Государственная семейная политика в России и за рубежом
екущие социально-экономические изменения в мире обостряют множество противоречий, для разрешения которых необходима сильная социальная политика, особенно в области поддержки семьи. Задачи семейной политики направлены на укрепление института семьи и повышение ее статуса в обществе, более полную реализацию репродуктивных намерений, улучшение физического, психического, нравственного и социального здоровья населения, профилактику детской безнадзорности, а также обеспечение самореализации семьи и адресность социальной поддержки семьи.

Глава 2. Анализ подходов к семейной политике в современном мире

2.1 Основные направления реализации государственной семейной политики

Общественная необходимость государственной семейной политики обусловлена рядом факторов. Она является важнейшим социальным инструментом, стабилизирующим общество, снижающим социальную напряженность, способствующим гражданскому согласию.

Формирование и проведение семейной политики актуально в силу того, что сегодня необходимо смещение акцентов с последствий социального неблагополучия на устранение их причин. Укрепление семьи представляет начало развития данной стратегии.

Государственная, муниципальная и общественная поддержка семьи в рамках реализации региональной семейной политики должна основываться на следующих принципах [8].

1. Суверенность семьи. Соблюдение органами государственной и муниципальной власти суверенитета семьи, исключение из их деятельности какого-либо манипулирования семьей, вмешательства во внутренний мир семьи (за исключением случаев асоциального поведения семьи, административно или уголовно наказуемого поведения ее членов). Направление государственной поддержки семьи на содействие семейному функционированию, а не на подмену семьи в выполнении ее функций.

2. Равенство и доступность. Недопустимость любых форм дискриминации семей, независимо от их национальных, культурных, региональных различий, в ходе осуществления семейной политики. Доступность помощи всем нуждающимся в ней семьям.

3. Социальное партнерство. Утверждение субъект - субъектных отношений семьи и общества, равноправного партнерства и ответственного участия семьи в формировании и осуществлении семейной политики, регламентация взаимоотношений семьи и государства на уровне общественного договора, формулирующего взаимные права и обязанности.

4. Полисубъектность и единство целей. Отказ от монополии государственных органов власти и управления в проведении семейной политики при соблюдении единства целей федеральной и региональной семейной политики. общности усилий всех субъектов семейной политики.

5. Комплексность. Охват всех сторон жизнедеятельности и всех функций семьи, всех ее членов, обеспечение первичности решения проблем семьи как целого по отношению к решению проблем отдельных членов семьи.

6. Преемственность и приоритетность долгосрочных мер. Реализация долгосрочных программ, нацеленных на стимулирование потенциала семьи при сохранении и совершенствовании достигнутых социальных гарантий поддержки семьи.

7. Профилактическая направленность. Ориентация семейной политики на предупреждение негативных явлений, осуществляемая на основе анализа и прогноза развития ситуации.

8. Добровольность. Принятие семьей помощи со стороны государственных и иных органов, являющихся субъектами семейной политики, только на добровольных началах.

9. Обратная связь. Наличие и развитие прямой и обратной связи между семьей и органами государственной власти и управления.

10. Дифференцированный и адресный подход. Дифференциация помощи различным группам семей в соответствии с реальным положением каждой конкретной семьи.

11. Всесторонняя обоснованность. Правовое, экономическое, научное обоснование содержания семейной политики.

Эффективность поддержки семей может обеспечить комплексный подход к проблемам семьи, позволяющий устранить причины неблагополучия, а не его следствия, что означает всестороннюю поддержку нормально функционирующих семей, а не только нуждающихся, оказание им помощи в выполнении своих функций - жизнеобеспечения, воспитания и образования детей, социализации и адаптации их к условиям современного общества.

Приоритетная задача на современном этапе - защита наиболее уязвимых семей через систему пособий и социального обслуживания, но это одна из функций социальной политики, имеющая вспомогательный характер. Стратегическое направление - создание условий для повышения внутренних ресурсов семьи по самообеспечению, поддержанию здоровья и личностного развития своих членов, уходу за нетрудоспособными, их реабилитации и адаптации в обществе, противостояние асоциальному поведению, алкоголизации членов семьи [8].

В структуре видов помощи муниципальная политика должна быть ориентирована на активные формы поддержки - дополнительное обучение, содействие в трудоустройстве, выделение кредитов на жилищное строительство, на семейное предпринимательство. Программно-целевой метод является наиболее эффективным методом решения рассматриваемых проблем.

Эффективная семейная политика предполагает системный подход к семье. В управлении вопросами семейной политики реализуется межведомственный подход - координация разработки и практического осуществления семейной политики.

Особое значение имеет формирование новых методологических основ семейной политики, направленных на поддержку и укрепление, восстановление и развитие внутреннего потенциала семьи, обеспечение ее нормального функционирования в обществе, выполнение широкого спектра значимых функций, адекватную адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Принципиально новым в разработке семейной политики является ее ориентация на оказание прямых социальных услуг прежде всего через разнообразные социальные службы (медико-социальные, психологические, педагогические, социально-правовые), что предполагает наличие подготовленных профессиональных социальных работников, владеющих современными технологиями работы с семьей [14].

Эти и другие положения составляют сегодня основу формирующейся семейной политики.

Утверждается точка зрения, согласно которой объектом социальной поддержки должны быть не просто семьи, а дети из тех или иных семей. Ряд исследований анализу подвергает положение детей в многодетных семьях. Делается вывод о том, что снижение интеллектуального уровня детей в многодетной семье зависит от порядкового номера ребенка (критический рубеж - третий ребенок) и интервалов между их рождением. Выявляются факторы повышенного риска - ухудшения здоровья детей из многодетных семей, фиксируется характерное для этих детей чувство неуверенности, ощущение заниженной собственной ценности по сравнению со сверстниками (почти все дети имели проблемы в начале обучения). Исследователи подчеркивают факт ущемления положения ребенка, деформации процесса его социализации, как следствие, невысокого уровня индивидуальных затрат на ребенка в сфере его воспитания. При этом определяют некоторые направления социальной поддержки детей из многодетных семей. В частности, предлагается специально организованное лечение (с учетом того, что дети из таких семей имеют поправимые, но не исправляемые дефекты). Учитывая, что большая часть детей не посещает детский сад, необходимо предусмотреть процедуру раннего выявления элементов физического нездоровья. Кроме того, желательна дополнительная подготовка к школе для детей из неблагополучных многодетных семей, что должно помочь сгладить различия в уровне развития детей из семей разного типа [9].

Что касается поддержки детей из неполных семей, то она должна строиться на основе уже отмеченных выше проблем, свойственных этому типу семей, и с учетом внутренних различий неполных семей.

Ежегодно тысячи детей "проходят" вместе со своими родителями через развод. Социально-психологические условия, в которые ребенок попадает вследствие развода, предопределяют деформацию его поведения и личности. Как правило, это трагедия для ребенка, полное разрушение прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые, нередко непосильные для ребенка задачи. Определяются основные направления поддержки детей, оказавшихся в столь сложной ситуации. При этом акцентируется внимание на семьях, где дети остались с матерью, хотя семьи, в которых дети остались с отцом, тоже имеют свои проблемы.

Выделяется два уровня поддержки детей [11]:

1) уровень семейного окружения (в этой роли может выступать и психологическая служба, и социальный работник, специализирующийся в своей работе на этих проблемах). На этом уровне необходимо обеспечить щадящий по отношению к ребенку тип поведения родителей до развода и в период развода; ослабить гиперопеку матери, которая становится центральной фигурой в неполной семье. Если контакты с отцом продолжаются, способствовать превращению их в реальный воспитательный процесс;

2) уровень семейной политики. Этот уровень предполагает целенаправленное формирование общественного мнения, связанного с повышением культуры взаимоотношений супругов, с преодолением настороженности к детям из неполных семей. Необходимо совершенствование юридических мер привлечения к воспитанию уклоняющихся родителей. Нужно создание в рамках службы семьи подразделения, ориентированного на решение разнообразных проблем, связанных с детьми (психологическая экспертиза взаимоотношений ребенка с каждым из родителей). Она может быть включена в судебную процедуру при определении, с кем остается ребенок. Следует организовать психологическую консультацию родителям и детям.

Непростыми проблемами отягощены семьи, в состав которых входят инвалиды: это неполные семьи (мать-инвалид сама нуждается в постороннем уходе); полные семьи, где оба родителя инвалиды. Недостаточно изучены проблемы таких семей, и лишь начинаются исследования особенностей семей, в которых воспитывается ребенок-инвалид. Здесь требуются комплексные исследования, объединяющие медиков, психологов, педагогов, социологов.

Обществоведы фиксируют взрыв вынужденной миграции в последние годы и прогнозируют ее дальнейшее нарастание. Семья, оказавшаяся в неблагоприятной ситуации в результате вынужденной миграции, не имеет необходимой материальной компенсации и правовой защиты со стороны государства. У таких семей масса проблем экономического, психологического, морального характера [10].

Наконец, особый тип семьи, в которой дети нуждаются в защите. Это семьи, где жестоко обращаются с детьми: побои, лишение пищи, воды, лишение свободы. По данным исследователей, лишь в 7 процентах случаев жестокого обращения с детьми попадает в сферу влияния правоохранительных органов. При этом педагоги школ в 8 - 10 раз лучше осведомлены о ситуации в семьях, чем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Исследование причин жестокости обнаруживает, что она полимотивирована: здесь и стрессовые состояния родителей, замученных современными социально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми способами, и родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. Особенно тревожно, что в 10 процентов случаев жестокость переходит в садизм, становится самоцелью. Исследователи положительно оценивают существующее законодательное регулирование этих проблем, однако нормы закона почти не применяются из-за отсутствия достаточных сил, средств, информационного обеспечения правоохранительных органов.

Прежде всего необходимо привести правовое регулирование в соответствие с международными конвенциями. Последовательно отстаивать идею о ребенке как особом субъекте социальной защиты, имеющем честь, достоинство. Необходимо сориентировать средства массовой информации на проблему жестокости к детям. Особый статус в решении этой проблемы отводится социальным службам [14].

Перечень семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, можно продолжить: семьи, в которых дети вернулись из специального исправительного учреждения, из детского дома, дети-сироты, живущие с бабушкой и дедушкой, семьи, где дети живут с неродной матерью или отцом. Все они требуют изучения и должны составить предмет семейной политики.

2.2 Анализ социально-экономического положения семьи в России и за рубежом

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает кризис.

И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание "семейных устоев". Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях.

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы [16]:

1. Социально - экономические проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально - бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально - психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев.

7. Проблема ухудшающегося состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

В структуре экономических проблем острейшая - резкое падение реальных доходов большинства семей России. Минимальная заработная плата обеспечивает только малую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми - наименее обеспеченная часть населения России. Их доходы ниже, чем у остальных семей.

Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении [4].

Отрасли социальной сферы постоянно снижают объемы предоставляемых семьям услуг, которые становятся все менее доступными из-за их платности и роста цен.

Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Система эта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодежь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути.

Сегодня продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего в результате уменьшения возможностей их финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей, часть из них, не справляясь с финансовыми трудностями, закрывается. Другие переформировываются, становятся элитарными. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей.

Из-за роста родительской платы и сокращения числа мест из года в год все меньше детей посещают дошкольные учреждения. По этой же причине сокращается число детей, занимающихся в платных спортивных секциях и художественных студиях.

Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты.

Многие семьи не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, библиотек.

Неразрешимая проблема для большинства семей - улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья.

Крайне тревожное положение складывается в демографической обстановке. Экономическое и социальное неблагополучие проявляет себя в сокращении средней продолжительности жизни населения. Только за 1993 г. она снизилась на 3 года у мужчин (59 лет) и на 1,1 года у женщин (72,7 лет). В 2008 году средняя продолжительность жизни мужчин составила 62 года, женщин - 74 года, что значительно ниже по сравнению с европейскими странами. Так, например, в Швеции продолжительность жизни мужчин в 2008 году составляла 78.4 года, женщин - 83 года [20].

Снижается рождаемость, ухудшается здоровье людей, растет смертность, особенно от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств. В 1992 г. смертность населения России от неестественных причин превышала среднеевропейский уровень у мужчин в 4 раза, а у женщин - в 2 раза. Особенно велико превышение среднеевропейского уровня смертности от убийств: в 20,5 раз у мужчин и в 12 раз у женщин. В 2009 году в России смертность от внешних причин составила 10,6% от всех причин смертности. На первом месте болезни системы кровообращения - 56,1%, на втором смерть от новообразований - 14,5% [20].

Высокая смертность от неестественных причин вызвана обострением социальной напряженности, ростом преступности, межнациональными конфликтами, а также изношенностью производственных фондов, падением трудовой дисциплины, ухудшением качества питания, экологическими и технологическими катастрофами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты