Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната
16
Выпускная квалификационная работа
ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА
Тотьма 2010
Введение
Инвалиды с психическими расстройствами в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.
В настоящее время процесс социальной реабилитации инвалидов является предметом исследовании в трудах Н.Ф. Дементьевой, А.А. Модестова, Е.И. Холостовой, О.С. Андреевой, Э.В. Устиновой.
До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам оказывалась в домах-интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных сторон имеет и отрицательные (монотонный образ жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для инвалидов, бесперспективность и т.д.)
Эти обстоятельства делают дома-интернаты малопривлекательными для инвалидов. Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждения социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.
На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем их функции гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
Данная тема сегодня очень актуальна, т. к. нетрудоспособные граждане в нашей стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику в условиях экономического кризиса ставит на одно из первых мест своей деятельности.
Цель данной работы - изучение возможностей трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната.
Задачи:
- изучить научно-методическую, специализированную литературу и другие источники информации по данной проблеме;
- изучить сущность социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната;
- охарактеризовать трудотерапию, как метод социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате.
- разработать и реализовать программу занятий по трудотерапии инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате.
- выявить возможности трудотерапии в условиях психоневрологического интерната;
Объектом исследования является социальная реабилитация инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната.
Предметом исследования данной работы является влияние трудотерапии на социальную реабилитацию инвалидов в условиях проживания психоневрологического интерната.
Гипотеза: мы предполагаем, что трудотерапия как метод социальной реабилитации имеет следующие возможности:
- коррекция физического и психологического состояния инвалида;
- достижение независимости в повседневной жизни;
- преодоление дезадаптации и успешная социализация в обществе.
- если изучить проблемы инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната - можно эффективнее строить процесс трудотерапии в социальной реабилитации.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ научно-методической специализированной литературы;
- обобщение опыта по применению трудотерапии
Эмпирические:
- анкетирование, с целью выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»
- интервьюирование, с целью выявления особенностей взаимодействия трудотерапевта с инвалидами, проживающими в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»
Практическая значимость исследования заключается в успешном проведении занятий трудотерапией инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» и разработке рекомендаций по организации процесса трудотерапии в других психоневрологических интернатах.
Проблема исследования связана с тем, что в практике социальной работы в условиях психоневрологического интерната организация трудотерапии связана с узкой специализацией стационара, с сезонностью занятий и нехваткой специалистов по трудотерапии. Решение этих проблем будет максимально способствовать успешной социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
1. Возможности трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате
1.1 Организация социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната
Основным направлением социальной защиты инвалидов является реабилитация. Всемирная Организация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции.
Сущностью социальной реабилитации является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
По мнению Е.И. Холостовой [23], реабилитация - это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных реабилитационных мероприятий является интегрирование инвалидов с недостатком интеллектуального развития в общество.
Социальная реабилитация - это наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации [24]. Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения - с другой. Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции инвалидов в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.
Социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе [23].
По мнению О.С. Андреевой [2], социальная реабилитация может рассматриваться как:
- комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности;
- процесс, направленный на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.
Существуют 3 уровня реабилитации:
1. Микроуровень (самого инвалида).
2. Мезоуровень (инвалид среди других).
3. Макроуровень (в рамках всего социума).
Этапы реабилитации:
1. Диагностика уровня развития, анализ имеющихся документов, беседы.
2. Разработка индивидуальных программ реабилитации.
3. Реализация реабилитационных мероприятий.
Как считает О.А. Богданова [3], социальная реабилитация осуществляется в двух самостоятельных направлениях:
а) приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития иных сфер жизни и т.д.)
б) приспособление инвалида к своему дефекту, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможно независимое социальное функционирование.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ею основных принципов, к которым относят:
адресность, непрерывность, этапность, доступность, комплексность, дифференцированность, последовательность, добровольность, гуманность,
преемственность, конфиденциальность [13,14].
Социальная реабилитация инвалидов - это комплекс мер, которые направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса, развитие (формирование) социальных навыков и умений личного и общественного плана [11, 15].
Методы социальной реабилитации:
- информационно-консультационная беседа (универсальный метод);
- психологический тренинг;
- направленное наблюдение;
Методы социальной терапии: психотерапия, гарденотерапия, библиотерапия, арттерапия, иппотерапия, глинотерапия и пр. [2,24].
Социальная реабилитация в психоневрологическом интернате отличается своей спецификой, имеет свои цели и задачи, обусловленные особенностями психических заболеваний граждан, проживающих в учреждении.
Н.Ф. Дементьева [6] выделяет основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:
- создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);
- организация жизнедеятельности инвалидов;
- социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.
Направления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:
- проведение социальной диагностики;
- организация занятости инвалидов;
- организация содержательного досуга;
- защита личностных и имущественных прав инвалидов;
- поддержание родственных связей и контактов;
- организация трудовой деятельности [6,8].
По мнению Э.В. Устиновой, социальная реабилитация включает в себя социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.
Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов [24].
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают в себя:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- адаптационное обучение инвалида и его семьи;
- обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности, овладению социальными навыками;
- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
- адаптация жилья инвалида к его потребностям.
Т.В. Зозуля [10], определяет, что социально-средовая ориентация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.
Мероприятия по социально-средовой ориентации в себя включают:
- социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную психологическую и медико-психологическую помощь);
- обучение общению;
- обучение социальной независимости;
- обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;
- оказание помощи в решении личных проблем;
- социальный патронаж семьи [17].
Социально-бытовая реабилитация включает в себя:
- социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания);
- социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности);
- социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума);
- трудовая и профессиональная реабилитация - направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида;
- психолого-педагогическая реабилитация - направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика) [10,17].
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать отношения к еще более слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалидов в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Таким образом, социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического общества, с третьей стороны - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.
1.2 Характеристика контингента и условий их проживания в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»
Психоневрологические интернаты для взрослых входят в общую систему психиатрической помощи населению и предназначены для проживания больных с хроническими формами заболеваний. Обычно это люди, неспособные жить в семье и обществе в силу утраты либо недоразвития способностей к самообслуживанию, самообеспечению и продуктивной коммуникативной деятельности.
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам 1 и 2 группы независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания [20].
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [17, 19].
Приём в дом интернат производится по путёвке органов социальной защиты населения, её выдают на основании заявления о приёме в дом интернат и медицинской карты, оформленной районным отделом социального обеспечения и лечебно-профилактическим учреждением, справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) [2].
В психоневрологический интернат принимаются престарелые и инвалиды 1 и 2 групп, страдающие определёнными психическими заболеваниями и нуждающиеся по состоянию здоровья вместе с этим в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи [19].
Они помещаются в такой интернат независимо от того, есть ли у него родственники, обязанные по закону их содержать или нет. Обязанности дома-интерната определяются его задачами и функциями, которые установлены положением.
В соответствии с нормативными актами в психоневрологические интернаты принимают лиц с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также больных, страдающих затяжными формами психических заболеваний.