Этика социально-педагогической деятельности
p align="left">Терпение необходимо социальному работнику, поскольку он работает с различными клиентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными характеристиками клиента (например, ослабление памяти), так и эмоциональными (например, раздражительность).

Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное - дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.

Коммуникабельность - важнейшее качество социального работника. С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа заканчивается. От коммуникативной способности социального работника во многом зависит успех его деятельности, потому что именно в процессе общения он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятельства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сделать ее более продуктивной.

В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы, в общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы, необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.

Оптимизм. Социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в какой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно решить - и по объективным причинам, и по субъективным.

Вместе с тем социальный работник несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, а следовательно, и добро - и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Специалисту, постоянно видящему человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды.

Источником оптимизма социального работника является убежденность в возможности социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимизма у социального работника не только "заражает" клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки изменить положение к лучшему, то есть делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.

Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнением о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым увеличить свой личностный потенциал и социальную активность.

Эмпатия (от греч. empatheia - "сопереживание") - постижение эмоционального состояния, проникновение ("вчувствование") в переживания другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.

Клиент социальных служб - это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Но за рамками данного определения оказались такие характеристики клиента, как его негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания.

Уже при первой встрече с клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента: он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, и это ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом.

Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда может выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.

Самосовершенствование социального работника - не самоцель, хотя для любой личности совершенствование своих профессиональных и духовных качеств является одной из важнейших потребностей. Как специалист в области работы с человеком, социальный работник свою деятельность во многом регулирует не только законодательными актами, но и моральными нормами, принципами и правилами, которые наибольшую ценность и значимость приобретают тогда, когда становятся частью сознания его как личности.

Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое предназначение. Как говорит недавно появившаяся пословица, "социальная работа - это не профессия, это - диагноз". Высокие моральные качества позволяют социальному работнику самостоятельно регулировать свое поведение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

Творческое мышление - неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе, несмотря на то, что имеется определенная классификация стандартных положений, нет абсолютно идентичных ситуаций и одинаковых клиентов. В каждом конкретном случае социальный работник должен, принимая решение, учитывать малейшие нюансы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата.

При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применимых в любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу.

Таким образом, в основе личностно-нравственных качеств социального работника лежит формула "разум + умение + сострадание".

Тема 3. Этический кодекс социальной работы

3.1
Международная нормативная база этики социальной работы (международные документы)

Профессиональная этика социальной работы (как и этика в целом) базируется на основных международных документах. Тот, кто посвятил себя социальной работе (система "человек-человек"), должен знать основные международные документы, определяющие современные подходы к оценке личности, национального общества, мирового сообщества [13, 332 - 339].

Устав Организации Объединенных Наций 1945 года

Созданная сразу после окончания Второй мировой войны, Организация Объединенных Наций символизировала собой решимость международного сообщества выработать новые договоры с целью поддержания и обеспечения мира. Впервые было заявлено о желании создать систему международного сотрудничества, ограничивающую суверенитет отдельных государств. Международное сообщество обязалось создать гарантии прав человека, которые будут обеспечивать защиту отдельных лиц, групп или общин. Внутреннее законодательство в этих ключевых областях должно было быть приведено в соответствие с международными нормами, которые над ним главенствуют.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Основные положения Всеобщей декларации отражают самые сокровенные чаяния человечества. Она написана "неполитическим" языком и устанавливает формы отношений, на которые может рассчитывать каждый человек в мире. В этом документе впервые были сведены воедино идеи, которые являются общими для многих политических, культурных и религиозных традиций.

В 30 статьях Всеобщей декларации определены основные права и свободы всех людей (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные). Но сама по себе Декларация не имеет юридической силы. Она представляет собой свод нравственных норм. О значении, влиянии и применении этих норм свидетельствуют их широкое признание и включение во внутреннее законодательство большинства стран мира.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года

В Конвенции гарантируется полная реализация принципа равенства и недискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание международного сообщества, свободного от всех форм расовой стратегии и расовой дискриминации.

Международные пакты по правам человека 1966 года

Два Пакта (один из которых касается гражданских и политических прав, а другой - экономических, социальных и культурных прав), разработанных на основе Всеобщей Декларации, устанавливают международно признанные нормы, с помощью которых в судебном порядке обеспечивается защита прав человека в случае их нарушения.

Пакты имеют три общих элемента: а) право на самоопределение, реализация которого привела к деколонизации и вступлению большого числа новых государств в Организацию Объединенных Наций; б) принцип равенства мужчин и женщин и недискриминации по признаку пола, расы или религии; в) принцип неделимости, то есть взаимозависимости, взаимосвязи, взаимообусловленности гражданских, и политических свобод с экономическими, социальными и культурными правами.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года

В Пакте закреплены следующие права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; запрещение рабства; не подвергаться произвольному аресту и задержанию; на свободу слова, религии, собраний, ассоциаций, включая членство в профсоюзах; на свободу передвижения и выбора места жительства; голосовать на основе системы всеобщего избирательного права; на справедливое судебное разбирательство; на защиту меньшинств.

Декларация социального прогресса и развития 1969 года

Декларация является комплексной программой социального сотрудничества. Она отражает ценности социальных доктрин и утверждает новое отношение к социальному статусу человека. В ней сформулированы основные принципы социального прогресса, главным из которых является положение о том, "что все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национальности, этического происхождения, семейного или социального положения либо политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и должны со своей стороны способствовать ему".

В Декларации важное значение придается семье как основной ячейке общества и естественной среде для благополучия всех ее членов, особенно детей и молодежи. Деятельность каждого государства, как отмечено в Декларации, должна быть направлена на постоянное увеличение национального дохода и богатства и справедливое распределение их среди всех членов общества.

Права, касающиеся задержания правонарушителей и обращения с ними

В 1955 г. первый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял минимальные стандартные правила обращения с заключенными и управления пенитенциарными учреждениями. В 1971 г. Генеральная Ассамблея рекомендовала обеспечить эффективное применение этих правил в области управления пенитенциарными и исправительными учреждениями и положительно рассмотреть вопрос об их включении в национальные законодательства.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде 1972 года

Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 г., провозгласила, что каждый человек имеет право на здоровую, безопасную окружающую среду и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо будущих поколений.

Позднее Генеральная Ассамблея учредила Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде для наблюдения за состоянием окружающей среды и поощрения экологически безопасной деятельности.

В 1989 г. была разработана Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Важные международные договоры в области охраны окружающей среды, а именно Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии были приняты на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в июне 1992 г.,

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года

В статье 1 Конвенции дается следующее определение понятия "дискриминация" в отношении женщин: "Любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

Государства, ставшие участниками этой Конвенции, соглашаются безотлагательно всеми способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другие соответствующие законодательства, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

б) принимать там, где это необходимо, соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

в) установить юридическую защиту прав женщин наравне с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин от любого акта дискриминации;

г) принимать все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

д) изменить соответствующим образом или отменить действующие законы, постановления, обычаи и практику, которые являются дискриминацией в отношении женщин.

Принцип медицинской этики 1982 года

В 1976 г. Генеральная Ассамблея предложила Всемирной организации здравоохранения подготовить проект Кодекса медицинской этики с целью защиты лиц, подвергаемых любой форме задержания или тюремного заключения. С помощью ВОЗ, Совета международных научных медицинских организаций и Всемирной медицинской ассамблеи Генеральная Ассамблея разработала и приняла в 1982 г. принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных и задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В 1983 г. Генеральная Ассамблея призвала все правительства содействовать соблюдению этих принципов медицинскими работниками и служащими учреждений, в функции которых входит задержание и тюремное заключение.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года

Эта Конвенция не только предусматривает, что государства-участники должны полностью запретить применение пыток в рамках своего национального законодательства, но и четко указывает, что никакой приказ вышестоящего лица и никакие исключительные обстоятельства не могут служить оправданием пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В Конвенции сказано, что любое лицо, применявшее пытки, подвергается судебному преследованию на территории любого государства-участника, а в случае наличия достоверной информации о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника Конвенция предусматривает проведение международного расследования.

Государства-участники Конвенции также обязуются принимать эффективные законодательные, административные, судебные или другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. Никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты