Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната
p align="left">В интернате проживают 168 человек. Из них, по рекомендации врача, в соответствии с состоянием здоровья и, учитывая требования «Закона о психиатрической помощи», могут заниматься трудом 79 - 80 человек. Ежедневно, в течение 3 часов (2 часа утром и 1 час после обеда) эти люди активно участвуют в жизненном процессе интерната. Их возраст - от 25 до 60 лет.

Создано 9 постоянно действующих бригад:

- помощь на пищеблоке, в буфете и овощехранилище (17 человек),

- уход за территорией (16 человек),

- баня-прачечная (3 человека),

- помощь плотнику (3 человека),

- швейная мастерская (2 человека),

- помощь санитаркам по уходу за слабыми больными (7 человек),

- разнорабочие (13 человек),

- шефская сезонная помощь совхозу (5-9 человек).

В каждой бригаде назначаются старшие. За последние три года силами таких бригад выполнены значительные работы по благоустройству территории: разбито более 30 клумб, дорожки оформлены камнями, привезенными с полей, высажены кустарники и деревья, в том числе фруктовые, во вновь заложенном саду, производен ремонт заборов.

Весной производится побелка деревьев и бордюров, очистка территории от мусора. Летом работники бригад следят за состоянием газонов, клумб, скашивают траву, выполняют косметический ремонт палат, бытовых помещений, коридоров, лестничных пролетов. Также производится окраска лавочек, дверей, рам, другие разнообразные работы. Специалисты интерната могут доверять и во многом положиться на инвалидов. Но такая слаженность была достигнута не сразу.

Прежде являлось большой проблемой даже «поднять» проживающих с кроватей. Некоторыми из них признавалась только работа на местных жителей за символическую плату или за спиртное. Возникла необходимость в радикальных переменах, так как увлечение алкоголем становилось массовым, и как следствие этого - безразличие к своему интернату, безделье, деградация личности.

Коллектив интерната, решил изменить такое положение. Началась активная каждодневная работа. В первую очередь были составлены списки проживающих по диагнозам, характерам и их привычкам, в соответствии с заключениями врачей определены те, кому показана трудотерапия.

Разработали режимы содержания: в пределах интерната, в пределах территории, усиленного контроля, свободного выхода.

С инвалидами проводилась большая воспитательная работа - беседы, выявление причин недовольства и равнодушия, выявление их интересов. Вновь поступившим клиентам оказывалась помощь в преодолении барьера с проживающими, в подборе им товарищей. Следует отметить, что в этой работе постоянно участвуют не только воспитатели, но и весь медицинский персонал нашего учреждения.

Инструктор производственного обучения распределяет работу с учетом индивидуальных интересов каждого, прививает им навыки, прикрепляет к более опытным товарищам или специалистам.

Некоторые уже уверенно могут называть себя слесарями, плотниками, успешно разбираются в строительно-ремонтных работах. Это стало предметом их гордости, осознания чувства полезности и уважения к себе самому.

А главное - сформировался коллектив неравнодушных к общему делу людей, стремящихся сделать интернат уютным и красивым.

В 2009 году в интернате был избран актив: староста интерната, старосты палат, назначены дежурные в вечернее время. В работе актива интерната возникали большие трудности, но они были успешно преодолены. В результате заметно улучшилась дисциплина, порядок и, конечно, психологический настрой в целом.

На общих собраниях или в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник», для них организовывались поездки и экскурсии.

Вся информация, о тех, кто добился результатов и тех, кто стремится к этому вывешивалась на специальных стендах. Это также являлось весомым стимулом и имело сильное моральное воздействие.

Большой духовной поддержкой для проживающих является участие в их жизни священнослужителей. Они - частые гости в нашем доме. Кроме обрядов, служб они проводят общие и индивидуальные беседы с проживающими, предупреждают их о пагубности вредных привычек, безделья, лени.

После обряда массового крещения наших подопечных в январе этого года многие заметно изменились в лучшую сторону, так как стали вести себя по-христиански. Трудотерапия, хороший морально-психологический климат - дают свои результаты улучшении состояния здоровья инвалидов.

Например, врачами-психиатрами отмечен значительный положительный эффект в лечении лиц, страдающих шизофренией. Они стали намного активнее, коммуникабельнее, доброжелательней и отзывчивей. У многих восстановилась речь, приостановлен процесс социальной деградации. В последнее время обострений у них не наблюдается. Снизился и процент лиц, пристрастившихся к алкоголю.

Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда - красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, - инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома.

Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

2. Изучение возможностей трудотерапии инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате (на примере ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»)

2.1 Организация и проведение исследования

Целью данного исследования является:

- выявление возможностей трудотерапии в условиях психоневрологического интерната.

Задачи:

определить влияние трудотерапии:

- на развитие социально-бытовых навыков инвалидов;

- сохранение физической, психической и социальной активности инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате;

- снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

Этапы исследования:

1. Описание выборки.

2. Подбор диагностического инструментария.

3. Разработка и реализация программы.

4. Анализ результатов, выводы и разработка рекомендаций

База исследования: ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Местонахождение учреждения: Вологодская область, г. Устюжна, п. Михайловское.

Основными целями психоневрологического интерната являются:

- осуществление социальной защиты проживающих в учреждении;

- осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

- внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, инновационных методик по вопросам реабилитации инвалидов.

Выборка: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Выборка: персонал ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат», в количестве 50 человек. Доминирующими характеристиками выборки являются лица женского пола (78%), в возрасте от 41 до 50 лет (40%), имеют среднее специальное образование (54%). Во время проведения анкеты охвачен практически весь обслуживающий инвалидов персонал (44%), 38% младшего медицинского персонала и 18% среднего медицинского персонала.

Выборка: работники ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» в количестве 9 человек, по роду своей деятельности непосредственно занимающиеся с инвалидами занятиями по трудотерапии.

Диагностический инструментарий:

- анкета, с целью выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»; В ходе проведения исследования была разработана анкета для выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Сроки проведения: 22.03.10. - 29.03.10.

Количество участвующих: 50 человек.

- интервью трудинструкторов, с целью изучения особенностей взаимодействия трудинструктора с инвалидами, проживающими в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

2.2 Разработка и реализация программы занятий по трудотерапии с инвалидами, проживающими в психоневрологическом интернате

Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Категория клиентов: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Была организована группа инвалидов в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, проживающих в 7 корпусе Устюженского психоневрологического интерната.

В процессе проведения исследования была разработана программа занятий по трудотерапии с инвалидами с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучению навыкам и умению заниматься спортом.

При проведении мероприятий по трудотерапии мы учитывали показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание инвалида участвовать в занятиях по трудотерапии.

Также учитывается непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого инвалида (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии.

При проведении занятий по трудотерапии образовались три подгруппы по интересам: занятия физическим трудом (3 чел.), творческая мастерская (6 чел.) и занятия на тренажерах в кабинете ЛФК (3 чел.). Занятия проводились в первой половине дня, после завтрака и утренних процедур.

Вначале небольшое введение, разъяснение цели занятия и проведение занятия. Занятия физическим трудом проводились с помощью трудинструктора, творческие занятия с помощью социального и музыкального работника, занятия в кабинете ЛФК под присмотром инструктора по ЛФК. Все занятия проводились с учетом дозированности времени и нагрузки (с соблюдением последовательного перехода от простого к сложному). Также творческие занятия проводились начиная с простых заданий доходя до усложненных.

За время проведения программы инвалиды в группе трудотерапии приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди проживающих.

За время проведения занятий по трудотерапии у инвалидов занимающихся, лепкой из пластилина и собиранием пазлов, расширился словарный запас, развились память, мышление, речь стала более связной, стала более развита мелкая моторика рук. Вызывает огромный интерес у инвалидов творческие занятия и занятия в кабинете ЛФК.

Занятия физкультурой помогают инвалидам поверить в свои собственные силы, почувствовать свою значимость, предоставляют им возможность достичь определенных результатов.

Некоторые из проводимых мероприятий могут изменяться и заменяться в зависимости от погодных условий и с учетом пожелания инвалидов.

Мероприятия проходили каждый рабочий день, в них входили:

- покупка зубных паст, щеток, бритв, обучение личной гигиене (умывание, чистка зубов, бритье), уборка в комнате;

- уход за комнатными цветами (полив, рыхление);

- покупка фотоальбомов каждому инвалиду, сбор фотографий;

- обучение пользованию мобильным телефоном (у кого они есть);

- уборка снега на территории корпуса и подвоз продуктов в столовую;

- ежедневное чаепитие;

- закупка пазлов, пластилина, раскрасок;

- проведение занятий по лепке из пластилина, собиранию пазлов, раскрашиванию раскрасок;

- разучивание песен под караоке;

- ежедневное посещение кабинета ЛФК.

Итак, организуя процесс трудотерапии в Устюженском психоневрологическом интернате можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении.

Также необходим контроль результатов трудотерапии до и после проведения занятий по трудотерапии и медицинский контроль со стороны медицинской службы. Учитывая дальнюю расположенность жилых корпусов от трудовых мастерских, от клуба и главного здания инструктор по труду должен сам проявлять активность и проводить занятия по трудотерапии непосредственно в тех корпусах, где проживают инвалиды, желающие заниматься трудотерапией.

Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудотерапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.). Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната имеет цель, как можно дольше сохранить физическую, психическую и социальную активность клиентов, снизить уровень зависимости от посторонней помощи. В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов создаёт у них благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности.

2.3 Анализ результатов и выводы

Анкета состоит из вводной части (инструкция по пользованию анкетой), основной части, социально-демографической части (паспортички), содержит вопросы открытого, закрытого и полузакрытого плана. В результате получим отношение персонала к возможностям трудотерапии инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» (далее УПНИ).

А) Первый раздел посвящен изучению знания персонала о социальной реабилитации и трудотерапии инвалидов. В него входят вопросы с 1 по 3.

Б) Второй раздел посвящен изучению отношения персонала к инвалидам, работающим в УПНИ. В него входят вопросы с 4 по 6.

В) Третий раздел посвящен изучению проблем и дальнейшего развития занятий по трудотерапии УПНИ. В него входят вопросы с 7 по 11.

Г) Четвертый раздел посвящен изучению влияния трудотерапии на развитие инвалидов, проживающих в УПНИ. В него входят вопросы с 12 по 14.

3) Социально-демографическая часть анкеты. В нее входят вопросы с 11 по 15.

Таблица 2.1. «Что Вы вкладываете в понятие «трудотерапия»?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Посильная работа с инвалидами

10 (20%)

Лечение трудом

4 (8%)

Ежедневная работа по труду с инвалидами

3 (6%)

Привлечение инвалидов к труду

14 (28%)

Ежедневный уход за проживающими

1 (2%)

Работа

3 (6%)

Заинтересованность инвалидов в труде, удовлетворенность

2 (4%)

Сохранение трудовых навыков, приобретение новых, самоутверждение.

3 (6%)

Обучение профессии, уважение к труду, коллективизм, реабилитация.

1 (2%)

Затрудняюсь ответить

9 (18%)

Таким образом, 28% опрашиваемых считают, что трудотерапия - это привлечение инвалидов к труду; 20% считают, что это посильная работа с инвалидами; 18% - затрудняются в ответе. Остальные варианты ответов сформулированы не точно. Только 6% респондентов дали ответ, близкий к определению трудотерапии.

Таблица 2.2. «Как Вы считаете, какие специалисты должны работать с инвалидами на занятиях по трудотерапии?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Трудинструктор

38 (76%)

Специалист по социальной работе

10 (20%)

Социальный работник

2 (4%)

Не важно кто

Таким образом, 76% респондентов считают, что трудинструктор должен проводить занятия по трудотерапии.

Таблица 2.3. «Считаете ли Вы что, трудотерапия является частью социальной реабилитации?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

49 (98%)

нет

0%

Не знаю

1 (2%)

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты