 2007 года "О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". На обеспечение деятельности этого фонда в 2008 году из федерального бюджета выделено более 5 млрд рублей [15].

В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой будут прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей [17].

Важным направлением государственной семейной политики в России является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям [18].

В рамках данного направления проводятся меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усиление социальной защиты работников, усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд.

Реализуется поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; обеспечения условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

Развивается система семейных пособий, охватывающая поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми. Государство реализует контроль за своевременной и полной выплатой алиментов.

Государство проводит укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Реализуются программы кредитования и частичного субсидирования семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Предоставляются льготы многодетным семьям, неполным семьям, семьям с инвалидами [18].

Другим приоритетным направлением государственной политики в России является обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая [5]:

1) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;

2) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда

3) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

4) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;

5) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности.

6) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.

Социально-медицинская поддержка семьи в России предполагает кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе [5]:

1) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

2) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;

3) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

4) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

5) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;

6) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

В целях усиления психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей государство реализует следующие меры [5]:

1) государственная финансовая поддержка издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;

2) распространение специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;

3) запрет на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

4) государственная координация и финансовая поддержка нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

5) формирование и укрепление комиссий по защите прав несовершеннолетних;

6) создание системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков;

ж) совершенствование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

2.4 Зарубежный опыт социальной защиты семьи

Различия между развитым странами в уровне рождаемости - среднем числе рождений на одну женщину - иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько она всеобъемлюща [12].

Семейная политика в разных странах не одинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии. Третья группа стран придерживается более современного подхода - они поддерживают все типы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акценты семейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целом характерны изменения в целях, в приоритетах, в ориентации, в методах ее осуществления. Семейная политика реагирует на многие факторы: экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию. Сокращение государственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах на семейную политику.

Национальный менталитет, выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял на семейную политику в силу специфического национального понимания проблем, приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачных детей.

Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальны статус женщин более низок (Португалия, Греция), чем в странах Северной Европы [12].

Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются Новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержки.

В 70-х годах системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка, предоставление и оплата декретного отпусков, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление права на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидий) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контрацептивам. Отношение к абортам варьирует от полной либерализации до строгих ограничений.

Однако эти общие положения имеют подчас сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и т.п. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается работающим только в четырех странах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды); от 50 до 90% заработка получают женщины в пяти странах (Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия), еще меньше компенсация декретного отпуска в Греции и Португалии. В Великобритании и США системы оплаты особые - зависят от ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.

В шести странах декретный отпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а кое-где и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург и отчасти Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска по воспитанию детей или так называемые "родительские", для всех категорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориям работающих - в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска не оплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам также отличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии - 13 недель и максимальна в Дании - 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель [12].

В некоторых странах установлена общая продолжительность декретного отпуска, а его разделение на "до" и "после" родов носит гибкий характер. В Испании, например (крайний случай), можно совсем не брать дородового отпуска и все 16 недель использовать после рождения ребенка.

Во всех без исключения странах запрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска сохраняется.

Во многих странах право возвращения на прежнее место работы распространяется на более длительный период. В этом отношении выделяется Германия, где этот срок составляет 36 мес. В остальных странах - от двух до 12 мес.

Почти во всех странах, кроме Ирландии, беременная женщина имеет право перехода на более легкую работу. Обязательное медицинское освидетельствование требуется от женщин в восьми странах из 12 (кроме Бельгии, Греции, Ирландии, Франции).

Менее распространен такой вид поддержки семьи, как пособие в связи с рождением ребенка (родовое пособие). Его выдают всем женщинам только в четырех странах (Бельгия, Франция, Люксембург и Португалия). В Ирландии и Великобритании такое пособие могут получить только нуждающиеся семьи.

В отношении отпусков по уходу за больными детьми страны Европейского Союза значительно отстали от бывших социалистических стран Европы и России. Такие отпуска предоставляются не во всех странах, а там, где они существуют, их продолжительность составляет от одного до десяти дней [12].

Некоторые страны выплачивают пособие новобрачным как перспективным родителям. К ним относятся, как ни странно, такие более бедные страны, как Португалия и Греция, а также Люксембург. |

В половине стран Европейского Союза существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу; от военной службы могут освободить либо отсрочить ее прохождение. Правда, при этой следует отметить, что в трех странах ЕС обязательной службы в армии вообще не существует (Ирландия. Люксембург, Великобритания).

Для семей с детьми довольно распространены (в восьми странах из 12) льготы по проезду на городском, а кое-где и на железнодорожном транспорте. Таких льгот не имеют только англичане, португальцы, голландцы и датчане.

Все страны ЕС выплачивают семейные пособия на детей. Только в одних оно носит универсальный характер, т.е. ничем не обусловлено, а в других при его выплате учитываются доходы семьи. Универсальный характер имеют пособия в восьми странах (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания). "Полууниверсальный" характер выплат существует в Германии. Здесь платят пособия практически всем, но, начиная со второго ребенка, размер пособия зависит от дохода семьи. Установлен также общий потолок дохода, после которого с 1994 г. пособие совсем не выдается. Однако этот потолок так высок, что вряд ли имеет практическое значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты