Этнические особенности современной семьи в социальной работе

Этнические особенности современной семьи в социальной работе

1

2

Федеральное агентство по образованию РФ

Ульяновский государственный университет

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Этнические особенности современной семьи в социальной работе

Ульяновск

2010

Содержание

Введение

1. Теоретические основы этнических подходов к современной семье

1.1 Понятие этноса и семьи

1.2 Этнические особенности семьи

2. Практические аспекты этнических основ современной семьи

2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи в современных условиях

2.2 Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семей

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Повышение пристального внимания ученых разных областей к семье в последние два десятилетия не случайно, оно связано, с одной стороны, с необходимостью активизации человеческого фактора в условиях социально-экономического развития, с другой - с обострением некоторых проблем и противоречий, характеризующих состояние семейных отношений в настоящий момент.

Несмотря на общеизвестный факт, что в изменяющихся условиях экономики, политики, культуры семья утрачивает психологическую и социальную устойчивость, а также на возрастание числа кросскультурных исследований до настоящего времени социально-психологические проблемы современной семьи остаются недостаточно изученными. Научный поиск механизмов стабилизации супружеских взаимоотношений невозможен без изучения социально-психологических особенностей семей, которые приобретают все большее значение в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Исследование социально-психологических особенностей семей разных этносов является важным компонентом этого научного поиска.

В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной с межэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых в той или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точки зрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполне успешной. Это дает основание предположить субъективно ощущаемое скрытое и зачастую непонятное в своих причинах неблагополучие, что побуждает его исследовать на первом этапе с помощью методов теоретического анализа. Если для этого использовать теории, сложившиеся за последнее столетие в отечественной традиции, то, несмотря на различия между ними, непреложным остается факт: за основу анализа процессов, имеющих место в диаде, следует брать процессы, происходящие в более широких, чем диада, социальных сообществах. Отношения в диаде являются конкретными проявлениями этих процессов.

Семья занимает особое место в ряду социальных групп. Она имеет свои специфические проблемы, противоречия, конфликты, обусловленные не столько общественными явлениями, сколько личными качествами ее членов, характером их взаимоотношений. Вместе с тем, пока еще являются редкими прикладные исследования в психологии конкретных народов России. Все это и обусловило выбор темы "Этнические особенности современной семьи в социальной работе".

Теоретико-методологические основы межэтнических семей и браков советского периода представлены в работах таких ученых, как: М. Арутюнян, Р.А. Ачылова, А.Г. Волков, А.И. Исмаилов, М.В. Мурзабулатов, О. Мусаев, А.А. Сусоколов, А.Г. Харчев и другие. Сегодня же в данной области работают такие ученые, как: Ф.Б. Бурханова, Л.М. Дробижева, И. Заянчковский, Н.Л. Крылова, С.В. Прожогина, Фотиева и другие.

Объект исследования: социально-психологические особенности семей в различных этносах.

Предмет исследования: этнические особенности современной семьи в социальной работе

Цель исследования: изучить специфику и проблематику межнациональных браков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие этноса и семьи.

2. Рассмотреть этнические особенности семьи.

3. Рассмотреть технологии работы с семьей, супруги которой принадлежат различным этносам.

4. Изучить этнические особенности современной семьи.

Гипотеза: изучение специфики межэтнических семей будет способствовать выявлению факторов, влияющих на семейные отношения в такой семье.

В качестве методов исследования использовались метод теоретического анализа специальной литературы, анкетирование, наблюдение, беседа.

Данная дипломная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Первая глава посвящена теоретическим основам этнических подходов к современной семье. В данной главе раскрываются понятия этноса и семьи, аспекты и основные проблемы семьи, а также этнические особенности семьи.

Вторая глава посвящена практическим аспектам этнических основ современной семьи. В данной главе раскрываются формы работы с межэтническими семьями, а также факторы, влияющие на семейные отношения в межэтнических семьях.

Глава 1. Теоретические основы этнических подходов к современной семье

1.1 Понятие этноса и семьи

Этнос - слово греческое, его латинский аналог - "natio", русский аналог - "народ". В греческом языке есть и другие термины для обозначения народа: "лао" - "население", "демос" - "совокупность граждан", но эти термины несут социальную нагрузку.

Энциклопедические словари советского времени обязательно сообщают, что этнос - социальная группа, определяемая общностью территории, совместным ведением хозяйства, языком. Однако на одной территории часто уживаются представители разных этносов. И говорить представители разных этносов могут на одном языке [4,с.44].

Этнос -- группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другое.

На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов; во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и других; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу.

Генезис любого этноса предполагает значительную протяженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии.

Основные условия возникновения этноса -- общность территории и языка -- впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания -- этнонима [4,с.45].

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и так далее. Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов -- консолидации, ассимиляции и тому прочее. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства).

Согласно Гумилеву, этнос рождается в результате одновременного появления большого числа пассионариев. Этот старт Гумилев назвал этническим (или пассионарным) толчком. У него есть гипотеза, связывающая этот толчок с закономерностями астрофизическими (гипотеза крайне неубедительная). На сегодняшний день мы не знаем, почему возникает пассионарный толчок - то ли и вправду астрофизика виновата, то ли какие-то природные явления в пределах Земли, то ли Божья воля, - но он действительно возникает. А далее этнос проходит 5 основных фаз своей истории [17,с.12].

1. Фаза пассионарного подъема.

Пассионарный подъем делится на скрытый и явный (или открытый) подъем. Скрытый подъем иногда у Гумилева в статьях называется "инкубационным периодом". Но в поздних работах Гумилев считал, что это одна фаза.

Скрытым подъем называется потому, что этнос еще не осознал себя как этническое единство, однако подъем уже идет, число пассионариев увеличивается, начинает работать механизм внутриэтнической солидарности, стягивающий, склеивающий этнос, который сам еще этого не понял. В инкубационной фазе (или в скрытом подъеме) этнос представляет собой "консорции" - группы людей, связанных именно общей судьбой. Что же касается групп людей, связанных общими интересами, то это - самые слабые, самые начальные звенья, называемые "конвиксиями". Конвиксии существуют в любом социуме.

2. Фаза пассионарного подъема

Фаза этнического подъема сменяется пассионарным перегревом или акматической фазой, для которой характерен избыток пассионарности. Пассионариев по-прежнему меньше 1 %, но где-то уже близко к 1 % (конечно, точных подсчетов нет), и им становится тесно. Данная ситуация чревата взрывом. Она способна привести к религиозной войне или внутренней междоусобице, которая не разорвет страны, но может ее ослабить. Поэтому в акматической фазе выгоднее всего сбросить избыточную пассионарность вовне. И не суть важно, что это будет - отвоевание чего-нибудь, завоевание чего-нибудь, колонизация. Классические примеры сброса избыточной пассионарности французов и немцев - первые Крестовые походы.

Однако в таком сбросе таится своя опасность - здесь требуется соблюсти меру и не уменьшить пассионарности этноса больше, чем это допустимо.

3. Фаза надлома

Пассионарность, наконец, израсходована, и этнос вступает в третью фазу - фазу надлома. Пассионариев стало меньше, поэтому каждый из них обретает большее влияние на соплеменников. В результате, этнос довольно резко снижает внутриэтническую солидарность. Это опасная фаза. В надломе этнос сильно открыт иноземным влияниям и может повредить собственный этнокультурный вариант, собственную культуру. Именно в это время чаще всего происходят революции. Как следствие, не все этносы выходят из фазы надлома.

4. Фаза инерции

Если этнос благополучно вышел из надлома, для него наступает фаза инерции, которая может продолжаться 300-400 лет. Это эпоха благоденствия, когда достигается самый высокий культурный уровень (хотя гениев уже мало) и самый высокий жизненный уровень. Именно в данный период обычно основываются империи, ибо империя - не грубый захват, а фундаментальная государственная работа, созидание. Так основали свои империи римляне, персы. Фаза инерции - самая уютная фаза, поэтому никаких усилий не жалко для сохранения этнического баланса и жизни этноса.

5. Фаза обскурации

Наконец, после фазы инерции наступает фаза обскурации (100-150 лет), когда происходит утрата внутриэтнической солидарности и распад этноса. Люди же, составлявшие его, естественно, не распадаются, а поступают в качестве человеческого материала на формирование новых этносов.

Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями [17,с.14]. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться.

Семьям-- социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья-- это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования [15,с.11].

Выделяют следующие аспекты семьи:

· Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

· Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически-- общим семейным бюджетом.

· Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

· Биологическая: состоит из родителей и детей.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что "семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество". На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции "в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком", а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что "по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка". Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства [5,с.9]. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения [15,с.13].

Семья является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей [5,с.10]. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека - в городе и 3, 3 - в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [5,с.23].

Основные социальные проблемы семьи:

1. трудное материальное положение семьи;

2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;

4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6. социальное сиротство - это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей - искажение родительского поведения.

Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

· социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи;

· хозяйственно-экономические включают ведение хозяйства,

· бюджет;

· воспитательные отношения - социализация молодого поколения;

· социальные отношения - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшими;

· духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;

· социально-статусные отношения - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

· досуговые отношения - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

· эмоциональные отношения - осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социальные функции семьи

1. функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин) [8,с.31].

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты