Этнические особенности современной семьи в социальной работе
p align="left">Ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может приобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основе состояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлением человека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира, формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этого конфликта предполагает:

· признание несовершенства окружающего мира как факта;

· осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников, пытается этот мир преобразовать.

Неразрешенность этого внутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способен распорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви. Персона из другого этноса ещё до встречи с ней становится потенциально желанной, невозможность вступить с ней в брак уже до встречи восприниматься как трагедия, благодаря которой утрачивается смысл жизни. Так, например, в консультативной практике автору приходилось сталкиваться с переживанием подростка, чьи предки с Кавказа, по поводу того, что он "черный", поэтому никакая русская девушка его, никогда не полюбит [11,с.224].

По мере того, как люди становятся более мудрыми, ложное, преждевременное ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может сменяться более трезвыми и взвешенными оценками своего этноса и своего значения в нём. Защитные, охранительные силы этноса в этих условиях могут провоцировать чувство беспокойства по поводу сложившегося брака, субъективно ощущаемого неблагополучия, природу, причины которого человек зачастую понять не может. Психологическая защита от травмирующих переживаний в этом случае может выражаться в следующих явлениях:

1) человек старается исказить реальность в том направлении, чтобы уменьшить в своих глазах и в глазах окружающих положительные черты и значимость того этноса, из которого он вышел;

2) человек становится горячим патриотом этноса своего брачного партнера, отрицая при этом проблемы данного этноса и связанные с ними недостатки;

3) человек становится все более горячим и некритичным патриотом этноса, откуда он вышел, пытается другого супруга и своих детей максимально интегрировать в свой этнос.

Эти три формы психологической защиты связаны с чрезмерными обобщениями и искажениями значимой информации, они затрудняют формирование объективной картины мира. С психологической защитой, видимо, связан также и тот феномен, что в межэтнических браках порой уделяется больше внимания бытовой культуре, чем в семьях моноэтничных. Для представителей межэтнических семей гораздо более важно выглядеть для себя и окружающих благополучной семьей, чем для членов моноэтнических семей. Однако связано это может быть с подспудным ощущением страдания, и осуществляется за счет глубины общения, в ущерб этой глубине [11,с.224].

Инициаторами проверки этносов на прочность путем межэтнических браков становятся люди, которые вследствие своей высокой чувствительности (и по этой причине невысокой выносливости) острее, чем остальные, ощущают кризисные явления внутри своего этноса. Это чаще бывают женщины, чем мужчины. Готовность к межэтническим бракам является частным случаем эпатирующего поведения, когда индивид совершает с точки зрения сообщества абсурдные, нелогичные, отвергающие каноны поступки, являясь в этом случае своего рода юродивым - человеком, который через шутки и несуразности, "пощечины общественному вкусу" пытается обличить несовершенство сообщества, в котором он живет. Если этнос способен реагировать (в том смысле, чтобы меняться) на подобного рода поведение отдельных своих членов, это говорит о том, что у него есть ресурсы для преодоления кризисных явлений. Если нет - этнос продолжает разрушаться, а эпатирующее поведение и межэтнические браки в нём становится всё более частыми [11,с.225].

Если говорить про кризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак с представителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабе оно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мере развития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременных психологических травм чаще всего невысокой интенсивности, что приводит к большому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивных установок, проявляющихся в общении. Если проблемы, связанные с этим не будут решены, представителям такого этноса будет всё труднее общаться между собой, осуществлять совместную деятельность, что будет побуждать их к выходу за пределы собственного этноса, в частности в межэтнические браки. В этом случае стабилизирующее значение иного этноса будет заключаться в его ярко выраженной психотерапевтической функции. Но по мере того, как данная психотерапевтическая функция будет производить свой эффект, некогда травмированная личность будет все более приобретать сущностные характеристики подлинного бытия. На каком-то этапе в форме внутренних переживаний вновь заявят о себе охранительные силы этноса, что может дестабилизировать брак, приводить к связанным с этим феноменам, описанным выше [11,с.225].

Таким образом, увеличение степени осознанности и произвольности поведения людей применительно к реальности, связанной с межэтническими браками, способствует ощущению благополучия на субъективном уровне и позитивному эмоциональному климату в семье. Межэтнический брак следует рассматривать как элемент в процессе сближения двух этносов. Этот процесс может длиться и довольно долгое время (столетиями) и зависит от степени интенсивности контактов между этносами. Если контакты редки, образуется инцидент, который со временем приобретает историческое значение, способствующее международным отношениям.

Глава 2. Практические аспекты этнических основ современной семьи

2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи в современных условиях

По статистике, в последнее десятилетие каждая пятая российская невеста вышла замуж за иностранца. Каждый второй межнациональный брак разваливается после пяти-шести лет.

Для межэтнических семей характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Важнейшей задачей деятельности специалистов различного профиля является психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных этнических общностей. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг [12,с.22].

Психологическая помощь, психокоррекция отношений между супругами -- представителями разных национальностей -- дело в нашей стране новое и недостаточно развитое, прежде всего потому, что не хватает профессиональных специалистов в данной области. Вместе с тем эта деятельность находит поддержку у правительственных органов и вызывает большой интерес у психологов и социальных работников [12,с.23].

Основными направлениями такой помощи являются:

· проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами, обратившимися к специалисту с целью решения сложных жизненных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций во внутрисемейных отношениях;

· выявление семей с повышенной напряженностью в межэтнических отношениях и проведение с ними психоконсультативной работы;

· оказание помощи супругам -- представителям разных национальностей в выявлении психогенных отклонений и выборе адекватных форм их преодоления;

· обучение обращающихся в консультацию лиц методам самоконтроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний [25,с.15].

Для оказания правильной и эффективной помощи, психокоррекции и профилактической работы должна осуществляться специальная постоянная социально-психологическая диагностика семей, где супруги являются представителями разных национальностей. Эта диагностика должна отвечать определенным требованиям:

1. нормы профессиональной этики и специальная психологическая компетентность людей, занимающихся этой деятельностью, должны быть очень высоки, поскольку они вторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни людей и при этом должны учитывать особенности конкретных этнических общностей (известны, например, народы, информация о супружеских взаимоотношениях которых, а тем более изучение их просто недопустимы);

2. необходимо грамотное, профессиональное использование методик, тестов, опросников, анкет, специально предназначенных для этих целей.

Все методики должны быть адаптированы к национальной специфике семейных отношений, ориентированы на национально-психологические особенности членов семьи, так как совершенно недопустимо, преступно нанесение вреда семье, отдельной личности как представителю той или иной этнической общности. Требуется постоянное уточнение сведений, подтверждение надежности, валидности, области и доз применения методик [25,с.17].

Возможно несколько подходов к этнопсихологической диагностике семейных отношений.

Многоуровневый подход предполагает объединение взглядов разных школ в общую диагностическую схему и увязку анализа и коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем главное внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно этнопсихологическую информацию о семье и в какой последовательности необходимо получить.

Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.

Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических "слабых мест" семейных отношений и учитывает [30,с.24]:

· совокупность трудностей, отражающих развитие семьи;

· специфику семейных отношений в рамках "родители -- дети" и "братья-- сестры";

· национальное своеобразие интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром.

Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, то есть метода математической статистики. Он позволяет получать максимально полную информацию о семье.

При этнопсихологической диагностике семейных отношений требуется соблюдение определенных правил и норм.

Во-первых, необходимо стремиться к полноте информации, а также к преодолению барьера интимности, который свойствен каждой семье, тем более национально своеобразной. С этой целью исследователь должен на более или менее длительное время присоединиться к семье, а для этого ему надо не только уметь снять с членов семьи излишнюю настороженность, возвратить ее на уровень привычного, фонового состояния, но и адаптироваться к их национальным традициям и привычкам, образу поведения и деятельности. Все это может достигаться профессиональной компетентностью исследователя, надежностью сохранения им профессиональной тайны, умением бесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителей конкретных этнических общностей [40,с.26].

Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологической информации о семейных отношениях. Для этого должны использоваться технические средства, позволяющие увидеть "своими глазами" происходящее "за кадром". Необходимо также тщательное обобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюс их компетентный анализ.

В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия требуется создание специальных экспериментальных ситуаций, позволяющих изучить поведение представителей той или иной этнической общности.

Сейчас созданы специальные институты, изучающие воапрос межнациональных браков, существует тематический раздел психологии - транскультуральная семейная психотерапия.

Терапия семейных отношений:

· Важно осознать и принять тот факт, что раздражение супругов в межнациональных семьях по поводу поведения друг друга;

· естественная человеческая реакция, от которой не уйти.

· Следует понимать, что нет правильного и неправильного восприятия и видения событий и явлений представителями разных культур есть разное.

· Чтобы сохранить любовь и брачные отношения, надо не молчать, накапливая раздражение, а говорить о том, что кажется странным, неприятным в поведении супруга.- Нужно уважать мнение близкого человека, стараться, чтобы не было даже намека на попытку его пристыдить или обвинить. Когда удалось уяснить для себя суть конфликта, необходимо договориться о поведении каждого. Это поможет достичь компромисса.

Духовное взаимообогащение. Если супруги благополучно преодолели трудности - научились уважать культуру, в которой был воспитан партнер, воспринимают друг друга такими, какие они есть, и создали общие правила совместного проживания - то их союз будет обогащать обоих и приносить свои щедрые плоды.

Ведь ни для кого не секрет, что детям, рожденным в межнациональных семьях, часто передается все лучшее, что накоплено обоими народами. То есть в результате подобных браков происходит обогащение генофонда. И не только. Каждый человек привыкает видеть жизнь определенным образом, как бы через свое "окно". При взаимодействии с представителем другой культуры появляется возможность расширить собственные горизонты.

Таким образом, особенности и привычки партнера оказываются весьма полезными. Например, заразительная эмоциональность одного позволит и второму стать чуть-чуть живее. А оригинальный взгляд на ситуацию второго поможет и первому к чему-то относиться проще или, наоборот, увидеть что-то шире и глубже.

2.2 Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семей

Межэтническая семья - это характерное явления в полиэтничном государстве. От факторов, влияющих на семью во многом зависит появление, стабильность и сплоченность такой семьи. Изучение межэтнических семей продиктовано необходимостью создать позитивное межэтническое общение, которое способствует развитию таких положительных качеств, как толерантность, интернационализм, гражданственность, взаимопонимание и другое.

На данном этапе исследования семьям различной этнической принадлежности предлагалось заполнить анкету (Приложение 1). В анкетировании принимали участие 20 семей.

На заполнение анкеты давалось 15 минут. Супруги заполняли анкеты отдельно друг от друга.

Анкетирование было направлено на диагностику уровня взаимоотношений в семьях. В ходе проведения данной методики все респонденты с интересом отвечали на предлагаемые вопросы.

По результатам анкетирования возраст мужчин был 30-45 лет, а возраст женщин - 30-43 года.

Качество семейных отношений определяется множеством внешних и внутренних факторов.

Уровень образования является одним из факторов, влияющих на семейные отношения. Отношения в семье с более высоким образовательным уровнем характеризуются большей эгалитарностью, удовлетворенностью браком и более низкой конфликтностью, а также в таких семьях более плодотворно решаются вопросы этнического характера. Супруги с высшим образованием чаще делят обязанности пополам, не всегда учитывая "женские" они или "мужские". Супруги со средне специальным или неоконченным высшим образованием чаще живут со своими родителями.

В результате проведенного анкетирования сложились следующие показатели: наличие высшего образования среди мужчин составило 33%, среди женщин - 25%; средне специального образования среди мужчин - 57%, среди женщин - 59%; неоконченного высшего образования среди мужчин - 10%, среди женщин - 16%. Результаты уровня образования представлены в диаграммах (приложение 2).

Стаж семейной жизни является важным фактором, влияющим на семейные отношения. Особенно важен данный фактор в семейных отношениях межэтнической семьи. Чем больше супруги совместно проживают, тем быстрее и эффективнее они решают внутрисемейные проблемы и в особенности этнические проблемы своей семьи.

По результатам анкетирования стаж семейной жизни супругов составляет 7-15 лет. Среди участников исповедуют православие - 51%, мусульманство - 49% (Приложение 3).

Большинство женщин ответили, что другая национальность мужа не мешает их семейным отношениям и совместному воспитанию детей. Доля таких женщин составляет 53%, в то время как, среди мужчин 52% ответили, что небольшие трудности все же возникают.

Вопрос вероисповедания ребенка в большинстве семей остается открытым. Об этом свидетельствуют расхождения в ответах супругов. Лишь 15% среди мужчин и женщин ответили, что ребенок будет решать сам.

Влияние родителей на заключение межэтнического брака очень велико. Очень часто родители против таких браков, они не одобряют выбор детей и принимают попытки помешать заключению брака. Не выдержав напора родителей, дети могут отказаться от свадьбы и расстаться. С другой стороны дети могут окончательно поссориться с родителями и прекратить общение с ними, что негативно сказывается на психологическом состоянии всех участников конфликта. Но существуют ситуации, когда родители доброжелательно относятся к выбору своих детей, поддерживают их и дают согласие на брак.

Среди 30% семей родители не противились данному браку, отнеслись к нему положительно, с радостью приняли в свою семью супруга/супругу; 43% родителей отнеслись к браку скептически, но переубеждать и противиться не стали; 27% родителей отнеслись к такому браку крайне негативно, старались противостоять ему, не давали свое согласие (Приложение 3).

Семьи, в которых супруги разного вероисповедания - общемировая тенденция. Это явления эксперты расшифровывают как глобальное стремление человечества к мультикультурности и мультирелигиозности.

По результатам анкетирования для 63% участников вероисповедание супруга(и) значения не имеет.

Все участники анкетирования ответили, что не будут против, если их ребенок выберет себе в супружеские отношения человека другой веры. Причины такого решения - собственный опыт. Респонденты утверждают, что примут выбор ребенка, поддержат его и не будут препятствовать развитию его личных отношений.

Религиозные праздники обоих вероисповеданий отмечают 46%, совсем не отмечают - 25%; отмечают праздник одной из вероисповеданий - 29%.

В большинстве семей их родные общаются, они устраивают совместные мероприятия, организуют совместный досуг и отдых.

Трудности в приготовлении пищи возникали в первые годы совместной жизни во время религиозных постов, но постепенно супруги привыкли и в настоящее время такие трудности отсутствуют. Конечно, иногда споры по поводу меню возникают, но они незначительны и в конечном итоге супруги находят компромиссы.

На вопрос совместного отдыха большинство участников ответили, что они проводят отдых с детьми. Многие совершают выезды на пикники, организуют совместные походы, посещают киноцентры и театры. Лишь 5% участников ответили, что предпочитают отдыхать по отдельности, либо провести весь день дома.

Участники, исповедующие мусульманство ответили, что наиболее благоприятный возраст для вступления в брак для женщин 17-19 лет, для мужчин 29-30 лет. Участники, исповедующие христианство считают, что наиболее благоприятный возраст для брака у женщин 23-25 лет, у мужчин - 30 лет.

Смогли бы усыновить ребенка 35%, не смогли бы решиться на такой шаг - 47%, затрудняются ответить на данный вопрос - 18% респондентов.

По традиции вероисповедания супруга свадьбу играли 50%, по традиции вероисповедания супруги - 45%, а 5% устроили свадьбу в традиции обоих вероисповеданий.

Среди мужчин 3 языками владеют 11%, 2 языками - 72%, только родным языком - 17%. Среди женщин 3 языками владеют 9%, 2 языками - 70%, только родным языком - 21%.

По признанию респондентов большие трудности возникали в первые годы жизни. Сложно было придти к общему мнению. Но с годами совместного проживания в браке постепенно все острые ситуации решаются и находятся компромиссы. В настоящее время могут возникать небольшие разногласия в отношении детей и их воспитания.

Таким образом, в межнациональных семьях возникает много ситуаций, касающихся вопросов этнической принадлежности и национальности. Важную роль в такой семье играет умение находить компромиссы и договариваться, особенно это касается воспитания детей.

Заключение

Подводя итоги всего вышеизложенного, можно сказать следующее: брак и семья - это первооснова любого общества, особенно, общества, которое сейчас претерпевает серьезные изменения, когда глобализация идет параллельно с процессом разжигания межнациональной розни, когда особенно остро проявляются проблемы разногласий между западным миром капитализма и восточным миром традиционного ислама, и все это - на фоне попыток налаживания политических контактов и сотрудничества между странами. Именно в такой сложной ситуации семья обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует и определяет важнейшие интересы и потребности человека. В семье, как в капле воды, отражаются, воспроизводятся в специфической форме все коллизии социума, в том числе и национальные. Конечно, реальная жизнь каждого человека с течением времени может вносить в эти взгляды определенные коррективы, однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя. Наивно думать, к примеру, что нынешние межнациональные конфликты с применением оружия не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувства национального недоброжелательства к "врагам", желания мести за потерянных, быть может самых дорогих людей, членов родной семьи. Следует подчеркнуть, что все позитивное, присущее современной семье, ее воспитательный потенциал могут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова, если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить роль источника национального согласия и мира. Семье, в частности национально-смешанной, принадлежит немаловажная роль в гуманизации общества, сохранении его стабильности и целостности, а дети этой семьи составляют социальную группу, объективным интересом которой является сохранение политической и экономической стабильности, поддержание интеграционных процессов. Межнациональные семьи, уже в силу объективной социальной структуры, обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку, очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность, как взрослых членов семьи, так и детей. Образование смешанных семей открывает возможности передачи информации между супругами и их друзьями, родственниками, как в пределах поколения, так и между поколениями, то есть между детьми от смешанных браков. Следовательно, межэтнические семьи функционируют как канал, связующее звено взаимной информации о культурных особенностях контактирующих этносов. Межнациональная семья играет в этнокультурных процессах не столько роль инициатора, сколько "катализатора", ускорителя уже идущих процессов. Смешанная семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходит формирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. От степени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов, представителей разных национальностей, в определенной степени зависят не только особенности личностных взаимоотношений супругов, но и специфика их межнациональных связей в значительно широкой, внесемейной социальной среде. Поэтому предотвращение межнациональных конфликтов и создание благоприятной атмосферы на уровне такой малой части общества как семья может оказать огромное влияние на жизнь общества в целом, и, исходя из этого, можно сказать, что гармоничная межнациональная семья - это первый шаг к гармонизации многонационального общества. А начале исследования была поставлена цель изучить специфику и проблематику межнациональных браков. В результате проделанной работы цель была достигнута.

Литература

1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.; Изд-во Петрополис, 1990

2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.; Изд-во Леандр, 1990

3. Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика, 2001 - с. 18-23

4. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография, 1969, N 6. - с. 44-46

5. Бедный М.С., Семья-здоровье-общество. - М.; Просвещение, 1986

6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001

7. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах // Современные этнические процессы в СССР. - М.: Политиздат, 1977

8. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- СПб.: Изд-во Петрополис, 1998

9. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - СПб.; Изд-во Прайм-Еврознак, 1994

10. Давлиев И.А., Я и моя семья. - М.: Изд-во Таткнигоиздательство, 1984

11. Елизаров А.Н. К концептуальной схеме анализа межэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. в 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 221-225

12. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. 1987. №1. - с. 22-26

13. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. - СПб.; 2005

14. Жукова Д.А. Культура семьи. - Волгоград, Изд-во КТ, 2003 г.

15. Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс, 1986

16. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни - М.; Прогресс, 1991

17. Кузмицкайте Л. К вопросу исследования этнического сознания и самосознания у подростков // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990. - с. 12-20

18. Литвинова Г.И. Под защитой государства. - М.; Наука 1989

19. Литвинова Г.И. Человек после развода. - М.; Наука 1993

20. Макаров М.В. Сильные духом. Библиотека Мошкова, 2002

21. Мид М. Модели поведения супругов в межнациональных семьях, журнал/ Семейная политика - М.: №3, 2004 - с.12-22

22. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - М., Изд-во Дрофа, 1998

23. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М.; Прогресс, 1998

24. Романова М.А. Замуж за иностранца//Кризис современной семьи, сборник статей. Изд-во Флегг 2004

25. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.; Изд-во Цинтра, 1993

26. Социология: учебник для вузов/ В.Н. Лавритенко, Н. А., Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавритенко. - М.: ЮНИТИ, 2000

27. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.; ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. - 78 с.

28. Сборник статей Культура семейных отношений. - М.; Изд-во Цинтра, 1995

29. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования. - М.: №10, 1992

30. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. - М.: №6, 1994

31. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. - М.:1986. - №2.- 22-28 с.

32. Статистический комитет Содружества Независимых Государств. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Minneapolis, MN, 1993, т. 7, ч. 1

33. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М.; Прогресс, 1987. - с. 25-30

34. Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М.; Политиздат, 1974

35. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. - Минск, Изд-во Минскиздат, 1990

36. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В.М. Фриче. - Смоленск: Русич, 2002

37. Харчев А.Г. Брак и семья. - М.; Наука, 1997

38. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.; Наука, 1997

39. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. - М.; Наука, 1991.

40. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. - М.; Наука, 1996. 41. Штарева С.А. Я - семья - СПб: Изд-во Логос, 2002 г

Приложение 1

Анкета

1. Пол

2. Возраст

3. Уровень образования

4. Где и кем вы работаете?

5. Стаж супружеской жизни

6. Ваше вероисповедание?

7. То, что ваш(а) супруга(супруг) другой веры / национальности не мешает вашим отношениям или воспитанию детей?

8. Какое вероисповедание дадите ребенку или он будет решать сам?

9. Ваши родители не были против вашего выбора? Как родители отнеслись к выбору?

10. Имеет ли для Вас значение вероисповедание супруга(и)?

11. Верующий ли вы человек?

12. Вы будете против, если Ваш ребенок выберет себе в супружеские отношения человека другой веры / национальности?

13. Отмечаете ли вы религиозные праздники обоих вероисповедания?

14. При выборе имени ребенка, чем Вы руководствуетесь?

15. Общаются ли Ваши родители между собой?

16. Возникают ли трудности при приготовлении пищи?

17. Как проводите свободное время?

18. Какой наиболее подходящий возраст для брака по Вашему мнению?

19. Как Вы думаете, какой возраст лучше всего для рождения ребенка?

20. Вы бы смогли усыновить ребёнка?

21. По традициям чьей веры вы играли свадьбу и почему?

22. Сколько языков вы знаете?

Приложение 2

Уровень образования (%)

мужчины

женщины

Приложение 3

Мнение родителей по поводу межнациональных браков В (%)

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты