Возникновение социологии

Возникновение социологии

1

Содержание

  • Введение 2
  • 1. Западноевропейская социология XIX--начала XX века 3
  • 2. Классическая зарубежная социология 6
  • 3. Современная зарубежная социология 9
  • 4. Социология в России в XIX -- начале XX века 17
  • 5. Советская и российская социология 19
  • Заключение 24
  • Список литературы 26
Введение

Социология в России после трудного становления приобрела статус сам
остоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные пораже-ния, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь но-вовведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противо-речия, социологическая мысль выжила и продолжает развиваться.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И нау-ка не об обществе вообще (общество изучают и социальная фило-софия, и история, и политология, и юридические науки, и культу-рология), а обществе в его социально-человеческом обличий. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе -- вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действитель-ность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

Для такого подхода социология использует все богатство фи-лософского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влия-нии объективных и субъективных условий на это сознание и пове-дение. Для социального анализа важны и выводы психологичес-кой науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология дает свою интер-претацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в об-щественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микро-уровнях человеческой деятельности.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каж-дая наука возникает как ответ на потребности общественного раз-вития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и поновому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII -- начала XIX столетия.

А выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя, которые подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни общества. В тру-дах Жан-Жака Руссо (1712--1778), А. Сен-Симона (1760--1825) и др. был осуществлен глубокий анализ реальной социально-эконо-мической ситуации, изложены основы функционирования обще-ственных отношений и, главное, замечено изменение роли челове-ка как активного участника исторического процесса.

В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми при-сущими ему качественными характеристиками и гуманистически-ми особенностями, в центр которого постепенно становился чело-век в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна со-циальных конфликтов, противоречия в функционировании буржу-азной демократии настоятельно требовали не столько абстракт-ного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое раз-витие других общественных наук -- истории, экономики, права, социальной философии -- лишь высветило новый комплекс проб-лем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоя-тельного рассмотрения.

1. Западноевропейская социология XIX--начала XX века

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об общ
естве» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798--1857). В главных своих сочинениях-- «Курс позитивной философии» (Т. 1--6, 1830--1842) и «Система пози-тивной политики» (Т. 1--4,1851--1854)--он высказал рациональ-ную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возник-новения позитивистских взглядов и концепций, получило дальней-шее развитие в трудах его последователей.

Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифферен-циации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимо-действие с другими людьми в рамках различных общностей, соци-альных групп и социальных организаций в условиях функциони-рующего гражданского общества.

В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происхо-дящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.

На разных этапах развития социологической мысли на перед-ний план выходило то одно, то другое направление. Социологи-ческая теория О. Конта состояла из «социальной статики» и «со-циальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным факто-ром которой он считал умственное, духовное развитие. Его замы-сел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социаль-ной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это дела-ет естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуаль-ной эволюции человечества. Особый интерес представляет его раз-мышление о социальной статике и социальной динамике как, методе, объясняющем его позитивистский историзм.

Другая концепция -- биологическая -- связана с именем Г. Спенсера (1820--1903), который рассматривал общество по ана-логии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч.Дар-вину Г. Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» при-менительно к общественной жизни: выживают те, кто больше все-го приспособлен к превратностям жизни.

Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем (1838--1909), Г. Тардом (1843--1904), Г. Лебоном (1841--1931) и особенно Ф. Тен-нисом (1855--1936), а также в известной степени Дж.С. Миллем (1806--1873).

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном сче-те привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и по-пыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элемен-тарным социальным отношением он считал передачу или попыт-ку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разум-ное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, которая и определяет сущность и направление человеческого по-ведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не госу-дарством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю (1830--1905) и Ф. Ратцелем (1844--1904). Так, Ратцель пре-увеличивал влияние природно-географической среды на поли-тическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на разви-тие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками (например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, назван-ная по имени своего основателя К. Маркса (1818--1883), которая существует уже более полутора сотен лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820--1895) он сформулировал совокупность идей на основе от-крытого ими материалистического понимания истории, что послу-жило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Особое значение они придавали структурно-му строению каждого общества: базису (производственные отно-шения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным и философским воззрениям). Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалисти-ческих революций, изучены основные классы современного им об-щества -- пролетариат, буржуазия, крестьянство -- и проанали-зированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прог-ресса -- капиталистического.

2. Классическая зарубежная социология

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в
XIX веке, они все были едины в одном -- объектом и предметом социологии является общество, вся обще-ственная жизнь.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представ-ления. Все больше слышалось критических замечаний, что социо-логия претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой пос-тановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858--1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе -- предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и об-разуют социальную реальность. Исходя из этого он трактовал ре-альность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные веро-вания, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благода-ря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживаю-щих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин само-убийств (есть специальная работа об этом) вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде.

Особо следует отметить идеи Дюркгейма о солидарности и о таких ее типах, как механическая и органическая.

Что касается Г. Зиммеля (1858--1918), то он также предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Социология, по его мне-нию, изучает чистые формы «социации» (или общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать их историческое развитие.

Труды М. Вебера (1864--1920) представляют уникальный по своему замыслу и исполнению сплав исторического и социологи-ческого знания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. В этом отношении его взгляды противоре-чат точке зрения Дюркгейма, придававшего главное значение ис-следованию общественных структур. Он считал, что такие слож-ные понятия, как «капитализм», «религия» и «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Поэтому социолог должен исследовать мотивы поступков лю-дей и то значение, которое они придают собственным действиям и действиям других. Он признавал огромную роль ценностей, счи-тая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Имен-но с этих позиций он использовал такие понятия, как «понима-ние», «идеальный тип», феномен «бюрократии», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». И наконец, он по-святил немало работ проблемам государства, власти, типам гос-подства (традиционное, легальное, харизматическое), что позво-ляет считать его одним из создателей политической социологии.

Нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848-- 1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпири-чески обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформули-ровал основные требования эмпирической социологии, которая по-лучила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833--1911), У. Мура, К. Девиса и др.

Значительны заслуги Парето в разработке проблем политической элиты, которые во многом были продолжены и развиты Г. Моска (1858--1941).

Таким образом, серьезным вкладом представителей классичес-кой социологии начала XX века было то, что они доказали несос-тоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критери-ем социологии как науки должны стать эмпирические особым об-разом классифицированные и объясненные факты (В. Парето).

Конечно, этими именами не ограничивается весь тот круг мыс-лителей, которые относятся к этому периоду в развитии социоло-гии. Среди них следует назвать К. Маннгейма (1893--1947), кото-рый в своей концепции социологии знания обращал внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе.

Среди других социологов, которых можно отнести к этому пе-риоду, следует назвать Л. фон Визе (1876--1969), автора книги «Си-стема общей социологии» (1933), посвященной исследованию все-общих форм социальных явлений. Подвергнув критике понятие «общество» как фикцию, он сосредоточил внимание на познании «социального» или «межчеловеческого» в рамках форм отношений типа «Я -- Ты» и «Я -- Мы», к которым относятся взаимоотноше-ния людей.

На наш взгляд, названные ученые, их школы и их ученики окон-чательно конституировали социологию как науку, вычленив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложи-ли основы для дальнейшего развития и дифференциации социоло-гической науки.

3. Современная зарубежная социология

Бурное развитие социологической науки в
XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных кон-цепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

В XX веке социология пошла «вширь» -- она постепенно охва-тывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

XX век -- это и век развития социологии «вглубь». Она охва-тывала все новые и новые области познания, открывала многие пограничные темы (город, здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфра-структура, общение, катастрофы и др.).

В XX веке происходило и конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, орга-низации научно-исследовательских центров и организаций. Про-фессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.

И наконец, следует отметить организационное укрепление со-циологии. В XX веке были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые после второй ми-ровой войны (1946) создали Международную социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способ-ствовавшую превращению социологов в один из заметных отря-дов в области социального знания.

Так как в процесс производства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне по-нятно то многообразие теорий и концепций, которые были произ-ведены на свет в XX веке и продолжают появляться в большом количестве и в настоящее время.

В кратком историческом очерке сложно рассмотреть и даже обозреть все эти теории и концепции. Поэтому мы остановимся на тех из них, которые определяют лицо современной социологии.

Структурный функционализм и примыкающие к нему теории.

Наиболее полно основы этой концепции изложены Т. Парсонсом (1902--1979), опирающимся в своих поисках на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального поряд-ка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие сис-темы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними.

Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием -- структурализм во Франции, который развивали М. Фуко, К. Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического це-лого.

Вместе с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которая была признана и самим ее создателем -- Т. Парсонсом. Дело в том, что структурный функционализм практически отвер-гал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внут-ри существующей системы, согласованию интересов различных подсистем, ибо такой вывод был сделан на основе анализа обще-ственного и государственного устройства США, которое Т. Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм. Т. Парсонс в совместной с Э. Шилзом работе «К общей теории действия» осуществил заметный сдвиг от анали-за структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к про-блеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функ-ций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки улуч-шить структурный функционализм идеей эволюции свелись к ус-ложнению системы и увеличению ее адаптивной способности.

Р. Мертон (р. 1910), пытаясь преодолеть метафизичность струк-турно-функционального подхода, создал теорию социальных из-менений путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о воз-можности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом Мертон пытался ввести в функционализм идею из-менения, но он ограничил изменение «средним» уровнем -- уров-нем конкретной социальной системы.

Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска причинно-следственных связей, и самыми различными социологами были предприняты попытки найти их, что реализо-валось в разработке и применении в анализе нескольких видов де-терминизма -- от биологического и технологического до экономи-ческого (например, У. Ростоу).

Теории социального конфликта. Данные теории создавались на основе критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч.Р. Миллс (1916--1962), лежит конфликт, а не конформ-ность, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Более того, опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты