Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра социальной работы

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ (АМЕРИКАНСКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ) ПРОГРАММ ЛЬГОТНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Дипломная работа

Исполнитель студент группы ЗСР - 616

Халиуллина М.М.

Научный руководитель: к.соц.н, доцент кафедры СР

Масленцева Н.Ю,

Екатеринбург 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Дети с ограниченными возможностями как объект социальной защиты

1.1 Характеристикам детей с ограниченными возможностями

1.2 Нормативно-правовая база социальной защиты детей-инвалидов

1.3 Социально-медицинская помощь

2. Зарубежный опыт социально-медицинской помощи детям с ограниченными возможностями

2.1 Особенности организации медицинского страхования в зарубежных странах

2.2 Социальная защита в США и странах Европы

3. Возможности реализации зарубежных программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями на базе стоматологической поликлиники г.Екатеринбурга47

3.1 Виды стоматологической помощи, оказываемые в рамках программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

3.2 Реализация программ международной стоматологической ассоциации (FDI) для детей с ограниченными возможностями

3.3 Реализация зарубежных программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями на территории Российской Федерации

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени, семьи с детьми-инвалидами были оставлены один на один со своими проблемами, а дети, в зависимости от сложности заболевания, заперты в четырех стенах квартиры или специального интерната. В современных условиях гуманизации общества, на смену закрытым учреждениям по воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями, приходит система комплексной реабилитационной помощи семье и ребенку.

Сущность социального обслуживания ребенка-инвалида и его семьи заключается в деятельности по организации и оказанию помощи семье, способствующей оптимизации процесса социализации.

Принятие нормативных актов по защите инвалидов, на различных уровнях власти, от Федерального до местного, свидетельствует о том, что государственные структуры и общество в целом признали, что проблема инвалидности существует, ее решение является приоритетным направлением как области социальной защиты населения, так и государства в целом.

В систему комплексной помощи входят: организация воспитания и обучения; организация культурно-досугового пространства и летнего отдыха детей; социально-бытовая адаптация; коррекция имеющихся нарушений; профориентация и социально-трудовая реабилитация; медицинская и спортивная реабилитация; консультационная помощь; просветительская пропаганда и формирование общественного мнения по проблеме инвалидности.

Основная цель социальной защиты -- сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это также и медицинская задача. Любые услуги социальной защиты так или иначе защищают здоровье и жизнь обездоленных лиц. И действительно, распределяются ли благотворительные дары, обеспечиваются ли ночлегом бомжи, пресекаются ли наркомания, алкоголизм, другие порочные наклонности, ведется ли доставка дров, лекарств, пенсий, проявляется ли просто участие и интерес к судьбе защищаемых людей -- все это прямо или косвенно касается здоровья и жизни подопечных людей. Оттого не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, т. е. среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы), речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т. е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.

Данная проблема изучается Международной Стоматологической Ассоциацией (FDI), поддерживаемой ООН.

Основными авторами изучения являются доктор Питер Свис, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор АЕ, заместитель генерального директора ОАО «Стоматология» вице-президен Стоматологической Ассоциации В.Д.Вагнер.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что для детей-инвалидов характерен высокий уровень стоматологической заболеваемости и потребности в лечении. Неудовлетворительное качество оказания стоматологической помощи таким детям обусловлено не только особенностями патогенеза основного заболевания, но и отсутствием стройной системы организации стоматологической и лечебно-профилактической помощи данной категории детей.

Объектом дипломной работы являются дети с ограниченными возможностями, предметом - возможность применения программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями.

Цель работы - изучить возможность применения зарубежных программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями.

Задачи: 1). изучить теоретические аспекты социальной помощи детям с ограниченными возможностями;

2). изучить зарубежный опыт социально-медицинской помощи детям с ограниченными возможностями;

3) зарубежные программы льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями;

4). изучить возможности применения данных программ на территории Российской Федерации.

1. ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1 Характеристикам детей с ограниченными возможностями

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

Характеристика детей с ограниченными возможностями.

Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг -- любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

- ограниченная возможность -- любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- недееспособность (инвалидность) -- любое следствие дефекта или
ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие, принятое в западных странах, -- «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков - физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток -- это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток -- подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos -- малый и phren -- ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой (дебильности) до глубокой (идиотии).

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице -- трагедия, для других -- тяжелое осознание того, что ребенок с ограниченными возможностями будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога, сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок -- это сверхтяжелое испытание для родителей.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им зачастую нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:

обеспечение педагогической направленности содержания,
форм, методов, используемых в ходе работы;

изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;

организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;

представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;

Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут
выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться
признаком одаренности.

Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:

- уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести
ответственность за свои поступки;

- умение находить общий язык и радость в общении с людьми
всех возрастов.

1.2 Нормативно-правовая база социальной защиты детей-инвалидов

До 1980 года детей-инвалидов в России официально вообще не существовало. Только в 1979 году впервые был принят Перечень показаний, дающих право признать ребенка инвалидом. Он был несовершенным, но, наконец, было сказано, что дети-инвалиды в стране есть. И лишь в 1991 году введены в действие "Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом". Перечень заболеваний, дающих право на инвалидность, в нем значительно расширен. С выходом этого документа в стане начала создаваться система социально-педагогического обслуживания и социальной защиты детей-инвалидов и семей, воспитывающих их.

В ноябре 1999 года исполнилось десять лет Конвенции о правах ребенка - документу Международного Правового стандарта, в котором содержатся требования по защите прав и интересов детей, обеспечению их активного участия в жизни общества.

Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 года и в сентябре того же года вступила в силу в Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что еще до принятия Конвенции законодательство Советского Союза и России, как республики в составе, во многом соответствовало ее положениям. Прежде всего, это касалось социального обеспечения детей.

Переход страны на путь рыночной экономики потребовал нового взгляда на нормы Конвенции и их реализацию в условиях уже современной России, что выразилось как в развитии законодательства в интересах детей, так и в действиях по его обеспечению. Делается многое для сохранения доступных в ряде сфер результатов, а также для смягчения влияния кризисных явлений в обществе и экономике на их положение.

Но, вместе с тем, состояние социально-правовой защиты детства, на сегодняшний день, нуждается в доработке. [3, с. 16] [16, с. 21]

Так остаются невыполненными существенные требования ряда статей Конвенции ООН о правах ребенка. Например, ст. 27 - о праве каждого ребенка на уровень, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития. Принятые нормативные акты о социальной помощи, не оказывают поддержки многим семьям с детьми и детям.

Нельзя считать выполненным и требование ст. 24 Конвенции об охране здоровья детей - о предоставлении каждому ребенку права на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановление здоровья, обеспечение доступа к этим услугам. Подобная гарантия не предусмотрена нашим законодательством.

Основным законодательным актом, регулирующим область социального обслуживания в России, является Федеральный Закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Закон принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный Закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами Международного права, устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

В настоящее время приоритетное развитие получили реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков. Для обеспечения их работы в новых условиях, Минтрудом России разработан законопроект "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". [39, с. 4]

Предполагается, что новый закон обеспечит семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, право на получение гарантированных государством социальных услуг, необходимых для преодоления этой ситуации.

Основным законодательным документом, регулирующим область социальной защиты инвалидов, является Федеральный Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Закон принят Государственной Думой 20 июля 1995 года, одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. Этот закон стал в истории страны документом, соответствующим мировым стандартам. Закон был принят с большим трудом, преодолевая различные вето, понимая, что финансирование пойдет туго. Но все же приняли, а значит, признали: есть в обществе такая категория людей, как инвалиды, и она нуждается в особой защите со стороны государства.

Статья 1 данного закона дает определение понятия инвалид. Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. [1, с. 5]

Согласно статьи 9 Федерального Закона, реабилитация инвалидов - это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

В законе четко оговорены гарантированные государством льготы, такие как: обеспечение инвалидов жилой площадью, обеспечение занятости инвалидов, рассмотрены льготы в области образования и воспитания, санаторно-курортное лечение инвалидов, транспортное обслуживание и другие.

Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. [1, с. 15]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты